Перед вторым пришествием христовым
20. ПРИЗНАКИ СКОРОГО ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА
« Смотритеужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец».
Мф. 24,6
Умножение бедствий
«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь: ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21, 9).
«...восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24, 7).
«Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк. 21,11).
Все это перейдет в «болезни» (Мф. 24, 8).
«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф. 24,19).
«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24, 22).
«Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк. 13,19).
Проповедование Евангелия во всем мире
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам» (Мф. 24,14).
«И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24,47).
Таким образом, ко Христу должны иметь возможность обратиться все существующие на земле народы, способные и готовые к этому. С исполнением времен, когда «войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25), будет завершен круг избранных Божиих (Мф. 24, 22).
К.Н. Леонтьев (1890): «Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов
нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию». Как же понять это? Мне кажется, что христианские народы, обладая самой высшей религией на земле, возьмут наконец повсеместно и окончательно верх над язычниками и мусульманами. Быть может, они тогда, подобно Гамбетте, будут считать атеизм невывозным товаром, а полезным лишь для внутреннего обращения, и, конечно, допустят проповедь Евангельскую как суррогат — рациональному эвдемонизму — (если он устоит на века или вернется снова на царство после временного изгнания из лучших умов). Во всяком случае после преобладания христиан над всеми язычниками и мусульманами, после крещения многих из последних, после упадка старых не христианских верований у других, после распространения при этом общей и однородной цивилизации весь мир станет еще много однообразнее теперешнего. Будет окончательное всеобщее смешение; само Христианство <начнет> склоняться быстро к упадку, оставаясь убежищем немногих «избранных», в которых и будет воплощена последняя Церковь... Выходит, значит, так: Если Россия, усилив даже на долгое время у себя свойственное ее национальному гению Восточное Христианство, распространит его потом сильно вглубь Азии, то этим самым исполнением своего главного (вероятно, главного) призвания Россия усилит всеобщее смешение, увеличит однородность — и таким образом приблизит этим самым век последнего космополитического все-претворения, за которым последует всеобщая гибель. Сперва умаление веры донельзя, потом разрушение и Страшный Суд»'.
В.С. Соловьев (май-июнь 1896): «Евангелие будет проповедано на всей земле, т.е. Истина будет предложена всему человеческому роду или всем народам. <...> Проповедывание Евангелия по всей земле по причине того эсхатологического значения его, которое вызвало особое упоминание о нем Самого Спасителя, не может быть ограничено таким внешним действием, как распространение Библии или молитвенников и проповедей среди негров и папуасов. Это только средства для настоящей цели, которая состоит в том, чтобы поставить человечество перед дилеммой: принять или отвергнуть истину, познав ее, т.е. истину, правильно изложенную и хорошо понятную. Потому что очевидно, что факт истины. принятой или отвергнутой по недоразумению, не может решать судьбу разумного существа. Дело идет, следовательно, о том, чтоб устранить не только материальное неведение прошлого откровения, но также формальное неведение вечных истин, т.е. устранить все духовные заблуждения, которые в настоящее время мешают людям правильно понимать открытую нам истину. Надо, чтобы вопрос быть или не быть истинно верующим не зависел бы от второстепенных обстоятельств и случайных условий, но чтобы он был сведен к такой окончательной и безусловной форме выражения, чтоб он мог быть разрешен чистым и волевым актом или определенным решением каждого самого за себя, абсолютно моральным или абсолютно имморальным»2.
ч» Будете ненавидимы за Имя Мое173
(Гонения на христиан в предантихристово время)
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13).
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы за имя Мое» 173 (Мф. 24, 9).
«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Лк. 21, 12-13).
«Но вы смотрите за собою; ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними» (Мк. 13, 9).
«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13, 11).
«И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24,10).
«Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мк. 13, 12).
* 173 173
Прел. Нил Муроточивый Афонский (XVI в.): «В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святого Духа, которую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести.
Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей, и беда тогда остающимся в миру христианам, которые совершенно будут терять свою веру, потому что лишены будут возможности от кого бы то ни было узреть свет познания. Тогда они будут удаляться от мира в святые убежища в поисках облегчения душевных страданий, но везде они будут встречать препятствия и стеснения» 4.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие — не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния. И мы томимся, отвсюду окруженные умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против Писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время. Некоторый великий отец имел следующее видение: пред ним земная жизнь человека изобразилась морем. Он видел, что подвижникам первых времен монашества даны были крылья огненные, и они, как молния, перенеслись через море страстей. Подвижникам последних времен не дано было крыльев: они начали плакать на берегу моря. Тогда дарованы им были крылья, но не огненные, а какие-то слабые: они понеслись через море. На пути своем, по причине слабости крыл, они часто погружались в море; с трудом подымаясь из него, они снова начинали путь, и, наконец, после многих усилий и бедствий, перелетели через море. — Не будем унывать! Не будем безрассудно стремиться к блестящим подвигам, превышающим наши силы, примем с благоговением смиренный подвиг, очень соответствующий немощи нашей, подаваемый как бы видимо рукою Бо-жиею»5.
Иеромонах Нектарий (Тихонов, Т1928) Оптинский: «Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф. Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время с верными будет то же, что с апостолами перед Успением Божией Матери: каждый верный, где бы ни служил, будет перенесен в одно место...» 6
Патриарх Сергий (Страгородский, t1944 г.): «Подобно тому, как древнему Израилю посылает Он (Господь — Сост.) Судей и Пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы Пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество — оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» 7.
Игумен Никон (Воробьев, 1894-7.9.1963): «Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. <...> Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться, терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, пришедший взыскивать и спасти погибающего, спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо твердо верить. Надеющийся на свои дела, строит свой дом на песке. Спасение человеков есть дело милости Божией, дар Божий падшему человечеству, уверовавшему в Христа, осознавшему свою гибель и взывающему мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному»8.
Уменьшение веры и любви
«Но Сын человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18,8).
«И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12).
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (Тим. 4,1).
Комментируя евангельские тексты, священник М. Фивейский пишет: «По отсутствию взаимной любви между гражданами всегда можно судить, что среди них водворилось беззаконие; по существованию и развитию беззакония можно заключить о прекращении среди граждан взаимной любви»9.
Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. Что сделали мы? — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион (IV в.) отвечал: «Мы исполнили Заповеди Божии». Затем спросили: Что сделают те, которые будут после нас? — «Они, сказал авва, будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших» 10.
* 174 174
Прел. Нил Муроточивый Афонский (XVI в.): «Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении».
Преподобный говорит следующие слова от лица Божия: «Прими сию примету и будешь знать, как Я говорю тебе: когда отыму руку Мою от них, тогда будут творить бдения и Литургии вскачь по большой дороге... Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного (т. е. не единого) содержания и по различным предлогам...»
Примечание первых переписчиков: «Отыму руку Мою от них, т.е. когда отнимется благодать Святаго Духа. Посылать и получать послания означает, как думают, что монашествующие вдадутся в литературу, в рассмотрение научных и политических вопросов, и расположение их от духовного обратится к мирскому, духовное же, особенно молитву, будут всячески заменять и сокращать».
Это предсказание находится в полном согласии с предсказаниями самого началоположника монашества Св. Антония Великого о конце монашества и последних монахах (См. «Добротолюбие. Т. 1. С. 129-130).174
«Говорим: (преданный духу мирского многостяжания) сокращает молитву, чтобы прибавить времени на тленные дела. Много лечась о стяжании сокровищ нечистым воровским промыслом своим, он ленится в исполнении канона своего. Если же и творит канон, то совершает его, ругаясь над ним сокращением молитв, которые ускоряет ради того, чтобы скорее заняться житейскими заботами о многостяжании.
(Примечание: ныне уже почти все церковные службы сокращаются и убыстряются в совершении их, и уже подкрадываются к самой Литургии, совершая ее «вскачь по большой дороге», «в темпе». Служащие кощунствуют и над народным пением Символа Веры Православной и Молитвы Господней или даже совсем не давая петь их народу, не страшась угрозы Божьего проклятия на небрежение в деле Божием. Иер. 48,10).
Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, совершенную молитву, то есть:
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫ РАДИ, ПОМИЛУЙ МЯ!
Последующие, оставив слова «Богородицы ради», начали употреблять такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя». Дальнейшие выбросили «Слове Божий», — стали говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Следующие за ними покинули «Сыне Божий», а стали говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Теперешние, современные отцы оставили Христа, ухватившись за «хриса» (т. е. злато по-гречески), уже позабыли «Христа», а говорят: «Господи Иисусе, помилуй мя». Будущие оставят слово «Господи», станут говорить: «Иисусе, помилуй мя». Потом оставят слово «Иисусе» — станут говорить лишь: «Помилуй мя», и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить, и не будут сознавать того, Кто имеет их помиловать...
(Т. е.иу антихриста будут просить так).
Ради этого и говорю вам: когда минут четыре двадцатипятилетия (т. е. наступит 1917 г. — С.ост.), то какова станет тогда монашеская жизнь?» 11
Игумен Никон (Воробьев 1894-7.9.1963): «...Святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где хоть останется наружность, но без делания монашеского» 12.
Святитель Феофан Затворник: «...Что такое есть «дух мира»?
1. Дух мира есть дух вражды на Бога...
Вкусившие духа мира о Боге и вещах божественных не помышляют, не говорят, не пишут; а живут так, как бы не было Бога: у них почитается даже неприличным поминать об этом в кругу своем. Есть между ними класс людей с очищенными, как они говорят, понятиями, которые не считают зазорным при случае отпустить острое словцо насчет святых убеждений наших и дел благочестия, которые каодый месяц выпускают в печать огромные томы, читаемые десятками тысяч, где о всем рассуждают, кроме Бога, все решают без участия Высшей Силы Премудрой и Благой и на все решаются, не чувствуя нуеды в Божественном содействии и в молитвенном к Богу обращении, где, если по страху, не изрыгают открыто хульного неверия и безбожия, то не боятся разными изворотами речей вливать яд сомнения и колебания в вере в неопытные души. Дивно ли, что среди них распространяется холодность к вере и Св. Церкви, небрежение о св. уставах ее, отчуждение от них, желание отменить и уничтожить их, потому только, что они так сильно возвещают о Боге и будущей жизни...
2. Дух мира есть дух взаимного между людьми охлаждения,
разделения и враждования, в противоположность искреннему и глубокому единению, долженствующему царствовать между истинными христианами. Когда кто, увлекшись духом мира, отпадает умом и сердцем от Бога, то естественно останавливается на себе самом и, поставляя себя целью, все окружающее — и вещи и лица обращает в средство для своих целей. Себялюбие (эгоизм) есть ис-точное начало жизни по духу мира...
И вот вы видите, что и у нас, среди тех, кои увлечены духом мира, распространяется взаимная холодность, иссякает братская любовь, начинают разделяться муж с женой, дети с родителями, домы подкапываются под домы, роды под роды, и сословия вооружаются против сословий: миряне хладеют к духовенству, низшие классы к высшим, светско-ученые к духовно-ученым и обратно... всюду проходит разделение... Господи! Это ли ученики Твои, к которым сказал Ты: «О сем уведят, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою!»
3. Дух мира есть дух всесторонних похотствований... ибо «все еже в мире, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16), говорит Апостол. И вот у нас повсюду открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления, живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. Сотни рук заняты описанием и живописным изображением всего этого, в сотнях листов, газет и журналов, где наперерыв стараются представить все это в самых привлекательных и обольстительных красках. Все это пред очами нашими. Видите ли, как одолевает нас дух мира и, совлекая с нас целомудренную одежду жития Христианского, облекает в срамные рубища похотливых дел и обычаев...
4. Дух мира, наконец, есть дух гонения и преследования всего святого, небесного и божественного. Враждующий на Бога мир не может терпеть ничего, что носит печать Божественного происхождения и напоминает о Боге: потому теснит и гонит из своей области дела веры и благочестия... Гонения на дела веры — в православном царстве!! Удивительно; однакож это так есть... Есть лица, которые стыдятся в храм Божий ходить... держать себя, как прилично Христианину. Гонитель невидим, но гонение видимо, и всеми испытывается... И вот все, по магическому слову: «что скажут», не зная, кто и что скажет, — боятся открыто обнаружить в делах святую веру свою. А слова и дела по духу мира открыто являются на стогнах града. Их творить не стыдятся и не боятся, они, как у себя дома.
Вот, братия, какая тлетворная образуется вокруг нас атмосфера!»13
Толкуя 2-е послание к Солунянам, Святитель писал: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступление истинное» ,4.
К.Н. Леонтьев (2.8.1877): «Впрочем, после взятия нами Плевны и неотложном вступлении в Царырад, мне кажется, что царство антихриста во всяком случае близко, и в духовном смысле избранных (т.е. для себя лично верующих «во едину Святую, Соборную, Апостольскую Церковь») все будет меньше и меньше. Но эти немногие правы» ,5.
(Декабрь 1878): «...Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но все-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная Церковь будет и там, где останется три человека. Церковь Вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX и XI века православными, а потом изменили истинной Церкви!..»16
(1882): «Как таковые, мы должны желать, чтобы наибольшее число людей на свете стали тоже православными; дело тут прежде всего для нас не в земном русизме, а в загоробном спасении душ этих прозелитов и отчасти, в прощении, быть может, наших грехов за наше усердие в проповеди и борьбе с разными препятствиями. Вот самая основная, существенная сторона вопроса, общая и русскому, и греку, и православному японцу или камчадалу. <...> Человек, истинно верующий, в подобном случае (когда Империя лишится права «на дальнейшее обособленное историческое существование» — Сост.) не должен колебаться в выборе между верой и отчизной. Вера взять верх, и отчизна должна быть принесена в жертву уже потому, что всякое государство земное есть явление преходящее, а душа моя и душа ближнего вечны, и Церковь тоже вечна;
вечна она в том смысле, что если 30 000, или 300 человек, или всего три человека останутся верными Церкви ко дн гибели всего человечества на этой планете (или ко дню разрушения самого земного шара), то эти 30 000, эти 300, эти три человека будут одни правы, и Господь будет с ними, а все остальные миллионы будут в заблуждении. Поэтому чем более мы спасем людей, тем лучше и для них и для нас.
Это так. Но, с другой стороны, правда и то, что в настоящее время для верующего человека (какой бы национальности он ни был) Россия должна быть очень дорога — как самый сильный оплот Православия на земле. Люди слабы, им часто нужна опора внешняя, опора многолюдства, опора сильной власти, опора влиятельной мысли, благоприятно для веры настроенной, и т.п. Если же Россия, как сила православная, может быть дорога, в настоящее время, даже и японскому прозелиту, то, разумеется, она должна быть еще дороже русскому верующему человеку. Этот русский верующий человек должен бороться за веру и за Россию, насколько у него есть ума и сил. <...>
Вера в Христа, апостолов и в святость Вселенских Соборов, положим, не требует непременно веры в Россию. Жила Церковь долго без России, и если Россия станет недостойна, — Вечная Церковь найдет себе новых и лучших сынов.
И хотя сила Церкви необходимее для России, чем сила России для Церкви, но все-таки пока Россия дышит и стоит еще под знаменем Православия, Церковь отказаться от нас не может. не только русский верующий, но и японский прозелит должен желать блага русскому государству, как наилучшей все-таки опоре Православия» ".
«Когда-нибудь погибнуть нужно; от тбели и разрушения не уйдет никакой земной общественный организм — ни государственный, ни культурный, ни религиозный. Самому христианству Спаситель предрек на земле разрушение, и те, которые пророчат нам на этой земле некое небывалое и полнейшее торжество «воинствующей» (т.е. земной) Церкви, проповедуют нечто вроде ереси, противной не только учению православного духовенства, но и евангельскому учению.
Погибнет и Россия когда-нибудь. И даже когда, окидывая умственным взором весь земной шар и весь состав его населения, видишь, что новых и неизвестных сильных духом племен ждать неоткуда, ибо их уже нет в среде несомненно устаревшего человечества, то можно почти наверное предсказать, что Россия может погибнуть только двояким путем — или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может пособить образование либерального, безсословного, всесословного союза).
Есть третий возможный исход, на который уже давно с ужасом и отвращением указывали враждебные нам европейцы: «Россия это нечто вроде исполинской Македонии, которая, пользуясь раздорами западных народов, постепенно подчинит их всех своей монархической власти»,8.
В.С.Соловьев (май-июнь 1896): «Если несомненно, что истина будет окончательно принята более или менее гонимым меньшинством, надо раз навсегда отказаться от идеи могущества и внешнего величия теократии, как прямой и немедленной цели христианской политики. Цель ее — справедливость, слава же есть следствие, которое придет само собой.
Наконец уверенность в окончательной победе для меньшинства истинно верующих не должна вести нас к пассивному ожиданию. Эта победа не может быть простым и чистым чудом, абсолютным актом Божественного всемогущества Иисуса Христа, ибо в таком случае вся история христианства была бы излишней. Очевидно, что Иисус Христос, чтоб восторжествовать истинно и разумно над антихристом, нуждается в нашем сотрудничестве; и так как истинно верующие и есть и будут только меньшинством, они должны тем более удовлетворять условиям своей качественной и внутренней силы; первое из этих условий, это — единство нравственное и религиозное, которое не может быть установлено произвольно, но должно иметь законную и традиционную основу; это — обязанность, налагаемая благочестием»19.
Иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов, 130 июля 1922) Оптинский: «...От того ереси распространяются всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении. Он (Господь) сказал: «...По плодам их узнаете», — и вот и ты по этим плодам или, что тоже, по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пастырей. Это духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий — Церковь, пролазя инуде: как сказал Гоподь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы. Господь именует их разбойниками (Ин. 10, 1). Действительно, первым их делом будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо). Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, — знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию. Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу, потому и сказал Господь, что по плодам их узнаете их. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы, Церкви послушны. Большое притеснение будет от еретиков монахам и жизнь монашеская будет тогда в поношении. Оскудеют обители, сократятся иноки и те, которые останутся, будут терпеть насилия. Однако сии ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, за непокорность же, угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10, 3). Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит». Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святою обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Он своих рабов, и истинные христане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места. Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 11, 1-3), предрекшего — будь верен до смерти и дам ти венец жизни (Отк. 2,10). Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь»20.
Знаменательна будет и судьба Св. Горы Афон. Русский инок Парфений, побывавший на Афоне в середине XIX в., передает откровение Божией Матери святогорцам: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келлиях. А когда изьщу из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает»21.
Преп. Нил Муроточивый (XVI в.): «Афон будет биться страшным шумом, будет исходить тонкий глас; когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы, то будет знамение страшное и трепетное. Знамение будет такое; все церкви будут наклонены ради удаления Спасения, как проводы Спасению и поклон (т.е. их разрушат безбожники или землятрясение?). Ради этого, говорю вам, не-чувствие будет ощущать, а чувство будет помрачено, и не будет сознавать, что удаляется Спасение» п.
Священномученик Косма Аитолос (t 4августа 1779), «Апостол бедных»: «Мы увидим людей, летающих по воздуху, подобно черным птицам, и сбрасывающих огонь на землю. Люди побегут к могилам и закричат:
«Выходите, вы, мертвецы, дайте нам лечь в ваши могилы».
Придут времена, когда враги наши заберут у вас все, даже золу от вашего очага. Но не теряйте веры, подобно другим.
Придут времена, когда исчезнет согласие между священнослужителями и паствой. Священнослужители станут хуже и нечестивее других.
Люди будут становиться бедными, потому что у них исчезнет любовь к деревьям. Богатые станут бедными, а бедные умрут.
Мы увидим карету без лошадей, несущуюся по полю быстрее зайца.
Придут времена, когда православные будут враждовать друг с другом. Я же советую вам сохранять мир и согласие.
Люди будут бедными из-за лени.
Будут отбирать оружие. Имейте два ружья. Скажите отбирающим, что у вас одно. Его отдайте, а другое сохраните. Одно ружье спасет сотню жизней.
В школах будут учить таким мерзостям, что вы даже не можете себе представить»23.
Схиархимандрит Лаврентий Черниговский (t 1950): «Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен, а когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтоб Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварство готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии как никогда, а ходить в те храмы нельзя. <...> Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, т. к. там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище. <...> «Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия антихриста, будет благолепие небывалое», — говорил Батюшка. «А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в ее наружности — наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Без-кровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит»24.
«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и ремонтировать, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская». <...>
Еще батюшка о. Лаврентий, беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком и ни в коем случае.<...>
«В г. Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». Киево-Печерской Лавры наместник о. Кронид батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдет, и они сатанинской злобой ополчатся против Православных веры и Церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил». <...>
Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. «Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не состоит в диптихе православных церквей. Она не церковь, а часть Российской Церкви. О, наша многострадальная Церковь выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь — это еретическое название. У нас все православные церкви и монастыри, в том числе и закрытые, и поруганные. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь! И что Православная Церковь есть тело Христово (разве можно тело Христа разделять?) и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень (который, подобно Арию, нельзя разрывать). И не помнят, что Един Бог, единая вера и едино крещение. Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адова. Одна только Церковь Православная святая, соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви,-а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола. <...>
Какое вечное несчастье добровольно лишиться Веры Православныя и Церкви или уйти в раскол от Православныя Церкви!!!.. Таковые, хоть бы и мученический венец получили, то вечныя жизни будут лишены!..»25
Схимонахиня Макария (1988-1990): «Такую путаницу сделают, и душу не спасешь. Кто будет входить в церкви станут записывать. За то, что Богу молишься, за то и погонят. Нужно молиться, чтобы никто не знал, молитесь тихонько! Начнут преследовать, забирать. Сначала отберут книги, а потом иконы. Придут и с большими угрозами станут снимать иконы. Иконы будут отобраны. Они будут мучать, — нам не нужны верующие. Дальше — хуже: церкви закроют, службы не станет, служить будут кое-где. Оставят где подальше, чтобы не проехать, не пройти. И по городам, где сочтут, что они не мешают. Церкви эти, которые строятся и ремонтируются, пойдут на другие предприятия, не станет пользы никому. Регистрация будет хитро: они останутся называться церкви, а там будет не поймешь, что, свое производство, найдут что делать»26.
«Библия, что напечатают, неправильная. Они (по-видимому жидовствующие — Сост.) оттуда повыкинут, что их касается, они не хотят укоризны. Готовится изменение веры. Когда это произойдет, святые отступятся и не станут молиться за Россию. И тех, кто есть (из праведно живущих — Сост.), Господь заберет к Себе. А епископы, которые это допустят, ни здесь ни там (на том свете — Сост.) Господа не увидят. Скоро служба станет половинная, будет сокращена. Сохранят службу только в больших монастырях, а в других местах сделают изменение. Я только одно говорю: горе священству приходит, рассыпятся поодиночке и будут жить. В церквях в красных платьях начнут служить. Сейчас сатана лукавый будет верх брать. Скоро колдуны все просфоры перепортят и не на чем станет служить (литургию — Сост.). А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям скажет, где и когда причащаться. Надо только слушать»27.
Протоирей Николай Афанасьев (4.9.1893-12.12.1960), профессор Православного Богословского института в Париже (1960): «С<