И пройдёт Возлюбленный промеж цветов.
10. Знаменует душа сию радость, которую Сын Божий имеет в ней в эту пору, именем корм, чем даёт много более точное понятие, так как корм, или вещь питающая, не только доставляет удовольствие, но ещё и поддерживает. И так Сын Божий нежится в душе в сих радостях и подкрепляется в ней, то есть, пребывает в ней длительное время, как в месте, где ему весьма приятно быть, потому что место истинной радости в Нём. И, надо разуметь, как раз об этом сказал он устами Соломона в Притчах, говоря: Мои радости суть с сынами человеческими (8,31); то есть, когда Его радости суть со мной, так как есмь Сын Божий. И нужно заметить здесь, что не говорит душа здесь, яко пройдёт возлюбленный цветами, но – промеж цветов, потому что, яко желает, что общение ея, разумеется с Супругом, состоялось в самой душе посредством, как с лихвой уже было сказано, доблестей, вследствие чего то, что происходит есть преображение души в себе, в блюдо готовое, посоленное и приправленное сказанными цветами доблестей и даров, и совершенств, кои суть подливка, с которой и в которой она проходит; каковые, посредством Хозяина, о котором уже сказано, подают Сыну Божию вкусность и сладость в душе, благодаря чему и посредством чего возрастает Его любовь к ней. Потому что таково условие Жениха: соединиться с душой среди благоуханий этих цветов. Каковое условие хорошо отмечает супруга в Песнях, как если бы хорошо знала о нём, в следующих словах, говоря: Возлюбленный мой, сойди в мой сад, к эрике, и духновению специй благоуханных, чтобы попастись в саду и сорвать ирисы (6,1). И другой раз молвит: Аз для моего Любимого, и мой Любимый для меня, который пасётся между ирисами (там же, ст.2), то есть, чтобы пасся и радовался в моей душе, которая есть сад его, между ирисами моих доблестей и совершенств, и изяществ.
ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ
1. На этой стадии духовной помолвки, так как душа обращает внимание на свои превосходства и великие богатства, которыми не владеет и не радуется им так, как хотела бы, по причине обитания во плоти, множество раз много терпит, главным образом когда оживает сознание этого. Оттого что замечает, яко пребывает во плоти, как большой господин в темнице, подверженный тысяче бедствий и конфискации его царств, и не допускаемый до всей своей сеньории и богатств, и не даётся ему из его имущества более чашки еды; во всём, что он мог бы почувствовать, всё, на что обратит внимание, главным образом даже домашние его, перестало быть ему покорным, но по каждому случаю его слуги и рабы безо всякого уважения выпрямляют спины против него, вплоть до желания подобрать кусочек кушанья; потому что, когда Бог оказывает милость душе, тем что даёт ей вкусить какого либо кушанья благ и богатств, приготовленных для неё, тотчас же поднимается в части чувственной негодный прислужник вожделения, или раб беспорядочного движения, или другие мятежники этой части нижней, чтобы воспрепятствовать ей в получении сего блага.
2. Так что душа чувствует себя словно на вражьей земле, и как угнетаемая чужаками, и как мёртвая среди мертвецов, хорошо ощущая то, что даёт уразуметь пророк Барух, когда превозносил эту нищету в пленении Иакова, говоря: Кто есть Израиль? Почто пребывает в земле вражьей? Состаритесь в земле чужой, смеситесь с мертвыми и приравнены будете к тем, которые нисходят в ад (3,10-11).
Также Иеремия, чувствуя то недостойное обращение, которое претерпевает, как пленница своего тела, разговаривая с Израилем – в соответствии с духовным чувством – молвит: Не оттого ли Израиль раб и слуга, что такова участь пленника? Над ним рычат львы (2,14), и т.д., разумея подо львами вожделения и мятежников, принадлежащих, как мы сказали, сему тираническому царству чувственности. Оттого, душа, дабы показать беспокойство, которое принимает, и желание, которое имеет, чтобы это царство чувственности со всеми его суетами и беспокойствами закончилось уже, или подчинилось во всём, - поднимает очи к Жениху, как тому, кто должен всё свершить, говоря против сказанных движений и мятежей, износит следующую песнь:
П Е С Н Ь 1 8
О, нимфы Иудеи!
Меж тем, яко в цветах и розовых кустах,
Амбра благоухает,
В предместьях обитайте,
И наших порогов коснуться не мечтайте.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
3. В этой песне душа есть та, кто молвит; она, видя себя помещенной в части духовной и превосходной в таковые богатые и предпочтительные дары и наслаждения со стороны своего Возлюбленного, желая закрепиться в своей уверенности и продолжить обладание ими, в каковое владение Супруг ввёл её в двух предыдущих песнях, видя, что со стороны части инфернальной, которая есть чувственность, она может быть воспрепятствована, и что уже фактически препятствуется и немало взмущается, просит у деятельностей и движений сей части инфернальной, чтобы утишились они в потенциях и чувствах её и не преступали границ своей области -чувственной – чтобы не беспокоить и не утомлять часть превосходную и духовную души, для чего не мешали бы, даже малейшим движением, добру и нежности, которым радуется. Потому как движения части чувственной и её потенций, если они работают, когда дух радуется, тем больше беспокоят и утомляют, чем активнее и живее работают. Молвит, стало быть, так:
О, нимфы Иудеи!
4. Иудеей зовётся часть нижняя души, которая есть чувственность. И называет её Иудеей, потому что слаба она и плотяна и сама по себе слепа, поскольку таков народ израильский. И называет нимфами все воображения, фантазии, движения и аффекты сей части инфернальной. Всех этих называет нимфами, потому что как нимфы своей живостью и грацией привлекают к себе любимых, так эти деятельности и движения чувственности, вкусные и плодоносные, заботятся о привлечении к себе воли части рациональной, дабы извлечь её из внутреннего, которого она хочет, на внешнее, которого они хотят и вожделеют, подвизая также и разум и привлекая его к тому, что брачуется и соединяется с ними на низкий чувственный манер, заботясь о сообразовании и смешении части разумной с частью чувственной. Вам, стало быть, говорит, о чувственные деятельности и движения!: