На военной службе. прибытие на валаам и начало иноческого пути
«К сроку отбывания воинской повинности Михаил вернулся в Петербург. На военной службе он быстро пошел вперед. Скоро научился грамоте (читать он умел); надо было сдать экзамен, который он сдал на 5. "Только священник поставил мне 3, не задав ни одного вопроса и сказав саркастически: ну, чему ты мог учиться?” — вспоминал отец Михаил с улыбкой.
Очень он был способный, аккуратный и быстрый. Скоро произвели его в унтеры и взводного.
Все свободное время проводил он за чтением Святого Евангелия и Апостольских посланий — это было руководство его жизни. Часто, улегшись на свою койку и закрывшись с головой одеялом, чтобы его не видели, тихонько молился. Его спрашивают: "А ты все спишь, Михаил?" — "Да, я такой сонька, все сплю", — отвечал он на насмешки товарищей.
Будучи взводным, он, чтобы отвлечь своих ребят от дурных развлечений, читал им хорошие книги; иногда они устраивали в складчину себе угощение. Тех денег, что некоторые в один отпуск тратили, им хватало надолго. Постепенно к ним стали присоединяться и другие солдаты.
Офицеры и ротный командир очень любили Михаила. Но и в этот период много было нападений вражеских на Михаила — со стороны женщин. Молитва спасала.
Срок воинской повинности — три года и восемь месяцев — пришел к концу. По окончании этого срока всем солдатам выдавался бесплатный билет домой.
Послушно повинуясь указанию виденного под По- чаевом старца, Михаил взял билет на Валаам...
1 октября [ст. ст.], в Покров Пресвятой Богородицы, в 1902 году, усердно помолившись за Литургией, простился Михаил навсегда с миром и на следующий день на пароходе отплыл в обитель Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Вступил Михаил в монастырь при игумене Гаврииле. До пострига был Михаил 13 лет послушником, ища внутреннего, углубляясь в себя. Выполнял он и разные послушания — усердно и безропотно. Был келейником; работал в хлебной; 6 лет был в Авраамиевском скиту; выполнял разные работы. 7 лет был свечником и певчим на Валаамском подворье в Петербурге, в часовне Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. Но главное его стремление было — к духовному совершенству.
Из следующего воспоминания видно, какую брань за чистоту и воздержание вел юный инок.
"Господь не терпит ни малейшего пристрастия и увлечения чем-нибудь, — вспоминал батюшка. И еще расскажу: когда я был молодым монахом, работали летом на сенокосе; там работали с нами и женщины. В час отдыха одна из них поправляла волосы — распустила их и стала заплетать косы. Взглянул я случайно, проходя мимо, и только подумал: "Какое красивое украшение у женщины — волосы". Только подумал — и забыл. А когда встал на молитву... Царица Небесная отворачивает лик Свой от меня... "Что это? — подумал я. — Что я сделал?" И понял, что не любо Ей, что я полюбовался только мимоходом красотой волос. Нельзя и подумать о тленной, мирской красоте тела монаху. И возопил я к Ней: "Не буду, никогда больше смотреть не буду" — обещал я Божией Матери. Тогда Она опять оборотила ко мне Свой пречистый лик".
И [сам] отец Михаил не допускал для себя ничего нарядного, привлекающего взор».
ОТ ПОСЛУШНИЧЕСТВА К ИЕРОМОНАШЕСТВУ: «БОЖИЙ ПРОМЫСЛ УПРАВЛЯЕТ ВСЕМ!»
...Монастырская жизнь шла своим чередом. С перемещением игумена Гавриила в другую обитель валаамским игуменом стал отец Маврикий, весьма благосклонно относившийся к своему келейнику — послушнику Михаилу.
Монахиня Мария вспоминает: «Игумена Маврикия и наместника Иоасафа [в будущем — непримиримого борца с обновленцами-новостильниками] отец Михаил всегда вспоминал с благодарностью и любовью». Как свидетельствует его «Автобиография», он исполнял в свое время послушание келейника у обоих этих наместников: у первого — два года, у второго — восемь лет.
«Большим его заступником был наместник Иоасаф. Видя, что упорно препятствуют и не хотят ему давать мантию, наместник Иоасаф в конце концов
решительно заявил: "Если ему теперь не дадите мантию, то я уеду из монастыря”. Другие возражали и спорили с ним: он, мол, и теперь только духовного ищет, а когда получит мантию — и совсем перестанет работать, а нам в монастыре работники нужны. Но наместник и игумен настояли, и через 13 лет послушничества [будущий схимник] Михаил был пострижен с именем Тимон, в честь одного от 70-ти апостолов».
Впрочем, по данным «Автобиографии», постриг отца Тимона совершился не через тринадцать, а через двенадцать лет послушничества — в 1914 году.
Записки матери Марии донесли до нас и ряд воспоминаний о. Тимона-Михаила о его жизни и внутреннем настрое в последние предреволюционные годы. Так, она пишет: «Ища тишины и уединения для не развлеченной молитвы... живя в скиту Преподобного Сергия, задумал построить себе в отдалении келейку. Скит был расположен на гранитных скалах, покрытых вековым хвойным лесом. Местами скалы совсем отвесно спускались в воды проливов, образуя обрывы в несколько сажен вышиной. Зима была суровая, оттепель сменили морозы, скалы и камни были покрыты льдом.
Избушка-келейка, которую строил себе отец Тимон, была почти готова. Чтобы ее закончить, пошел он искать по берегу недостающий материал.
"Не знаю, — рассказывал старец, — как оступился на самой скале, упал вниз на лед прямо головой. Потерял сознание. Когда очнулся, пришел в себя, — ничего не помню и не понимаю: смотрю, смотрю — не узнаю места, не понимаю, где я, зачем тут, почему на льду, спрашиваю себя, что же я должен делать, куда идти? Ничего не знаю и не понимаю... все забыл. Вот в какое состояние пришел. Встал и пошел тихонько — не знаю сам куда и не понимаю, кто я и сам-то. Поднял глаза на скалу, вижу — стоит избушка, думаю, какая красивая келейка, и тут-то и вспомнил, что это моя келейка”.
Пошел отец Тимон к своему старцу и все ему рассказал, что с ним случилось. Старец, выслушав, сказал: "Смотри, не указание ли это тебе? Тебе рано еще жить отшельником, вернись лучше в монастырь". Отец Тимон так и сделал.
Говоря о послушании как об основе монашеской жизни, отец Тимон, однако, предостерегал и здесь. Во всем должно быть внимание и рассуждение... Случилось в его жизни однажды, что пошел он и против послушания.
Пробыв довольно долгое время на Валаамском подворье в Петербурге, свечником и певчим на Калашниковской набережной в часовне Святых Бориса и Глеба, отец Тимон очень этим тяготился. Когда его опять назначили в Петербург, он был в большом горе; шум и суета были ему несносны. Однако он не решился возражать. "Пошел к вечерне с тяжелым сердцем, — вспоминал старец. — Стою молюсь, вдруг вижу огромную пасть, такую огромную, как устье Невы, где Шлиссельбург... Вот-вот эта пасть откроется и поглотит меня... Шея длинная у этого страшилища — как до Петербурга от Шлиссельбурга. И слышу, голос мне говорит: ослушайся, откажись, не поезжай!.. Ну, думаю, это вражеское искушение, это я сам ехать не хочу. Стою молюсь... "Пойди откажись!" — слышно ясно опять. Страшно стало, думаю — еще постою помолюсь, пройдет. Нет, опять слышу: "Иди сейчас же!.." Задрожал я, пот выступил... стою, упорно молюсь — слышу строгий голос: "Если ты сейчас же не пойдешь отказаться, — тебя на руках вынесут!"
Дрожу я, плачу, слезы льются, иду из церкви, пошел к духовнику — не застал его, и это было по воле Божией, потому что духовник ни за что не позволил бы идти против послушания. Пошел к игумену, все ему рассказал. "Хорошо, — говорит, — я посоветуюсь и подумаю..."
Все было готово к отъезду, но наутро решение отменили, и отец Тимон остался в обители.
"Вот, — прибавил батюшка, — нужно большое внимание к себе и рассуждение: и в послушании может
быть большое искушение, которое легко погубит многие труды многих лет"».
«В те годы, — продолжает свой пересказ воспоминаний старца монахиня Мария, — Валаам посещало огромное количество богомольцев; братии было до 1500 человек.
Приезжала туда со сбором тайная монахиня Серафима (Марфа). Она была известна своей высокой духовной жизнью. Жила всегда на Кавказе (город Адлер) у крестьянина. Не пропуская ни одного случая напитаться у духовно опытных, отец Тимон много беседовал с Серафимой... Она ему порассказала и о своей жизни.
Жила она в избушке, и вот однажды, читая Святое Евангелие, задумалась над тем, как Господь наш Спаситель молился и постился сорок дней, и сама решила поститься сорок дней. Заперлась она в бане и велела хозяину, если не выйдет через сорок дней, открыть двери. Простояла на молитве двадцать суток, сильно ослабла безо всякой пищи, упала как мертвая на пол, думала, умирает, потом чувствует, будто стал ее ветерок какой овевать, легче и легче стало. Встала на ноги и продолжала свой молитвенный подвиг и следующие двадцать дней без пищи... "Великая была подвижница”, — прибавил отец Михаил.
Многим поделилась с ним она из своего опыта, и о молитве Иисусовой много говорила. На его вопрос об иеромонашестве она сказала: "Ты иеромонашества не ищешь — хорошо делаешь, но нет наказания, которое тебе подошло бы за отказ от него, когда оно придет”.
И это время пришло, тогда уже отец Тимон был в сане диакона, через три года после пострига (1917). Как перед получением мантии некоторые правящие отцы всячески препятствовали, так и теперь старались не допустить отца Тимона до сана иеромонаха. Несмотря на все эти возражения и споры, неожиданно пришли бумаги от епископа; упорствовать больше не могли, сделали, как обычно, экзамен и... "Господь все совершил”, — добавил старец. Один из вопросов на экзамене был такой: "Кто управляет миром?” Ответ отца Тимона: "Господь управляет, Божий Промысл управляет всем”. Другой вопрос: "Всегда ли это так и во всем ли?” На это
он так ответил: "Да, всегда и во всем". А какие были другие вопросы, "не помню уж”, — заключил старец...» Итак, в 1921 году (в соответствии с данными его «Автобиографии») отец Тимон стал наконец иеромонахом, священником Бога Живаго, прожив до того почти двадцать лет на Валааме, который в это время, в связи с принесенными революцией бедами, переделами и изменениями государственных границ России, оказался временно на территории совсем иной страны — получившей из рук большевиков свою независимость Финляндии (это было, по сути, их платой финнам за задержание последними эшелонов с воинскими частями, предполагавшими идти на Петроград для освобождения его от большевиков).
Неожиданно наступившая независимость Финляндии лишила валаамских иноков Родины, но в то же время сохранила для них возможность продолжить — почти еще на два десятилетия! — монашеское служение Господу в стенах древней обители. Их, всё еще спасавшихся в ней, оставалось теперь порядка пятисот — шестисот человек (вместе с трудниками, число которых постоянно менялось) — против почти полутора тысяч до революции!
Впрочем, уже вскоре число их должно было сократиться почти вдвое — именно таким стал в дальнейшем первый результат грянувшей в обители в середине 1920-х годов «календарной смуты», с наступлением которой значительная часть иноков была вынуждена покинуть Валаам. Весьма незавидная участь ожидала и иеромонаха Тимона.
«МРАЧНАЯ ПОРА»: ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ «КАЛЕНДАРНАЯ СМУТА»
После обретения священства, как пишет монахиня Мария, «самым любимым и дорогим для отца Тимона было его местопребывание в Гефсиманском скиту, где он провел несколько лет уединенного подвига.
Скит лежал на дороге в скит Воскресения. С одной стороны дороги — сад, где под навесом была большого размера икона "Моление о чаше", с другой стороны — деревянный храм, чудесный по своей внутренней отделке; он был весь резной — кипарисового дерева, от которого шел всегда особый тонкий аромат.
И храм, и кельи иноков стояли под огромной скалой- горой, на вершине которой — часовенка; гора эта называлась Елеон. Любил отец Тимон этот отдаленный на четыре-пять километров от монастыря тихий и красивый скит».
Здесь его лишь изредка, когда предоставлялась возможность, посещали свои же наиболее близкие ему монашествующие. Рассказывая позже об этих введения церковным начальством в Финляндии богослужения по новому стилю], — он умолчал, а духовная дочь, которой он это рассказал, не дерзнула спросить.
Одно ясно — и все чада старца Михаила хорошо [это] знали, — что он "по своей воле" ничего никогда не делал, а делал "по воле Божией”.
Последующее показало всю глубину великого дела, которое ему было задолго ясно, ведомо. В этом факте обнаружилась его прозорливость.
Наступила в обители мрачная пора... тягота, смута, споры, взаимная вражда, разделение на старый и новый стиль».
Причиной наступившего на Валааме в ту пору внутреннего раскола явилось то, что монастырь в послереволюционный период неожиданно оказался полностью подчинен финским церковным властям вполне раскольничьего и обновленческого толка, в свою очередь готовым полностью подчиняться предельно националистически настроенной мирской, светской власти. Во многом из чисто мирских же соображений и испытывая к тому же постоянное давление со стороны собственного правительства, Церковь Финляндии начала вводить с 1921 года (что было подтверждено и решением Сердобольского Собора 1923 года) — по указанию активно прозападных финских властей — новый календарный стиль, принятый в местной Лютеранской Церкви. Это привело к долгим внутрицерковным нестроениям и ко многим духовным трагедиям непосредственно в самом Валаамском монастыре.
Дополнительно переходу Церкви Финляндии к новой календарной системе содействовало и октябрьское
1923 года послание Святейшего Патриарха Тихона о введении (под мощным давлением чекистского ГПУ) нового календарного стиля (при сохранении старой Пасхалии) в Российской Церкви и в связанных с нею автономных Церквах. Однако уже через месяц, видя полное неприятие православным русским народом этого навязанного большевиками нового стиля, патриарх отменил его. В Финляндии же данное окончательное решение Российской Матери-Церкви учтено не было и до сведения приходов даже не доводилось.
Особое противостояние в связи с введением правительством Финляндии нового стиля в Православной Церкви началось на Валааме с сентября 1923 года и предельно обострилось в 1925-1926 годах, уже после самочинного ухода Финляндской Церкви из юрисдикции Московского Патриархата и переориентации ее на абсолютно антиканоничную из-за этого самочиния связь с новостильной Константинопольской Патриархией.
Вот что писал о наступившей тогда на Валааме «календарной смуте» в своих воспоминаниях известный архимандрит Афанасий (Нечаев), ставший в 1926 году здешним послушником:
«После образования независимой Финляндии правительство нового государства дало Православной Церкви право гражданства наравне с Церковью Протестантской, назначило содержание духовенству, но выразило желание, чтобы православное население Финляндии построило свою жизнь на новых началах, а именно: вместо Финляндской епархии, подчиненной Московской Патриархии, образовало бы из себя особую Финляндскую Православную Церковь.
Возникновению самостоятельной Финляндской Церкви содействовала Константинопольская Патриархия, которая в то время, между прочим, ввела у себя церковный календарь нового стиля, послуживший одной из важных причин смущения и раскола среди монашеской братии на Валааме».
Действительно, введение Константинополем календарного нового стиля состоялось «между прочими» проявлениями псевдоцерковного модернизма, имевшими место на, по существу, апостасийном, так называемом Всеправославном конгрессе, созванном обновленцем, Патриархом Константинопольским Мелетием,
где «были поставлены вопросы о введении нового стиля, о второбрачии духовенства, о женатом епископате, о сокращении богослужения, об упразднении постов и упрощении одежды духовенства» — новшествах, «направленных на ниспровержение священных канонов, веками освященных благочестивых традиций и обычаев нашей Св. Церкви и, следовательно, к извращению духа Св. Православия».
Недаром в письме Святейшему Патриарху Тихону (написанном не позднее августа 1923 года) митрополит Антоний (Храповицкий), глава Русской Зарубежной Церкви охарактеризовал Константинопольского Патриарха следующим образом: «...В Царьграде... Мелетий оказался вторым Несторием. Вероятно, Вы получили их декреты, совершенно разрушающие православные каноны. Греки впрочем уже изгнали Патриарха-масона, избив его до полусмерти... Декреты же их имеют [в виду] несомненный и решительный раскол в православных Церквах... Спасибо трем Восточным Патриархам, которые с негодованием отказались от посылки депутатов на тот нечестивый совет, где было на более 6-7 епископов (вернее пяти)...».
Ничуть, заметим, не лучшим Первоиерархом Константинопольским явился и следующий за Мелетием Патриарх — Григорий VII, известный такими поистине «вселенски» позорными деяниями, как, например, признание пробольшевистского псевдоцерковного обновленчества (этого подрывного «проекта» ЧК-ГПУ в СССР) в качестве якобы подлинной «Православной Церкви» России — с предложением Святейшему Патриарху Тихону удалиться от управления всероссийскою паствой.
Вот кто были «духовными отцами» местных финских обновленцев и вот какие мрачные фигуры стояли у самых истоков во многом, по сути, также обновленческой (по общему характеру своей жизни) Церкви Финляндии!
Но обратимся вновь к запискам архимандрита Афанасия (Нечаева), который так вспоминал о введении нового стиля в Финляндской Церкви (с абсолютно антиканоничной новостильной же пасхалией!): «Мне пришлось видеть эти события в монастыре, испытывавшем тяжкое потрясение, не изжитое и до сих пор. А случилось следующее: неожиданно для всех приехал
на Валаам из Лондона греческий митрополит Германос [Стринопуло] — представитель Константинопольского Патриарха в Западной Европе. Часть монахов с духовником о. Михаилом [Поповым; до схимы — Маркианом; 1871-1934] и наместником о. Иоасафом во главе отказались с ним сослужить.
Валаамцам было очень тяжело отрываться от Русской Церкви, но главная причина, вызвавшая среди части монахов отказ в признании новой церковной власти, коренилась в новом календарном стиле.
Валаамская братия твердо соблюдала вообще дух монашеского послушания, но боялась новшеств, казавшихся ей соблазнительными и нарушающими церковные каноны. Валаамцы были все против нового стиля [как одного из проявлений духа века сего], но подчинялись и здесь воле начальства, за исключением празднования Св. Пасхи, каковое было закреплено Вселенским Собором по старому стилю. Церковное управление наложило взыскание за это на монастырское начальство (запрещение участвовать в выборах), но фактически примирилось с тем, что Валаам праздновал Пасху по старому стилю, в то время как вся остальная Финляндская Православная Церковь — по новому.
По каноническим правилам, за нарушение постановления Вселенского Собора о праздновании Пасхи налагается запрещение в священнослужении, причем это запрещение распространяется и на того, кто сослужит с этим нарушителем канона о Пасхе. Приехавший на Валаам митрополит Германос перед тем служил в Сердоболе вместе с архиепископом Германом, который незадолго до этого совершил Пасху по новому стилю. И, по толкованию некоторых монахов, выходило, что архиепископ Герман подверг себя запрещению в священнослужении за нарушение канона о Пасхе, а митрополит Германос — за сослужение с ним. Эти монахи отказались сослужить с ними обоими, чтобы и себя не подвергнуть тому же прещению.
Грозный это был момент для Валаама. Решалась его духовная судьба. Ошибка в выборе грозила разрушительными последствиями. И мне пришлось наблюдать, как волновались и даже плакали монахи. Шли непрерывные совещания по кельям даже по ночам... монахи начали изучать церковные каноны — целые тома книг с комментариями. Как потревоженный муравейник, кипел Валаам. Сновали с непривычной торопливостью монахи, спрашивали друг друга с трепетом: а как думает такой-то старец? И уже все сразу почувствовали, что не найти им всеобщего согласного решения, что нарушены между ними мир и согласие навсегда, что наступил конец безмятежной иноческой жизни».
Темные силы, исподволь несущие миру грядущую вселенскую апостасию, пришли уже и сюда...
Свидетельница тех печальных событий монахиня Мария так пишет в своих воспоминаниях об этом тяжком времени — по сути, подлинно православного исповедничества в защиту канонов Церкви Христовой:
«В угоду интернациональному экуменическому движению Финская Церковь, руководимая Константинопольским Патриархатом, заставила Валаам перейти на западный календарь.
Отказавшихся принять новое летосчисление, введенное в Православной Церкви Финляндии [главное же, заметим, принять празднование Пасхалии по новому стилю, что уж вовсе является невозможным для подлинно православного верующего, действительно уважающего каноны Церкви (они это прямо запрещают!) и тем самым полностью послушного им. — Авт.], судили, запугивали; кого сослали в дальние скиты, как духовника всей обители старца Михаила [Старшего], — [сначала на Тихвинский остров, а затем] на Предтеченский скит [где он и провел последующие восемь лет]. Кого с позором выгнали совсем с Валаама — двадцать пять человек... Старец Михаил Старший [Маркиан] был духовником монастыря до раскола, а отец Тимон был его ближайший ученик. Старец Михаил умер от разрыва сердца в ссылке на Предтеченском острове. После него духовником стал отец Тимон — духовником старостильников... Были даже некоторые посажены в тюрьму в Выборге — как "нарушители порядка"... Кто уехал, не выдержав этой обиды, в Сербию... Отца Тимона судили тоже как "ослушника”, "преступника" — он был во главе и убеждал других крепко держаться чистоты Православия. Уезжать он не хотел и решил все терпеть до конца в своем монастыре. "Хоть живьем закопайте, — отвечал он своим судьям (правящей [новостильной] партии монастыря), — не отступлю от своих слов, от того, что мне заповедал старец еще до поступления в монастырь"».
Наступившая тогда скорбная картина полного развала былого единодушного во Христе валаамского братства лишний раз показывает, насколько важны для церковного единства принципы последовательного сохранения соборных святоотеческих канонов и как неверность им тут же оборачивается нарушением христианских любви и мира. Подтверждением этому служит вся последовавшая за отказом от следования этим канонам жизнь Старого Валаама той поры, насыщенная внутренним противостоянием, обновленческой беспринципностью и полным расстройством для многих истинно духовного внутреннего устроения монашеского жития (что, однако, старательно затушевывалось начальством — особенно для взора посещавших обитель паломников). Все это становится особенно понятным, когда мы обращаемся к документам того времени — дневникам, письмам, воспоминаниям участников событий (в частности, некоторые из подобных письменных свидетельств помещены и в настоящей книге — в разделе «Приложения»: см. Приложение ///).
Впрочем, во всех этих документах основное внимание уделяется внешним событиям «календарной смуты»; идейная подоплека конкретных действий противоположных сторон, как правило, почти не затрагивается. Однако для лучшего понимания сложившегося тогда положения необходимо ясно представлять, чем, собственно, руководствовались старостильники в своем принципиальном противостоянии обновленцам — приверженцам нового стиля.
Главное, что следует подчеркнуть: и отец Тимон, и все остальные валаамцы-старостильники опирались в своем неприятии новостильной Пасхалии не на какие-то собственные нарочитые излишне консервативные пристрастия, а самым непосредственным образом — на Священное Предание Церкви, постановления святых Соборов и учение святых отцов.
Вообще на вопросе об антиканоничности празднования Пасхалии по новому стилю (то есть по «западному» григорианскому календарю) следует остановиться подробнее, поскольку смута, наступившая в связи с этим на Валааме, имела судьбоносное значение для многих валаамцев, в том числе и для отца Тимона-Михаила.
Для уяснения принципиальной позиции защитников старого стиля, по которому, слава Богу, без всяких расколов живет и поныне наша Русская Православная Церковь, необходимо четко понимать одну простую истину: поскольку по этому стилю христианская Пасха (как переходящий — по лунному календарю — праздник) иногда может опережать иудейскую или приходиться на один день с нею, что абсолютно запрещено Святыми Соборами, то все совершающие Пасху Христову по новому, григорианскому календарю являются фактически нарушителями канонического строя, вполне сознательно отрицающими и не исполняющими 7-е апостольское правило определений Никейского Собора и 1-е правило Антиохийского Поместного Собора.
Так, 7-е апостольское правило провозглашает: «Аще кто епископ или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет, да будет извержен из священного чина [выделено нами. — Авт.]» (Книга правил). В 1-м правиле Антиохийского Собора (в дополнение к предыдущему постановлению) говорится о том же гораздо подробнее, и притом еще решительнее: «Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно восставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху, такового святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви [выделено нами. — Авт.], я ко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними [выделено нами. — Авт.] по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковые были они причастны по святому правилу и Божию священству».
Хорошо зная об этих соборных определениях, наиболее духовно просвещенные иноки Валаама, желая помочь своим собратьям сохранить верность каноническим принципам церковной жизни, делали порой выписки из соответствующих церковно-исторических источников и составляли различные своды соборных правил, затем распространяя их как в собственно монашеской среде, так и между мирянами — для большего их духовного укрепления и сопротивления обновленчеству.
В качестве примера можно привести образец одного из таких кратких сводов, имевших хождение среди старостильников как на Старом Валааме, так и в Псково- Печерской обители.
Предельно ясный по смыслу и достаточно четко выраженный текст этой своего рода «памятной записки» однозначно обличает любые формы тех совершенно мирских по своей внутренней сути, псев- дохристианских новаций в российской церковной жизни, что, проступая в ней уже с начала XX века, привели некоторых наименее крепких духом верующих к соблазну обновленчества и «живоцерковничества» 1920-1930-х годов. Вот этот текст:
Против нововведений (новшеств) в православной вере
Могут ли изменять или вводить что новое архиереи или кто другой в православной вере, как видим в других Православных Церквах (как, например, в Болгарской [Церкви] патриарх издал послание принять новый стиль, по которому праздники стали праздноваться на тринадцать дней раньше и нарушаются через это святые посты)?
Правило Шестого Вселенского Собора: «Божиего благодатию — определяем: хранити неприкосновенну нововведением и изменением веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, Богоносных апостолов, еще же от святых и блаженных отцев, в Никее, Царе граде, Эфесе и прочих собравшихся».
«Кто ниспровергает догматы и правила святых пастырей и учителей, тот ниспровергает самую Церковь: без них она не может существовать» (Творения преподобного] Макария. Т. 1. С. 34).
«От новшеств же возникают обыкновенно различные ереси и расколы, от каковых да сохранит Христос всех православных» ([Преподобный] старец Паисий (Величковский)).
«Храним же невовводно все, Писанием или без Писания установленные для нас церковные предания» (Седьмой Вселенский Собор).
Из всего вышеизложенного можно видеть, что новое ничего нельзя ни вводить (ни изменять) — касается ли это нового стиля или постов или еще чего нового, противного св[ятой] православной вере.
...Тем не менее, несмотря на все столь ясно выраженные соборные постановления, новостильники, исполняя не правила святых отцов, а указы мирской власти (как говорили некоторые старостильники — «сюртуков») и, в первую очередь, президента Финляндии, год за годом продолжали тем самым лишать и себя, и послушных им иноков необходимой полноты благодати истинного монашества, а некоторые из них — даже и благодати священства (вспомним постановление Первого Вселенского Собора о необходимости извержения из сана любых нарушителей «старостильной» пасхалии, а также слова из 1-го правила Антиохийского Собора о том, что каждого «такового» он «осуждает быти чуждым Церкви»), Притом внешне эти игумены (настоятели и их наместники) могли выглядеть вполне «благочестиво» — особенно в глазах бывавших на Валааме паломников и просто туристов (их немало приезжало сюда в 1930-е годы), чаще всего даже и не подозревавших о том, что любезно принимавшие их представители монастырского начальства являются на самом деле прямыми нарушителями постановлений святых Соборов и подлежат за то попросту лишению сана!
Особенно же прискорбным было проявлявшееся при этом лукавство обновленческого церковного начальства, представители которого, хорошо зная о вопиющем несоответствии своей позиции православным соборным канонам, однако, из страха перед светской властью, всячески старались убедить подвластных им иноков в полной якобы доброкачественности своего новостильничества. Тех же, кого теми или иными способами «убедить»
не удавалось, отправляли в дальние валаамские скиты или же вообще выбрасывали из обители в мир.
В этом смысле вполне типична для того времени позиция игумена-наместника Харитона, бывшего в свое время духовным чадом отца Тимона, но перешедшего, однако, из «практических» соображений на позиции новостильников.
Матушка Мария пишет о нем: «Он... не мог не видеть и не ценить его [отца Тимона] истинно монашескую жизнь и тем сильнее часто его [как начальник-новостильник] преследовал — его раздражала твердость отца Тимона и невозможность привлечь на свою сторону»; «Не раз игумен [Харитон] начинал уговаривать его и других старостильников выехать из обители, но каждый раз получал отрицательный ответ».
И, что особенно печально, для многих, подобных отцу игумену, весьма характерна была глубокая внутренняя, духовная раздвоенность. Ведь даже и сам отец Харитон мог, с одной стороны, составлять и издавать благочестивые книги, посвященные Иисусовой молитве, а с другой — одновременно защищать константинопольское, псевдовселенское новостильное обновленчество, пошедшее тогда на поводу у мира и потому, по сути, Церковь Христову исподволь разрушавшее.
Такая двойственность была, по-видимому, вообще характерна для отца Харитона, ибо, хорошо зная об абсолютной антиканоничности «новостильниче- ства» в отношении пасхалии, как бы иначе он мог его защищать?
Монахиня Мария пишет в одном из писем: «Отец игумен Харитон — большой дипломат. Ласково встречал, не касался острых тем "раскола" — тихо и медленно говорил или из Св. Отцев, или расспрашивал о чисто практических и материальных условиях жизни в миру... Это был настоящий Макиавелли... Уходили от него в спокойном и мирном настроении. Но со своими монахами-старостильниками он бывал и грубым, и жестоким. В этот период быстро распадалось Валаамское братство — разъезжались, уходили». Других — насильственно высылали.
И, по-видимому, недаром еще в 1929 году епископ Вениамин (Федченков) в одном из своих писем отцу Харитону (будучи наслышан о нестроениях на Валааме) так отвечал на вопрос о возможном уединении этого монастырского главы: «Ваш путь — еще не безмолвие. Лучше смиряться... в борьбе с искушениями самости, рассеяния, властности, немилосердия и проч. Кажется, еще далеко до этого, ведь вам уединение представляется не большим подвигом (как должно быть по существу), а отдыхом в удобных условиях... Едва ли это есть подлинное безмолвие духовное...»
Вообще новое монастырское начальство, сменившее в ту предельно тяжкую для Валаама пору преследования старостильников прежнее, стремившееся к верности православным канонам, всячески старалось — ради сохранения ложно понимаемого им мира и яко бы благоденствия обители — любыми способами ублаготворять светскую власть в лице прежде всего финляндских президентов, о чем достаточно откровенно говорят сохранившиеся архивные документы.
Так, в одном из монастырских описаний посещения Валаама президентом Столбергом прощание иноков с ним описывается подобным образом: «...И пароход пошел, и музыка гремит, солдаты кричат, мы поем, президент снял шляпу и всем кланяется»; в своем же письме (от несколько более позднего времени) настоятель всячески заверяет власть в готовности «что-либо сделать приятное для высокочтимого
и всеми насельниками Валаама обожаемого [выделено нами. —Авт.] президента».
Естественно, что подобного духа новая монастырская «иерархия-марионетка» оказалась чрезвычайно удобной для финского правительства и Церковного Управления, поставивших перед собой задачу предельной модернизации всей Православной Церкви Финляндии.
И вот для такой монастырской власти ничего не значило даже мнение о неправославности «западной Пасхалии» самого' Святейшего Патриарха Тихона, находившегося, увы, слишком далеко от нее.
А ведь в монастыре это мнение было хорошо известно!
Например, в монастырском архиве (в составе дела № 35 за 1925 год — об отстранении от должностей пяти членов соборной братии и о привлечении их к церковному суду за сопротивление введению нового стиля) сохранилась записка, составленная иеромонахом Пахомием (Колоколовым), в которой он ясно засвидетельствовал мнение Патриарха о полной якобы невозможности введения именно новостильной Пасхалии на Валааме — как откровенно антицерковном и антиправославном деянии.
В этом документе, в частности, говорится: «Мы, три инока, иеромонахи Галактион и Потапий и архидиакон Иван Кривоносов отправились... к Святейшему Патриарху Тихону спросить его, благословит ли он нам ехать на Валаам [поскольку, как отмечается чуть выше в этой же записке, "...самое главное, что на Валааме новый стиль". — Авт.]. Когда пришли и объяснили, что мы собираемся уехать на Валаам, он сказал: "Бог благословит"... Тогда еще вопрос от нас последовал: "А если на Валааме Пасху будут праздновать по-новому?" Он ответил, что этого нельзя, это дело Вселенского Собора. Я, со своей стороны, сказал патриарху: "У нас есть письмо с Валаама, что из начальников уже некоторые согласны Пасху праздновать по новому”. Святейший повыс<