Преподобный Исаак Сирин о безмолвии и молитвенных слезах

Из известных святых отцов, писавших о христи­анской аскезе, ведущей к спасительному опыту не­ложного Боговёдения и Боговйдения, старец Михаил особенно почитал, наряду с преподобным Иоанном Лествичником, преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского (втор, полов. VII — нач. VIII; память — 28 января / 10 февраля). Его поучениями о сущности и цели монашеского жития сам старец руководствовал­ся постоянно, часто ссылаясь на письменное наследие этого столпа православного монашества и в беседах с духовными чадами.

Преподобный Исаак — исихаст еще сравнитель­но ранней поры развития самого исихазма, но в его писаниях исихастский духовный опыт отражен уже с достаточной полнотой — в частности и касатель­но тончайших оттенков движения человеческой души на всех ступенях ее земного «молитвенного делания» во имя достижения Царства Небесного. А, как мы знаем, именно подобным тончайшим сто­ронам отношений человека — и с Богом, и с окружа­ющими людьми — отец Михаил всегда придавал осо­бо важное значение.

Именно поэтому здесь и предлагаются вниманию читателей некоторые фрагменты из «Слов» препо­добного Исаака Сирина — не только как поучения, которым были весьма близки по духу дошедшие до нас отдельные высказывания старца Михаила, но также и как прекрасно показывающие, у кого он учился иноческой мудрости и что ему в ней, судя и по поучениям его, и по святой его жизни, было осо­бенно дорого.

Из «Слов подвижнических» преподобного Исаака Сирина (о достижении «области слёз», о безмолствующих и духовной молитве)

«Скажу тебе нечто, и не сомневайся в этом; не пре­небрегай и прочими словами моими как чем-то ма­ловажным; потому что предавшие мне это — люди правдивые, и я, как в этом слове, так и во всех сло­вах моих, сказываю тебе истину. Если повесишь себя за вежды очей своих, то, пока не достигнешь чрез это слез, не думай, что достиг уже чего-то в прохож­дении жизни своей. Ибо доныне миру служит сокро­венное твое, то есть ведешь мирскую жизнь и Божие дело делаешь внутренним человеком, а внутренний человек еще бесплоден, потому что плод его начина­ется слезами. Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего, по­ставил ногу свою на стезю нового века и начал обо­нять тот чудный новый воздух. И тогда начинает он источать слезы, потому что приблизилась болезнь рождения духовного младенца, так как общая всех матерь, благодать, поспешает таинственно породить душе Божественный образ для света будущего века. А когда наступит время рождения, тогда ум начинает возбуждаться чем-то тамошним, подобно дыханию, какое младенец почерпает извнутри членов, в кото­рых обыкновенно питается. И поелику не терпит того, что для него еще необычно, то начинает вдруг по­буждать тело к воплю, смешанному с сладостию меда. И в какой мере питается внутренний младенец, в та­кой же бывает приращение слез. Но сей описанный мною чин слез не тот, какой с промежутками бывает у безмолвствующих; потому что и у всякого, пребыва-

Преподобный Исаак Сирин о безмолвии и молитвенных слезах - student2.ru

ющего в безмолвии с Богом, бывает по временам сие утешение, то — когда он в мысленном созерцании, то — когда занят словами Писаний, то — когда бывает в молитвенном собеседовании. Но я говорю не о сем чине слез, а о том, какой бывает у плачущего непре­рывно день и ночь.

Но кто в действительности и точности нашел истину сих образов, тот нашел оное в безмолвии. Ибо очи его уподобляются водному источнику до двух и более лет, а потом приходит он в умирение помыслов; по умирении же помыслов, сколько вмещает отчасти естество, входит в тот покой, о котором сказал Святой Павел (Евр 4, 3); а от сего мирного упокоения ум начинает созерцать тайны; ибо тогда Дух Святой начинает открывать ему небесное, и вселяется в него Бог и воскрешает в нем плод Духа, и от того, несколько неясно и как бы гадательно, человек ощущает в себе то изменение, какое должно приять внутреннее естество при обновлении всяческих.

Сие на память себе и всякому, читающему сочине­ние это, написал я, как постиг из разумения Писаний, из поведанного правдивыми устами, а немногое из соб­ственного опыта, чтобы послужило это мне в помощь по молитвам тех, кому будет сие на пользу, потому что употребил я на это немалый труд.

Но послушай еще, что' теперь скажу тебе и чему на­учился из не лживых уст. Когда входишь в область умирения помыслов, тогда отъемлется у тебя множество слез, и потом приходят к тебе слезы в меру и в над­лежащее время. Это есть самая точная истина; короче сказать, так верует вся Церковь».

* * *

«...Если человек в начале своего безмолвия не ощу­щает силы... созерцаний, по причине парения ума своего и не может еще возноситься к силам... чудес Божиих, то да не приходит в уныние и да не оставляет тишины безмолвной жизни своей! Ибо и земледелец, когда сеет, не тотчас с посевом семени видит и колос, но за сеянием следуют у него уныние, труд, изнеможе­ние собственных членов... А когда претерпит это, при­ходит иное время, в которое услаждается делатель, и скачет, и радуется, и веселится.

Какое же это время? Когда вкусит он хлеба, до­бытого потом своим, и в безмолвии соблюдено будет размышление его. Ибо великую и нескончаемую сла­дость возбуждают в сердце и в неизреченное удив­ление приводят ум безмолвие и это сказанное выше терпеливое в безмолвии размышление. И блажен, кто терпеливо пребывает в оном, потому что отверзся пред ним сей боготочный источник, и пил он из него, и насладился, и не перестанет пить из него всегда, во всякое время. Во всякий час дня и ночи, до скон­чания и последнего предела целой своей временной этой жизни.

Вопрос: Что главное во всех трудах дела сего, то есть безмолвия, чтобы человеку, который дошел и до сего, можно было знать, что достиг уже он совершенства в житии?

Ответ: То, когда сподобится человек непрестан­ного пребывания в молитве. Ибо как скоро достиг он сего, взошел на высоту всех добродетелей, и соделался уже обителию Святого Духа. А если кто не приял несо­мненно сея благодати Утешителя, то не может свобод­но совершать пребывание в сей молитве, потому что, как сказано, когда вселится в ком из людей Дух, тогда не прекратит он молитвы, ибо Сам Дух молится всег­да (Рим 8, 26). Тогда и в сонном, и в бодрственном со­стоянии человека молитва не пресекается в душе его, но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже и глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и испарения молитвы. Тогда молитва не отлучается от него, но всякий час, хотя и не обнаруживается в нем внешне, однако в то же время совершает в нем служ­бу Божию втайне. Ибо молчание чистых один из хри- стоносных мужей называет молитвою, потому что по­мыслы их суть Божественные движения, а движения чистого сердца и ума суть кроткие гласы, которыми со­кровенно воспевают Сокровенного.

Вопрос: Что такое духовная молитва?

Ответ: Душевные движения, за строгую непороч­ность и чистоту, делаются причастными действенности Святого Духа. И ее сподобляется один из многих тысяч людей, потому что это — тайна будущего состояния и жития. Ибо он возносится, и естество пребывает не­действенным, без всякого движения и памятования о здешнем. Не молитвою молится душа, но чувством ощущает духовные вещи оного века, превышающие понятие человеческое, уразумение которых возможно только силою Святого Духа. А это есть умное созерцание, но не движение и не взыскание молитвы, хотя от молит­вы заимствовало себе начало. Ибо чрез это некоторые из подобных сим людей достигали уже совершенства чистоты. И нет часа, в который бы внутреннее их движе­ние было бы не в молитве, как сказали мы выше. И когда приникает Дух Святой, всегда обретает таковых в мо­литве и от этой молитвы возносит их к созерцанию, ко­торое называется духовным зрением. Ибо не имеют они нужды в образе продолжительной молитвы, ни в стоя­нии и в чине продолжительной службы. Для них доста­точно вспомянуть о Боге, и тотчас пленяются любовию Его. Впрочем, не нерадят совершенно и о стоянии на мо­литве, когда воздают честь молитве и, кроме непрестан­ной молитвы, в назначенные часы стоят на ногах.

Ибо видим святого Антония стоящим на молитве девятого часа и ощутившим возношение ума своего. И другой из отцов, с воздетыми руками стоя на молит­ве, приходил в восхищение на четыре дня. И другие многие, во время таковой молитвы пленяемы были сильным памятованием о Боге и великою любовию к Нему и приходили в восхищение. Сподобляется же ее [такой молитвы] человек, когда хранением заповедей Господних, противящихся греху, и внутренне и наруж­но совлечется греха. Кто возлюбит сии заповеди и вос­пользуется ими по чину, для того необходимым сдела­ется освободиться от многих человеческих дел, то есть совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по есте­ству, но по потребности. Кто ведет жизнь по образу Законоположника и руководствуется заповедями Его, в том невозможно оставаться греху. Посему Господь [и] обетовал в Евангелии сохранившему заповеди [Его] со­творить у него обитель (Ин 14,23)».

* * *

«...Послушай же, как человек утончается, приобре­тает духовность и уподобляется в житии невидимым Силам, которые служение свое отправляют не чув­ственно производимыми делами, но совершаемыми заботливостию ума. Когда ведение вознесется над зем­ным и над попечением о делании земного и начнет испытывать свои помышления в том, что сокрыто от очей внутри, и некоторым образом станет пренебре­гать тем, от чего бывает непотребство страстей, и про­стрется горе, и последует вере в попечении о будущем веке, и в вожделении обетованного нам, и в изыска­нии сокровенных таинств, тогда сама вера поглощает сие ведение, и обращается, и рождает оное снова, так что всецело становится оно духом.

Тогда может воспарять оно на крылах в области бесплотных, касаться глубин неосязаемого моря, представляя в уме Божественные и чудные действия правления в естествах существ мысленных и чув­ственных, и исследует духовные тайны, постигаемые мыслью простою и тонкою. Тогда внутренние чувства возбуждаются к духовному деланию сообразно состоя­нию, бывающему в оной жизни бессмертия и нетления, потому что еще в здешнем, как бы в тайне, оно прия­ло мысленное воскресение, в истинное свидетельство о всеобщем обновлении. <...>

Ибо пока не придет Тот, Кто есть совершение та­инств, и пока явно не сподобимся откровения оных, вера между Богом и святыми священнодействует неиз­реченные таинства, которых, по благодати Самого Хри­ста, и мы да сподобимся, здесь — как в залоге, а в самой действительной истине — там, во Царствии Небесном с любящими Его. Аминь.

Наши рекомендации