Не хочешь посылать мне сегодня больше уже гонцов
6. Как если бы сказала: Не хочешь, чтобы отселе впредь узнавала бы тебя так скудно через этих гонцов понятий и чувствований, которые даются мне тобой, таких удалённых и отчуждённых от того, чего желает о Тебе душа моя, потому что посланцы Его, о чьём присутствии тоскую, только усиливают скорбь, о чём хорошо знаешь ты, Супруг мой; во-первых потому, что возобновляют язвы понятием, которое дают; во-вторых, потому что представляются отсрочками прихода. Стало быть, от сего дня более не хочешь посылать мне эти понятия отдалённые, ибо, если доселе могла продвигаться их помощью, так как ни Тебя знала, ни любила много, то теперь уже величие любви, которую испытываю к Тебе, не может довольствоваться этими откупщиками. Постольку отдайся уж совсем. Как если бы, выражаясь более ясно, сказала: Так что, Господин мой Супруг, что творишь, давая себя душе моей частями, заверши, отдавши целиком; и то, что показываешь как бы сквозь щели, покажи уж ясно; и то, что сообщаешь через посредников, которые сообщают о тебе как бы с насмешкой, сделай по-настоящему, сам сообщивши себя. Ибо кажется иной раз при твоих посещениях, будто собираешься даровать драгоценность обладания тобой, а когда душа моя распробует себя хорошо, обнаруживает, что этой драгоценности у неё нет, потому что она сокрывается, что значит дарить как бы в насмешку. Отдайся, стало быть, уже поистине, отдавши себя целиком целой моей душе, чтобы вся она имела всего тебя, и не хоти уж больше посылать мне гонцов,
которые не умеют сказать мне чего я хочу.
7. Как если бы сказала: Я хочу всего тебя, а они не знают и не могут сказать о тебе целом, потому что никакая вещь ни на земле, ни на небе не могут даровать душе понятие, какого хочет иметь о тебе; итак, не умеют сказать мне, чего хочу. Вместо, стало быть, этих посланников, ты стань посланником и посланием.
П Е С Н Я 7
И все, кто на тебя набредали,
Мне тысячу милостей возвещали
И все ещё больше меня уязвляли
И мне умирающему оставляли
не весть что, что ещё лепетали
ИЗЪЯСНЕНИЕ
I. В предыдущей песне душа показана больной или раненой любовью своего Супруга, по причине понятия, которое дают ей о Нём творения неразумные; а в этой, представленной, доносит себя уязвлённой любовью по причине другого понятия, более высокого, кое получает о Возлюбленном посредством творений разумных, которые более благородны, чем прочие, - каковы суть ангелы и человеки. И также молвит, яко не только это, но что также умирает от любви, по причине безмерности восхитительной, которая посредством этих творений приоткрывается, без того, чтобы открыться до конца, и это /душа/ называет здесь невесть что, потому что не умеет высказать; однако оно таково, что заставляет душу умирать от любви.
2. Откуда можем заключить, что в этом общении любовном есть три типа страданий по Любимому, соответственно трём видам понятий, которые возможно иметь о Нём. Первый зовётся рана, которая больше щадяща и более быстро проходит, как и рана, потому что понятие, которое получает душа исходит от таких тварей, порождающих его, которые суть наинизший образ Бога. И об этой ране, которую здесь называем также болезнью, молвит супруга в Песнях, говоря: Adjuro vos filiae Jerusalem. Si inveneritis dilect meum. Ut nuntietis ei quia amore langueo; чем хочет сказать: Заклинаю вас, дщери Иерусалима, ежели найдёте моего Возлюбленного, скажите Ему, что болею от любви (5,8) разумея под дочерьми Иерусалима творения.
3. Вторая зовётся язва, которая более устойчива в душе, чем рана, и через то длится дольше; ибо подобно сие тому, яко рана в душе уже превратилась в язву, с которой душа чувствует себя по-настоящему уязвлённой любовью. И эта язва творится в душе посредством запечатления образа воплощения Слова и таинств веры; каковые, будучи главными образами Бога, и потому что главную любовь заключают в себе, по сравнению с тварями, творят в душе главный аффект любви; таким образом, что если первый есть как рана, этот второй есть как язва, которая длится. О чём Супруг, беседуя с душой в Песнях, говорит: уязвляешь сердце моё, сестра моя; уязвляешь сердце моё единым оком своим и единым волоском шеи твоей (4,9). Потому что око обозначает здесь веру в воплощение Слова, а волосок обозначает любовь самого Воплощения.
4. Третий вид Страдания в любви подобен умиранию, что подобно наличию язвы прободной, делающей душу уже целиком воспалённой; которая живёт умирающе, вплоть до того, когда убитая любовью делается живой жизнью любви, преобразившись в любовь. И это умирание от любви причиняется в душе посредством единого касания высшего понятия Божественности, кое есть невесть что, о котором говорит в сей песне, яко лепетали. Это касание непродолжительно и неинтенсивно, потому что отрешает душу от тела, но проходит кратко; и так оставляется душа умирающей от любви, и ещё больше умирает, видя, что не умирает от любви окончательно. Сие есть любовь нетерпеливая, о коей рассказывается в Бытии (30,1), где Писание говорит, что такова была любовь, которую имела Рахиль о зачатии, что сказала мужу своему, Иакову: Da mihi liberos, alioquin moriar; то есть: Даруй мне сыновей, если я не умру. И пророк Иов говорил: Quis mihi det qui coepit ipse me conterat? ; что равно: Кто дарует мне меня, чтобы зачавший меня, меня бы закончил? (6,9).
5. Об этих двух видах мук любовных, а именно, язве и умирании, молвит в сей песне, яко причиняются они тварями разумными: о язве там, где говорит, яко ей передают тысячу милостей Возлюбленного в таинствах и премудрости Бога, которые научают её вере; об умирании же там, где говорит, яко они лепетали, что есть чувство и понятие о Божественности, кои иной раз приоткрываются в том, что душа слышит о Боге. Молвит, стало быть:
И все, кто набредали.
6. Твари разумные (как мы сказали) разумеются здесь под теми, которые "набредали", кои суть ангелы и человеки, ибо только эти твари набредают на Бога, разумеюще в Нём; так как это хочет сказать сей глагол, бродить (быть свободным, незанятым), что на латыни глаголется vacant. Итак, это равносильно сказать: все, кто незаняты (свободны) для Бога; из каковых, одни лицезреют Его на небесах и радуются Ему, которые суть ангелы; другие, любят Его и вожделеют Его на земле, которые суть люди. И, поскольку через этих разумных тварей более живо узнаёт душа Бога, - либо через рассмотрение превосходства, которое имеют перед всеми вещами сотворёнными, либо через то, чему они научают нас о Боге: первые - внутренне тайными вдохновениями, как творят то ангелы; вторые - внешне, истинами Писания, - молвит: