В.В.Набоков.(псевдоним В.Сирин).

Эхо родины как основной мотив лирики и первых прозаических произведений.

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) родился 22 апреля в Санкт-Петербурге в известной и уважаемой аристократической семье. Знание литературы и духовное развитие воплотилось в первые поэтические опыты. В шестнадцать лет Набоков на деньги отца выпустил тоненькую книжку своих стихов. Через много-много лет, уже известным писателем, в книге "Другие берега", Набоков скажет, что выпуск этой книги - самая большая его ошибка, и радует только то, что эта брошюрка не сохранилась. Возможно, так оно и есть. Единственное, что известно, - эти ранние стихотворения были лишь неумелым подражанием модному в то время символизму.
Октябрьская революция 1917 года в мгновение разрушила безоблачный мир юного Набокова, заставила его семью покинуть Россию. Неполных двадцати лет хватило писателю, чтобы создать свой образ России, и, затем, без изменений пронести его через многие свои произведения.
Рождение Набокова как писателя произошло уже в Берлине, где он поселился с семьей после эмиграции. Начиная с 1921 года, Набоков под псевдонимом В. Сирин публикует рассказы, стихи, переводы европейской поэзии и прозы в русских эмигрантских журналах Берлина.

В 1926 году выходит первый роман В. Сирина "Машенька" (в котором нет и восьмидесяти страниц). Однако этот первый роман во многом предопределил всю дальнейшую "сиринскую" прозу, заложил основу или фундамент конструкционной техники, уникального стиля, бесконечного "метаромана", в котором главные герои имеют второстепенное значение.

Стиль письма В.Набокова

Игра с читателем является ключевой особенностью творчества В. Набокова.

Тема внутренней пустоты Набокова, замкнутого на себе бога-творца создает двойственное ощущение, подобное тому, которое производил Лермонтов на своих современников (о чем не раз писал И. Андроников): «От него веет предельным холодом, но общение с ним (“светское”) весьма приятно». У Сирина – Набокова “писательство” стало самоцелью и самоутверждением».

Набокову пришлось дважды утверждаться как эмигранту. Игра заменяет и вытесняет жизнь - это модернистская концепция творчества отражается на отношении Набокова к своим героям.

Тема словесного мастерства Набокова, художественных фокусов, арлекиниады стиля. Кто же такой Набоков - бездушный акробат, или же Мастер , чарующий нас своим стилем как «полной смысла текстурой». Набоков никогда не скрывал своего восхищения искусством фокусника. Для него фокусник – творец. Читатель, направляясь по тексту вслед за писателем-«обманщиком», «фокусником», «волшебником», во-первых, вступает в процесс игры, чтобы получить эстетическое «наслаждение от текста»; во-вторых, он вовлекается в «композиционные игры по правилам».

Главным средством организации литературной игры в русскоязычных романах В. Набокова является игра с «чужим словом». В. Набоков часто использует чужие цитаты без кавычек, словно расставляет «ловушки»: угадает или нет читатель, чье это слово, откуда оно, с какой целью использовано?

Важной составляющей игры с читателем в этом плане является с и м в о л и к а. Тема поиска ключей связана с важным для В. Набокова мотивом потерянного времени.

Для В. Набокова ключ, имеющий свойство открывать, – своего рода форма рационального

познания. У него – писателя, отказывающего литературе в объективной реальности и жизнеподобии, нет ключей от Бога, рая, любви, творчества, закона. Однако для В. Набокова важен сам процесс их поиска, как попытка найти ответы на онтологические вопросы.

Важная тема - это «Лолита» и ее этико-эстетическая оценка. Многие англо-американские писатели осудили «Лолиту». Сама история издания скандальной книги ставит важнейшую проблему - где проходит граница между эстетикой и этикой?

"Русский" период творчества Набокова-Сирина

"Русские" романы Набокова-Сирина, наиболее ярко отражающих позиции автора, его alter ego в текстуре произведения. "Защита Лужина" (1929), третий роман Сирина- приводит читателя, по крайней мере, к двум интересным выводам. Гглавенствующией темой - тема тщетности, бесплодности усилий, недостижимости цели. Героя "Защиты Лужина", гениального шахматиста Лужина, доводит до помешательства и самоубийства именно невозможность решения задачи - граница, которую не удается перешагнуть.

Где-то в России погибает герой романа "Подвиг" (1932) Мартын, стремившейся совершить какой-нибудь подвиг, но оказавшийся на него не способен.
Произведениями, завершающими период русскоязычного творчества и перебросившими мостик в творчество будущее, англоязычное, явились романы "Приглашение на казнь" (1936) и "Дар" (1938). Что касается "Приглашения", то он, вероятно, наименее "русский" роман довоенного периода. "Дар" знаменателен же, прежде всего скандалом, разгоревшийся из-за его четвертой главы, издевательски описывавшей трагическую фигуру Н. Г. Чернышевского, которого превозносила эмигрантская общественность.

1940 года, спасаясь от фашистов, семья Набоковых (писатель, жена и сын) на корабле "Champlain" отплывают в Америку.

вывод

Подытоживая "русский" период творчества Набокова-Сирина, мне хотелось бы развеять один миф, сложившийся вокруг авторства бульварной повести "Роман с кокаином", приписываемого В. Набокову. Сейчас, после детальнейшего изучения произведений Набокова, можно с полной уверенностью сказать, что этой книги он не писал.

Наши рекомендации