Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34-м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).

Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4-го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».

Свт. Афанасий Великий как защитник никейской веры.

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Афанасий (с греч. бессмертный) Великий, архиепископ Александрийский, — ревностный защитник православия во время арианских смут, стяжавший себе имя «Отца православия». Его могучий нравственный облик, озаренный светом Божественная учения Христова, как скала возвышается над мятущимся морем ересей того времени и как яркий маяк руководит верных в тумане сомнений и колебаний. В эпоху падения веры, равно как и во времена религиозных волнений и страстей, святой Афанасий может служить примером горячего верования, и идеалом кротости и терпимости — там, где дело может обойтись без строгости и суровости. Он беззаветно борется с бурными волнами разных ересей. Бывают моменты, где он, можно сказать, остается почти один против всего мира, — и весь мир идет на него. Но стихает гроза, и св. Афанасий тотчас опускает пылающий меч своего огненного слова и умиротворяет громы своего красноречия, поражающего еретиков. Он кротко увещевает их покаяться, он снова становится терпеливым к немощам и слабостям, хотя не на йоту не уступает им.

О жизни святого Афанасия Великого до 326 г. история знает очень мало. Родился он в Александрии в 293 г., как это доказал профессор Loofs на оснований коптского Encomium`a (ed. Lemm. S. 36). Рассказ о том, что Афанасий, в бытность мальчиком, подражая епископу, крестил своих сверстников — язычников по христианскому обряду, и чрез это сделался будто бы известен епископу Александру, мало вероятен, как записанный позднейшим писателем Руфином (Н. Е. I, 14). Несомненно, однако, что он рано сделался известен епископу Александрийскому Александру, который посвятил его в 319 г. в диакона. Около этого времени появились два первые сочинения св. Афанасия: «Слово против эллинов» и «О воплощении Бога Слова». Эти сочинения быстро выдвинули Афанасия, и на первом Вселенском соборе молодой диакон явился неустрашимым обличителем арианства, а по смерти епископа Александра, будучи 33 лет от роду, 8 июня 326 года, избран на Александрийскую кафедру.

Новопосвященный епископ посетил церкви Фиваиды, где Арий произвел немало смут, поставил Фрументия епископом для Эфиопии, громил еретиков-ариан, боролся с раскольниками-мелетианами, рассылал окружные послания, писал инструкции и увещания. С этих пор начинаются тернии и волчцы в жизни Афанасия. Пять раз удавалось врагам добиться изгнания св. Афанасия из епархии; несколько соборов назначалось для рассмотрения его дел, но великий исповедник снова и снова торжествовал над злобой врагов своих. Энергичный, но исполненный такта, гениальный, но не гордящийся этим, Афанасий не был заносчивым, не был недоступным и беспощадным, а был кротким, мягким, общительным, медленным на гнев и скорым на помощь.

Первое изгнание не заставило ждать себя. Арий, отлученный от церкви, употреблял все усилия получить снова общение с ней и, видя в Афанасии несокрушимую преграду этому, направил против него вместе со своими единомышленниками целый ряд клевет. Афанасий обвинялся в жестокости к клиру, безнравственности в частной жизни и в политической неблагонадежности. И хотя Афанасий блестяще опроверг все обвинения, Константин Великий, считая его нарушителем мира, удалил его от паствы.

По смерти Константина, Афанасий Великий возвратился из ссылки, к всеобщему ликованию паствы, по не надолго. Египетский префект Филагрий, желая доставить епископскую кафедру своему соотечественнику Григорию Каппадокийцу, вооруженной силой заставил александрийцев признать своего клеврета епископом, а ариане добились от своего Антиохийского собора нового низложения Афанасия, как уже отрешенного от кафедры Тирским собором 335 года.

Афанасий удалился во второе изгнание и, проводя его сначала в Риме, добился у папы Юлия торжественного признания своей невинности на Римском (341 г.) и Сардикийском (343 г.) соборах, а затем, живя в Галлии, возбудил живейшие симпатии в галльском правителе Констансе, который и ходатайствовал за него перед своим братом Констанцием. В октябре 346 г. Афанасий возвратился в Александрию. Мудрыми мероприятиями он добился того, что многие противники смягчились и склонились к никейской вере. Но ариане не ослабели еще и снова возбудили Констанция против Афанасия, который должен был бежать в Египет и долго скитался в пустыне, пока Юлианом Отступником, желавшим усилить смуту умов, не было сделано общего постановления о возвращении всех изгнанных епископов. Афанасий возвратился в Александрию, но надежды Юлиана — внести смуту в церковь Христову — не оправдались. Святой Афанасий энергично стал собирать стадо Христово. Созван был собор, на котором сделано было постановление, чтобы отпавшие от православия, под влиянием насилия со стороны ариан, — при раскаянии — получали прощение и оставались на своих местах. Кроткие меры обратили многих ариан и язычников к вере Христовой. Такая ревность святого Афанасия сильно не нравилась Юлиану, стремившемуся к восстановлению язычества, и 24 октября 362 г. Афанасий в четвертый раз вынужден был оставить Александрию и скрываться в пустынных дебрях Фиваиды, откуда поддерживал верных своими посланиями.

Июня 363 г. Юлиан погиб в войне с персами, а его преемник Иовиан не только торжественно вернул Афанасия к его пастве и осыпал милостями, но и нанес последний удар арианам, объявив никейский символ веры ненарушимым.

Преемник Иовиана Валент, управлявший восточной половиной империи, снова возбудил гонение против Афанасия. Но так как это последнее (5-е) изгнание вызвало между православным населением Александрии сильное волнение, грозившее перейти в открытое возмущение, то Валент через несколько месяцев сам принужден был возвратить изгнанника.

Наши рекомендации