По рощам этим прошёл, поспешая.

3. Пройти по рощам значит сотворить стихии, кои здесь называет рощами; которыми, говорит, прошёл расточая тысячу милостей, потому что наделил ими всех тварей, кои суть облагодетельствованы, даровав им доблесть, чтобы могли соперничать в размножении и сохранении их всех. И молвит, яко прошёл, ибо тварь суть подобна следу шага Божия, по которому отслеживается Его величие, мощь и мудрость, и прочие доблести божес­твенные. И говорит, яко шаг сей свершил поспешно, потому что творения суть малые труды Божии - кои свершил как бы походя - ибо главные /труды/, в которых больше Себя явил и на которых дольше задержался, были Воплощение Слова и таинства веры христианской, в сравнении с которыми все прочие были сделаны как бы походя, поспешно.

И идучи, их оглядая,

О стати своей единственно

Одежд им красоту оставляя

4. Согласно с этим молвит Святой Павел, яко Сын Божий есть сияние Его славы и стать Его сущ­ности (Евр. 1,3). Уведомляет, стало быть, этим, что единственно в этой стати своего Сына видел Бог все вещи, которым даровал их бы­тие естественное, сообщив им многие изящества и дары натуральные, сотворив их законченными и совершенными, согласно с чем говорит в Бы­тии такими словами: Видел Бог все вещи, кои сотворил, и вот, хороши весьма, (Быт. I, 31). Видеть их весьма добрыми значит сотворить их весьма добры­ми в Слове, Сыне Его. И не только сообщил им бытие и изящества ес­тественные, взирая на них (как мы сказали), но также единст­венно статью своего Сына оставил им одеж­ды красоты, сообщив им бытие сверхъестественное; что сот­ворил, когда соделался человеком, восхвалив его в красоте Бога, и, как следствие, все творения в Нём, через имение единства естества их всех в человеке. О чём сказал сам Сын Божий: Si ego exaltatus a terra fuero, omnia traham ad me ipsum; то есть: Ежели Аз буду восхвален от земли, подниму к Себе все вещи (Ин. 12,32). Итак, в этом возвышении Воплощения Сына и славы Его воскресения по плоти, Отец не только украсил творения в части их, но, можем сказать, что всё наделил одеждами красоты и достоинства.

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

1. Однако, помимо всего этого, говоря теперь относительно чув­ства и страсти созерцания, знамо, что в живом созерцании и позна­нии тварей душа замечает такое изобилие прелестей и доблестей, и красоты, кое Бог даровал им, что кажутся ей все одеяния восхити­тельной красоты и доблести естественных изведёнными и сообщёнными от той бесконечной красоты сверхъестественной стати Божией, кото­рый глядя увидел красоту и веселие мира и до всех небес; как также раскрытием руки Его, молвит Давид, наполняется всё живое благослове­нием (Пс. 144,16). И, постольку, приходит душа в любовь этим следом, так как познаёт в творениях красоту своего Возлюбленного, с томлением страстным видеть невидимую красоту, служащую причиной красоте видимой, износит следующую песнь:




П Е С Н Я 6

Ах! кто сможет излечить меня?

Вручит мне тебя уже поистине.

Не хочешь посылать мне

Сегодня больше уже гонцов,

Которые не умеют сказать мне, чего я хочу.

ИЗЪЯСНЕНИЕ

2. Так как творения даровали душе знаки её Возлюбленного, пока­завши в себе след Его красоты и превосходства, то увеличили её любовь и, как следствие, сотворили ей скорбь от Его отсутствия - ибо чем больше душа познаёт Бога, тем больше прибывают желание и мука, да увидит Его, - и, так как видит, что нет вещи, что смог­ла бы исцелить её печаль, кроме присутствия и лицезрения Возлюб­ленного, недоверчивая к любому другому лекарству, требует в этой песне, да вручит ей обладание Его присутствием, говоря, что не хочет больше развлекать её какими-либо другими понятиями и обще­ниями своими, и следами своего превосходства, потому что они /ско­рее/ усиливают томления и скорбь, чем удовлетворяют её волю и жела­ние; каковая воля не довольствуется и не удовлетворяется меньшим, чем лицезрением Его и присутствием; постольку, да будет он добр вручить себя ей уже поистине в завершённой и совершенной любви. Итак, молвит:

Ах! кто сможет исцелить меня?

3. Как если бы сказала: Среди всех радостей мира и удовольствий чувств и вкусов и приятности духа, определённо ничто не сможет удов­летворить меня. И, стало быть, это есть

Вручение тебя уже поистине.

4. Откуда ясно, что душа, любящая взаправду, не может хотеть удов­летвориться и удовольствоваться, пока поистине не обладает Богом. Потому что все остальные вещи не только не удовлетворяют её, но ско­рее, как мы сказали, усиливают её голод и аппетит к лицезрению Его, каков есть (и так каждое впечатление, которое получают о Любимом, сознание или чувство, или какая-либо другая сообщительность, подоб­ны суть порученцам, которые даруют душе поруки понятия о том, кто Он есть), увеличивая и сильнее возбуждая аппетит, подобно тому, как делают это крохи во время сильного голода. Озабоченная тяжестью раз­влечения себя столь малым молвит: вручит мне тебя уж поистине.

5. Потому что всё, что может быть узнано о Боге в жизни сей, несмотря на множество, не есть познание истинное, ибо есть позна­ние частичное и весьма удалённое; но познание по существу есть ис­тинное познание, которого здесь требует душа, не удовлетворяясь другими сообщениями. И постольку молвит тут же:

Наши рекомендации