Кроме как присутствием твоим и статью.
11. Причина, по которой болезнь любви не имеет другого лечения, кроме присутствия и облика Возлюбленного (как здесь говорится), есть та, что хворь любовная, поскольку отличается от прочих заболеваний, то и лекарство имеет отличное; ибо в прочих заболеваниях - согласно доброй философии - противоположное излечивается противоположным, но любовь излечивается только вещью сообразной любви. Причиной сему то, что здоровье души есть любовь Бога, итак, когда не имеет полной любви, не имеет полного здоровья, и через то болеет, так как болезнь есть ничто иное, как недостаток здоровья. Так что, когда душа не причастна любви ни в какой степени, то она мертва; но когда в какой-либо степени, как бы мала она ни была, причастна любви Божией, она ещё жива, но сильно ослаблена и хвора за малостью той любви, которой обладает; и напротив, чем более возрастает её любовь, тем больше приобретает она здоровья, и, когда обретёт совершенную любовь, будет полностью здрава.
12. Касательно чего следует заметить, что любовь достигает совершенства только когда так соединит воедино влюблённых, что они трансформируются один в другого, и тогда только становится любовь целиком здравой. И, поскольку здесь чувство души сопряжено с определённым эскизом любви - что есть то нездоровье, о котором здесь молвит - и она желает, перестать воображать тот облик, эскиз которого она имеет, облик её Супруга, Слова, Сына Божия, который, по словам Святого Павла, есть сияние Его славы и облик Его субстанции (Евр.1,3) (посему этот облик есть тот, который здесь разумеет душа, в который желает преобразиться посредством любви), молвит она: призри на болествие любви, что не лечится, кроме как присутствием твоим и статью.
13. Добре называет она болестью любовь несовершенную, потому что так же, как больной ослаблен для выполнения работы, душа, слабая в любви, такова же и в оказании доблестей героических.
14. Также можно понять отсюда, что ощущающий в себе болествие любви, то есть, нехватку любви, доказывает этим, что имеет кое-какую любовь, потому что внимание обращают на недостачу того, что имеют. Однако тот, кто не ощущает таковой /нехватки/, доказывает этим, что, либо ничего не имеет, либо совершенен в любви.
ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЩЕЙ ПЕСНЕ
1. В сём периоде ощущает в себе душа такое рвение в устремлении к Богу, как камень, когда он приближается к своему центру; и также чувствует себя подобно воску, который начал получать впечатление от печати, но не завершился в фигуре; и, кроме того, сознавая, что является как бы отображением выдающейся руки и эскизом, требует от того, кто рисует, чтобы он окончил писать и ваять; обладая тут верой столь просвещённой, что она делает видимыми и весьма ясными некоторые божественные подобия высоты Божьей, не ведает, как ей совершиться, кроме как обратиться к той самой вере, которую содержит и сокрывает в себе облик и красота её Возлюбленного, от которой она также воспринимает сказанные эскизы и залоги любви, и, беседуя с нею, износит следующую песнь:
П Е С Н Ь 12
О, источник кристальный!
Если в этих твоих отблесках серебристых
Образуешь внезапно
Очи желанные
Которые обретаю во внутренних
Рисунках моих
ИЗЪЯСНЕНИЕ
2. Оттого, что с таким желанием жаждет душа единения с Супругом и видит, что не находит никакого средства, ни лекарства во всех тварях, возвращается она к разговору о вере - как к тому, что наиболее живо дарует ей свет Возлюбленного,- выбирая её в качестве средства для этого, потому что, поистине, не располагает другим, до тех пор, пока не вступит в подлинный союз и брак духовный с Богом, в отношении чего даёт пенять через Осию, говоря: Повенчаюсь с тобою в вере (2,20), и с желанием, которым пылает, говорит ему следующее, что составляет смысл песни: О, вера моего супруга Христа, ежели истины, укоренённые моим Возлюбленным в моей душе, окутанные темнотой и мраком - ибо вера, как говорят теологи, есть привычка тёмная, - объявись уже с ясностию, так чтобы то, что сообщаешь мне в понятиях неоформленных и тёмных, показал и открыл бы мне в единый миг, выделивши Себя из этих истин (так как вера есть покров и вуаль истин Божиих) оформленно и окончательно, обративши их в манифестацию Славы! Молвит, стало быть, стих:
О, источник кристальный!
3. Называет веру кристальной по двум причинам: первая та, что она есть Христа, Супруга ея; и вторая - что имеет свойства кристалла, будучи чистой в истинах, и крепкой, и ясной, очищенной от ошибок и форм естественных. И зовёт её источником, потому что из неё изливаются на душу воды всех благ духовных. Откуда и Христос, наш Господь, разговаривая с Самаритянкой, называет веру источником, говоря, яко в тех, кто веруют в Него, откроется источник, вода коего выплеснется вплоть до жизни вечной (Ин. 4,14). Вода же сия есть дух, которого получат в своей вере верующие (Ин. 7,39)
Если в этих твоих отблесках
Серебристых
4. Положения и предметы, кои предлагает нам вера, называет отблесками серебристыми. Для уразумения чего, а также и других строф, следует знать, что вера сравнена с серебром в уставах, которым нас обучили, а истины и субстанция, которые она в себе содержит, суть сравнимы с золотом; потому что ту самую субстанцию, которая здесь, веруем, одета и сокрыта серебром веры, увидим и возрадуемся в другой жизни открытой, /как/ обнажённое золото веры. Откуда Давид, говоря о ней, молвит так: Ежели уснёшь между двух хоров, перья голубицы будут серебряными, а задняя спинки ея будет цвета злата (Пс. 67,14). Чем хочет сказать, что ежели сомкнём очи разума на вещи горние и дольние, что называет заснуть посреди, остаёмся в вере, которую называет голубицей, чьи перья, которые суть истины, нам сообщаемые, будут серебряными, потому что в сей жизни вера наша полагает их затемнёнными и сокрытыми, так что посему называет их здесь отблесками серебряными; однако в конце сей веры, каковой будет, когда вера завершится ясным видением Бога, останется субстанция веры, совлечённая вуали сего серебра, цвета злата. Так что вера даёт и сообщает нам самого Бога, но покрытого серебром веры; и не потому нам ещё предстоит одаривание истиной, что нам даётся сосуд серебряный, а она есть сосуд золотой, но потому что покрытие серебром позволяет даровать нам сосуд из злата. Откуда, когда супруга в Песнях желала обладать Богем, Он, обещая ей Себя, насколько возможно в сей жизни, сказал, что сделает ей серьги из золота, но глазурованные серебром (1,10); чем обещал дать Себя ей в покровах веры. Молвит, стало быть, здесь душа вере: О, если в этих твоих отблесках серебристых (кои суть предметы уже сказанные), в которых сокрываешь злато божественных лучей (кои суть очи желанные, о которых тут же добавляет, говоря:)
образуешь внезапно очи желанные!
5. Под очами разумеются (как мы сказали), лучи и истины божественные; каковые (как мы также сказали) предлагает нам вера в своих предметах сокрытых и неотчётливых. Итак, это как если бы сказала: О, ежели сии истины, коим неотчётливо и затемнённо научаешь меня, сокрытым в твоих предметах веры, соизволишь уже даровать мне ясно и оформление развёрнутыми в них, то как же молит об этом моё желание! И называет эти истины очами из-за великого присутствия Возлюбленного, которое чувствует, так что мнится ей, что уже всегда будет лицезреть Его, отчего молвит: