И в красе твоей увидимся пойдём.

5. Чем хочет сказать: поступим так, чтобы посредством сказанного упражнения любви достичь созерцания жизни вечной в твоей красе. То есть, чтобы таким образом преобразилась я в твою красу, что, уподобившись в красе, мы увидим нас обоих в твоей красе, обладая уже этой твоей красой; тем способом что, глядя один на другого, увидит каждый в другом свою красоту; итак тебя увижу я тебе в твоей красе, а ты (тебя) мне в твоей красе, и я себя увижу в тебе в твоей красе, а ты себя увидишь во мне в твоей красе; и так я буду ты в твоей красе, и ты будешь я в твоей красе, ибо самая твоя краса будет моей красой; итак, увидим один другого в твоей красе. Сие есть усыновление сынов Божьих, кои поистине скажут Богу то, что сам Сын сказал через Святого Иоанна Вечному Отцу, молвя: Всё моё – твоё, и всё твоё – моё (17,10): Он – по сути, будучи рождённым Сыном Божьим; мы – по причастности, будучи сынами усыновлёнными. Итак, сие говорил Он не только о себе, как о главе, но и обо всём свом мистическом теле, кое есть Церковь, которая будет участвовать в самой красе Супруга в день его триумфа, который будет, когда узрит Бога лицом к лицу. О чём, поэтому, молит здесь душа, чтобы увиделись она и Супруг в его красе

На холме и взгорке,

6. Сиречь, в понятии утреннем и существенном Бога, кое есть познание в Слове божественном, каковое в своей возвышенности знаменуется здесь холмом, как молвит Исайя, призывая к познавшим Сына Божия, говоря: Придите и поднимемся на холм Господень (2,3); и другой раз: Показалась гора дома Господня (2,2); [и на взгорке], то есть в понятии вечернем Бога, кое есть мудрость Бога в его творениях и делах, и порядках восхитительных; каковая здесь знаменуется взгорком, поскольку есть более низкая мудрость, чем утренняя. Однако, как о вечерней, так и об утренней молит здесь душа, когда говорит: на холме и на взгорке.

7. В сказывании, стало быть, Супругу: пойдём увидимся в красе твоей на холме, говорит душа: преобрази меня и уподобь меня себе в красе мудрости божественной, которая (как говорим) есть Слово Сын Божий. А в сказывании: на взгорке, просит также, чтобы посвятил её в красу сей другой мудрости, младшей, каковая в творениях и трудах мистических; что также есть краса Сына Божия, в коей желает душа быть просвещённой.

8. Не можетдуша видеть себя в красе Божией, если не преобразилась в премудрость Божию, в коей видит себя обладающей горним и дольним. На таковой-то холм и взгорок желала взойти супруга, когда говорила: Пойду на холм мирровый и взгорок благовонный (Песн. 4,6); разумея под холмом мирровым видение ясное Бога, а под взгорком благовонным, понятие в творениях; потому что миро на холме – более возвышенная специя, чем благовоние на взгорке.

Где ключевая вода чистая.

9. Чем хочет сказать: Где даётся понятие и мудрость Божия, которые здесь называет водой чистой, разумение очищенной и совлечённое акциденций и иллюзий, и ясное, без облаков невежества. Таковое хотение всегда имеет душа – понять ясно и чисто истины божественные; и чем более любит, тем глубже хочет войти в них. И через то молит в третий раз, говоря:

Войдём глубже в самую чащу,

10. В чащу Твоих чудесных дел и глубоких судов, чьё множество таково, и таково многообразие, что можно именовать их чащей, ибо в них мудрость изобильная и столь полная тайн, что не только может называть её чащей, но даже творогом, относительно чего молвит Давид, говоря: mons Dei, mons pinguis, mons coagulatus, чем хочет сказать: Гора Божия есть гора жирная и гора творожная (Пс. 67,16). И сия чаща мудрости и знания Бога так глубока и безмерна, что, сколько бы не узнавала душа её, всегда может войти ещё глубже, поскольку безмерна она, и непостижимы богатства её, соответственно восклицает Святой Павел, говоря: О, высота богатств мудрости и знания Бога, как непостижимы суть суды твои и неисследимы пути твои! (Рим. 11,33).

11. Но душа в эту чащу и непостижимость судов и путей хочет войти, потому что умирает от желания войти в познание их более внутренне; потому что познание в них есть радость неоценимая, которая превосходит всякое чувствование. Откуда, Давид, говоря о вкусе их, молвит так: Суды Божьи истинны суть и в себе самих содержат справедливость. Более желаемы и алкаемы, чем золото и чем камень драгоценный великой цены; и слаще мёда и сот; настолько, что раб твой любит их и хранит (Пс. 18,10-12). И через то величайшее жаждет душа погрузиться в эти суды и узнать их лучше изнутри; и ради этого было ей великим утешением и веселием войти через все утеснения и тяготы мира, и через всё, что могло бы послужить средством для этого, через всё трудное и мучительное, что бывает, и через печали и пороги смерти, чтобы видеть себя больше внедрённой в своего Бога.

12. Откуда также под этой чащей, в которую здесь душа желает войти, поскольку выстрадать это есть для неё вкуснейшее и полезнейшее, ибо перенесение сего есть средство для вхождения глубже вовнутрь чащи усладительной мудрости Божьей; потому что более чистое страдание несёт с собой более чистое и интимное понимание, и, как следствие, более чистую и возвышенную радость, так как она исходит от более внутреннего познания. Оттого, не будучи довольной никаким видом страданий, молвит: войдём глубже в чащу, а именно, вплоть до утеснений смерти, ради лицезрения Бога. Откуда, пророк Иов, жаждущий такового перенесения ради лицезрения Бога, молвил: Кто одарит меня исполнением молений моих, и какой бог даст мне то, о чём воздыхаю, и кто он, который начнёт дробить меня, и отвяжет руку свою и прикончит меня, и возымею аз утешение; который, оскорбив меня горем, не простит меня? (6,8-10)

13. О, если понятно уже, как это невозможно: достичь чащи и мудрости богатств Божиих – которые суть многовидны - если не вступить в чащу страданий многоразличных, - в чём полагает душа своё утешение и желание! И как же душа, поистине желающая мудрости божественной, жаждет сначала пострадать, чтобы войти в неё, в чащу Креста! Оттого Святой Павел и предостерегает эфесян, да не впадут в скорби; чтобы укрепились добре и укоренились в милосердии, да сумеют постичь со всеми святыми, что есть ширина и длина, и высота, и глубина, и узнают также выдающуюся милость науки Христовой, чтобы исполниться всею полнотою Бога (Эф. 3, 17-19). Поэтому, для вхождения в эти богатства мудрости крест есть врата, которые тесны, и хотящих войти ими немного, но желающих услад, к которым приходят через них – много.

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

1. Одна из самых главных вещей, ради которой хочет душа быть отвязанной и видеть себя со Христом (Фил. 1,23), это видеть его там лицом к лицу, и понять при этом корень глубинных путей и тайн вечных его Воплощения, что есть не меньшая часть его благодати; ибо, как говорит сам Христос через Святого Иоанна, беседуя с Отцом: Сия есть жизнь вечная, да познают тебя тебе, единого Бога истинного, и Сына твоего Иисуса Христа, коего послал (17,3). Поскольку, как некая персона, когда ушла далеко, первое, что хочет делать, это общаться и видеть того, кого очень любит, так и душа первое, что хочет сделать в достижении лицезрения Бога, это узнать и радоваться глубинным тайнам и мистериям Воплощения, и путям древним Бога, которые от неё зависят. Постольку душа, закончив говорить, что желает видеть себя в красе Бога, молвит тут же сию песню:

И в красе твоей увидимся пойдём. - student2.ru

П Е С Н Ь 3 7

И тотчас к возвышенным

Пещерам каменным пойдём,

Хорошо спрятанным

И туда войдём

И сок гранатовый отведаем

РАЗЪЯСНЕНИЕ

2. Одной из причин, которая наибольше подвизает душу войти в сию чащу премудрости Божией и более изнутри познать красу его божественной Мудрости (как мы сказали) является сплочение своего разумения в Бозе, согласно представлениям о таинствах Воплощения, как самой высокой и вкусной мудрости всех Его трудов. Итак, молвит супруга в сей песне, что, после вхождения глубже вовнутрь Мудрости божественной, то есть, дальше вовнутрь брака духовного, который теперь состоялся – яко будет во славе, видя Бога лицом к лицу, соединена душа с этой Мудростью божественной, коя есть Сын Божий – познает душа возвышенные тайны Бога и Человека, которые более возвышенны в мудрости, сокрытые в Бозе, и что в понятия их войдут, погрузившись и внедрившись душа в них, и вкусят она и Супруг вкус и сладость, которые причиняет познание их и доблестей и атрибутов Божьих, кои через сказанные тайны узнаются в Бозе, такие как справедливость, милосердие, мудрость, мощь, милостивость и т.д.

И тотчас к возвышенным

Пещерам каменным пойдём.

3. Камень, о котором здесь говорит, в согласии со сказанным Святым Павлом, есть Христос(1 Кор. 10,4). Возвышенные пещеры этого камня суть возвышенные и высокие и глубокие тайны премудрости Божьей, кои имеются во Христе относительно союза ипостасного естества человеческого со Словом божественным, и в соответствии ему, которое находится в союзе человеков в Бозе, и в сообразностях справедливости и милосердия Божьих относительно спасения рода человеческого в явлении Его судов. Каковые, из-за такой их высоты и глубины, весьма подходяще называет возвышенными пещерами из-за высочества тайн возвышенных, и пещерами, ради глубины и глуби мудрости Божьей в них; ибо как пещеры суть глубоки и со многими полостями, так каждая тайна тех, что во Христе, есть глубочайше в премудрости, и имеет множество впадин судов своих потаённых о предопределении и присутствии в сынах человеческих. Отчего тут же молвит:

Хорошо спрятанным.

4. Так хорошо, что, несмотря на множество тайн и чудес, раскрытых святыми доркторами, и понятых святыми душами на этой стадии жизни, всё больше остаётся для высказывания и ещё больше для понимания, и так имеется многое углублённое во Христе; потому что он подобен богатому руднику со многими штреками сокровищ, в которые, сколько не углубляйся, никогда не найдёшь ни конца, ни предела, скорее в каждой каверне найдёшь новые жилы новых сокровищ там и сям. Оттого-то говорил Святой Павел о самом Христе: во Христе обитают все сокровища и мудрость спрятанные (Кол. 2,3). В каковые душа не может войти, ни достичь их, если (как мы сказали) не пройдёт прежде через тесноту страдания внутреннего и внешнего к божественной Премудрости. Потому что, хотя в сей жизни и можно постичь сии Христовы таинства, невозможно достичь их, без того чтобы пострадать много и восприять многие милости интеллектуальные и чувственные от Бога, и иметь многие предшествующие упражнения духовные; ибо все эти милости суть много ниже, чем мудрость таинств Христовых, так как все они суть наподобие приуготовлений ко вхождению в них. Откуда, Моисею умоляющему Бога явить Его славу, отвечал, что не сможет он видеть её в сей жизни, но что Он покажет ему всякое благо, надо понимать, какое только возможно в этой жизни; и сделает так, что, поместив его в пещеру каменную, которая (как мы сказали) есть Христос, покажет ему спину, что будет значить дать ему познание тайн Человечества Христа (Исх. 33, 18-23).

5. В сии пещеры, стало быть, Христовых, желает по-настоящему войти душа, чтобы впитать в себя и преобразиться, и крепко опьянеть в любви к мудрости их, спрятавшись на груди своего Возлюбленного. Посему в эти лазы приглашает Он её на выпивку в Песнях, говоря: Вставай и поспеши, подруга моя, краса моя, и приходи в лазы каменные и в полость стены (2, 13-14); каковые лазы суть те пещеры, о которых говорим. О них тут же говорит душа:

И туда войдём.

6. Туда, нужно разуметь, в понятия и таинства божественные войдём. И не говорит войду я одна, что представляется более уместным – потому что Супругу не нужно входить снова, - но войдём, а именно, я и Любимый, чтобы дать понять, что эту работу делает не она, но Супруг с нею; и кроме того, поскольку душа и Бог уже соединились в одно на этой стадии брака духовного, о котором говорим, душа ничего не делает сама, без Бога. И сказать туда войдём значит сказать: там преобразимся, а именно, я в тебя через любовь к тем судам божественным и отрадным. Потому что в знании предопределения правд и предвидения зол, в коих приуготовляет Отец к правдам в благословениях его доброты (Пс. 20,4), в Его Сыне Иисусе Христе, возвышеннейше и теснейше преображается душа в любовь Бога, соответственно этим понятиям, вновь благодаря и любя Отца с великим желанием и нежностью, ради Сына Его Иисуса Христа. И это творит её единой со Христом, совместно со Христом. И вкус сей хвалы столь деликатен, что совершенно несказуем. Однако высказывает это душа в следующем стихе, говоря:

Наши рекомендации