О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни
Аллах Всевышний сказал: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам»[969].
Ибн ‘Аббас и другие толкователи Корана говорили: «Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?» Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если пожелает Аллах, мы приведём ниже.
Говорят также: “Это означает: восемнадцать лет”.
Говорят также: “Это означает: сорок лет”. Так говорили аль-Хасан аль-Басри, аль-Кальби и Масрукъ, а кроме того, передают, что то же самое говорил ибн ‘Аббас. Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения.
Говорят также: “Это - (возраст) совершеннолетия”.
Что же касается слов Всевышнего: “Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам”, - то ибн ‘Аббас и большинство (других ученых) говорили: “Это - пророк (мир ему и благословение Аллаха)”.
Говорили также: “Это - седина”. Так считали ‘Икрима, ибн ‘Уеййна и другие, а Аллах знает об этом лучше.
Знай, что всё зависит от того, что ты будешь делать в конце жизни! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдёт в (Огонь). И, поистине, человек может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадёт в (Рай)»[970]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, чьими последними словами в этом мире были слова "Ля иляха илля Ллах", войдет в Рай»[971].
Чем старше человек становится, тем больше он должен совершать праведных деяний. Конечно, и молодой человек должен стараться совершать больше праведных деяний, ибо никто не знает, когда умрет. Но нет сомнения в том, что чем старше человек становится, тем больше приближается к смерти.
Аллах Всевышний сказал: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?»[972].
Толкователи Корана разногласили о том, какой возраст имеется в виду в этом аяте. Некоторые сказали: «Шестьдесят лет». Другие сказали: «Восемнадцать лет». Третьи сказали: «Сорок лет». Четвертые сказали: «Речь идет о возрасте совершеннолетия». Но на самом деле аят не ограничивается конкретным возрастом, ибо в разных случаях бывает по-разному. Бывают люди, которые начинают соблюдать религию еще даже до наступления восемнадцати лет. Другие же начинают соблюдать религию в более позднем возрасте. Всё зависит от того, когда к ним пришли увещеватели и знамения, в какой среде они жили, и так далее.
«Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам»― правильное мнение заключается в том, что под увещевателем имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но а вообще этот аят охватывает всех посланников Аллаха, которые были посланы до пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, они все были предостерегающими увещеватели!
Поэтому, человек должен в конце жизни стремиться побольше совершать праведных деяний, особенно, он должен стремиться выполнять то, чем его обязал Аллах Всевышний. Он должен стараться больше просить у Аллаха прощения и воздавать Ему хвалу! Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния»[973].Говорят, что это последняя сура, ниспосланная пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и относительно нее приводится удивительная история[974].
نسأل الله أن يحسن لنا ولكم الخاتمة والعاقبة ، وأن يجعل خير أعمارنا أواخرها ، خير أعمالنا خواتيمها
112 ― Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет»[975].
Ученые говорили: «Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время».
(Арабы) говорят: "Оправдания принимаются до известного предела".
Если человек дожил до шестидесяти лет, то довод уже был доведен до него, и исчезло оправдание, ибо это уже приличный возраст для того, чтобы узнать о религии, особенно, если человек живет в исламской стране. Например, если человек прожил 15-20 лет, то может быть у него будет оправдание, что он еще не успел задуматься над аятами. Но, когда человек дожил до шестидесяти лет, то нет уже ему оправдания. На человека возлагается ответственность уже тогда, когда он достиг возраста совершеннолетия[976]. С этого возраста ты уже обязан узнавать из религии то, в чем нуждаешься. Например, если ты должен совершить омовение, то обязан узнавать, как его совершать. Если ты должен совершать намаз, то обязан узнавать, как его совершать. Если у тебя есть имущество, то ты обязан узнавать вопросы, связанные с закятом. Если ты обязан поститься, то обязан узнавать, как держать пост, какие вещи нарушают этот пост, и так далее. Если ты обязан совершить хадж или ’умру, то обязан узнать, как их совершать. В общем, если человек достиг шестидесяти лет, то считается, что довод доведен до него и оправданий больше нет.
В этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний предоставляет Своим рабам довод. Поистине, Аллах Всевышний дал тебе разум, дал тебе возможность понимать, отправил к тебе посланников и даровал тебе такое Писание, которое останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний послал к этой общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из пророков. Он даровал ему великое знамение – Великий Коран! Знамения, дарованные другим пророкам, исчезли после их смерти, и остались только рассказы об этих знамениях. Но что касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Великий Коран – знамение, дарованное ему, останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?" Скажи: "Воистину, знамения - у Аллаха, а я - всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель". Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается?»[977]
113 ― Сообщается, что ибн ‘Аббас сказал: «‘Умар приглашал меня к себе вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: “Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!” (В ответ им) ‘Умар сказал: “Вы же знаете о его положении!” И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им. ‘Умар спросил: «Что вы можете сказать о словах Аллаха: “Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния”[978]?» Один из (присутствовавших) ответил: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”, - другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился (с вопросом) ко мне: “И ты скажешь то же самое, о Ибн ‘Аббас?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Что же ты скажешь?” Я ответил: «Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ”». (Выслушав мой ответ) ‘Умар сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”»[979].
В этом сообщении рассказывается, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приглашал к себе в собрания старцев, участвовавших еще в битве при Бадре. Это было его обычаем, он всегда советовался с уважаемыми людьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Советуйся с ними о делах»[980].Суть этого заключается в следующем: когда правителю тяжело разобраться в каком-нибудь вопросе, он собирает надежных людей, понимающих этот вопрос, и советуется с ними, как поступить. И известно, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, часто так поступал. Обычно он приглашал самых взрослых сподвижников, а среди них сидел и ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн ’Аббас тогда был очень молодым по сравнению с этими старцами. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: ″Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, хотя у нас есть такие же дети, но они почему-то не присутствуют?!″
Тогда ’Умар, да будет доволен им Аллах, захотел показать им уровень ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, в знании и сообразительности. Он собрал всех взрослых сподвижников и прочитал им суру: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния»[981].Когда же он спросил их о смысле этой суры, они разделились на две группы. Первые просто промолчали, а вторые ответили: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”.
Затем ’Умар спросил ибн ’Аббаса, и тот ответил: «Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ”».
Тогда ‘Умар сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”. И тут люди поняли достоинство ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
114 ― Сообщается, что ‘Аиша сказала: «После того, как посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была ниспослана (сура): “Когда придёт помощь Аллаха и победа … ”, - он не совершил ни одной молитвы, не говоря во (время её совершения)[982]: “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”»[983].
سُبحَانَكَ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي
(Субхана-кя, Рабба-на, уа би-хамди-кя, Аллахумма, гъфир ли!)
В (другой) версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” сообщается, (что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах) сказала: «Во время своих поясных и земных поклонов посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) многократно повторял (слова): “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”, - следуя (предписанному) Кораном».
“Следуя (предписанному) Кораном” значит: делая то, что было велено ему в Коране словами Всевышнего: “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения…”.
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах сказала: «Перед смертью посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой”».
سُبحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمدِكَ أسْتَغْفِرُكَ وَأتُوبُ إلَيْكَ
(Субхана-кя, Аллахумма, уа би-хамди-кя, астагъфиру-кя уа атубу иляй-кя)
Аиша сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?” Он сказал: “Для меня был определён знак, увидев который, я и стал произносить их"».
Этим знаком являются слова Всевышнего: “Когда придёт помощь Аллаха и победа…”, - и далее до конца этой суры.
В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что ‘Аиша сказала: «(Начиная с определённого времени) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал часто повторять (слова): “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”».
سبْحَانَ اللهِ وَبِحَمدِهِ أسْتَغفِرُ اللهَ وأتُوبُ إِلَيْهِ
(Субхана-Ллахи уа бихамдих, астагъфиру-Ллаха уа атубу иляйх)
‘Аиша сказала: «Я сказала: “О посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”. Он сказал: “Мой Господь поведал мне, что я увижу знак, имеющий отношение к моей общине, (сказав, что) когда я увижу его, то должен буду часто повторять: “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”, - и я увидел (этот знак). Слова “Когда придёт помощь Аллаха и победа…” - это завоевание Мекки - “…ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния”».
115 ― Сообщается, что Анас сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах незадолго до смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ниспосылал ему откровения одно за другим, и он умер в тот период, когда откровений ниспосылалось больше, чем когда бы то ни было раньше»[984].
116 ― Передается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый раб (Аллаха) будет воскрешён в том (состоянии), в котором встретит смерть»[985].
باب بيان كثرة طرق الخير
13-ая глава