Великие каппадокийцы и их догматическая деятельность.
Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Святитель Афанасий Александрийский в своей полемике с арианами исходил из чисто сотериологических предпосылок, положительным раскрытием учения о Троице, в частности, выработкой точной троичной терминологии он занимался недостаточно. Это сделали великие Каппадокийцы: созданная ими троичная терминология позволила найти выход из того лабиринта вероопределений, в которых запутались богословы IV века.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и "ипостасью" как между общим и частным, то, что Аристотель называл "первой сущностью" стало называться термином "ипостась", то что у Аристотеля называлось "второй сущностью" стало называться собственно "сущностью".
Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипостась" и "лицо". "Лицо" в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив "лицо" и "ипостась" в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которое не знал античный мир, этот термин "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Иконийский называли Божественные ипостаси "tropi yparxeos", т. е. "способы бытия", Божественной природы.
Яндекс.Директ
Доставка пончиков Данкин Донатс
Доставка пончиков Dunkin Donuts без посредников. Специальные предложения!
Dunkindonutsmoscow.ru
Кружки с логотипом от 65 руб/шт!
Производство в Москве! Изготовим за 12 мин! Тираж от 1 шт.! Заказывайте!
Cheese77.ruАдрес и телефонМосква
Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.
"Омиусиос" или "omoiusios;" — «подобный по сущности», значит — такой же сущности, с такой же сущностью, и хотя бы 'даже ему было придано значение " omoiusios kata panta" — во всем такой же" — все едино, оно никогда не может означать нумерического, т. е. численного и конкретного единства, Некоторое указывает "омоусиос". Вся сила таинственного догмата разом устанавливается единым словом "омоусиос", полновластно выговоренным на Соборе 318, потому что в нем, в этом слове, указание и на реальное единство и на реальное различие" ("Столп и утверждение истины").
3.История возникновения и смысловое значение термина Τρίας
Слово Τρίας – Троица впервые встречается в диалогах Платона в значении числа три. У LXX и Новом Завете Τρίας вовсе не встречается. Впервые в христианской литературе оно появляется в первом веке, но не как арифметическое число три, метанически выражает предмет им означенный – именно лица Святой Троицы. Григорий Богослов так говорит: «Слово Τριας означает не счёт вещей неравных, но совокупность равных и равночестных при чём наименование соеденяет то, что соединено по естеству и не дозволяет, чтобы с распадением числа разрушилось неразрушимое». В подлинных памятниках древности впервые слово Τριας употребляется в книге Феофила Антиохийского (II век), где он говорит: Три дня предшествовавшие творению светил, суть образы Троицы Бога и Слова Его и Его Премудрости». Позже это слово употребил Климент Александрийский, затем Григорий Неокесарийский и Ориген. Григорий внес это слово в своё исповедание веры: «Троица совершенная, славою и вечностью и царством нераздельная и неразлучная». Ориген пишет: «Святая Троица, которая царствует над тварями». У отцов IV века слово Τριας вошло во всеобщее употребление и является термином догматического значения, сопровождаемое множеством эпитетов.