Которые имею во внутренних рисунках моих

6. Говорит, что имеет их в её внутренних ри­сунках, то есть, в своей душе, согласно разуму и воле. Потому что, в части разума, имеет эти истины внедрёнными верой в её душу. И, поскольку понятие их несовершенно, говорит, что это суть наб­роски; ибо, как рисунок не есть завершённая картина, так поня­тие веры не есть совершенное знание. Постольку, истины, внедряемые в душу верой, бывают подобны рисункам, а когда приходят в ясное видение становятся в душе, как совершенная и законченная картина, согласно с тем, что говорит Апостол, молвя: Cum autem venerit quod perfectum est, evacuabitur quod ex parte est; чем хочет сказать: Когда приходит совершенное, которое есть ясное видение, заканчивается то, что есть отчасти (1Кор. 13,10), то есть познание веры.

7. Однако, поверх этого рисунка веры имеется в душе влюблённой другой рисунок, любви, и это - в части воли, в которой таким обра­зом рисуется образ Возлюбленного, и так согласно и живо выписыва­ется его портрет, когда имеется союз любви, что правдой будет ска­зать, яко Возлюбленный живёт в душе влюблённой, а влюблённая - в Возлюбленном. И таким способом подобие претворяет любовь в преоб­ражение влюблённых, что можно сказать: каждый из них есть другой, и оба суть одно. Причиной сему то, что в союзе и преображении любви один отдаёт себя во владение другому, и каждый оставляет се­бя и отдаётся, и обменивается на другого; и так каждый живёт в другом, и каждый есть другой, и оба суть одно преображением любви. Именно это хотел дать понять Св. Павел, когда говорил: Vivo autem, jam non ego; vivit vero in me Christus. Чем хотел сказать: Живу я, но уже не я, а живёт во мне Христос (Гал. 2,20); Так как, говоря, живу я, но уже не я, давал понять, что хотя живёт он, но не своей жизнью, потому что преобразился во Христа; так что жизнь его теперь более божеская, чем человеческая, и через то молвит, яко живёт не он, но - Христос в нём.

8. Так что, в соответствии этому уподоблению и преображению, можем сказать, что его жизнь и жизнь Христа во всём есть одна жизнь, через единение любви. Каковая на небе претворится совершен­но в божественную жизнь во всех тех, кои удостоились видеть себя в Бозе, поскольку преобразились в Бога, - живущие жизнью Бога, а не своею жизнью. И тогда скажут поистине: «Живём мы и не мы, потому что живёт в нас Бог». Каковое в сей жизни хотя и возможно так, как было со Св. Павлом, однако несовершенно и неокончательно, хотя и достигает душа такового преображения любовного, кое бывает в духов­ном браке, что есть самое высокое состояние, которого можно дос­тичь в жизни сей; ибо всё это может называться эскизом любви, в сравнении с тем совершенным обликом преображения славой. Но ког­да этот рисунок преображения достигается в сей жизни, это великое благо, потому что этим велелепно удовлетворяется Возлюбленный. Откуда вожделея его, коего, положила супруга в душе своей, как рису­нок, молвила ему в Песнях: Помести меня как мет­ку на сердце твоё, как родинку на плечо твоё (8,63). Сердце обозначает здесь душу, в которой в сей жизни пребывает Бог, как метка рисунком веры, сог­ласно сказанному выше; а рука обозначает крепкую волю, в ко­торой бывает, как родимое пятно, рисунком любви, как мы только что сказали.

9. Таким способом проходит душа этот период, что, хотя и в кратких словах, не хочу перестать говорить об этом, хотя и невозможно вы­разить это словами. Потому что субстанция телесная, как мнится душе, усохла в сей жажде живого источника Божия; ибо жажда её подобна той, что испытывал Давид, когда говорил: Как лань стре­мится к источнику вод, так душа моя желает к тебе, Боже. Возжаждала ду­ша моя Бога, источника жива; когда же приду и окажусь пред лицом Божиим ? (Пс.41,2-3). И так утрудила её эта жажда, что чуть было не бросилась она в среду филистимлян, как сделали это сильные Давида, чтобы наполнить сосуды свои водой из цистерны Белема (1Цар. 11,18), которая знаменует собою Христа. Ибо все трудности мира и ярости де­монов, и муки преисподней пройти и вменить ни во что, ради того, что­бы окунуться в этот бездонный колодец любви. Ибо в сём предположе­нии говорится в Песнях: Крепка любовь, яко смерть, и тверда настойчивость ея (8,6) Ибо невозможно поверить, как неистовы бывают алкание и мука, которые чувствует душа, когда видит, что близко так подошла ко вкушению блага, но оно не даётся ей; потому что, чем более на глазах и при дверях ви­дит она то, в чём себе отказывает, тем большую муку и боль это причи­няет. Откуда, в сём расположении духовном молвит Иов: Прежде, нежели ем, воздыхаю; и как разливы вод рыкание и рёвы души моей (3,24); а именно, из-за алкания еды, разумея там под едой Бога; ибо, соответ­ствуют алкание пищи и жажда познания Его, страдание по Нему.

Наши рекомендации