Присутствие на божественной литургии, совершённой отцом михаилом
«Ранним утром, в четвертом часу 16 августа, в день моего отъезда, я пришел в келью отца Михаила, чтобы присутствовать на его Божественной Литургии и сподобиться Святого Причащения. Было еще довольно темно, когда я вошел в его келью. Отец Михаил, уже в облачении, завершал Проскомидию. Глубокая и торжественная тишина царила в келье. Два небольших подсвечника на престоле едва освещали обширное пространство комнаты. Стены и потолок таяли во мраке. Отец Михаил произносил священные слова неторопливо и отчетливо, с как бы созерцательной задумчивостью воспринимая каждое из них. Это была истинная Литургия духовного размышления, Литургия внутреннего созерцания. Представление о времени и пространстве исчезло. Это была сама вечность.
Я находился здесь один. Отец Михаил почти никогда не позволяет кому-либо присутствовать на его Литургии.
Как долго продолжалась она — сказать не могу. Казалось, что время остановилось, когда я причастился. В конце Литургии отец Михаил благословил меня иконой. "Помни, Сереженька, что я говорил тебе", — заключил старец при расставании.
ОТЪЕЗД ИЗ НОВОГО ВАЛААМА
Распрощавшись со старцем, я отправился в монастырский храм, где общая братская Литургия уже заканчивалась. Она была великолепна, но весьма отличалась от Литургии отца Михаила. Я попрощался с игуменом о. Нестором и с гостинником — о. Лукой. Монахи были удивлены, узнав, что отец Михаил позволил мне присутствовать на его Литургии и причастил меня. Он делает так очень редко. После завтрака отец Геннадий, добрый старый иеромонах, доставил меня в монастырской конной повозке к ближайшей автобусной остановке, в нескольких милях от обители. Мы проехали через бесконечный глухой лес по малонаезженной дороге. Я поведал отцу Геннадию свои впечатления от встречи со старцем Михаилом.
"Да, он — святой инок, — ответил отец Геннадий. — Едва ли еще найдется сколько-нибудь подобный ему”.
Три часа длилось мое путешествие до Куопио и далее на юг. Величественные северные леса и Новый Валаам остались позади.
ЛИЧНОСТЬ ОТЦА МИХАИЛА
Путешествуя на юг страны, я всё размышлял над своими беседами с отцом Михаилом.
Я посетил несколько дюжин монастырей по всему свету и смог побеседовать с чрезвычайно духовными людьми. Беседы же с отцом Михаилом представляли собой совсем иное. Впервые в моей жизни я оказался лицом к лицу с человеком, сумевшим достичь духовных высот, приведших меня в состояние совершенной немоты.
Я сказал бы, что личность отца Михаила можно лучше всего описать словами преподобного Макария Великого, египетского мистика IV века, [сказанными им о христианине, в котором] "благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина ни иудея, ни грешника ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить и еллинов, и иудеев. В иный час он — сын Царев, так твердо уповает на Сына Божия как на отца. Отверзаются пред ним двери, и входит он внутрь многих обителей; и по мере того как входит, снова отверзаются пред ним двери в соразмерном числе, например из ста обителей — в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса. Ему, как сыну и наследнику, вверяется то, что не может быть изречено естеством человеческим или выговорено устами и языком”.
Именно таков отец Михаил».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После кончины батюшки мать Феофания писала монахине Марии: «Славное и хорошее было время, когда был старец с нами, но я и теперь при воспоминании всегда обновляю свои мысли и чувства, ведь мне никто не мог столько уделить духовной и благодатной радости, как иеросхимонах Михаил! Пошли ему, Господи, Царство Небесное в присной жизни!»
Той же искренней благодарностью исполнены и слова другой его духовной дочери — монахини Ангелины (Жаворонковой): «Мы, то есть его "ангелочки”, как он шутя называл своих близких духовных чад, очень почитаем его и живем его наставлениями и его любовью».
...В свое время, в уже упоминавшейся выше книге «У "пещер Богом зданных"», наряду с рассказом об ие- росхимонахе Михаиле, впервые были даны с наивоз- можной полнотой также сведения и о другом замечательном печерском старце, чрезвычайно схожем по духу с отцом Михаилом, — иеросхимонахе (ныне уже преподобном) Симеоне (Желнине; 1960).
Это жизнеописание отца Симеона принесло, безусловно, немалую духовную пользу читателям, и, в известной степени, способствовало дальнейшему ускорению процесса канонизации столь замечательного инока — с причислением его к лику Собора Псково-Печерских святых, что и совершилось наконец в 2003 году.
И вот, сравнивая двух этих поистине духоносных старцев: валаамца Михаила, вернувшегося в конце жизни в столь любимую им Россию и окончившего свои дни в Печерской обители, с одной стороны, и изначально прожившего в ней, по сути, всю свою сознательную монашескую жизнь преподобного Симеона с другой, видишь, насколько же они были духовно близки и схожи! Схожи — никогда не прекращавшимся, как дыхание, молитвенным подвигом и стремлением к внутреннему уединенному молчанию, точнее — к мирному внутреннему безмолвию души (даже когда они находились среди
людей и общались с ними), схожи и замечательным неподдельным смирением, но главное — предельно свойственной им любовью к Богу, от которой они никогда не отделяли любви и к венцу Его творения — человеку...
Они ведь и заостряли постоянно внимание своих духовных чад совершенно на одном и том же, ставя на первое место в духовной жизни (беря за основу ее) именно обретение и хранение духа Любви Христовой, что и является главнейшей заповедью Божией — и по отношению к Самому Богу, и по отношению к человеку. Оба они не уставали повторять, что без такой Любви всё остальное, любые монашеские подвиги, не имеют никакого смысла и никакого спасения не приносят.
Точно так же оба они в один голос утверждали, что христианину необходимо — как своего рода постоянная среда обитания его души — искреннее покаяние, основанное на трезвом рассуждении и предельно смиренной самооценке (а не на «самоцене» и «возомнении» о самом себе, подсовываемых человеку лукавым): ведь именно постоянно присутствующее в человеке покаянное чувство
и дает ему духовные силы для смиренного перенесения скорбей, без которых не бывает спасения.
Недаром, подобно старцу Михаилу, и преподобный Симеон Псково-Печерский поучал в известных его «Наставлениях о спасении души»: «Желающий спасти свою душу должен помнить, что спастись невозможно без скорби и искушений, а посему и должен благодарить Бога за всё скорбное. Болезни, несчастья, клеветы,
обиды, неприятности, гонения и тому подобное есть спасение для человека.
Скорби есть по преимуществу удел спасающихся последнего времени: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14,22)... Через напрасные скорби и страдания мы прививаемся ко Кресту Христову... Как нельзя без воздуха дышать, без пищи — жить, без ног — ходить, так нельзя без скорбей войти в Царствие Небесное. Кто чуждается скорбей, тот отрекается от своего спасения и за временную сладость этой жизни лишается вечного, присноблаженного покоя».
Но ведь то же самое, как мы помним, говорил и старец Михаил, исходя из того же самого духовного опыта: «Терпи и терпи всё — все злострадания... Господь
испытывает верность скорбями. Всегда вступивших на иноческий путь ждут скорби... это для борьбы, для венцов».
А как схожи они в своем предельно благоговейном отношении к Святой Литургии и в своих советах пастве как можно чаще причащаться (тот же преподобный Симеон нередко благословлял своих болящих чад причащаться каждый день в течение, например, двух недель!).
И наконец, подобным же образом оба они одинаково подчеркивали в своих пастырских поучениях великое значение уединения и «внутреннего безмолвия», особенно для монашествующих. Так, наравне со старцем Михаилом, и преподобный Симеон советовал стремящимся к подвижнической жизни именно уединенный характер жития, говоря, в частности: «удобное уединенное место дает удобство для спасения. Уединение удаляет от человека суету мирскую, оставляет его с самим собою и Богом. Уединение способствует очищению сердца и помышлений, оно возбуждает подвиги и самоотречение. От уединения рождаются умиление и кротость, пребывание в келье в молчании, в упражнении (как в молитве, так и в поучении день и ночь Закону Божию) делает человека благочестивым», то есть неспособным уже нарушать заповеди, данные нам Богом.
Заметим, что именно этими спасительными качествами они предельно обладали и сами, и потому не удивительно, что знавшие их так часто упоминали впоследствии о таких равно присущих им свойствах, как особые кротость и смирение...
В эпилоге к изданной им книге о иеросхимонахе Михаиле игумен Герман (Подмошенский) отметил, что «с отъездом отца Михаила и валаамских монахов остаток старого иночества в Новом Валааме быстро сократился, и положение в нем оказалось настолько мало вдохновляющим для стремящейся к монашеству молодежи, что всего лишь малая горстка людей осталась на страже сокровищ былой славы Старого Валаама».
И действительно, к середине 1970-х годов в Ново- Валаамском монастыре осталось всего два (!) русских инока. Это были: архимандрит Симфориан (1892-1981) и монах Акакий, отошедший ко Господу в 110-летнем возрасте — в 1984 году. С той поры обитель населяют одни только монахи-финны, начавшие совершать богослужения полностью на финском языке уже с 1977 года.
Если русские ново-валаамцы многие годы ютились в небольшом деревянном храме (из двух перестроенных сараев), одновременно являвшемся для них и монастырской трапезной, то для себя финны довольно быстро построили каменный Спасо-Преображенский собор «в древнем стиле», освященный 5 июня 1977 года.
На 2008 год численность финской братии составляла 14 человек. Русских среди ново-валаамских иноков, естественно, нет...
Подлинный Валаам — «Старый», островной — начал восстанавливать прежнюю монашескую жизнь лишь в последнем десятилетии прошлого века — с исчезновением в России воинствующей атеистической власти... Постоянно растет число валаамской братии, возобновляются храмы и скиты, печатаются книги и альбомы о монастыре, вновь принимается значительное число паломников.
Новое поколение «старовалаамцев» было духовно укреплено обретением в августе 1991 года святых мощей — сначала афонского, а затем уже ставшего валаамским — инока Антипы (на Валааме с 1865 года; "(1882, причисленного, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, к лику Собора Валаамских святых.
В значительной степени именно преподобным Антипой и была восстановлена на Валааме древняя монашеская традиционная практика Иисусовой молитвы — воистину подлинного духовного дыхания православного иночества. И как раз на эту традицию исихастского «делания» молитвы Иисусовой, воспринятую от монахов — наследников преподобного Антипы, неизменно опирался всю свою внутренне затворническую жизнь
«последний великий старец Валаамский» иеросхимонах Михаил: так его сокровенный молитвенный подвиг, по сути, постоянно соединял иночество Святого Афона с иночеством суровой северной обители.
В святом деле сохранения истинного духа монашества этот валаамский и псково-печерский подвижник принял, безусловно, самое живое и плодотворное участие. По плодам же их и узнаете их, говорит нам Святое Евангелие (ср.: мф 7,16). И как мы знаем, старец Михаил действительно явил именно те самые плоды иноческого своего жития, о которых так просто и так опытномудро говорил еще святой апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... (Гал 5,22-23).
И потому вполне естественно и духовно закономерно, что, Промыслом Божиим, память о старце Михаиле не угасла, но, наоборот, все более крепнет — ив Псково-Печерской обители, и на Старом Валааме. С изданием же за последние десятилетия ряда книг и статей о нем имя его становится все более известным и почитаемым среди самых широких кругов православной России.
Отсюда вполне справедливыми представляются слова, сказанные в связи с этим игуменом Германом: «Молодые и энергичные духовные сыновья и почитатели отца Михаила имеют доступ к истории его жизни и поучениям [через посредство этих изданий]: как бы слабо они ни были выполнены». Думается, такой доступ окажется в значительной мере расширен, и поучения старца предстанут в гораздо большей полноте — с выходом в свет настоящей книги.
Но в любом случае глубоко прав игумен Герман, утверждающий в своих благодарных словах, посвященных памяти иеросхимонаха Михаила, что ныне «его образ великого исихаста двадцатого века сияет как яркая звезда во все более сгущающихся сумерках приближающегося конца мира». О том же говорится и в одном из изданий монастыря Святого Германа Аляскинского, где прямо утверждается: «Старец Михаил был последним великим старцем Валаама. Полуслепой, но прозорливый духовно, он обладал всеми чертами истинного сынаСвятой Руси».
...Хотя старец Михаил, в отличие от упоминавшегося выше преподобного Симеона Псково-Печерского, и не канонизирован Русской Церковью, тот же игумен Герман, выражая общее мнение многих православных, в предисловии к издаваемым им запискам монахини Марии назвал ее воспоминания «первоисточником» не просто жизнеописания старца Михаила, но именно «Жития иже во святых преподобного и богоносного отца нашего Михаила Валаамского».
Что ж, если будет на то воля Божия, и этот замечательный инок, возможно, займет со временем достойное место в ряду прославленных святых — как Валаамских, так и Псково-Печерских.
Поистине исповедническая верность иеросхимонаха Михаила церковным канонам, его достаточно и неоднократно явленная молитвенная помощь страждущим людям, великая мера всегда присущей ему христианской любви и неизменно проявлявшаяся им во взаимоотношениях с духовными чадами учительная мудрость — все это, действительно, может со временем стать естественным основанием к церковному прославлению «кроткого и тихого» (как писала монахиня Мария) старца Михаила...
Пока же лишь со смиренным упованием на это будем испрашивать его святых молитв и заступничества за нас, грешных, у небесного Престола Божия — там, куда он единственно и стремился в течение всей своей долгой, доброй и светлой жизни истинно православного русского инока.
ПРИЛОЖЕНИЯ