Антихрист («в сокровенной неизвестности»)
Антихрист — по попущению Божию (2 Фес. 2,11) чрезвычайное орудие диавола, фальшивый двойник Спасителя — явится под маской Христа (отрицая Его), будет стремится занять место Христа, быть за Него принятым.
«...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога <...>, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих <...>» (2 Фес. 2, 3-4, 9-10).
Апостол Иоанн в Апокалипсисе, пишет протоиерей Григорий Дьяченко, представляет антихриста «под образом зверя, которому драконом дана будет сила его и престол его и великая власть, который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе (Отк. 13; 2, 6). <...> Будучи же по своему, глубоко ниспавшему и всецело подчинившемуся сатане духу, одно с ним последним, антихрист, как представляют его ап. Павел и Иоанн подобно сатане, мало того, что сам будет открытым противником и хулителем Бога и всего священного, но поставит для себя задачею и всех совратить с пути истинного богопочте-ния, заставив их вместо Бога и всего божественного почитать себя самого за Бога, почему и «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4)» 1.
Св. Ипполит, епископ Римский: «В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — царь небесного и земного, царем же (но только) на земле будет и антихрист. Показан Спаситель, как агнец — и тот предстанет, как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец, — и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный крест — и тот подобным же образом даст знамение свое. Во образе человека явился Господь — и тот подобным образом придет во образе человека. Из среды евреев произошел Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть, как храм, и восставил ее на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме. И эти обольстительные его ухищрения на основании того, что мы потом будем показывать, будут ясны для всех, которые будут слушать нас со вниманием» 2.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ведь и антихрист назовет себя Христом. Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим; но самому лицу и его действиям цена своя»3.
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: «Антихрист придет из Галилеи, как Христос» 4.
Значение слова «антихрист»
Буквально — «противохристос», противник Христа. Предлог «анти» может означать «против», «вместо».
«Имя антихриста употребляется в Св. Писании в двояком смысле: а) в смысле общем, и означает всякого противника Христу, противодействующего распространению евангельского учения, низвращающего смысл его и отвергающего догматы христианские (2 Ин. 2, 22; 4, 3; 2 Ин. 7); б) в смысле особенном, и тогда означает собственно противника Христу, — лице, имеющее явиться пред кончиною мира, для противодействия христианству (2 Сол. 2, 3-12; 1 Ин. 2,18)»s.
«В первом смысле антихристами могут быть названы цари, императоры и правители языческого мира с своими приспешниками, которые в первые времена христианства гнали, убивали, мучили верующих и употребляли все средства для подавления христианства в самом зародыше;197 затем все еретики древнего и нового мира, извращающие и искажающие христианское учение, и все древнейшие и новейшие безбожники *. Все они могут быть названы антихристами и являются предтечами последнего страшного антихриста, который явится перед самым концом мира. О таких антихристах — предтечах последнего антихриста (в особенном смысле) еще апостол Павел предсказывал ефесским христианам: я знаю, — говорил он им, — что по отшествии моем войдут вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих явятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29-30). Святой апостол Иоанн прямо называл их антихристами. Дети... — говорил он, — и теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин. 2, 18, 19, 22). Многие обольстители, — говорит он в другом месте, — вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2 Ин. 1, 7; 1 Ин. 4,1, 3). Но все это лишь предтечи антихриста: антихрист еще не открывался в мире для окончательной брани против Церкви Христовой. Антихрист давно уже начал действовать, но только тайно, в лице своих предтеч, а не в собственном; дух антихристов давно уже действием диявола в лице лжепророков, еретиков начал свою страшную борьбу против Христа и Его святой Церкви»7.
Л.А. Тихомиров (1907): «Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Настоящее время, например.
имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети, последние времена»... Эти времена действительно последние, по, собственно, характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А «последние ли» эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну <...> до более благоприятных условий. Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане» ®.
Архиепископ Аверкий (Таушев), Троицкий и Сиракузский (1954): «Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так, еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (4, 3); «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына» (2, 22), и, наконец, «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (2, 18). Ученый толкователь Свящ. Писания еп. Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя «антихрист» стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие «антихристы» не стоят с определенным членом и, следовательно, как «многие», отличаются от него. Эти «многие антихристы» суть только предтечи того антихриста, который явится перед вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они — как бы «прообразы» своего «Первообраза» — грядущего единоличного антихриста. Они — носители духа антихристова, и их задача — подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.
Эти «предтечи» антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. Ап. Павел назвал «отступлением» (2 Сол. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного Евангельского учения и в подмене Евангельских заветов иными идеалами» 11.
Естество антихриста
Протоиерей Григорий Дьяченко (1902): «Антихрист же этот, как изображают его ап. Павел и Иоанн, отнюдь не будет одним только богопротивным духом или направлением общества198 что у ап. Павла обозначается еще в его время ставшею содееваться тайною беззакония (2 Фес. 2, 7), и от чего прямо отличается будущий антихрист, а, напротив, будет определенною (индивидуальною) личностию, что обозначено у ап. Павла определяющими его наименованиями в числе единственном и с определенным членом <...> (2 Фес. 2,3,4 и 8), а у ап. Иоанна символическим образом одного зверя (Отк. 13,1), — будет именно никем иным, как человеком <...> (1 Фес. 2, 3), похожим на всех предшествовавших ему из людей же антихристов (1 Ин. 2,18)»12.
Блаженный Феодорит: «...Человеком беззакония св. апостол (Павел— Сост.) нарек его (антихриста — Сост.), потому что по природе он человек, — а сыном погибели потому, что и сам погибнет, и для других послужит виною погибели» 13.
Прел. Иоанн Дамаскин (t ок. 777): «Итак, не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны; ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» 14.
Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский: «...Антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол,199 как думали некоторые, а человек» 16.
«О рождении антихриста толкуют различно. Одни утверждают, что он родится от девы действием сатаны. — Сие мнение ложно. Что может быть сходного и общего между Светом и тьмою, между Христом и велиаром? И кто уподобится Господу? Другие говорят, что антихрист родится от женщины чрез смешение с диаволом. Но и это положение не достоверно! Каким образом диавол-дух может иметь естественные сношения с женщиной и как она зачнет от безплотного. Утверждают некоторые и то, что антихрист, по естеству, будет настоящий диавол, и что тело его будет только мнимое — кажущееся. Последователей сего мнения опровергает ап. Павел. Он ясно называет антихриста человеком греха, сыном погибели (2 Сол. 2, 3). По самому достоверному и более распространенному мнению, антихрист будет истинным человеком, родится же он от беззаконного супружества, от мнимой девицы — скверной жены, в противоположность Иисусу Христу, родившемуся от Пресвятой Девы Марии» 17.
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: «А кто
будет антихрист? Сатана? Нет, он не может воплотиться, он не Бог. Господь вочеловечился, только он имеет такую силу. Сатана — существо тварное, и тварь не имеет такой силы. Но кто же тогда он? Это будет человек, чьи принципы в жизни будут, хотя и человеческими, но полностью отражением сатаны. Этот человек будет полностью подвластен сатане» 18.
*Из колена Данова...»
Схиархимандрит Лаврентий Черниговский (t 1950): «Антихрист будет происходить от блудной девы * — еврейки двенадцатого колена блудодеяния» 19.
«Книга о вере»: «А тот антихрист человек будет, беззакония сын, и родится яко же глаголет Ипполит Римский от девицы нечис-тыя жидовки сущия, от колена Данова»20.
Прел. Ефрем Сирин (t ок. 373): «Действительно, от оскверненной девы родится его орудие, но сие не значит, что он воплотится: придет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех...»21
Св. Иоанн Дамаскин (|ок. 777): «...Родится человек (антихрист — Сост.) от блудодеяния»23.
Преп. Нил М\/роточивый Афонский (XVI в.): «От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства. Всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тайного блуда, совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех когда-либо бывших. Зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла, в противоположность тому, как Христос был совершенством всякой добродетели, а Пречистая Матерь Его была совершеннейшая в женах»24.
Прот. Григорий Дьяченко (1902): «...Рождение его (антихриста — Сост.) произойдет чувственным образом. По учению Отцов и учителей Церкви, родится от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому <...> В толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист»25.
«Можно допустить, — писал профессор богословия Беляев, — что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития» я.
Св. священномученик Ириней, епископ Лионский (t 203): «Иеремия открыл не только внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер. 8, 16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (7, 5-7)»27.
Св. Ипполит, епископ Римский: «Тем фактом, что Господь Иисус Христос по плоти явился от Святой Чистой Девы и (для этого) Сам избрал колено Иудино и от него произошел, (Священное Писание) показало (Его) царское происхождение, согласно с мнением Иакова, который при благословениях взывал к своему сыну: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, мой сын, поднимаешься. Преклонившись лег он, как лев и как львенок. Кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и вождь от чресл Его, доколе не прийдет то, что назначено Ему, и Сам Он — чаяние языков». Обрати внимание на слова
Иакова, сказанные к Иуде и исполнившиеся на Господе. То же самое патриарх гласит и в приложении к антихристу. В самом деле, подобно тому, как он пророчествовал по отношению к Иуде, — подобно этому (он пророчествовал) также и в приложении к сыну своему Дану. Иуда был его четвертый сын; Дан также сын его, но седьмой. И что же он взывал о нем? «Да будет Дан змеем сидящим на дороге, кусающим пяту коня». Змеем же кто был, как не обольститель от начала, о котором ведется речь в Бытии, который обольстил Еву и запнул Адама?
Конечно, сказанное следует подтвердить большим количеством (свидетельств), и мы в данном случае не откажемся (сделать это). Дело в том, что он имеет родиться из колена Данова200 и сделается враждующим, так как он есть тиран, царь, судия ужасный и диавол. А об этом именно пророк говорит: «Дан будет судить народ свой, как одно колено во Израиле». Но кто-нибудь возразит, что это сказано в приложении к Самсону, который, родившись от колена Данова, двадцать лет судил народ свой. Конечно, отчасти это исполнилось на Самсоне, но всецело исполнится на антихристе. В самом деле и Иеремия так говорит: «Молодой лев — Дан и выскочит из Васана». Но чтобы кто-нибудь ошибочно не подумал, что это изречение говорит о Спасителе, пусть обратит внимание вот на что. «Дан, говорит, молодой лев», он прояснил предположение тем, что назвал колено Даново, из которого имеет родиться диавол. В самом деле,
как Христос рождается от колена Иудина, так из колена Данова родится антихрист. И как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его царской и славной природы был предвозвещен, как лев; подобно этому тем же самым образом Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильнической природы»28.
Св. Андрей, архиепископ Кессарийский (V в.): «...Колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левино, издревле священническое, не входящее в число колен»29.
В «Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии» (1891) читаем: «Дан (судия). Назван так потому, что Рахиль при рождении его сказала: «Судил мне Бог, и услышал голос мой и дал мне сына» (Быт. 30, 6). Пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник колена Данова. Про-
рочество Иакова относительно Дана: будет судить народ
свой... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (49, 16-17), толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно также как и другое предсказание о Дане: «Дан, молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33, 22) «с покатостей Ермона, где он скрывается, подстерегая себе добычу», указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова — самый известный между Данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостию и хитростию (Суд. 14-15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова».
«Даново колено (Исх. 31, 6) — имело свой удел между владениями колена Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Мир и спокойствие не были уделом колена Данова (Суд. 1, 34-35), сынов Дановых часто безпокоили и теснили туземцы соседних с ними языческих стран. Удел Данитян несомненно был плодороден, хотя и изобиловал волнообразными равнинами и утесистыми холмами, но он был самым малым уделом в числе прочих (Нав. 19, 47; Суд. 19,1), и потому они озабочены были расширением своих владений. С этой целью посланные ими пять мужей нашли землю на северной границе, близ Беф-Рехова, которая называлась Лаис, или иначе Лас, с городом того же имени (Суд. 18, 7; Нав. 19, 47), и казалась во всех отношениях удобною для поселения и не трудною для завоевания (Суд. 18, 10). Свящ. историк передает нам хотя краткие, но интересные сведения о том, как они действовали, чтобы овладеть Лаисом. Народ Лаиса они побили мечом, а город сожгли (Суд. 17, 27). Впрочем, Данитяне вскоре возобновили город и назвали его «Даном, по имени отца своего Дана, сына Израилева» (ст. 29)»30.
Небезынтересные сведения о «колене в связи с масонством
сообщает известный современный его западный исследователь М.В. Назаров: «...Тогдашнее (нач. XX в. — Сост.) масонство в России отпочковалось, в основном, от того послушания во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: «Мы не просто антиклерикальны, мы противники всех догм и всех религий. Действительная цель, которую все мы преследуем, — крушение всех догм и всех Церквей».<...> Уже для своей родословной масоны словно нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина, строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (Адонирама). С последними двумя образами связаны главные ритуалы масонства.
Так, «Храм Соломона — исток развития всех других масонских символов, которые объединены воедино образом храма», пишет масонский словарь. Отсюда, в частности, происходит и пятиконечная звезда («печать Соломона»), Масоны называют саму свою деятельность «построением храма Соломона, подразумевая под ней храм человечества»; в этом аллегорический смысл термина «вольные каменщики». «Особенный культ символики, связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах. <...> В некоторых к постоянному оформлению относится модель Храма».
Но согласно святоотеческому учению, сформулированному задолго до появления современного масонства, в Храме воссядет Царем не кто иной, как антихрист — посланец сатаны, «человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2,34) < >
Кроме того, уже из Ветхого Завета следует вывод, что антихрист произойдет из колена Данова — именно это колено связано в Библии с будущим носителем зла (Быт. 49,17-18; Иер. 8,16) и оно единственное, которое не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Отк. 7,44). И вот в масонстве главная фигура поклонения — Хирам — происходит именно из этого колена по матери: она была «из дочерей Дановых» (2 Пар. 2,14), отмечает и указанный масонский словарь.
Причем, культ Хирама в масонстве доходит до того, что даже создано своего рода «антиевангелие» 201 об убийстве невинного Мастера завистниками; «анти» — потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его смерть; в ложах имеются искусно изготовленные макеты трупа .<...>
Совпадение целей масонства и еврейства имеет не только социально-политические причины, но и духовные. На этом уровне «заговор» продолжается, и теперь еще меньше его участников осознают конечную цель. Чтобы ее уточнить придется вернуться к значению Храма Соломона и колена Данова (из которого происходит Хирам), ибо в них совпадение судеб еврейства и масонства завершается на эсхатологическом уровне (учение о конце света).
Так, по святоотеческому учению, антихрист появится именно в еврейком народе — потому что евреи не приняли вселенского Мессию-Христа и все еще ждут своего национального земного Мессию-царя (это официально принятая трактовка Мессии в иудаизме). Этим и воспользуется антихрист: придет именно таким Царем Израильским, воссядет в Храме Соломона (2 Фес. 2, 34) и будет править средствами той материалистической идеологии, которую предлагал сатана Христу в пустыне (хлеб и зрелища). Впрочем, об этом предупредил и сам
Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 6,43).
И указание на колено Даново, в котором появится антихрист, тоже «несомненно еврейского происхождения»; оно основано на многих еврейских источниках и «находится в связи с еврейским представлением о происхождении Мессии со стороны матери из этого колена», — отмечает «Еврейская энциклопедия» (СПб. Т. II. С. 768; Т. VII. С. 6-9). (Еврейские ученые вычислили это колено в «фала-шах», которые <...> были вывезены из Эфиопии в Израиль в ходе операции «Моисей»202...)
В этой теме антихриста и заключается драма человеческой истории, религиозной осью которой стала судьба еврейского народа: устами своих пророков он предсказал пришествие Мессии, но отверг Его, впав в материалистический соблазн (шовинизм — его разновидность). Этому соблазну, впрочем, есть вполне научное объяснение: евреи не признали неземных ценностей, предложенных Христом, поскольку в иудаизме не было понятия о безсмертии души; все ценности они видели лишь в земном мире (прообраз этого соблазна — в том самом «золотом тельце», которому они стали поклоняться, уже имея заповеди Моисея)... Ведь и Христа они обрекли на распятие, отдав предпочтение «разбойнику» — не по злому умыслу, а опять-таки из земного соблазна, «не ведая, что творят»: им нужнее был революционер (разбойник) в борьбе против господства римлян...
Как можно видеть, злоупотребление свободой повторялось в Божием творении на всех уровнях, и в падшем ангеле (который, возгордившись, стал сатаной); и в богоизбранном, «осевом» народе истории (который истолковал свою избранность чисто националистически и, по словам о. Сергия Булгакова, «в состоянии антихристианства и хрисгианоборчества... представляет собой лабораторию всяких духовных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское человечество»... В этой схеме масонство — зримая структура втянутости европейской цивилизации в этот соблазн вокруг еврейской «оси». <...>»31
Первый шаг был сделан масонством шотландского устава. В 1991 г. в Париже была создана специальная русская ложа «Александр Пушкин», 28 апреля 1991 г. в Подмосковье в обстановке, как подчеркивается, «абсолютной секретности» и «тщательного отбора» была открыта первая масонская ложа «Северная звезда», воссозданная атеистическим «Великим Востоком Франции».
В дни августовского путча 1991 г. открылась ложа «Новиков» («Великая ложа Франции»), а также ложа «Гармония» («Великая национальная ложа Франции»).
На очереди открытие атеистической ложи «Свободная Россия» («Великий Восток Франции»), строительство масонской организации «Великий Восток России» ”.
В комментарии к Толковой Библии читаем: «Врагов своих колено Даново будет побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в образе Льва), сколько тайными засадами и вообще хитростью, свойствами, отличающими в животном царстве змей: «Дан будет змеем * и аспидом»33 (Быт. 49,17).
Время рождения
В начале 80-х годов XIX столетия иезуит, писатель, скрывавшийся под псевдонимом доктор Батайль предпринял исследование современного демонизма, отчет о котором был опубликован в двухтомном труде, озаглавленном «Le diable au XIX siecle». Автор лично проник в самые сокровенные капища демоно-поклонников Китая, Индии, Америки, сам видел все, осмотрел, изучил, срисовал, списал, участвовал во всевозможных таинствах. Батайль говорит о культе диа-вола тоном, не допускающим сомнений. Центр демонопоклонников (люцифери-тов, палладистов) находится в США, в Чарльстоне. Здесь выстроен их главный храм, который представляется публике не как диавольское, а как просто масонское капище. У идолопоклонников есть свое подробно разработанное вероучение. По этому учению владыка мира (так пишет Батайль, утверждающий, что читал книги люциферистов) есть сам сатана Люцифер. Ему подчинены четыре главных демона: предводитель его воинств Баальзебуб, затем Астарот, его супруга Ас-тарта и Молох. Эти главные члены имеют в своем распоряжении целый штаб генералов — 72 демона обоего пола. Эти генералы предводительствуют 6 666 легионами бесов, а каждый легион состоит из 6 666 рядовых бесов, так что общая численность воинства Люцифера выражается цифрой 44 435 633. Антихрист превратился для демонопоклонников в весьма важное действующее лицо. В их вероучении об антихристе приводится его земная генеалогия. Так, 29 сентября 1863 года родилась прабабка антихриста. По словам Батайля, это некая София Уэльдер, дочь одного важного масонского чина. Через 33 года 29 сентября 1896 года должна была родиться бабушка антихриста (т.е. дочь С. Уэльдер), а еще через 66 лет — 29 сентября 1962 года — сам антихрист. Ровно через 33 года после рождения антихрист явится в мир и начнет на земле войну с Богом в лице Христовой Церкови. 29 сентября 1996 года, согласно этому учению, анти-
** Св. Ипполит, еп. Римский: «Итак, какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится еще в книге Бытия и который обольстил Еву и запнул Адама?»35— Сост.
христ одержит победу, и после битвы перенесется на небо. Через три года, 29 сентября 1999 года Люцифер победит Бога Адонаи, и настанет якобы давно желанное всею вселенною вечное блаженство. Таков будто вкратце символ веры идолопоклонников палладистов, как они себя называют, производя это название от слова «палладиум», ибо в их обладании находится великая «святыня» (как у афинян палладий) — подлинное изваяние Бафомета.
Архиепископ Нафанаил (Львов t 26.10/8.11.1986): «Очень интересно <...> не так давно появившееся в парижской английской газете «Дейли Мейл» интервью ее корреспондентки Дженни Никольсон с главным раввином Израиля г. Герцогом и дальнейший ее репортаж по этому поводу.
Дженни Никольсон пишет: «Главный раввин г. Герцог живет в щеголеватом современном доме Иерусалима <...>
...Раввин зажег сигарету и предложил мне другую, начав говорить о древнем пророчестве. «Новое государство — Израиль, возвращение евреев в Палестину — все это предварительный шаг к приходу мессии, — сказал он. — Пришествие мессии будет событием не узкоеврейского масштаба, но будет значительным для всего мира».
«Но ведь пророчество говорит, что мессия будет из дома Давидова, а как много народа может претендовать на происхождение из Дома Давидова?» — спросила Дженни Никольсон. Герцог улыбнулся и сбросил пепел сигареты с полы своей одежды: «И я недавно был приглашен на крестины (очевидно, обрезание) одного ребенка, отец которого является претендентом на престол Давида, отца своего».
Согласно известию, напечатанному в издающейся на английском языке израильской газете «Палестин Пост», тысячи граждан Израиля могут доказать свое происхождение из Дома Давидова. Самым заметным претендентом является молодой зубной врач из Польши Самуэль Сольник.
Сольник царственно поднял свою некоронованную голову, когда я пришла к нему. Он расправил свои усы и сказал: «Традиция в крови еврейского народа. Мы связываем звенья с тем моментом прошлого, когда мы остановились. Почему же не восстановить у нас монархию?» Впрочем, он добавил, что время еще не приспело: «Прежде всего у нас еще нет Иерусалима (репортаж публиковался до занятия Иерусалима — Сост.). А царь Израилев должен царствовать в своей столице».
Д-р Сольник служит зубным врачом в лагере египетских военнопленных, но субботы проводит дома в Нафанайи, на севере от Тель-Авива. Нет никакой разницы между этим и другими подобными семействами среднего класса, кроме того, что в школе старшего сына г-на Сольника зовут Мелек, что значит царь. Кроме того, ни у одного зубного врача в мире нет такой специальной литературы, как у г-на Сольника, и он охотно показывает свою переписку с авторитетными лицами, доказывающую его официальное право на претензию происходить из Дома Давидова.
Все еврейские ученые согласны, что каждый, кто докажет свое происхождение от Абраванеля, является потомком Дома Давидова. Наш Сольник методически доказывает восхождение своей линии к Самуилу Абраванелю, который в 1391 году «пришел в Севилью и служил сборщиком податей».
«Но в таком случае это вы должны носить звание «Мелека»?» — «Нет, — отвечает Сольник с царственной позой, — я отрекаюсь от всех своих прав в пользу моего сына. Все свои претензии я заявляю от имени сына». Его сын носит имя Еммануила согласно пророчеству Исаии: нарекут имя ему Еммануил.
Еммануил, хорошенький бледный ребенок пяти с половиной лет, играет со своим младшим братом, старающимся стянуть золотую корону Давида, которую его брат носит на золотой цепочке на шее. Сольник говорит: «Шансы на пришествие Царства Израильского очень велики, и это может наступить скоро. Быть может, мы будем иметь большую монархическую партию». («The Continental Daily Mail». № 16071-1949)
Конечно, все это еще не серьезно. В кандидатуре г. Сольника на престол Царя Израилева Еммануила значителен комический элемент. Это только пробный шар. Но проблема уже поставлена и включена в порядок дня, стоит на очереди в нашей современной жизни» 33
Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский (1973): «...В последние годы упорно циркулирует слух, что будущий антихрист уже родился и надлежащим образом воспитывается, с тем, чтобы выступить открыто в 90-х годах этого столетия. Удивительно, что в этом вполне сходятся предсказания христианские, иудейские и даже американской ясновидящей, издавшей об этом целых 2 книги»37.
Речь идет о «весьма популярной пророчице в Америке» Джин Диксон.203 Протоиерей Русской Православной Церкви Заграницей Валерий Лукьянов
писал (1975): «Все внимание Джин Диксон сосредоточено на видении, которого она сподобилась 12-го сентября 1967 года. Она видела, как на востоке явился сверкающий крест Христов, как по всей земле водворилась тишина, как все люди почувствовали, что свет Христов просветил наконец всю вселенную, что и было засвидетельствовано голосом Самого Господа Иисуса Христа: «Ныне вы все Мои ученики!» По ее словам, должно это случиться в 1999 году <...>
Ее предсказания преимущественно политического характера и касаются они большей частью политических деятелей. Так, она предсказала затмение восточного побережья США в 1965 году, гибель трех астронавтов и появление советстких ракет в 1967 году, расовые и студенческие безпорядки, политические планы президента Джонсона, убийства президента Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди. На будущее она предсказывает полную советизацию всех стран мира, концентрирование советских ракет на Карпатах, мировую войну в 1999 году. Она говорит, что произойдет столкновение кометы с нашей планетой в середине 80-х годов. Столкновение произойдет посреди океана и принесет ужаснейшие бедствия. Она предсказывает политический заход Англии и Франции и восход Японии и Китая. Средневосточный кризис закончится после землетрясения в Иерусалиме. Израильтяне уверуют во Христа. В США впервые женщина станет президентом. Экуменическое движение не будет иметь успеха, в Католической Церкви произойдет грандиозный раскол. Кардиналы будут править церковью, один папа будет ранен, один будет убит. В России кончится гнет атеизма и откроются храмы по всей стране.
В книге («Му Life and Prophecies» — Сост.) подробно описана эпоха апоста-сии и приводятся выдержки из Священного Писания о пришествии антихриста. Диксон утверждает, что ей открыто о рождении антихриста — именно 5 февраля 1962 года. Выйдет он на сатанинскую «проповедь» в 1992 году»Э8.
* * *
«Будущий антихрист родился ранней весной 1962 г. где-то в Сирии или в Ираке. Это событие держится в великой тайне. Оно отмечалось евреями во всем мире великим торжеством. Воцарится же он, когда ему исполнится 30 лет. Время истекает» м.
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: «Многие утверждают, что антихрист должен был родиться в 1964 г. (или 3-5 февраля 1962 г.), когда наблюдался парад планет, так как парад планет был в 6 году до Р.Х., за 2 года до рождения Господа нашего Иисуса Христа. Может, это и так, а может, и нет. Но события, происходящие в наши дни, говорят о серьезном»41.
«Еврейская газета» (Москва, 1993) перепечатала нашумевшую статью из израильской газеты «Едиот ахронот» «Грядет царь-мессия»: «Да будет жив наш господин, наставник и правитель, царь-мессия во веки веков!» — такими словами отметят в ближайшее воскресение в пять часов дня по нью-йоркскому времени сотни тысяч хабадников — любавических хасидов — провозглашение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона долгожданным «помазанником божьим, мессией», избавителем еврейского народа и всего человечества.
Эта фраза, несмотря на ее кажущуюся невинность, символизирует на сегодняшний день чреватую расколом полемику, раздирающую одно из самых крупных хасидских движений в мире и. пожалуй, — самое активное. За ней стоит борьба двух лагерей, по-разному интерпретирующих волю больного ребе.
Оба лагеря согласны в том, что почитаемый ими любавический ребе вот уже 43 года пребывает «в силе мессии» (бе-хезкат ha-машиах). Смысл этого выражения в том, что он наделен потенциальной возможностью стать мессией.
Однако один лагерь считает, что надо ждать до тех пор, когда его назначит мессией сам «всевышний», в то время как их оппоненты настаивают на необходимости воздействовать на «всевышнего» торжественным провозглашением лю-бавического ребе мессией и тем самым ускорить наступление мессианской эпохи.
Спор достиг такого накала, что в течение прошлой недели американские раввины-хабадники собирались для его решения ежевечерне. По мнению многих, полемики и вызванной ею бури удалось бы избежать, если бы ребе пребывал в добром здравии. Между тем вследствие пережитого им год назад инсульта Менахем-Мендл Шнеерсон не в состоянии ясно выразить свое мнение, и во время своих публичных появлений (несколько раз в неделю) перед хасидами он только смотрит на них со своего инвалидного кресла и молчит.
Его секретари — раввины Иегуда Крынский и Лейб Гронер — почти уверены, что ребе, будь он в состоянии, сделал бы все для того, чтобы охладить пыл «мессианцев». Это не голословное мнение: до своей болезни ребе очень сердился, когда хасиды распевали при нем слова, с которых начинается эта статья, приказывал им молчать и постоянно подчеркивал, что единственный путь ускорить приход мессии — это выполнять заповеди иудаизма.
После, того, как ребе заболел, влияние так называемых «мессианцев» в ХАБАДе безпримерно возросло. В последние месяцы любавические хасиды поют «Да будет жив наш господин» по любому случаю и без случая, а микромагнитофоны с записью сообщения о скором пришествии мессии расходятся как свежие булочки.
Пресс-секретарь израильского отделения ХАБАДа, раввин Менахем Брод Кфар-ХАБАДа не в восторге от шумихи, поднятой «мессианцами».
— Не понимаю, зачем понадобилось делать это сенсационное заявление о провозглашении ребе мессией, — говорит он.
— Ведь еще десять месяцев назад раввины ХАБАДа постановили, что он «пребывает в силе мессии», поскольку отвечает всем признакам мессии: потомок цар