Для тебя одного иметь хочу их.

9. Каковым душа хочет обязать Супруга, да позволит ей видеть сей свет её очами, не только потому, что, не имеюще других, оста­нется во мраках, но также потому, что не хочет обладать очами ни ради какой иной вещи, кроме Него. Потому что, как, в аккурат, бы­вает лишена сего божественного света душа, хотящая полагать очи воли своей в свете обладания какой-либо вещью помимо Бога - поскольку в этом зрение её бывает занято для восприятия света Божия - равным образом удостаивается получения его та душа, которая сказанные свои очи закрывает на все вещи, чтобы отворять их единственно на своего Бога.

ЗАМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

I. Знамо, однако, что не может любящий Супруг душ с удовольст­вием созерцать их мучающимися долгое время, подобно той, о кото­рой мы беседуем с вами; потому что, как говорит Он через Захарию, их страдания и стенания прикасаются к зени­цам очей Его, (2,8), главным образом, когда души эти страдают по Его любви, как та. Яко же молвит об этом также че­рез Исайю, говоря: Раньше чем они воскличут, Аз услышу; слово их ещё в устах их, Аз уже слышу (65,24). Мудрец говорит о Нём, что если ищет его душа, как

богатство, находит Его (Притч. 2,4). Итак, та душа влюблённая, что ищет Его с алчностью большей, чем деньги, находит Его, ибо оставила все вещи и саму себя ради Него, мнит, яко сии мольбы, такие горячие приводят к некоему духовному присут­ствию Бога, в каковом Он открывает ей некоторые глубокие прозрения Своей божественности и красоты, которые много умножают её желание видеть Его и жар /любовный/. Ибо так же, как обычно впрыскивают воду в горн кузнечный, чтобы больше распалился и взъярился огонь, так Господь обычно поступает с иными из тех душ, которые испытыва­ют любовный штиль, подавая им некоторые манифестации своего превос­ходства, с тем чтобы взъярить их поболее, и так получше приуготовить их к тем милостям, кои хочет оказать им после. И так как душа вни­мает и чувствует за этим тёмным присутствием благое величие и красо­ту, сокрытые там, умирая от желания видеть их, износит песню, ко­торая гласит:

П Е С Н Ь 11

Открой твоё присутствие

пусть убьют меня т в о и облик и красота;

Призри на болествие

Любви, что не лечится

Кроме как присутствием твоим и статью

ИЗЪЯСНЕНИЕ

2. Душа, стало быть, жаждущая свидания, одержимая уже сим вели­ким Богом, чьею любовью, чувствует она, похищено и уязвлено её серд­це, не могущая уже страдать, молит в сей песне непременно ей отк­рыться и явить свою красоту, которая есть Его божественная суть, и чтобы быть ей убитой этим зрелищем, отвязавшись от плоти, ибо в ней не может она видеть Его и радоваться Ему, как того желает, полагая пред Ним болезнь и томление своего сердца, в коем бесконца мучает­ся из-за любви, без возможности излечения /чем-либо/ меньшим, чем сие славней­шее видение Его божественной сущности. Следует стих:

Открой твоё присутствие.

3. Чтобы объяснить его, следует знать, яко тремя спо­собами присутствия может обретаться Бог в душе. Первый способ есть сущностное /присутствие/, и таким способом Он пребывает не только в более добрых и святых душах, но также во злых и грешных, и во всех остальных тварях. Потому что таковым присутствием подаёт им жизнь и бывание, и если им сего сущностного присутствия недостаёт, все они погибают и перестают быть. И никогда нет в душе недостатка в нём. Второе присутствие - посредством милости, каковою пребывает Бог в душе, ублаготворён­ной и удовлетворённой ею. И этим присутствием не все располагают, потому что впавшие в грех /смертный/ погубляют его; и невозможно знать душе естественным образом, располагает ли таковым. И третье /присутствие/ - в страсти духовной, ибо во многих душах, принявших обеты, сотворяет обычно Бог некоторые духовные присутствия многих видов, которыми эти души утешаются, радуются и оживляются. Однако, эти духовные присутствия, так же как и прочие, все сокрыты, ибо не являет себя Бог в них, как Он есть, так как не позволяют сего условия жизни сей. И вот, какое-то из них подразумевает вышеприве­денный стих, а именно: Открой твоё присутст­вие.

4. Так что, поскольку верно есть, что Бог всегда присутствует в душе, по меньшей мере первым способом, не говорит душа, чтобы Он присутствовал бы в ней, но чтобы стало явным то присутствие, которое Он имеет в ней, будь то присутствие естественное, или духовное, или аффективное, - чтобы открылся и показал бы тот спо­соб, которым может видеть Его в божественном Его бытии и красоте. Ибо, как своим бытийным присутствием даёт естественное бытие ду­ше, и своим милостивым присутствием - совершенство, так же прос­лавляет её Своей явленной славой. Однако, поскольку сия душа пре­бывает в жаре и аффекте любви Божией, разумеем, что присутствие, о котором молит здесь Возлюбленного, да откроет ей, есть главным образом определённое аффективное присутствие, которое от Себя творит Возлюбленный душе; каковое бывало столь высоко, что представлялось и чувствовалось душе безмерно сокрытым, так что в нём Бог сообщал душе известные затемнённые видения Своей божественной красоты. А они творят такие действия в душе, что она алчет и ослабляется в желании того, что ощущает сокрытым там, в том присутствии; что совпадает с тем, что чувствовал Давид, когда говорил: Алчет и ослабевает душа моя во вторжениях Господних (Пс. 83,1). Потому что в такое время ослабевает душа в желании погрузиться

в то высшее благо, которое ощущает присутствующим в сокрытии, пото­му что, хотя оно и сокрыто, более отчётливо чувствует душа сие бла­го и радуется, что оно там имеется. И через то, с большой силой привлечена душа и восхищена сим благом, как никакой естественной вещью своего сердца. И с этими алчностью и сердечным желанием неспособная более сдерживаться душа молвит: Открой твоё присутствие.

5. То же самое случилось с Моисеем на горе Синай, когда быти ему стояще там в присутствии Бога, взору его открылись столь высокие и глубо­кие видения высоты и красоты божественности Бога, что, не будучи в состоянии перенести их, он дважды просил Его сокрыть Свою Славу, молвя Богу: Ты говоришь, яко знаешь ме­ня по имени, и что обрёл милостъ пред Тобой; стало быть теперь же, ежели обрёл милость в Твоём присутствии, яви мне лик Тсвой, чтобы уз­нал Тебя и обрёл в очах Твоих ми­лость полную, которой желаю (Исх. 33, 12-13) - каковое означает достижение совершенной любви славы Божи-ей; но отвечал ему Господь, говоря: Не возможеши видети лице мое, ибо нет человека, что видел бы Меня и жив остался (там же, 20); что есть, как если бы сказал: О трудной вещи молишь меня, Моисей, ибо такова красота Моего лица и радость от видения Моего бытия, что не сможет вынести сего душа твоя в сём жребии жизни столь слабой. Итак, душа, умудрённая этой истиной, - то ли из слов, коими Бог от­ветствовал здесь Моисею, то ли из того что, как мы говорили, ощуща­ет здесь сокрытым в присутствии Бога, - яко не сможет видеть Его в красоте Его в сём роде жизни, потому что уже от одного отражения Его слабеет, как мы сказали; упреждает она тот ответ, кото­рый Он может дать ей, как и Моисею, и молвит:

Наши рекомендации