Из поучений иеросхимонаха михаила
Воспоминания монахини Марии донесли до нас отдельные поучения старца Михаила, разбросанные в ее записках о нем без особой системы. В настоящем же издании они по возможности собраны вместе и, безусловно, представляют интерес не только для характеристики личности самого старца, но и для общего духовного нашего назидания, что, собственно, и было всегда единственной целью иноческих советов самого старца Михаила.
Слова, сказанные им некогда конкретным лицам и в конкретных обстоятельствах, вполне приложимы в целом к жизни каждого христианина, в том числе и монашествующего: за этими словами стоит общий духовный опыт всей Православной Церкви, а потому они жизненно полезны каждому из нас.
О МОНАШЕСКОМ НАПРЯЖЕНИИ
«..."Больше настоящих монастырей не найдешь. Мир с его обычаями вошел во все обители и вводит свои порядки. Есть еще уединенники и отшельники в глухих, неведомых местах. Но когда придет конец последнему монастырю, прекратится Литургия, — тогда будет всему конец”.
"Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко — дешево стоит”.
О ПОСТЕ И ЧИСТОТЕ
"А я смотрю так на пост, — говорил [батюшка] другим, — это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте — это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы, — [но] не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в посте яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит во грех..."
"Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни к спасению, ни к утешению. Главное, внутри очищай сердце”.
Старец Михаил приводил из "Духовных наставлений монаха Исаии пречестной монахине Феодоре” [наставление]:
"Послушай, добрая госпожа моя, что скажу тебе: творящих милостыню, целомудренно и праведно живущих в мире много, но делателей Божиих, то есть ревнителей доброго и блаженного безмолвия, возводящего к святой чистоте сердца и непрестанному лицезрению Бога, мало найдешь и между оставившими мир. Избери же малую часть избранных Божиих и не страшись идти сим неучащаемым путем”.
“Это идеал — не нашей меры подвиг; кругом суета, и даже у нас в монастыре; везде — мир с его искаженными обычаями", — заключил батюшка.
Далее говорил батюшка: "Чистота сердца нужна!"
К слабым чадам своим отец Михаил относился очень снисходительно, но сам во всем соблюдал — во всех мелочах — "чин” и строгий порядок, храня самый строгий пост. В понедельник, среду и пяток не ел ничего, а в последнее время даже и чай не пил — иногда себе это позволял, когда очень утомлялся от большого числа посетителей.
Однажды к празднику Благовещения ему прислали посылку, там были рыбные котлеты: "Ну, — подумал я, — ради праздника разговеюсь, попробую, что Еленушка прислала (монахиня-псаломщица). Помолился — и вот ответ: нет, не ешь. Подумал — отдам другим, нельзя же бросить. Стал опять молиться, опять ответ — и другим нельзя дать... Что же, думаю, сделать? Что мне надо сделать, Господи? Пусть рыба — рыбу и ест! Брось в озеро — был ответ. Так я и сделал, бросил в озеро. Вот, сказал он, не знаю, что это было... может быть, было на скоромном, хотя и писали, что это приготовлено на маргарине, — [так ведь] и он бывает скоромный. Надо быть очень внимательным, особенно — на монашеском пути: что простится одному — за то взыщется с другого. Чем выше кто поднимается на духовную степень, тем требования к нему — строже и труднее. Блюдите, како опасно ходите”, — заключил батюшка.
О ПРИСТРАСТИИ
Во всех своих потребностях отец Михаил поистине был нищим; он любил только, чтобы богослужебные облачения были чисты и красивы.
"Вот, видишь ли, — ответил он на желание духовной дочери сделать ему на полку с богослужебными книгами красивую занавесочку, — была у меня занавесочка понаряднее, да загорелась от свечи; это мне указание, что не надо нарядной... Подарили мне скатерть белую, она мне понравилась; [так] вскоре попал на нее спирт и прожег две дыры... вот и "понравилась”, — заключил батюшка. "Возьми ее, разрежь на две части, посади заплаты — так она мне больше подойдет”, — сказал батюшка, отдавая эту скатерть.
Мантия [у него] была одна за всю жизнь; только перед отъездом его в Россию подарила ему одна монахиня сшитую для него легкую мантию. Ходил он всегда в своей келлии босиком, иногда, при чужих, надевая легкие туфли. У него была особенно болезненно-чувствительная кожа, появлялась часто краснота и опухоль; было это от постоянного стояния. Подрясник, из сурового цвета дешевой бумажной материи, подпоясан толстой веревкой. В пасхальную ночь или в особых случаях он облачался в полную схиму со шнурами.
О МОЛИТВЕ
"В молитве прежде всего покаяние со смирением и — благодарение..."
Давая указания, [старец] велел читать каждый день молитву Филарета Московского:
"Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою. Сердце мое отверсто. Ты зришь нужды, которых я и не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь".
"...Смиряться надо и за все благодарить”.
О молитве Иисусовой говоря, батюшка спросил: "Да как ты молишься? Ко всему должна быть подготовка.
Все эти приемы и дыхание, о которых читала, — оставь; только сердце может повредить, такие случаи бывали.
С Иисусовым именем, с этой молитвой, должен быть вопль из глубины сердца — тогда и будет молитва"».
Вообще о. Михаил — как валаамский духовник — весьма трезво, ибо опытно, ориентировался в учении о Иисусовой молитве. Недаром, когда в 1939 году в монастыре чуть ли не целый год жил о. Сергий Четвериков, готовивший тогда книгу об Иисусовой молитве, то тот нередко советовался по этому поводу с наиболее духовно опытными валаамскими иноками, творившими Иисусову молитву, и, как вспоминала монахиня Мария, «иногда в обсуждении разных вопросов на эту тему принимали участие и старцы, и о. Михаил — тогда еще Тимон».
Но продолжим поучения старца.
«В другой раз [батюшка] сказал:
"Молись так:
1. Иисусе Сладчайший и Дражайший, молю Тебя и умоляю — вся мне прости и спаси мя.
2. Иисусе Сладчайший и Дражайший, научи меня молиться, научи любить Тебя, исполнять заповеди Твои.
3. Иисусе Сладчайший и Дражайший, обогати меня смирением, кротостью и слезами, ибо нету меня другого пути к Тебе на небушко.
В такой молитве больше смирения".
И еще в другой раз сказал:
"Какая тебе молитва Иисусова?! — Мытареву молитву читай!" [то есть молитву евангельского мытаря: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лук 18,13)]».
"Всегда надо иметь хотя самую краткую молитовку и стараться всегда помнить, что Господь тебя видит, — ходить перед Господом старайся.
Идти вперед надо терпеливо, постепенно отстраняя все лишнее и многозаботливое (смотря по внутреннему состоянию)"
«Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться... а плоть возражает: не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять — все в меру... А без меры — и хорошее не будет на пользу».
«БУКВАРИ», ИЛИ ФАРИСЕЙСТВО
Особенно характерно было отношение отца Михаила к «букве законной», к мнимо-фарисейскому, мнимоправедному. Все должно быть внутренне живым, жизнью, и молитва должна быть живой жизнью.
Однажды мать Сергия (Фредерикс) получила [от батюшки] такой ответ на свое недоумение:
«Ты спрашиваешь об уставе, а знаешь ли, что устав родился от молитвы? И сам устав весь должен быть молитвой. А если не так и [если] будете только "букварями”, [то] хоть все правила вычитывай, сколько их ни есть, и сколько ни хвались ими, — они [то есть молитвословия из монашеского молитвенного правила. — Авт.] будут не на пользу душе, а даже на осуждение, если нет в них сердца сокрушенного и смиренного».
Как-то духовные чада спросили батюшку: «Теперь мы тайные монахини, батюшка; нам нужен устав — укажите нам».
Старец сказал: «Жили эти три тайные монахини вместе, в деревне ходили на работу или брали работу домой, постоянно имели общение с мирянами, бывали в их сообществе. [На просьбу монахинь батюшка ответил так:] А вот вам устав — заповеди блаженства знаете? Возьмите первую заповедь, начинайте ее, трудитесь над ней — вот вам и устав! Все добродетели и уставы — ничто без этой заповеди. Это у Лествичника читали ведь? (Это батюшка однажды рассказал духовной дочери, предостерегая от “внешнего только"). А если и все службы выстаивать будете, всё вычитывать, весь устав выполнять, а внутри не будете очищаться, то будете мнимо праведны, как фарисеи. И устав, и чтение — сами должны быть молитвою. От молитвы родился и создался устав и чин, и должен он быть внутренним, как и внешним. Готовиться надо к нему постепенно, со ступени на ступень восходить, а не сразу браться за высокое, — труд и труд нужен повседневный.
Без борьбы и труда нельзя обойтись. Кто без труда и опыта об уставе и чине только думает, тот подобен едва прошедшему сельскую школу и желающему понимать книги, которые изучают в Академии.
Вот, смотри, у нас на Валааме все вычитывают всё по уставу и чину... а как себя ведут, какая это монашеская жизнь? Как в храме стоят? Как один к другому относятся? К начальствующим?! К старцам?! Игумен — не игумен, духовник — не духовник: ничего будто не понимает. Это — не так сказал, это — не так сделал; всё переберут... и то — не то, и то — не так. Хорош — только когда по головке гладишь. А всё ведь вычитывают и кланяться умеют. О нестяжании и постничестве и не говори — слушать не станут. Вот какое пришло время”».
Это было уже на Новом Валааме после войны — сравнить нельзя было с настоящим Валаамом.
Фарисейства и одной только «буквы законной» отец Михаил не переносил. Для этого у него было свое особое слово «букварь»: «Не будь никогда букварем; я не говорю, что надо упускать, не выполнять, нет, — всё надо, но если только это, то это будет в осуждение».
Как-то раз две его духовных дочери, приехав на Валаам, захотели особороваться.
Отец Михаил дал с радостью свое благословение, но сам не мог совершить этот чин по болезни глаз — один глаз ничего не видел, а второй «глазик закапризничал», очень утомляясь от долгого [молитвенного] чтения. Он послал приехавших к благочинному о. Симфориану, — но тот отказался на том основании, что, когда он получал иеромонашество, в числе прочих правил от церковных властей было предписано соборовать только «в случае болезни».
Отец Михаил очень расстроился: «Вот так всё у нас и делается "по уставу"; вот уж этот Симфориан — букварь! У нас нынче и до Причастия допускают по уставу — через 3 недели».
«Был, — рассказывал батюшка, — такой случай: один брат плохо себя почувствовал, захотел исповедаться и причаститься, — нет, говорят, еще трех недель не прошло, не положено, подожди. Пошел я к ним и говорю: “Что вы делаете? Забыли, как жили первые христиане? Забыли апостольские правила? А что о. Иоанн Кронштадтский говорит?” Не послушались меня, а наутро брат этот и умер. Вот до чего могут дойти эти буквари».
Правила такого рода были строго предписаны финским Духовным Управлением.
О ЖЕРТВАХ БОГУ
«Многими скорбями — вот жертва Богу», — говорил батюшка.
«Какая бы ни была тучная жертва — не угодна она Богу, если хоть капля жаления в ней есть, хоть малая доля стяжания и пристрастия. Всё главное — в искренности,
правдивости, чистоте сердца. Жертва, угодная Богу, была жертва бедной вдовицы, потому что была всецелая, от чистого сердца, — такую жертву Он приемлет с любовью».
(Бывали случаи, когда отец Михаил, получая множество посылок и подарков, — не принимал их, отдавал сразу другим или же просто отказывался. Остальное — всегда раздавал другим, а денег совсем не брал, — а если брал, то или для церкви, или когда знал, что надо помочь другим. Бывало, приедут его чада — он и дорогу им всю оплатит, и с собой даст.)
После 65 лет возраста все в Финляндии получают маленькую пенсию; получали и монахи. За небольшим вычетом, эти деньги выдавали им на руки, но отец Михаил от них отказался, оставив их в пользу монастыря. "Разве монаху нужны деньги?! Я вот ничего не беру и от монастыря, а смотри — сколько всегда Господь мне дает; у меня все есть в изобилии — и масло, и вино, и свечи, и ладан". О пище отец Михаил даже не упомянул... "Кто всецело предал себя Богу — того Господь не оставит", — добавлял старец.
«Вот, послушай, что недавно было со мной. Кончался у меня ладан. Пошел просить у отца Луки (он был много лет гостинником, деловой, коммерческий и очень экономный), а отец Лука, как всегда, стал думать и медлить. Ладан кончается. Встал я на молитву и говорю: "Господи, знак ли это, что я должен кончить служить?.."
И вот ладан пришел к концу — отец Лука все медлит. А я получаю совсем неожиданно посылку из Америки. Прислал ее мой друг — отец Герман, через других. Отец Герман был канонархом на Старом Валааме; во время разделения — как старостильник — уехал с Валаама в Болгарию, потом в Сербию. В этой посылке было 2 килограмма чудного ладана: вот он», — показал отец Михаил. Более двадцати лет отец Герман ничего не давал о себе знать и — после такого перерыва! — прислал этот ладан в тот день, когда у отца Михаила кончился свой.
О ДАРАХ И ГРУЗАХ
[Учил старец Михаил:]
"Жизнь наша — это море, по которому надо плыть в своей лодке. Одни плывут ровно, благополучно — не перегруженные, другие — с волнением и опасностью, если есть большой груз, а третьи — с особой опасностью, сильно перегруженные.
Если ты принимаешь дары, ты обязываешься принять на себя и часть долгов этого человека. Какие это долги? Не вещественные, нет, а это — грехи. Должна молиться о прощении этих грехов, как о своих, — всё с тебя взыщется. Принимать можно только в случае крайней необходимости — не иначе; никакого лишнего груза не прибавляй к своим грехам. Едва ли кто сможет одолеть и снести тяжесть груза своего и чужих еще грехов в житейскую бурю. Безопаснее переплывают в своей лодке — не взяв чужих грехов со своими.
И еще скажу тебе: что не есть необходимость для мирян — то необходимо для монахов.
По мере устроения — каждому свои требования; других не суди — но смотри только на себя.
...И чем дальше идет человек по духовному пути, тем больше и теснее его окружают бесы, не терпящие сего пути. Бояться их не надо, но борьба — чем дальше, тем сильнее, и так до конца и должна быть — не на жизнь, а на смерть, во всем и во всех мелочах. Тут нужна большая осторожность и внимание, чтобы не утратить легко [то], что с трудом приобрел, и не потерять душевный мир — что драгоценнее всего”.
ВЗЯТКИ
[Учил старец:]
"Во всем надо быть очень внимательным к себе, во всех мелочах, не допускать ни малейшей лжи, или неискренности, или лести и человекоугодия.
Вот у меня одна мантия с того дня, как я пострижен. Схимочка тоже одна, давно ее себе приготовил, а куколя и теперь нет, а надо бы иметь его. Пошел к игумену за благословением — говорит: да пойди сам к портному, пусть сделает... Пошел я к нему, а он: нет и нет, не могу, не умею... Да ты — говорю — только скрой, а мне сошьют другие. Нет — говорит — не могу, не умею...
Я знал, что ему надо подарок сделать, и за подарок он всё сделает, что надо, — сумеет. Но знаю я и то, что за самое малое участие в этом деле подкупа, взятки, в этом грехе, — я буду в ответе, буду истязаем на мытарствах. Так ни с чем я и ушел от него. Давать повод другим и соучаствовать в их грехах — надо очень остерегаться...
Мы, монахи, даем обет нестяжания; обет надо всегда помнить”.
О ЛЮБВИ
"Главное же — это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится”.
Говоря о любви к ближним, отец Михаил указал на житие Пафнутия Великого: "Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает всё”».