Для тебя одного иметь хочу их.
9. Каковым душа хочет обязать Супруга, да позволит ей видеть сей свет её очами, не только потому, что, не имеюще других, останется во мраках, но также потому, что не хочет обладать очами ни ради какой иной вещи, кроме Него. Потому что, как, в аккурат, бывает лишена сего божественного света душа, хотящая полагать очи воли своей в свете обладания какой-либо вещью помимо Бога - поскольку в этом зрение её бывает занято для восприятия света Божия - равным образом удостаивается получения его та душа, которая сказанные свои очи закрывает на все вещи, чтобы отворять их единственно на своего Бога.
ЗАМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ
I. Знамо, однако, что не может любящий Супруг душ с удовольствием созерцать их мучающимися долгое время, подобно той, о которой мы беседуем с вами; потому что, как говорит Он через Захарию, их страдания и стенания прикасаются к зеницам очей Его, (2,8), главным образом, когда души эти страдают по Его любви, как та. Яко же молвит об этом также через Исайю, говоря: Раньше чем они воскличут, Аз услышу; слово их ещё в устах их, Аз уже слышу (65,24). Мудрец говорит о Нём, что если ищет его душа, как
богатство, находит Его (Притч. 2,4). Итак, та душа влюблённая, что ищет Его с алчностью большей, чем деньги, находит Его, ибо оставила все вещи и саму себя ради Него, мнит, яко сии мольбы, такие горячие приводят к некоему духовному присутствию Бога, в каковом Он открывает ей некоторые глубокие прозрения Своей божественности и красоты, которые много умножают её желание видеть Его и жар /любовный/. Ибо так же, как обычно впрыскивают воду в горн кузнечный, чтобы больше распалился и взъярился огонь, так Господь обычно поступает с иными из тех душ, которые испытывают любовный штиль, подавая им некоторые манифестации своего превосходства, с тем чтобы взъярить их поболее, и так получше приуготовить их к тем милостям, кои хочет оказать им после. И так как душа внимает и чувствует за этим тёмным присутствием благое величие и красоту, сокрытые там, умирая от желания видеть их, износит песню, которая гласит:
П Е С Н Ь 11
Открой твоё присутствие
пусть убьют меня т в о и облик и красота;
Призри на болествие
Любви, что не лечится
Кроме как присутствием твоим и статью
ИЗЪЯСНЕНИЕ
2. Душа, стало быть, жаждущая свидания, одержимая уже сим великим Богом, чьею любовью, чувствует она, похищено и уязвлено её сердце, не могущая уже страдать, молит в сей песне непременно ей открыться и явить свою красоту, которая есть Его божественная суть, и чтобы быть ей убитой этим зрелищем, отвязавшись от плоти, ибо в ней не может она видеть Его и радоваться Ему, как того желает, полагая пред Ним болезнь и томление своего сердца, в коем бесконца мучается из-за любви, без возможности излечения /чем-либо/ меньшим, чем сие славнейшее видение Его божественной сущности. Следует стих:
Открой твоё присутствие.
3. Чтобы объяснить его, следует знать, яко тремя способами присутствия может обретаться Бог в душе. Первый способ есть сущностное /присутствие/, и таким способом Он пребывает не только в более добрых и святых душах, но также во злых и грешных, и во всех остальных тварях. Потому что таковым присутствием подаёт им жизнь и бывание, и если им сего сущностного присутствия недостаёт, все они погибают и перестают быть. И никогда нет в душе недостатка в нём. Второе присутствие - посредством милости, каковою пребывает Бог в душе, ублаготворённой и удовлетворённой ею. И этим присутствием не все располагают, потому что впавшие в грех /смертный/ погубляют его; и невозможно знать душе естественным образом, располагает ли таковым. И третье /присутствие/ - в страсти духовной, ибо во многих душах, принявших обеты, сотворяет обычно Бог некоторые духовные присутствия многих видов, которыми эти души утешаются, радуются и оживляются. Однако, эти духовные присутствия, так же как и прочие, все сокрыты, ибо не являет себя Бог в них, как Он есть, так как не позволяют сего условия жизни сей. И вот, какое-то из них подразумевает вышеприведенный стих, а именно: Открой твоё присутствие.
4. Так что, поскольку верно есть, что Бог всегда присутствует в душе, по меньшей мере первым способом, не говорит душа, чтобы Он присутствовал бы в ней, но чтобы стало явным то присутствие, которое Он имеет в ней, будь то присутствие естественное, или духовное, или аффективное, - чтобы открылся и показал бы тот способ, которым может видеть Его в божественном Его бытии и красоте. Ибо, как своим бытийным присутствием даёт естественное бытие душе, и своим милостивым присутствием - совершенство, так же прославляет её Своей явленной славой. Однако, поскольку сия душа пребывает в жаре и аффекте любви Божией, разумеем, что присутствие, о котором молит здесь Возлюбленного, да откроет ей, есть главным образом определённое аффективное присутствие, которое от Себя творит Возлюбленный душе; каковое бывало столь высоко, что представлялось и чувствовалось душе безмерно сокрытым, так что в нём Бог сообщал душе известные затемнённые видения Своей божественной красоты. А они творят такие действия в душе, что она алчет и ослабляется в желании того, что ощущает сокрытым там, в том присутствии; что совпадает с тем, что чувствовал Давид, когда говорил: Алчет и ослабевает душа моя во вторжениях Господних (Пс. 83,1). Потому что в такое время ослабевает душа в желании погрузиться
в то высшее благо, которое ощущает присутствующим в сокрытии, потому что, хотя оно и сокрыто, более отчётливо чувствует душа сие благо и радуется, что оно там имеется. И через то, с большой силой привлечена душа и восхищена сим благом, как никакой естественной вещью своего сердца. И с этими алчностью и сердечным желанием неспособная более сдерживаться душа молвит: Открой твоё присутствие.
5. То же самое случилось с Моисеем на горе Синай, когда быти ему стояще там в присутствии Бога, взору его открылись столь высокие и глубокие видения высоты и красоты божественности Бога, что, не будучи в состоянии перенести их, он дважды просил Его сокрыть Свою Славу, молвя Богу: Ты говоришь, яко знаешь меня по имени, и что обрёл милостъ пред Тобой; стало быть теперь же, ежели обрёл милость в Твоём присутствии, яви мне лик Тсвой, чтобы узнал Тебя и обрёл в очах Твоих милость полную, которой желаю (Исх. 33, 12-13) - каковое означает достижение совершенной любви славы Божи-ей; но отвечал ему Господь, говоря: Не возможеши видети лице мое, ибо нет человека, что видел бы Меня и жив остался (там же, 20); что есть, как если бы сказал: О трудной вещи молишь меня, Моисей, ибо такова красота Моего лица и радость от видения Моего бытия, что не сможет вынести сего душа твоя в сём жребии жизни столь слабой. Итак, душа, умудрённая этой истиной, - то ли из слов, коими Бог ответствовал здесь Моисею, то ли из того что, как мы говорили, ощущает здесь сокрытым в присутствии Бога, - яко не сможет видеть Его в красоте Его в сём роде жизни, потому что уже от одного отражения Его слабеет, как мы сказали; упреждает она тот ответ, который Он может дать ей, как и Моисею, и молвит: