По рощам этим прошёл, поспешая.
3. Пройти по рощам значит сотворить стихии, кои здесь называет рощами; которыми, говорит, прошёл расточая тысячу милостей, потому что наделил ими всех тварей, кои суть облагодетельствованы, даровав им доблесть, чтобы могли соперничать в размножении и сохранении их всех. И молвит, яко прошёл, ибо тварь суть подобна следу шага Божия, по которому отслеживается Его величие, мощь и мудрость, и прочие доблести божественные. И говорит, яко шаг сей свершил поспешно, потому что творения суть малые труды Божии - кои свершил как бы походя - ибо главные /труды/, в которых больше Себя явил и на которых дольше задержался, были Воплощение Слова и таинства веры христианской, в сравнении с которыми все прочие были сделаны как бы походя, поспешно.
И идучи, их оглядая,
О стати своей единственно
Одежд им красоту оставляя
4. Согласно с этим молвит Святой Павел, яко Сын Божий есть сияние Его славы и стать Его сущности (Евр. 1,3). Уведомляет, стало быть, этим, что единственно в этой стати своего Сына видел Бог все вещи, которым даровал их бытие естественное, сообщив им многие изящества и дары натуральные, сотворив их законченными и совершенными, согласно с чем говорит в Бытии такими словами: Видел Бог все вещи, кои сотворил, и вот, хороши весьма, (Быт. I, 31). Видеть их весьма добрыми значит сотворить их весьма добрыми в Слове, Сыне Его. И не только сообщил им бытие и изящества естественные, взирая на них (как мы сказали), но также единственно статью своего Сына оставил им одежды красоты, сообщив им бытие сверхъестественное; что сотворил, когда соделался человеком, восхвалив его в красоте Бога, и, как следствие, все творения в Нём, через имение единства естества их всех в человеке. О чём сказал сам Сын Божий: Si ego exaltatus a terra fuero, omnia traham ad me ipsum; то есть: Ежели Аз буду восхвален от земли, подниму к Себе все вещи (Ин. 12,32). Итак, в этом возвышении Воплощения Сына и славы Его воскресения по плоти, Отец не только украсил творения в части их, но, можем сказать, что всё наделил одеждами красоты и достоинства.
ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ
1. Однако, помимо всего этого, говоря теперь относительно чувства и страсти созерцания, знамо, что в живом созерцании и познании тварей душа замечает такое изобилие прелестей и доблестей, и красоты, кое Бог даровал им, что кажутся ей все одеяния восхитительной красоты и доблести естественных изведёнными и сообщёнными от той бесконечной красоты сверхъестественной стати Божией, который глядя увидел красоту и веселие мира и до всех небес; как также раскрытием руки Его, молвит Давид, наполняется всё живое благословением (Пс. 144,16). И, постольку, приходит душа в любовь этим следом, так как познаёт в творениях красоту своего Возлюбленного, с томлением страстным видеть невидимую красоту, служащую причиной красоте видимой, износит следующую песнь:
П Е С Н Я 6
Ах! кто сможет излечить меня?
Вручит мне тебя уже поистине.
Не хочешь посылать мне
Сегодня больше уже гонцов,
Которые не умеют сказать мне, чего я хочу.
ИЗЪЯСНЕНИЕ
2. Так как творения даровали душе знаки её Возлюбленного, показавши в себе след Его красоты и превосходства, то увеличили её любовь и, как следствие, сотворили ей скорбь от Его отсутствия - ибо чем больше душа познаёт Бога, тем больше прибывают желание и мука, да увидит Его, - и, так как видит, что нет вещи, что смогла бы исцелить её печаль, кроме присутствия и лицезрения Возлюбленного, недоверчивая к любому другому лекарству, требует в этой песне, да вручит ей обладание Его присутствием, говоря, что не хочет больше развлекать её какими-либо другими понятиями и общениями своими, и следами своего превосходства, потому что они /скорее/ усиливают томления и скорбь, чем удовлетворяют её волю и желание; каковая воля не довольствуется и не удовлетворяется меньшим, чем лицезрением Его и присутствием; постольку, да будет он добр вручить себя ей уже поистине в завершённой и совершенной любви. Итак, молвит:
Ах! кто сможет исцелить меня?
3. Как если бы сказала: Среди всех радостей мира и удовольствий чувств и вкусов и приятности духа, определённо ничто не сможет удовлетворить меня. И, стало быть, это есть
Вручение тебя уже поистине.
4. Откуда ясно, что душа, любящая взаправду, не может хотеть удовлетвориться и удовольствоваться, пока поистине не обладает Богом. Потому что все остальные вещи не только не удовлетворяют её, но скорее, как мы сказали, усиливают её голод и аппетит к лицезрению Его, каков есть (и так каждое впечатление, которое получают о Любимом, сознание или чувство, или какая-либо другая сообщительность, подобны суть порученцам, которые даруют душе поруки понятия о том, кто Он есть), увеличивая и сильнее возбуждая аппетит, подобно тому, как делают это крохи во время сильного голода. Озабоченная тяжестью развлечения себя столь малым молвит: вручит мне тебя уж поистине.
5. Потому что всё, что может быть узнано о Боге в жизни сей, несмотря на множество, не есть познание истинное, ибо есть познание частичное и весьма удалённое; но познание по существу есть истинное познание, которого здесь требует душа, не удовлетворяясь другими сообщениями. И постольку молвит тут же: