Кроме как присутствием твоим и статью.

11. Причина, по которой болезнь любви не имеет другого лечения, кроме присутствия и облика Возлюбленного (как здесь говорится), есть та, что хворь любовная, поскольку отличается от прочих забо­леваний, то и лекарство имеет отличное; ибо в прочих заболеваниях - согласно доброй философии - противоположное излечивается проти­воположным, но любовь излечивается только вещью сообразной любви. Причиной сему то, что здоровье души есть любовь Бога, итак, когда не имеет полной любви, не имеет полного здоровья, и через то бо­леет, так как болезнь есть ничто иное, как недостаток здоровья. Так что, когда душа не причастна любви ни в какой степени, то она мертва; но когда в какой-либо степени, как бы мала она ни была, причастна любви Божией, она ещё жива, но сильно ослаблена и хвора за малостью той любви, которой обладает; и напротив, чем более воз­растает её любовь, тем больше приобретает она здоровья, и, когда обретёт совершенную любовь, будет полностью здрава.

12. Касательно чего следует заметить, что любовь достигает со­вершенства только когда так соединит воедино влюблённых, что они трансформируются один в другого, и тогда только становится любовь целиком здравой. И, поскольку здесь чувство души сопряжено с оп­ределённым эскизом любви - что есть то нездоровье, о котором здесь молвит - и она желает, перестать воображать тот облик, эскиз кото­рого она имеет, облик её Супруга, Слова, Сына Божия, который, по словам Святого Павла, есть сияние Его славы и облик Его субстанции (Евр.1,3) (посему этот облик есть тот, который здесь разумеет душа, в который желает преобразиться посредством любви), молвит она: призри на болествие любви, что не лечится, кроме как присутствием твоим и статью.

13. Добре называет она болестью любовь несовершенную, потому что так же, как больной ослаблен для выполнения работы, ду­ша, слабая в любви, такова же и в оказании доблестей героических.

14. Также можно понять отсюда, что ощущающий в себе болествие любви, то есть, нехватку любви, доказывает этим, что имеет кое-какую любовь, потому что внимание обращают на недостачу того, что имеют. Однако тот, кто не ощущает таковой /нехватки/, до­казывает этим, что, либо ничего не имеет, либо совершенен в любви.

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЩЕЙ ПЕСНЕ

1. В сём периоде ощущает в себе душа такое рвение в устремлении к Богу, как камень, когда он приближается к своему центру; и также чувствует себя подобно воску, который начал получать впечатление от печати, но не завершился в фигуре; и, кроме того, сознавая, что яв­ляется как бы отображением выдающейся руки и эскизом, требует от то­го, кто рисует, чтобы он окончил писать и ваять; обладая тут верой столь просвещённой, что она делает видимыми и весьма ясными некото­рые божественные подобия высоты Божьей, не ведает, как ей совершиться, кроме как обратиться к той самой вере, которую содержит и сокрывает в себе облик и красота её Возлюбленного, от которой она также вос­принимает сказанные эскизы и залоги любви, и, беседуя с нею, износит следующую песнь:

П Е С Н Ь 12

О, источник кристальный!

Если в этих твоих отблесках серебристых

Образуешь внезапно

Очи желанные

Которые обретаю во внутренних

Рисунках моих

ИЗЪЯСНЕНИЕ

2. Оттого, что с таким желанием жаждет душа единения с Супругом и видит, что не находит никакого средства, ни лекарства во всех тварях, возвращается она к разговору о вере - как к тому, что наибо­лее живо дарует ей свет Возлюбленного,- выбирая её в качестве средства для этого, потому что, поистине, не располагает другим, до тех пор, пока не вступит в подлинный союз и брак духовный с Богом, в отношении чего даёт пенять через Осию, говоря: Повенчаюсь с тобою в вере (2,20), и с желанием, которым пылает, говорит ему следующее, что составляет смысл песни: О, вера моего супруга Христа, ежели истины, укоренённые моим Возлюбленным в моей душе, окутанные темнотой и мраком - ибо вера, как говорят теологи, есть привычка тёмная, - объявись уже с ясностию, так чтобы то, что сообщаешь мне в понятиях неоформленных и тёмных, показал и открыл бы мне в единый миг, выделивши Себя из этих истин (так как вера есть покров и вуаль истин Божиих) оформленно и окончательно, обра­тивши их в манифестацию Славы! Молвит, стало быть, стих:

О, источник кристальный!

3. Называет веру кристальной по двум причинам: первая та, что она есть Христа, Супруга ея; и вторая - что имеет свойства кристалла, будучи чистой в истинах, и крепкой, и ясной, очищенной от ошибок и форм естественных. И зовёт её источником, потому что из неё изливаются на душу воды всех благ духовных. Откуда и Христос, наш Господь, разговаривая с Самаритянкой, называет веру источником, говоря, яко в тех, кто веруют в Него, откроется ис­точник, вода коего выплеснется вплоть до жизни вечной (Ин. 4,14). Вода же сия есть дух, которого получат в сво­ей вере верующие (Ин. 7,39)

Если в этих твоих отблесках

Серебристых

4. Положения и предметы, кои предлагает нам вера, называет отблесками серебристыми. Для уразумения чего, а также и других строф, следует знать, что вера сравнена с сереб­ром в уставах, которым нас обучили, а истины и субстанция, ко­торые она в себе содержит, суть сравнимы с золотом; потому что ту самую субстанцию, которая здесь, веруем, одета и сокрыта сереб­ром веры, увидим и возрадуемся в другой жизни открытой, /как/ об­нажённое золото веры. Откуда Давид, говоря о ней, молвит так: Ежели уснёшь между двух хоров, перья голубицы будут серебряными, а задняя спинки ея будет цвета злата (Пс. 67,14). Чем хочет сказать, что ежели сомкнём очи разума на вещи горние и дольние, что называет заснуть посреди, остаёмся в вере, которую называет голуби­цей, чьи перья, которые суть истины, нам сообщаемые, будут серебряными, потому что в сей жизни вера наша полагает их затемнёнными и сокрытыми, так что посему называет их здесь отблесками серебряными; однако в конце сей веры, каковой будет, когда вера завершится ясным видением Бога, останется субстанция веры, совлечённая вуали сего серебра, цвета злата. Так что вера даёт и сообщает нам самого Бога, но покрытого се­ребром веры; и не потому нам ещё предстоит одаривание истиной, что нам даётся сосуд серебряный, а она есть сосуд золотой, но потому что покрытие серебром позволяет даровать нам сосуд из злата. Откуда, когда супруга в Песнях желала обладать Богем, Он, обещая ей Себя, насколько возможно в сей жизни, сказал, что сделает ей серьги из золота, но глазурованные серебром (1,10); чем обещал дать Себя ей в покровах веры. Молвит, стало быть, здесь душа вере: О, если в этих твоих отблесках серебристых (кои суть предме­ты уже сказанные), в которых сокрываешь злато божественных лучей (кои суть очи желанные, о которых тут же добавляет, говоря:)

образуешь внезапно очи желанные!

5. Под очами разумеются (как мы сказали), лучи и истины божественные; каковые (как мы также сказали) предлагает нам вера в своих предметах сокрытых и неотчётливых. Итак, это как если бы сказала: О, ежели сии истины, коим неотчётливо и затемнённо научаешь меня, сокрытым в твоих предметах веры, соизволишь уже даровать мне ясно и оформление развёрнутыми в них, то как же молит об этом моё желание! И называет эти истины очами из-за великого присутс­твия Возлюбленного, которое чувствует, так что мнится ей, что уже всегда будет лицезреть Его, отчего молвит:

Наши рекомендации