Iii. сказание пророка исаии о грядущих летах и об антихристе 288
Восстанет тридцать седьмой царь по имени Гордий, а по прозвищу Чиго-чин, выйдет он из Солнечного града полухристианином-полуязычником и соберет всю землю Измаильтянскую. Назовутся заморские люди фускасцами, а по прозвищу дикими ослами, многоименитыми внуками Агари, иудейским племенем Моисеевым. И займут они всю страну и города, придут на поле, именуемое Средецким, и найдут там двуустый колодец. И станут они от града Средца захватывать страны восточные и западные, к Северу и к Югу. И не сможет им противиться никто. И разорит Чигочин землю Болгарскую и Греческую, как мучитель, за семь лет. Тогда погибнут греки за морем, а болгары — на Западе. Останутся они только в славных градах, горах, ущельях и пещерах. И подернутся в эти дни мглой Витоша и другие достославные горы. И Святую гору окутают облака, и Царьград запылает, будто от огня. И истерзает Чигочин всю землю, и будут в тех странах люди рыдать, голося: «О, горе нам, братия, ибо умрем мы в муках!»
И снизойдет в лета царя Чигочина тридцать восьмой царь от захода солнца, из земли Саровой, по имени Гаген, а по прозвищу Оделян. Процарствует он пять лет, кротким будет и храбрым воином. И придут к нему христиане с плачем. Он же восстанет, как воскресший из мертвых, с бельмом на глазу, и соберет западных воинов и поморских. И возьмет с собой тридцать семь сундуков золота и порфиру, подобную звезде. И придет он, укротит русобородых, и отправится в землю Болгарскую. Первым встретит он в державе Чигочина на Овечьем поле войско скопльское и разобьет его и возьмет их оружие. И вооружит своих воинов царь Гаген и опять пойдет на Чигочина. Тогда повстречают его измаильтяне на поле Гороховом и разобьют его. И сожгут его войско, как солому на поле, а сам он убежит в Земпен-град. И разбредутся измаильтяне, и разорят всю землю Болгарскую.
Тогда пошлет царь Гаген весть царю Чигочину: «Прекрати грабежи и убирайся с измаильтянами, не то в покое вас не оставим!» И пробудет царь Гаген в Землене три месяца, молясь Богу, пока не соберет четыре десятка тысяч своих воинов. И пойдет он опять на измаильтян в местность, называемую Пять Могил. И свершится там великое кровопролитие, и погибнут воины Гагена-царя, а сам он сбежит в Перник. И пробудет царь Гаген в Пернике тридцать дней, молясь
Богу и плача. Тогда явятся к нему Господни воины — патриархи и епископы, монахи и пресвитеры и пойдут с ним на гору, именуемую Витошей, где обитают святые отцы из земли Болгарской.
Тогда выйдет святая девица, прекрасная телом, и выведет триста святых отцов. И поведет она царя Гагена за правую руку и благословит его. И выйдет он с честным крестом против измаильтян и сотворит величайшую сечу там, где двуустый колодец. Будет пролито так много крови, что потонет в ней конь-трех-летка. Перебьет царь Гаген измаильтян, как будто Господь поразит их невидимой палицей. И зарубит он царя Чигочина, и возьмет добычу и раздаст ее. А сперва пробудет он в Средце три года и четыре месяца.
Потом же выйдут некие наследники Чигочина с Запада, как змеи беэстыжие, и пойдут на Овечье поле со многими сипами. Тогда пойдет Гаген-царь на Овечье поле, собрав всю силу болгарскую. И стекутся воины царя Гагена на Овечье поле. И будет мудрой та мать, которая удержит своего сына, ибо покосят тех людей, как полевую траву! И скажут люди: «О, горе нам, братия, ибо погибла земля Болгарская без остатка. И осталось столько людей, что уместятся они под сенью одного дуба». И потом придет Гаген с Овечьего поля на Едрило поле, и свершится здесь величайшая сеча и кровопролитие многое, так что с той поры не будет это место зваться Едрило, но прославится как Костяное поле. И падет здесь Гаген-царь, а с ним более тысячи тысяч душ. И скажут люди: «О, горе нам, ибо погиб весь мир!»
И выйдут в те годы измаильтяне из северной страны. И две части их придут ко граду Солуни, а третья останется в своей земле и пожелает креститься, ибо возлюбит Господь измаильтян. Тогда начнут они осаждать Солунь, и выйдут солуняне против венгров, и перебьют врагов, а оружие их будут жечь вместо дров три года.
Потом приплывет на кораблях по морю тридцать девятый царь, по имени Симеон Премудрый, и примет он землю Болгарскую. И прибудет он в Новый Иерусалим, и достигнет Золотых ворот, и войдет в них. И задержится он в Золотых воротах и войдет в сокровищницу. И охватит смута весь Иерусалим, и будут люди осенять друг друга крестом. И придут они к Золотым воротам, но увидит Господь их высокомерие и безумие и поразит их. И падет Симеон Премудрый на колени и скажет:
«О Новый Иерусалим, как умножилась вера вокруг тебя!» И пробудет Симеон на царстве шесть лет.
И потом пошлет Господь царя, и станет он сороковым царем богоданным, а имя ему — Михаил. И здесь примет он царство над всей вселенной, И, восстав, пойдет к престолу, где дева держит венец благочестивого и благоверного царя Константина. И возложит Бог венец на голову Михаила, и дарует ему пятьдесят три года жизни. Будут при царе этом радость и веселье и жизнь долгая, какой не бывало с начала мира. Придет в эти дни царь Михаил освятить святые церкви, и воздвигнет алтари серебряные, и даст людям ножи вместо оружия. И перекует оружие на ремесленные орудия, а мечи на серпы. И будут люди убогие — как боляре, боляре — как воеводы, а воеводы — как цари. Рассеются тогда люди по всей земле. И лишь те, которые умерли, ничего в эти дни не достигнут. И в годы царя Михаила выйдет из одной лозы бочка вина, из снопа — мера пшеницы, с овцы — охапка шерсти, будет изобилие меда и масла. И люди и скот умножатся в эти дни, и не будет ни смерти, ни войны, ни разбоя.
И двинется в те годы одна старуха от восхода солнца, а другая — с Запада, и встретятся они в Ликице. И найдут человеческую голову и будут сидеть здесь, оплакивая ее, три дня и три ночи, говоря: «О голова любимая! Восстань, ибо много вокруг жизни благой, но жить некому». Потом встанут они, и пройдут пять поприщ, и найдут место, где земля извергла свои дары. И будут сидеть еще семь дней, плача и говоря:
«О чада любимые, зачем погубили себя в жестокосердии вашем, ибо много жизни вокруг, а жить некому, уменьшился род человеческий». И будет в те лета изобилие всего, будут радость и веселье.
И оседлает в эти дни царь Михаил своего коня, и отправится морем в Рим с одним мечом, и скажет римлянам: «Откройте предо мной ворота!» Они же ответят ему: «Не отопрем ворота, ибо ты — обманщик!» Он же взмахнет мечом, но не ударит, а медные ворота рассыплются, словно пыль. Тогда выйдут римские епископы и монахи, патриархи и священники, складывая книги свои пред Михаилом и крестясь на царский его венец И отыщется дьяк простой, и переспорит их премудростью книжной, и скажет им: «Подобает ему царствовать, пока солнце освещает землю». Они же возьмут книгу и ударят того дьяка по голове, и умрет он и будет лежать три дня. И вернет на третий день Бог этому дьяку душу. И скажет ему Господь:
«Восстань и иди в монастырь святого апостола Павла, найди в гробу венец порфирный и ризу неоскверненную и возложи их на Михаила».
Увидят это римляне, и внушит им Михаил великий страх и великий почет. И начнут они говорить об этом, сыпля золото, будто зерно на гумне, и насыпая холм. И воссядет с него Михаил на коня своего и одиннадцать лет будет шествовать по всему миру, устанавливая веру и закон мечом своим. И опять вернется восвояси в Новый Иерусалим и укротит русобородых. И лет жизни его будет пятьдесят три.
И в лета Михаила-царя появится птица, красивая зело, сядет на царьградскую стену и превратится в монахиню. И родится под властью царя Михаила богопротивный антихрист, и будет он прекраснее всей красоты рода человеческого. И очи его будут, словно звезды.
Потом Михаил пойдет к престолу, положит венец свой под крест и предаст душу Господу. Тогда примут efo невидимые ангелы и понесут тело его на небо. Тогда антихрист станет со страшной злобой мучить христиан. Будет одним выматывать кишки на дубину, пронзать других колючками, а иных палить огнем и спрашивать: «Где те, кто верил в книги и в честный крест?» И восллачет к Богу всякая плоть, и услышит Господь вопли верных людей и пошлет Илию-пророка и Еноха бороться с антихристом, чтобы не соблазнил он весь мир. Воспрянет в те дни Иудейское царство, а христиане умалятся. И станут последние первыми, а первые последними.
Тогда начнет препираться Илия с антихристом, говоря ему: «Ты — соблазнитель!» Разъярится же он и сотворит во гневе медный алтарь, введет в него Илию и Еноха и заколет. Как сказал пророк Давид:
«Тогда возложат на алтарь Твой тельцов». Тогда воздвигнет Господь честной крест, призовет апостолов, евангелистов и всех избранных, угодивших Богу, и святые церкви, и осененные крестами могилы со всей земли. И двинет их Господь на Иерусалим, а землю зажжет. И загорится земля, подобно ей горы сгорят, словно дома. Как сказал пророк Давид: «Прикасается к горам и дымятся». Тогда море закипит, будто вода в горшке. И так все море сгорит за три года, останется лишь земля, откуда вытекает Иордан.
Потом выпустит Господь четыре великих ветра, и развеют они пепел по всей земле вдоль и поперек. Потом явит Господь два источника белее снега — один с Востока, а другой — с Запада. И потекут они по всей земле, и будет земля ровной, как бумага, и прекраснее нынешнего света, и в семь раз белее. И будет лежать‘земля три года и возопит к Богу: «Призри меня, Владыка, помилуй, ибо много лет лежу я, нетронутая, как семилетняя девочка, чище всего на свете. Очистилась я от всякой скверны».
Тогда сойдет Господь с небес по облакам во многой силе и славе в местность, называемую Хуки. И сойдутся святые церкви, как звезды сияющие, каждая на свое место. И сойдут множество ангелов и архангелов, тьма тем, двенадцать лепюнов, неся престол Господень, сияющий в семь раз ярче солнца. И явится Сам Господь с небес, дабы судить живых и мертвых.
Тогда вострубят в турий рог архангел Михаил и с ним двенадцать апостолов. И разбудят они спящих от начала века. Как сказал пророк:
«Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли». Тогда восстанут они, будто ото сна, и пойдут по земле, узнавая друг друга. Тогда придут ангелы и отделят добрых от злых. И поставят добрых одесную, а грешных ошуюю. Тогда скажет Царь стоящим одесную его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира». И скажет и тем, стоящим ошуюю: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...»
Тогда антихрист станет по левую сторону, с евреями, с великим пневом и трепетом, ибо сказано, что «кровь Его на нас и на детях наших». И ввергнут их ангелы, безжалостные и лютые, во тьму кромешную, как сказал пророк: «Погибла память их с нами, но Господь пребывает вовек».
И тогда речет Господь к грешникам: «О окаянные, как не уразумели вы лет сатанинских, почему не поверили пророкам Моим, предсказавшим, что в первое лето его будет много хлеба и вина. Во второе лето не найдете ни пригоршни хлеба, ни чаши вина по всей земле, но сократятся ради избранных те дни. Будет Царствие его три года, и сотворит Бог эти три лета, как три месяца, три месяца, как три недели, а три недели, как три дня, а три дня, как три часа, а три часа, как три черты, а три черты, как мгновение ока. Не поняли вы этого, но предали Бога».
Тогда возьмет Господь честной крест, Евангелие и Апостол, и осудит грешников до двенадцатого колена. И будет Господь царствовать безконечные лета, и не будет ни смерти, ни женитьбы, ни насилия. И не будет ни молодого, ни старого, ни юного, но будут все едины образом и возрастом, все равны тридцати годам. И не будет ни ревности, ни зависти, но будет тогда любовь совершенная и радость о Боге, Спасителе нашем.
IV. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА Р©£, Росла, РОССИЯ 289
Известно, что византийские авторы никогда не употребляли названия «рус», а всегда писали «рос» (oi PoQ. В русских летописях, наоборот, нет названия «рос». Даже в том случае, когда летописец заимствует непосредственно из греческой хроники известие о нападении народа Рю£ на Константинополь при императоре Михаиле, термин Рсо£ переводится «Русь»'.
Интересно выяснить, как появилась буква щ в слова Pco^, Pcoaia? Как в действительности называли себя русские IX и X вв.: «рос» или «рус»?
Можно утверждать с полной уверенностью, что древние русские никогда себя «россами» не называли: в древних памятниках русского языка подобного слова нет. Мало того, можно считать, что даже сами византийские греки в разговорной речи вряд ли называли русских «россами» (oi Рю£).
Пиутпранд, епископ Кремонский, посетивший Константинополь в середине X в., в своем труде «Antapodosis» упоминает о русских. При этом он сообщает, что русские получили свое наименование от греческого слова «Роиаю£> (что значит «красный») и что это название русским дали за особый оттенок цвета их тела (de qualitate corporis)2. По сравнению со своим смуглым видом южан, византийцы и арабы могли считать, что славяне имеют красноватое тело3. Вероятно, византийцы, встретившись с народом, который называл себя «русь», невольно поразились созвучием этого слова с греческим роиою^ (красный) и стали объяснять это название оттенком цвета кожи. На основании приведенного замечания Литупранда можно сделать вывод, что в народном византийском произношении употреблялось не Рю£, а решающ т.е. русских попросту называли при Лиутпранде «красными». Как же появилось в византийской письменности слово РсоС? Почему «рос», а не «рус»? Почему слово Рю£ обычно не склоняется у византийских авторов \ тогда как все остальные наименования варварских народностей имеют падежные окончания (Пат^чссксн, Тооркоц Варауусн, Фрауусн и т.д.).
Известия о русском народе появляются у византийских авторов не ранее IX в. Однако безбрежная церковно-схоластическая литература, безчисленные толкования на «Апокалипсис» и пророков употребляют наименование Рсо^, начиная с самого возникновения христианства. Дело в том, что название Рю£ встречается в греческом переводе Библии, у пророков. Имя народа Рш£ связывалось с пророчествами о конце света и потому очень часто употреблялось в церковной литературе. Византийцы чрезвычайно интересовались эсхатологическими вопросами. Книги пророков и «Апокалипсис» были очень популярны, имели многочисленных комментаторов, часто использовались в проповедях.
В греческом переводе пророка Иезекииля раз встречается название Рю£ «И бысть слово Господне ко мне, глаголя, сыне человечь, утверди лице свое на Гога и на землю Магога, князя Рос (Р©0»s.
В «Апокалипсисе» указывается, что Гог и Магог перед концом света во главе безчисленных войск сатаны подойдут к «священному граду»6.
При том интересе, с каким византийцы относились к пророчествам о гибели мира, совершенно естественно, что схоластические комментаторы Библии стали искать, где же обитает этот страшный народ Рю£. Большинство церковных комментаторов помещали страну Гога и Магога по ту сторону Кавказских гор, вообще куда-нибудь подальше на север, называя их гиперборейскими народностями (т.е. народами Севера) и скифами.
Итак, название Рсо^ было хорошо знакомо византийскому обществу задолго до появления русских. Опустошительные набеги русских в начале IX в. навели ужас на византийцев. К тому же созвучие названия «русь» с библейским «рос», конечно, не могло остаться незамеченным. Невольно могла зародиться мысль, что выступивший на историческую сцену русский народ — это и есть библейский народец Рю£, ужасный своим именем, связанным с эсхатологическими пророчествами. Понятно, почему в житии Георгия Амастридского пишется о русских: фборолоюу кат лрауца кат ovopa, т.е. нападающие русские — народ, несущий гибель и по своим делам и даже по одному имени! Разумеется, для византийцев, хорошо знакомых с пророчествами и «Апокалипсисом», само имя Рю£ было зловещим, ципсрпйьн, т.е. несущим гибель. Понятно, почему в житии указывается, что это — общеизвестно (©£ тахуте^ iaaai): ведь в то время пророчества все знали хорошо7.
Если иметь в виду библейское значение слова Рю£, то нам станут ясными непонятные и противоречивые тексты знаменитого послания Патриарха Фотия о нападении русских на Константинополь. Патриарх Фотий говорил о русских как о народе, очень хорошо всем знакомом — паХХакуС, вроХЛюоцЕУОУ (вернее: пресловутом). Эти слова Фотия приобрели в русской историографии значение непреложного доказательства того, что в IX в. русские были для византийцев уже давно знакомым народом. Однако, если внимательно проследить эпитеты Патр. Фотия, прилагаемые им к русским, то оказывается, что Фотий впадает в очевидное противоречие. С одной стороны, он называет русских народом всем известным, с другой стороны — об этих же рсо£ в своей второй беседе Фотий говорит как о народе совершенно неизвестном: e0vo£ a<pave£, ayvcocrtov, т.е. таинственный, неизвестный, eOvoC, acrqpov (неясный), цт|5е рехР1 ТТ1С ка0 тщюу ЕлаХ остесо^ yvyvoaopevov (до похода на нас непонятный, нераспознанный). Как можно сочетать то 0poXXoopEvov (то, о чем все болтают, общеизвестное, пресловутое) с ayvcoaxov (неизвестное), acpave£ (темное)? Если иметь в виду конкретную народность, русских, напавших на Константинополь, — получается противоречие, действительно непримиримое8.
Обратим внимание на то, что, говоря о русских, Фотий все время приводит библейские цитаты из пророчеств, имеющих у византийских церковных комментаторов определенное эсхатологическое значение: из «Иезекииля», «Иеремии», «Апокалипсиса» 9. В применении к русским эти эсхатологические пророчества имеют смысл только в том случае, если под словом Рпонимается одновременно и библейский народ Иезекиля и русский народ. Отсюда понятно, что если русский народ до начала IX в. и был неизвестен византийской общественности, то о библейском Рю; действительно можно было говорить как о поХХакгС, 0puXXoopsvov10. Созвучие «русь» и Рю£ давало основание говорить о недавно появившемся в на исторической арене русском народе как о таинственном, неизвестном, и в то же время всем столь хорошо знакомом библейском народе Рсо^.
Связь русских с библейским Рсо£ была общеизвестна и в X в. Только этим сопоставлением русских со страшным библейским народом Гога и Магога можно объяснить, почему в распространявшихся среди константинопольского населения «пророчествах» грядущая тбель Византии связывалась именно с русскими ". Лев Дьякон тоже считает, что <н Рю£ — это и есть библейский народ Рю£: «но что сей народ (т.е. тавроскифы) отважен до безумия, храбр и силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют, и даже божественный Иезекиль о сем упоминает в следующих словах: «Се аз навожу на тя Гога и Магога, князя Рос» п.
Понятно также, почему византийцы в большинстве случаев слово РсоС; не склоняют: библейское Рсо£, как Iapar^X и т.п. в греческом переводе «Библии» не склоняется.
Наименование современного народа античным или библейским названием соответствовало литературным обычаям византийских авторов. Если русских в просторечье называли рооаип, то книжными названиями русских стали слова: ov рю£, cKoOai, тавроскифы, гиперборейские скифы.
Само собой разумеется, что после принятия русскими христианства сопоставление русского народа с библейским Рсо^ стало совершенно неприемлемо и было отброшено. Однако библейская транскрипция Р<в£ прочно завоевала место в церковных и официальных документах Византийской империи. Как производное от РюС византийские авторы и чиновники императорских канцелярий изобрели название страны — Praaia: начиная с IX в. это название окончательно утвердилось в греческом языке13. Через церковную греческую письменность и официальные акты Византийской империи Рюша стала переходить и в русский язык. Иван Грозный писал слово Росийский и Росия в полном соответствии с греческим начертанием через одно «с»14. В XVII в. по аналогии со словом «русский» слова «российский» и «Россия» стали писать через два «с».
Таким образом, наряду с собственными названиями «русский», «Русь», в наш язык проникла утвердившаяся в IX в. под влиянием библейской транскрипции форма Росия, впоследствии Россия, российский.
м. сюзюмов
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Лаврентьевская летопись». 1926. С. 17: «яко при сем цари приходиша Русь на Црьград, яко же пишется в летописаньи греческом». Подобным же образом греческое Рсо^ передается словом «Роусы» в славянском переводе хроники Георгия Амартола (например, Истрин. Хроника Амартола, 1,511 и II, 11).
2 Liutprand. Antapodosis. V, 15.
3 Ибн-Фадлан (922): «Я видел русских купцов... тело у них красное».
4 Обычно: ov Рю<;, Tcov Рю£, tcdv Pffloov, хотя иногда (например, у Псел-ла) tcdv Рю<;.
5 Иез. 38, 2. Мы совершенно не касаемся вопроса о том, кого в действительности имел в виду Иезекииль, приводя наименование Рос (в действительности не «Рос», а «Рош», что в данном месте в древнееврейском тексте скорее всего — нарицательное имя = «глава»). Для византийского благочестивого читателя тексты Иезекипя имели не историческое, а эсхатологическое значение.
6 Отк. 20,7 и 8.
7 Васильевский В.Г. Житие св. Георгия Амастридского. Акад. изд. С. 64.
8 В данном случае В.Г.Васильевский (цит. соч. CXXXVI) допускает некоторую натяжку. Чтобы примирить оба текста, он переводит ayvcoaxov словом «незнатный», что является необычным пониманием этого слова, тем более, что в другом месте Фотий вместо ayvcoaxov употребляет pv5e... yiyvtoaKopevov: ср. также: «мы одновременно и увидели и услышали (о них) и пострадали».
9 Иез. 38; Иер. 6,22 сл.; Отк. 20,7.
10 Слово то GpoAAoopEvov у византийских авторов применяется, главным образом, к персонажам Библии и античной мифологии и в акафистах. Это вполне соответствует нашему мнению о том, что Фотий в данном тексте имел в виде общеизвестность не русских, а библейских Рсо^.
" Ch. Diehl («Byz. Ztschr.», 1930), выражает удивление, почему именно русским, а не болгарам или иным врагам приписывалась эта роль в X в.
п Лее Дьякон, IX, 6 (привожу в переводе Попова).
13 Официальное обращение в грамотах к русским князьям дохристианского периода: Грарраха. Kcovaxavxivoo каа Ptopavoo хсоv cpiXo'/piaxcov Pam^ecDv Pcopauov 7tpo£ xov apy^ovxa Pcoaia^ (Vogt, Basie, 1,433).
14 Иван Грозный. Переписка с кн. Курбским. С. 102,117.
СОДЕРЖАНИЕ
Игумен Исаия. Смысл русской истории
РОССИЯ
ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ
Составитель
Сергей Владимирович Фомин
Подписано в печать 18.05.2001. Формат 60х90У16. Бумага газетная.Печать офсетная. Объем 35 п. л. Тираж 10000 экз. Заказ N9 371.
ООО «Адрес-Пресс»
Лицензия ИД N° 01608 от 19.04.2000. 1119048, Москва, Кооперативная, д. 2, корп. 14 Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный Пролетарий» 103473, Москва, Краснопролетарская, 16
РОССИЯ
ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ
Что с нами случится в будущем?
Что будет с нашим отечеством?
Эта книга - собрание пророчеств о грядущих судьбах нашей великой Родины, которые предсказали:
монах Авель, преподобный Серафим Саровский, праведный отец Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник,
преподобный Лаврентий Черниговский, старицы Матрона, Макария, блаженная Паша Саровская и другие...
Они и выделены в книге более мелким шрифтом. — Сост.
К таковым можно отнести проходимцев и самозванцев, а также так называемое «младо-старчество» — соблазн превышения власти в само-прельщении у малоопытных священников-духовников Все эти явления суть антихристианские (антихристовы). — Сост.
Многие из подобных знамений нашли отражение в книге «оптинца», духовного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), окормлявшегося у о. Вар-сонофия Оптинского, — «Близ есть, при дверех» (Сергиев Посад, 1917), тираж которой был полностью уничтожен по приказу Временного правительства. Новому, дополненному изданию, готовившемуся Троице-Серги-евой Лаврой после октябрьского переворота 1917 г., не дано было осуществиться. — Сост.
Сын матушки Нектарии — о. Адриан (Рымаренко), читавший в 1928 г. отходную о. Нектарию, в будущем архиепископ Андрей Рокландский (t 12.7.1978).
«Великая Дивеевская тайна» преподобного Серафима Саровского была обнародована в США лишь в 1969 г. по благословению архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей Аверкия, Сиракузского и Троицкого. Еще в первой половине 1930-х гт. публикация ее была благословлена архиеп. Феофаном Полтавским 15.
«Наступило 12 июня, 7-й месяц 74-го года правления коммунистов. В два часа дня мы сдвинули бокалы и выпили за сбывшееся пророчество Нострадамуса. Юридически настал конец одного из самых деспотичных режимов за всю историю. Победил Ельцин. И Нострадамус!»16 Не случайно, видимо, было выбрано время для августовского «путча»: «по Нострадамусу (в интерпретации Ионеску) конец «коммунизма» приходится на 1991 год, а еще точнее, на 9 июня этого года!»17. Вот еще одна возможность угадать авторов августовских событий 1991 г. К рубежу XX и XXI в (1999 г.) Нострадамус предсказывает «сошедшего с горящего неба» «мятежного человека», «повелителя Земли». В связи с этим толкуют об «инопланетянах». Однако речь идет об антихристе
В этой же рукописи под 6978 г. записано: «Начало царства антихристова. Ему же имя Гог...» — Сост.
«Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего» (Пс. 73,6-7). — Сост.
Таким образом, падение Первого Рима произошло через обрядоводогматическое отступление католиков; падение Второго обусловлено взятием Константинополя агарянами. Утверждение старообрядцев о том, что отьятие от среды удерживающего (2 Сол. 2, 7) связано с отходом Царя от русского благочестия, легко опровергается примерами отпадения в ересь многих ромейских кесарей. — Сост.
С воссоединением Украины и Белоруссии с Россией прибавилось: «всея Великия и Малыя и Бельм России».
Разбирая греко-болгарскую распрю и «церковные дела в Сербии», В.С. Соловьев отмечал: «...Догмат о подчинении Церкви государству <.. > неизбежно должен быть признан там, где пределы Церкви и государства совпадают, ибо невозможно совместить две самостоятельные власти, замкнутые в границах одной и той же территории». И еще: «раз вводится в Церковь принцип национальностей как главное и преобладающее начало, раз Церковь признается атрибутом народа, само собою следует, что государственная власть, правящая народом, должна править и принадлежащею к народу Церковью. Национальная Церковь необходимо подчиняется национальному правительству, и в таком случае особая церковная власть может существовать только для виду, ради большей торжественности праздничных молебнов» 30.
Патриарх называл эти законы, по которым Царь обладал Церковью, «антихристовым узаконением»31, противопоставляя им «Кормчую», в состав которой входило Византийское гражданское законодательство Номоканонов, благословленное Церковью. — Сост.
Это видение приобретает особо символическое значение, если вспомнить, что поставление Никона на Патриарший престол связано с Успенским собором Московского Кремля. Будучи избранным из 12 кандидатов, Никон поначалу отказывался. Тогда в Успенском соборе перед мощами Святителя Филиппа, которого наряду со Св. Иоанном Златоустом особо почитал Никон, Царь упал ему в ноги, «простершись на земле и проливая слезы», умолял занять престол — Сост.
«...И Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя...» (Иез. 28,18). — Сост.
Попыткой «Православной реакции» были царствования Императоров Александра III и Николая II. — Сост.
Согласно «Апостольским правилам» (XI, XXXIV): «Царь занимается только военными делами, заботясь о войне и мире, чтобы охранять тело, а епископ проходит священство Божие, отклоняя от опасности тело и душу. Итак, восколько душа превосходит тело, востолько священство превосходит царство, ибо оно связывает и разрешает достойных наказания и прощения». Из постановления IV Вселенского Халкидонско-го Собора (451 г.): «Никакой прагматический указ, противный канонам, не должен иметь силы; должны преимуществовать каноны отцов». Св. Иоанн Дамаскин (f 4 декабря ок. 777): «Мы повинуемся тебе, император, в том, что относится к делам нашей жизни: в отбывании повинностей, сбора податей и пошлин, в чем управление делами нашими вверено тебе, но для устроения церковных дел мы имеем пастырей, глаголаших нам слово и передавших нам церковное законоположение». Преп. Феодор Студит (t 11 ноября 826 г.): «Надо настаивать на точном соблюдении государственной властью не только учения, но и канонов. В случае ее уклонения от первого и нарушения последнего, надо применять сущесту-ющие на подобные случаи дисциплинарные взыскания или эпитимии, как они применяются Церковью ко всем остальным членам» 39.
В неопубликованном дневнике (ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Е. х. 27. Л. 25-26 об.) крупного идеолога Православной монархии Л.А.Тихомирова имеется запись о посещении его в Сергиевом Посаде в 1916 г. С.АНилусом, рассказавшим ему эту историю. Тихомирову она показалась неубедительной. Автор дневника был уверен, что, имей эта история место, в то время ему бы о ней непременно рассказали. (Сведения Г.Николаева). Однако истинность событий, сообщенных С.А. Нилусом, подтверждает в своих воспоминаниях товарищ Обер-прокурора Св. Синода кн. ИД.Жевахов (т. II. Новый Сад. 1928. С. 385-388).
«Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, — говорит преп. Евфимий Зигабен, — кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди»4.
Память преп. Нила Муроточивого чтится на Востоке и празднуется 7 мая (ст. ст.) — обретение мощей его и 12 ноября (ст. ст.) — день его блаженной кончины. (7/20 мая празднуется также наш преп. Нил Сорский, а 12/25 ноября — память преп. Нила Постника). Преп. Нил Муроточивый жил и подвизался на Святой Горе Афонской в XVI веке и известен как прославленный от Господа подвижник, ревностный обличитель уклонения афонского монашества По несомненному свидетельству 18 января (ст. ст.) 1817 г. преп. Нил явился простому афонскому иноку Феофану и в продолжительной беседе под видом старца изрек ему эти «Вещания», которые инок Феофан, по благодати Святаго Духа, подробно затем записал с помощью грамотного друга своего о. Герасима. Свою рукопись «Вещаний» они окончательно завершили в 1819 г. Последующие обстоятельства понудили их покинуть Святую Гору, чтение их рукописи вызвало ожесточенные нападки на них братии. По повелению Преподобного они переселились в монастырь Св. Саввы в Палестине, куда они увезли с собой свою подлинную рукопись, где она, по имеющимся сведениям, хранится доныне в монастырской библиотеке.
Переводил на русский, редактировал, составлял «подстрочные и изъяснительные примечания» старший член С.-Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Александр. — Сост.
«До сих пор не умолкли споры о загадочном происхождении названия «якобинцы», — пишет Н.Н.Лисовой. — Одно ясно для всех — связь с именем Якова <...> Известный писатель, масон и бонапартист Кадэ де Гассикур непосредственно возводил его к имени Якоба Моле. Другие говорят о якобитах, масонах шотландского ритуала, сторонниках свергнутой шотландской династии Стюартов. Вспоминают о том, что первая якобинская ложа была учреждена в Аррасе, родном городе Робеспьера самим Иаковом З-м-Претендентом еще в 1745 году. Обобщая то и другое, некоторые историки для объяснения имени «рокового для всех революций», ссылаются на первого в истории «революционера» библейского богоборца (Быт. 32, 28 — Сост.) Иакова» 10.
«С некоторыми именами, — пишет о. Павэл Флоренский, — связывается в истории некоторый определенный вид общественных отношений и характер вытекающих отсюда событий. <...> Одно из таких исторических имен: Яков. От древности и до наших дней с ним, и в больших и в малых масштабах, связаны вихри, около имени Якова возникающие, столкновения, потрясения, коварства, заговоры; около этого имени кто-то попадается, нередко гибнет. Это не безсильно сплетаемая интрига, не просто личный расчет и не черное предательство из корысти или злобы, а скорее планомерное развертывание некоторого исторического дела, уловленный ритм истории, собранный в один фокус и попирающий все стоящее на пути. Это огонь страсти, но страсти не чувства, а воли и рассудка, и нет такого, на что бы не покусился он, если оно попытается остановить разгоревшийся пожар. Разумеется, таково имя Яков в масштабе историческом; в личном же — оно не достигает этой грандиозности, но тем не менее определяет характер и поведение, ярко выраженные родоначальником всех Яковов — Праотцем Иаковом. <...> «В день святого Якова (25-го июля), заменивший у чехов, вероятно, древний Перунов праздник, в некоторых местах до сего времени сохранился обычай, при особых церемониях низвергать с церковной башни, или с крыши, или из высшего
окна какого-либо частного дома, жертвенного козла с позолоченными рогами, украшенного цветами. Кровь этого животного собирают, тщательно высушивают и хранят, как действительное целебное средство. Мясо его съедается собравшейся толпой, которая, по окончании этого жертвенного пира, предается увеселениям и пляскам». Вот первые испарения крови, клубящейся около имени Якова. Они не остаются такими легкими и сгущаются в кровавые призраки»11.
«Самый звук <...> слова «яд», самое написание яд, да и вообще буква «я», — записывал о. Павел Флоренский, — особенно в ее произношении ja, казались какими-то вкрадчивыми, сладковатыми, коварными, разрушительными, но разрушительными таинственно, без физических причин <...> Это впечатление от слова «яд» связаны у меня со словом «Янкель». Может быть, в каких-нибудь подслушанных разговорах было упоминаемо имя Янкель — может быть, в каком-нибудь жутком применении — не знаю почему, но Янкель, может быть, и по присутствию Я и сладкого кель, показалось знаменательно-зловещим, каким-то ядовитым, льстиво-коварным и губительным» 17.
К сожалению, не все удалось сохранить. Брачная корона русских Императоров оказалась все же на Западе, хранится сегодня в коллекции жены бывшего посла США в СССР. Но и сейчас опасность для русских коронных драгоценностей не миновала. Реликвии Гохрана и Алмазного фонда, по сообщению журнала «Наше наследие», — отнюдь не неприкосновенное национальное достояние, как в других странах, они являются залоговой собственностью Министерства финансов СССР (СНГ? России?). Царские регалии — в залоге!
Иеромонах Нектарий (Тихонов, | 1928), старец Оптинский (25.7.1909): «Великими нашими старцами положен завет не трогать вовеки леса между скитом и обителью; кустика рубить не дозволено, не то что вековых деревьев» 26. Старец Варсонофий Оптинский рассказывал будущему протоиерею Василию Шустину (1910): «Тут он мне показал ряд деревьев — кедров, посаженных под какими-то углами. Эти деревья, говорил он, посажены старцем Макарием в виде клинообразного письма. На этом клочке земли написана при помощи деревьев великая тайна, которую прочтет последний старец Скита» 27. Один из паломников начала 1920-х гг. вспоминал: «Безжалостно спиливали великолепные сосны оп-тинского леса, визжали пилы, слышна была ругань рабочих, нет ни одного монаха. Грустно и тяжело было видеть настоящее, вспоминая духовный расцвет Оптинской в прошлом <...> Подойдя к Св. воротам Скита, мы остановились и молча думали о Батюшке (Нектарии — Сост.), вспоминая, как в хибарке преподавал св. благословение старец. Вы помните, что в Скит женщинам входить было нельзя, и можете представить себе наш ужас, когда мы увидели, что из Скита Св. воротами Иоанна Предтечи выходит жирный брюнет с курчавой головой в трусах, его толстая супруга в купальном костюме и голый их отпрыск... трудно писать и говорить об это...» 28 Предвидев все это, оптинские старцы пророчествовали: «Придет и Оптинскому старчеству конец, но горе тому, кто ему конец положит!» 29
Ср.: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа» (Н. В. Гоголь). В этой незавершенности, недосказанности ощущение какой-то тайны, которая, по словам пушкиниста В. Непомнящего, «даже и «раскрытая», остается тайной», «делом сердца, а не ума».
А без религии, само собой, жить