Обязанности правителей перед людьми.
Правитель должен править людьми в соответствии со справедливостью. Он должен бояться Аллаха Всевышнего в отношениях со своими подданными. Он не должен создавать для них затруднений. Он не должен назначать кого-то на государственные должности, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет суров с ними»[1417]. Это — мольба посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какой бы правитель не руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай»[1418].
Например, назначая имамов мечети, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает Книгу Аллаха. Например, назначая военных руководителей, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает военное дело. И то же самое во всех остальных вопросах. Суть в том, что правитель обязан назначать на должности самых лучших людей из числа мусульман. Нельзя назначать на определенную должность кого-то, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности.
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах дал какому-нибудь человеку власть над людьми, а тот умер, обманывая их, то Аллах обязательно сделает Рай запретным для него»[1419].
На правителях лежит огромная обязанность перед теми, кем они руководят. Также и на подчиненных лежат великие обязанности перед своими правителями. Подданные не должны ослушиваться правителей, даже если те незаконно присваивают себе их имущество. Поистине, подданные обязаны слушаться и подчиняться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, если только речь не идет об ослушании Аллаха Всевышнего.
Некоторые глупые люди говорят, что подчиняться правителям нужно только тогда, когда они во всем придерживаются праведности. Это — ошибка! Эти слова не имеют никакого отношения к шариату. Напротив, это — убеждение хариджитов! Эти люди хотят, чтобы правители были праведными во всех вопросах. Но такого не было с тех пор, как времена изменились!
Рассказывается, что один из правителей бану Умеййа, услышав, что люди плохо отзываются о правителях, собрал знать и сказал: «О люди, хотите ли вы, чтобы мы были для вас такими же правителями, как Абу Бакр и ’Умар?» Они ответили: «Конечно, хотим!» Тогда он сказал им: «Тогда будьте подобным тем людям, которыми управляли Абу Бакр и ’Умар».
Это — великий ответ! Если люди меняются, то обязательно меняются и правители. Какими будете вы, такими же будут и ваши правители! А сейчас люди хотят таких правителей, которые подобны Абу Бакру и ‛Умару, хотя сами они не подобны подданным Абу Бакра и ‛Умара. А Мудрый Аллах сказал: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают»[1420].
Однажды, один хариджит пришел к ’Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Почему люди выступают против тебя, хотя они не выступали против Абу Бакра и ’Умара?» ’Али ответил: «Потому что подданными Абу Бакра и ’Умара были я и мне подобные, а мои подданные – это ты и тебе подобные». Прекрасные слова!
Подданные обязаны искренне относиться к своим правителям, не лгать им, не обманывать их, не заниматься мошенничеством. К сожалению, люди сегодня стараются обойти те правила, которые установлены в государстве, дают для этого взятки и так далее, хотя такие вещи недопустимы для разумного человека, не говоря уже о мусульманине. Даже в государствах неверующих установлено наказание для тех, кто берет взятки. Аллах Всевышний накажет того человека, который берет взятки. Мы верим в Аллаха и в то, что передано от Аллаха устами Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто дает взятку и того, кто берет её[1421]. А наказание Аллаха страшнее, чем наказание людей.
Ты можешь видеть, как люди обманывают и лгут государству. Люди ведут себя так, а затем хотят, чтобы их правители были подобны Абу Бакру и ‛Умару, да будет доволен ими Аллах. Это неправильно!
Также к вещам, с которыми не считаются многие люди, можно отнести то, что они не уважают честь правителей. Ты можешь видеть, что люди сделали изюминкой своих собраний разговоры о правителях. Если бы такие разговоры были похвальными и несли пользу, то мы бы сказали вам: ″Нет в этом проблем, вы ведете благие речи, продолжайте в том же духе″. Но эти разговоры не несут никакой пользы! Эти разговоры ведут только к тому, что сердца людей наполняются злобой по отношению к руководителям и ученым.
Ты можешь видеть, как некоторые люди в наши дни, собираясь друг с другом, не находят удовольствия ни в чем другом, кроме того, чтобы опорочить определенного ученого, определенного министра, определенного правителя. Всё это неправильно! Если бы эти разговоры несли пользу, то мы были бы первыми, кто к ним побуждает. Эти разговоры приведут только к тому, что люди будут ненавидеть правителей и ученых.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит»[1422].
Удивительно, что некоторые люди, если ты начинаешь говорить перед ними об обычном человеке, они говорят: «Не злословь! Это запрещено!» То есть, им не нравится, когда плохо говорят о таком же обычном человеке, как они сами. Но когда перед ними начинают говорить о правителях или ученых, то они не находят в этом никаких проблем. Это – болезнь многих людей! Я считаю, что это болезнь, и прошу Аллаха, чтобы Он избавил нас и вас от этой болезни, которой поражены многие люди.
О если бы люди удерживали свои языки и искренне относились к своим правителям! Я не говорю вам молчать об ошибках правителей. Увидел ошибку, напиши письмо правителю! Если они примут твое наставление, то это прекрасно! Если же они не примут твоего наставления, то грех ляжет на них. Если же твое письмо до них не доведут, то грех ляжет на тех, кто скрыл это письмо от правителя.
«…и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались…» — то есть: мы будем придерживаться истины, а истина – это религия Ислам и великие предписания этой религии, где бы мы ни оказались.
«…не боясь ради Аллаха порицания порицающего…» — например, если человек желает указать людям на определенную сунну, бывает так, что простые люди отвергают её. Но это возмущение людей не должно останавливать человека от выполнения этой сунны.
Например, следует выравнивать ряды при совершении коллективного намаза. Большинство простых людей отвергают это. Когда имам говорит: ″Выравнивайте ряды″, начинает смотреть на них, кого-то выдвигает немного вперед, а кого-то назад, чтобы ряд был ровным, люди начинают возмущаться, начинают гневаться. Было даже такое, что одному человеку сказали: ″Ты стоишь немного впереди ряда, пожалуйста, отойди немного назад, дабы ряд был ровным″. А тот, сильно разгневавшись, ответил: ″Если ты хочешь, я вообще уйду из мечети и оставлю тебя″. Так вот, этого имама не должно волновать порицание того, кто его порицал. Нужно проявлять терпение и обучать людей сунне.
187 ― Передается от ан-Ну’мана ибн Башира, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если те, которые наверху, предоставят тех, кто внизу, самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)»[1423].
«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха…» ― речь идет о тех людях, которые строго соблюдают религию Аллаха. Они выполняют обязательные предписания религии и оставляют то, что им запрещено.
«…и преступающих эти границы…» ― речь идет о людях, которые совершают запретные поступки и оставляют выполнение того, что обязаны выполнять.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил их с людьми, которые находятся на корабле, и бросили жребий, дабы определить, кто будет находиться в верхней части корабля, а кто в нижней. В результате этого одни разместились в верхней части корабля, а другие - в нижней.
«Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе…» ― так как воду на корабле можно достать только с палубы самого корабля.
И в конце концов они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?”
«И если те, которые наверху, предоставят тех, кто внизу, самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все…» ― так как, если в днище корабля будет дыра, то в корабль начнет проникать вода, после чего корабль утонет.
«…если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех остальных…».
Это – пример, приведенный пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Этот пример несет в себе великий смысл. Люди в религии Аллаха подобны тем, кто находится на корабле, плывущем по реке среди волн. Людей на этом корабле много, поэтому некоторые оказались в нижней части корабля, а другие – в верхней, чтобы избежать тесноты. Но все эти люди плывут на одном корабле, и поэтому нужно остановить того, кто захочет потопить корабль, а иначе погибнут все люди. Если же они не остановят того, кто хочет сделать дыру в корабле, то погибнут все вместе.
То же самое можно сказать и о религии Аллаха! Разумные и обладающие знанием люди должны останавливать невежд и глупцов, чтобы спастись всем вместе. Если же оставить невежд делать то, что они хотят, то погибнут все люди. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании»[1424].
В этом хадисе также указание на то, что человеку, обучающему людей, следует в процессе обучения приводить примеры, дабы люди лучше поняли суть вопроса. Аллах Всевышний сказал: «Такие примеры Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием»[1425].
Как часто бывает так, что ты подробно объясняешь человеку какой-нибудь вопрос, а он все равно не понимает, но как только приведешь какой-нибудь пример, он тут же понимает.
Посмотри на удивительный пример, приведенный пророком, да благословит его Аллах и приветствует, бедуину, живущему в пустыне. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился чёрный ребёнок!» То есть: я белый и жена белая, а ребенок черный. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Он сказал: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какого они цвета?» Он сказал: «Красного». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А есть ли среди них серые?» Он сказал: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Откуда же они взялись?» Этот человек сказал: «Наверное, это передалось им по наследству». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так, может быть, и у твоего сына это передалось по наследству!»[1426] То есть: возможно, кто-то из твоих прадедов был чернокожим, и ребенку передалось это по наследству. И бедуин полностью удовлетворился таким ответом. То есть, если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал бы объяснять как-нибудь иначе, то бедуин не понял бы. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел бедуину пример из его же собственной жизни, и бедуину все стало понятным.
В разбираемом нами хадисе также указание на дозволенность бросания жребия. В Коране есть два аята о бросании жребия, а в сунне пришло около шести хадисов. Аллах Всевышний сказал: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям(Марию). Ты не был с ними, когда они препирались»[1427].А также: «Йунус также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены»[1428].
Йунус, мир ему, был одним из пророков. Однажды, он с группой людей сели на корабль, в результате чего корабль оказался переполненным. Тогда они поняли, что либо они все утонут, либо кто-то должен прыгнуть в море. Кто же должен сойти с корабля? Самый первый пассажир? Самый старший пассажир? Или тот, кто весит больше остальных? Они решили бросить жребий и среди проигравших оказался Йунус, мир ему.
После всего этого Йунуса, мир ему, проглотила огромная рыба и он оказался в ее чреве. Находясь там, он воззвал к Аллаху, сказав: ″Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из несправедливых!″ После этого рыба выплюнула его на берег моря и он спасся.
Суть в том, что жребий – это дозволенная в религии вещь, о чем говорится и в Коране, и в Сунне.
188 ― Мать правоверных Умм Саляма Хинд бинт Аби Умаййа Хузейфа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать. Почувствовавшие отвращение будут непричастны и спасутся отказавшиеся признавать, в отличие от тех, кто согласится и последует”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?” Он сказал: “Нет, (до тех пор), пока они будут совершать молитвы среди вас”[1429].
Это значит: тот, кто почувствует отвращение своим сердцем, не имея возможности выразить своё неодобрение ни руками, ни языком, будет непричастен к греховному и выполнит свою обязанность. Тот, кто по мере возможности будет выражать своё неодобрение, спасётся от подобного ослушания, а тот, кто одобрит их действия и последует за ними, и сам впадёт в грех.
«Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать...» ― речь идет о правителях, которые не будут соблюдать границы Аллаха, не будут строго следовать религии Аллаха. Почувствовавшие отвращение будут непричастны. Те, кто станет отвергать, спасутся. Но если кто-то будет доволен и последует, то погибнет так же, как погибли эти правители.
Люди спросили: “О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?” Он сказал: “Нет, до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас”.
В этом хадисе указание на то, что, если мы увидим со стороны правителей нечто порицаемое, то мы должны испытывать отвращение к этим поступкам своим сердцем и порицать этих правителей наедине. Если правители исправятся, то и им награда, и нам награда. Если же они не исправятся, то нам награда, а им грех.
Но хадис указывает на то, что нельзя сражаться против правителей, со стороны которых мы видим нечто порицаемое, ибо в сражении с ними заключено огромное зло и из-за такого сражения мусульмане теряют много блага. Если начать с ними сражаться, то это только добавит им зла. Как правило, правители видят себя выше остальных людей, и если люди начнут с ними сражаться или попытаются свергнуть их, то правители станут еще хуже.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на условие: ”…до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас”. Это указывает на то, что сражение разрешается, если правитель не совершает намаз.
В этом хадисе указание на то, что оставление намаза является неверием (куфром). Ведь, сражение против правителей запрещено до тех пор, пока мы не увидим с их стороны явного неверия, и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил сражаться с ними, если они не совершают намаз, а это указывает на то, что оставление намаза является явным неверием, относительного которого у нас есть от Аллаха непререкаемый довод.
Это и есть слово истины! Человек, абсолютно никогда не совершающий намаз, ни с коллективом, ни у себя дома, является неверующим. И этот человек хуже своим неверием, чем иудеи и христиане[1430].
189 ― Передается от матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом пророк (мир ему и благословение Аллаха) который воскликнул: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Яджуджа и Маджуджа было проделано вот такое отверстие!», - соединив большой и указательный пальцы в виде круга.
Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (несмотря на то, что) среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если мерзость умножится!”»[1431]
«Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!» ― это слова единобожия (таухида). Ведь, единобожие (таухид) – это основа, на которой построен весь шариат. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»[1432].А также: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"»[1433]
Поэтому в такой ситуации пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!» В этот момент его лицо изменилось в цвете и он произнес эти слова, успокаивая свое сердце.
Затем он предостерег арабов, сказав: «Горе арабам от зла, которое уже близко!» Он предостерег именно арабов, так как арабы несли знамя религии. Аллах Всевышний послал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно в среду арабов. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении. А также к тем, которые не застали их. Он - Могущественный, Мудрый»[1434].
«…от зла, которое уже близко» ― речь идет о зле, которое несут за собой Яджудж и Маджудж. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, сказав: «Сегодня в стене Яджуджа и Маджуджа было проделано вот такое отверстие!», - соединив большой и указательный пальцы в виде круга. То есть, в стене было проделано очень маленькое отверстие, но даже несмотря на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег арабов.
Арабы несут знамя религии со времен посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и по сегодняшний день. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег их от Яджудж и Маджудж, которые сеют нечестие на земле. Аллах Всевышний сообщил в истории о Зуль-Карнейне, что Зуль-Карнейну было сказано: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж распространяют на земле нечестие»[1435].
Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (несмотря на то, что) среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если мерзость умножится!”»
По идее праведный человек не должен быть погублен. Он должен быть спасен и находиться в безопасности. Но если мерзость (пороки) в обществе увеличиваются, гибнут и праведники. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании»[1436].
Под ″мерзостью″ в хадисе имеются в виду две вещи:
Во-первых, мерзкие деяния.
Во-вторых, мерзкие люди.
Если в обществе умножатся мерзкие скверные деяния, даже если общество будет исламским, то оно толкнет себя на гибель. Если среди них будет много неверующих, то они также обрекают себя на гибель. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег людей от того, чтобы они оставляли иудеев, христиан и многобожников на аравийском полуострове.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Выводите многобожников с аравийского полуострова»[1437].
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в конце своей жизни: «Если я еще проживу (чуть дольше), то непременно изгоню иудеев и христиан с аравийского полуострова»[1438].
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я непременно изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и не оставлю здесь никого, кроме мусульман»[1439].
190 ― Передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: “О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!” (Люди) спросили: “А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого»[1440].
«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» ― пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег сподвижников от сидения у дорог. Люди, сидящие у дорог, могут видеть посторонних женщин, видят всех уходящих и проходящих, видят, что несут с собой люди, а это может не понравиться людям. Ведь, люди чаще всего не любят, чтоб за ними наблюдали. Также часто бывает такое, что сидящие у дорог начинают обсуждать проходящих мимо людей.
Суть в том, что сидение у дорог приводит к определенным плохим последствиям. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!»
Люди сказали: “О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!” То есть: мы собираемся на дорогах и беседуем друг с другом, а это приносит нам радость, что в итоге приводит к добру.
Увидев, что сподвижники настаивают на том, что желают сидеть у дорог, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если уж вам непременно нужно собираться там, то по крайней мере воздавайте дороге должное!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять чрезмерную строгость. Он не стал категорически запрещать им сидеть у дорог, так как они там встречаются друг с другом, и это радует их. И вот так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был по отношению к верующим сострадательным и милосердным.
Люди спросили: “А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул пять вещей:
1 — Потупление взоров — то есть: не следует смотреть на тех, кто проходит мимо. И здесь нет разницы, проходит мужчина или проходит женщина. Когда мимо проходит женщина, то мужчина обязан опускать взор и не смотреть на нее. Если же мимо проходит мужчина, то следует так же опускать свои взоры. Не следует его рассматривать, разузнавая, что он несет с собой и куда идёт.
2 — Никому не причинять вреда — речь идёт о вреде, наносимом словом и делом.
а) Вред, наносимый словом — когда люди, сидящие у дороги, начинают обсуждать проходящих мимо людей, сплетничать о них.
б) Вред, наносимый делом — когда люди собираются у дорог и на дороге становится тесно, а проходящим приходится пробиваться сквозь эту толпу.
3 — Ответ на приветствия — то есть, если проходящий по дороге поприветствовал сидящих, то они должны ответить. Это относится к праву дороги. Ведь, в соответствии с сунной человек, проходящий по дороге должен первым приветствовать сидящих, а они должны ответить ему на приветствие.
4 — Побуждение к одобряемому — то есть, нужно побуждать ко всему тому, что приказано Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Если ты увидишь, что проходящий по дороге допускает какое-либо упущение в религии, то призови его к одобряемому и побуди к совершению добра.
5 — Удерживание от порицаемого — то есть, нужно удерживать от порицаемого тех, кто проходит по дороге. Например, ты сидишь у дороги, а мимо тебя проходит человеку и курит сигарету. Тебе следует удержать его от этого.
В этом хадисе предостережение от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дабы мусульмане не сидели у дорог. Если же они не могут без этого, то пусть хотя бы отдают дороге должное, то есть выполнять пять вещей, на которые указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
191 ― Передается от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что (как-то раз) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!” А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ушёл, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!”[1441]
В этом хадисе указание на изменение порицаемого своей рукой, и поэтому автор, да помилует его Аллах, привел этот хадис в данной главе. Поистине, ношение золота запрещено мужчинам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что золото и шелк разрешены для женщин этой общины, но запрещены для мужчин[1442].
Мужчине запрещено надевать золотые кольца, золотые ожерелья, запрещено надевать одежду, на которой есть пуговицы из золота, и так далее. Всего этого обязательно следует сторониться. Золото предназначено для тех, кто нуждается в том, чтобы украшаться, то есть, для женщин, которые должны украшаться для своего мужа, чтобы у мужа была любовь к своей жене. Аллах Всевышний сказал: «(Женщину) растят в нарядах и она не способна ясно говорить при тяжбе»[1443].То есть, женщину растят и воспитывают в украшениях.
Как бы ни было, в золоте нуждаются женщины, чтобы украшать себя перед мужьями. Мужчины же не нуждаются в золоте, и оно им запрещено.
Что же касается ношения серебряного кольца[1444], то в этом нет никаких проблем. Мужчине разрешено носить кольца из серебра при условии, что это не делается из определенных убеждений. Например, некоторые люди носят после женитьбы обручальные кольца, уподобляясь христианам, а это запрещено. Однако в ношении серебряного кольца без таких убеждений нет никаких проблем.
Пользы из хадиса:
1 —В некоторых ситуациях, когда есть нужда, можно проявлять строгость в исправлении порицаемого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал говорить этому человеку: «Поистине, золото запрещено, так не носи же его». Нет, он сам снял его и бросил на землю.
Общеизвестно, что есть разница между удерживанием от порицаемого и между изменением порицаемого. Изменять порицаемое рукой может только тот, кто обладает властью и силой. Этим занимается правитель или его заместители, или же мужчина, когда речь идет о его семье, или же женщина у себя в доме. Тот, у кого есть власть, изменяет порицаемое своей рукой. Если же человек не может изменить порицаемое руками, то он должен порицать его своим языком. Если же не может порицать языком, то хотя бы пусть порицает сердцем.
В таких ситуациях у нас есть три степени:
Первая степень — Призыв — например, человек встает с проповедью среди людей, увещевает их, напоминает им о религии, призывает их к прямому пути.
Вторая степень — Приказ — когда человек приказывает одобряемое какому-то определенному человеку или определенной группе людей. Например, человек говорит: ″О такой-то, совершай молитву, не лги, не сплетничай″, и так далее.
Третья степень — Изменение рукой — как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял золотое кольцо с человека и бросил его на землю, о чем сообщается в этом хадисе.
2 —Указание на дозволенность уничтожения того, что приводит человека к порицаемому. Ведь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снял с этого человека кольца и выбросил его на землю, ибо это кольцо является тем, что привело человека к греху.
3 —Ношение золота является причиной адского наказания. Пусть Аллах убережет нас от этого! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!” То есть, из-за этого кольца человек будет наказан огнем Ада. И это наказание будет касаться только той части тела, которой человек совершил грех. Подобное можно встретить и в следующем хадисе: «То, что ниже щиколоток (из одежды), будет в Огне»[1445]. Также, увидев, что сподвижники допускают упущение в мытье ног во время омовения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Горе пяткам от (мук) огня!»[1446] В этих трех хадисах указание на наказание огнем, которое коснется только определенных частей тела.
Это есть и в Коране, например, в словах Всевышнего: «В тот день они(накопленные ими сокровища)будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины»[1447].
То есть, бывает адское наказание, которое касается всего тела, а бывает адское наказание, которое касается только определенных частей тела.
4 —Указание на полную правдивость сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в своей вере. Ведь, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” Это из совершенства его веры, да будет доволен им Аллах! Если бы вера его была слабой, то он поднял бы это кольцо, чтобы использовать как-нибудь иначе.
5 —Человек, изменяя порицаемое рукой, должен делать это в соответствии с мудростью. Например, изменяя порицаемое в этом случае, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовать строгость. Но в другой ситуации, когда бедуин справил малую нужду в мечети, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять строгость[1448]. Возможно, человек, носивший золотое кольцо, знал о том, что это запрещено, но отнесся к этому легковесно. Что же касается бедуина, то он был невежественным человеком, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять строгость.
Поэтому, ты — о брат мусульманин — должен использовать мудрость во всем, что делаешь и говоришь. Поистине, Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом»[1449].
نسأل الله أن يجعلنا ممن أوتي الحكمة ونال بها خيراً كثيراً
192 ― Передается от Абу Са’ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) ‘Аиз ибн ‘Амр[1450] явился к ‘Убайдуллаху ибн Зийаду[1451] и сказал ему: “О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость”, - так остерегайся же оказаться (одним) из них!” (‘Убайдуллах) сказал ему: “Садись, ведь ты из остатков[1452] сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”. Тогда (‘Аиз) сказал: “А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них и не среди них![1453]”[1454]
193 ― Передается от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!»[1455]
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя…» ― пророк, да благословит его Аллах и приветствует, клянется Аллахом Всевышним. Души рабов находятся в Руке Аллаха Всевышнего. Он ведет по прямому пути того, кого пожелает, и оставляет без помощи того, кого пожелает. Он умерщвляет того, кого пожелает, и оставляет жить того, кого пожелает. Души в руке Аллаха Всевышнего! Как сказал Аллах Всевышний: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность!»[1456]Души в руке Аллаха Всевышнего, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся Всевышним. Он очень часто использовал именно этот вид клятвы.
Этот и предыдущие хадисы указывают на обязательность побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого. Эти хадисы предостерегают нас от оставления этой обязанности. Мы все обязаны призывать к одобряемому. Если мы видим нашего брата, оставляющего обязательное предписание религии, то мы должны побуждать его к выполнению этого обязательного предписания. Если мы видим нашего брата, совершающего порицаемое, то мы обязаны удерживать его от этого порицаемого и предостерегать. В таком случае мы будем единой общиной!
Пользы из хадиса:
1 —Указание на дозволенность клятвы даже тогда, когда у человека не требуют клясться. Но так следует поступать только тогда, когда речь заходит о важных вопросах. Если же речь идет о разных пустяках, то не нужно клясться, если тебя об этом не просят.
2 —Указание на обязательность побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого. Это — обязанность, которая является одной из важнейших обязанностей, установленных религией. Некоторые ученые даже посчитали, что побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого является шестым столпом Ислама, хотя это не так. Но все равно, это одно из самых важнейших обязательных предписаний религии. Если община не будет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, то она разделится на части, и каждая часть последует за своими страстями. У каждой группы будет свой путь, по которому она будет следовать. Если же община будет призывать к одобряемому