Жизненный путь Великих каппадокийцев.

"Великие Каппадокийцы":

Свт. Василий Великий(ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (258) и составил для него "Правила монашеские", которые стали основой всего последующего монашества. С 364г, - пресвитер, а с 370 - арх. Кесарии Каппадокийской, объединивший против ариан 50 епархий. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ. Составитель чина Божественной Литургии и "правил монашеских". Из его творений наиболее известны "Беседы на Шестоднев" и книга "0 Святом Духе".

Свт. Григорий Богослов(или Назианзин; ок. 330 - 390) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е, путем к обожению. В 372 г. против вопи поставлен своим другом, Василием Великим, во еп. Сасимского. С 379 г. - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель I Всел. Собора, на котором оставил патриаршество "ради мира церковного". Наиболее известны его 45 "Бесед" и богословские поэмы.

Свт. Григорий Нисский(ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, мл. брат свт. Василия Великого. С 372 г. еп. Нисский (в 376-378 низлагался арианами), Участник II Всел. Собора. Автор т.н. "Большого Катехизиса, в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии (особенно в эсхатологии) испытывал влияние Оригена, но избежал его заблуждений.

Пневматомахия, или "ересь духоборцев", которую связывают с именем Константинопольского еп. Македония (342-361). Была подхвачена поздними арианами как естественное продолжение своей доктрины: не только Сын, но и Св. Дух являются тварными и лишь подобносущими Отцу. Ересь эту, в числе других, осудил II Всел. Собор.

Свт. Епифаний Кипрский(ум. 403) - уроженец Палестины, подвижник, ученикпрп. Илариона Великого. С 367. г. еп. Константа (на Кипре). Владея многими языками, собирал всевозможные сведения о различных ересях. Главное сочинение "Книга противоядий" перечисляет 156 ересей. В трактате "Анкорат" (греч. "Якорь") раскрывает Православное учение.

Свт. Иоанн Златоуст(ок. 347-407) - один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы Диодора Тарсийского. С 370 г, - подвижник, с 381 г. -диакон, с 386 - пресвитер, с 398 - патриарх К-Пльский, Его пастырская бескомпромиссность вызвала обиды императрицы Евдоксии и интриги завистников. В 404 г. был неправедно осужден и сослан. В пути скончался. Оставил громадное литературно-богословское наследие (более 800 одних только проповедей) и чин Божественной Литургии.

Свт. Амвросий Медиоланский(умер.397) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран еп. Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного.

Блаженный Августин(умер.430) - крупнейший богослов Зап. Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провел в секте манихеев. В 387 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г, - пресвитер, а с 395 - еп. Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410) создает свой главный труд "0 граде Божием" (426) - христианскую историософию.

Пелагий(умер.420) - еретик из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращ нный Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму.

Наши рекомендации