Протоиерей Георгий Урбанович
Понятие о религии
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Современный человек окружён большим количеством разнообразных вер и идеологий. Но все они объединяются, в конечном счете, вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма (соответственно в философии: идеализма и материализма). Говоря о религии, можно сразу же указать на одно её существенное логическое отличие от атеизма. Главным предметом их разногласий является вопрос о бытии Бога.
Религия, хотя и присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени большую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, тайной не только для внерелигиозного сознания, но и для большинства людей, исповедующих ту или иную веру. Причиной этого, казалось бы, парадоксального факта является то обстоятельство, что каждую религию, как правило, оценивают и описывают по её внешним признакам, по её видимым выражениям, но не по существу. Отсюда проистекает масса самых различных неверных трактовок, усматривающих её сущность или в сторонах, являющихся в ней второстепенными, или незначительными. Поэтому вопрос о том, что составляет сущность религии, какие признаки являются в ней главными, остаётся насущным до сего дня.
Итак, религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, так как она представляется постороннему исследователю, и с внутренней, которая открывается лишь человеку, живущему религиозно. В какой-то мере понимание религии даёт и сама этимология данного слова.
1. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (religio – совесть, благочестие, благоговение).
Римский оратор и писатель Цицерон (I в. до Р.Х) существо религии видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога – в холодную, безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее, оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает саму сущность религии.
Известный западный христианский писатель Лактанций (†330г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола «religare», означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз человека с Богом. Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии, то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
Подобным образом понимает существо религии и бл. Августин († 430 г.) Он считает, что слово «религия» произошло от глагола «reeligere», т.е. «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: благоговение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых она теряет самое себя, вырождаясь в шаманство или оккультизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукты её распада и деградации.
Что же относится к общеобязательным истинам религии?
Первым и главным из них является исповедание личного, духовного Начала – Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от тех мировоззрений, в которых высший идеал реально не существует, а является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.
Другим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к духовному единению с Богом. Это единение осуществляется через веру, под которой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий учению и заповедям данной религии.
Указанный элемент неотделим в религии от её учения о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он есть существо не просто биологическое, но в первую очередь духовное, и обладает не только телом, но и душой, носительницей личности, её ума, сердца (органа чувств, воли). Отсюда во всех религиях всегда содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.
Важным признаком религии, прямо вытекающим из предыдущих, является и утверждение первичности для человека духовных и нравственных ценностей по сравнению с ценностями материальными. История свидетельствует, что чем слабее звучит этот принцип в религии, тем она грубее, ниже, безнравственнее. И напротив, чем с большей силой утверждается необходимость господства духа над телом, власти личности над своей низшей животной природой, тем религия чище, выше и совершеннее.
Все эти характеристики, являясь необходимыми для религии, в то же время далеко не равнозначно и полноценно присутствуют в разных религиях, почему каждая из них и имеет свой «религиозный» уровень.
Таким образом, существо религии коренится в идее богообщения, предполагающего хотя и различные, но совершенно определённые в каждой религии условия и средства его достижения. Они заключаются: в правильном вероучении, то есть верно понимаемом идеале и смысле жизни (теология и антропология); волеизъявлении человека; практическом осуществлении заповедей и определённой церковной дисциплине; совершении богослужения и участии в нём.
Человек и Бог
Существует 3 возможных отношения человека к Богу.
а) Человек может быть абсолютно уверен, что Бог есть. Людей, обладающих подобной уверенностью обычно называют верующими (по другому это – фидеизм, от лат. fide – вера).
б) Человек может сомневаться в том, есть ли Бог. Такие люди известны, как агностики (от греч. a - gignwskein = непознанное).
в) Человек может быть абсолютно уверен в том, что Бога нет – это атеизм (от греч. a - QeoV = безбожие).
Лишь 2 первые из этих трёх теологических позиций содержат ядро здравого смысла. 3-я – атеизм – неизбежно иррационален.
Существует два пути, следуя по которым человек, оставаясь в пределах разумного, может с несомненностью верить в Бога. Во-первых, возможно, по крайней мере теоретически, что Бог непосредственно обнаружит Себя в человеке (некое мистическое переживание). Во-вторых, человек мог прийти к сознанию того, что Бог есть, опираясь на косвенные свидетельства, иначе говоря, на происшествия и явления, которые могут быть объяснены, только если признать, что Бог действительно существует.
Существуют ли сегодня прямые или косвенные свидетельства того, что Бог есть, это уже другое дело. Главное для нас в том, что подобные свидетельства возможны, а следовательно, мы не можем a-priori считать сумасшедшим человека, претендующего на то, что ему известно, что Бог есть.
Точно так же, оставаясь в пределах разумного, можно и сомневаться в существовании Бога. Напротив, невозможно оставаться в пределах разумного и с уверенностью отрицать существование Бога.
Поскольку мы не можем одновременно контролировать каждый уголок вселенной, мы не можем на разумном основании отрицать существование чего бы то ни было, включая Бога.
Атеизм, как точка зрения, отрицающая существование Бога, по своей сути неразумен, иррационален. Чем же тогда объяснить, что некоторые весьма разумные люди открыто заявляют о своём атеизме? Большинство из них не понимает разницы между атеизмом и агностицизмом. Этим людям свойственен обычный здравый скептицизм: ввиду отсутствия однозначных свидетельств о существовании Бога, они не хотят называть себя верующими. Однако, если предложить им называться агностиками, эти люди с радостью поменяют этикетку. Для сравнительно небольшой группы людей атеизм – это форма бунта против религиозно настроенных родителей или учителей. Поскольку бунт этих людей носит эмоциональный, а не интеллектуальный характер, то их не смущают никакие указания на неразумность их позиции. Их желание во что бы то ни стало ниспровергнуть религию и заклеймить религиозных людей мешает их способности рассуждать здраво.
Самая малочисленная группа атеистов это, как правило, очень тонко чувствующие и умные люди. Большинство из них никогда не сталкивалось с чем-либо, подтверждающим существование Бога. Но им до боли знаком единственный и самый сильный аргумент против этого, а именно то, что хорошим людям часто приходится плохо. Большинство этих людей испытывали реальные страдания сами или переживая за кого-то из друзей или близких. Личная трагедия для них более, чем красноречиво свидетельствует о том, что Бога нет. И всё-таки, даже эти люди, столкнувшись с врождённой иррациональностью атеизма, отступают в сферу агностицизма.
Бог и мир (анализ теорий)
Религия как путь спасения человека требует правильного взгляда на Бога и на характер отношений Бога к миру. Ложное понимание этих вопросов или искажает религию, или вообще низводит её в разряд чисто человеческих учений. В связи с этим и возникает необходимость критического рассмотрения основных точек зрения, имеющих непосредственное соприкосновение с проблемой отношения Бога к миру.
а) Деизм
Это религиозно-философское направление получило своё начало в Англии в XVII веке и достигло наивысшего развития в XVIII веке. В этом столетии крупнейшими деистами были французы Вольтер (1694 - 1778) и Руссо (1712 - 1778). Сам термин «деизм» происходит от латинского Deus – Бог.
Деизм признаёт Бога лишь как Творца мира и его законов, но не признаёт каких-либо последующих за творением Его отношений к миру и человеку, то есть совершенно отрицает какой-либо промысел Божий. Бог, по деистическому воззрению, трансцендентен (от лат. transcendere – выходить за пределы чего-либо) миру и человеку. Это означает, что со стороны Бога исключается Откровение и участие в жизни мира и человека. Сотворённый мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Со стороны же человека, естественно, совершенно бессмысленными являются молитвы, богослужения и т.д. Религия, таким образом, становится ненужной, неуместной, ибо в деизме нет и не может быть связи с Богом. Итак, признавая Бога, деизм полностью отверг Его необходимость для человека.
Деизм – явление не случайное. Он представляет собой не что иное, как философское выражение той душевной пустоты, которая появляется у верующего в результате формального отношения к вере в Бога.
б) Пантеизм
Название возникло от греческих слов: paV - paVa - pan – весь, вся, всё и QeoV – Бог. Это направление по своей духовной сущности близко к деизму. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Сущность его в том, что Бога он сливает, отождествляет с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен (от лат. immanens – присущий чему-либо) миру. Личного Бога не существует. Спиноза выразил это положение в лаконичной формуле «Бог есть природа».
Пантеизм как религиозно-философское направление особенно присущ индийским системам мысли. Там он существует уже тысячелетия. На Западе пантеизм принимал различные формы у разных мыслителей (например, у Спинозы, Гегеля, Шлейермахера).
Пантеизм отрицает свободу воли человека. Он, как и деизм, не даёт основания для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нём по существу становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, Брахман) воплощается и становится личным Божеством (Кришна).
Пантеизм имеет очень много оттенков и направлений. Слабость пантеистической концепции заключается, прежде всего, в том, что её трудно согласовать с индивидуальным человеческим бессмертием. Но если нет личного бессмертия, нет и религиозного смысла жизни, ибо смысл может быть только в жизни, но не в исчезновении.
в) Теизм
Происходит от греческого QeoV – Бог. Теизм не только признаёт, в отличие от пантеизма, бытие личного Бога, но и признаёт, в отличие от деизма, возможность и необходимость Его промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но в то же время и имманентен ему. Признание личного бессмертия и свободы воли человека является также важным отличительным признаком теизма. Человек может и должен через молитву и праведную жизнь вступить в общение с Богом. Следовательно, теизм сохраняет самые основные положения религии. Поэтому и все религии по существу являются воззрениями теистическими.
Таким образом, только теизм, утверждающий бытие абсолютной всесовершенной Личности, которая свободным творческим актом вызывает из небытия мир и человека и промышляет о них, может дать удовлетворение живому религиозному чувству. Молитва, как основное проявление религиозной жизни, может быть обращена только к Всеблагому Верховному Правителю мира, Который может оказать и оказывает благодатную помощь. Ни пантеизм, ни деизм основой религиозной жизни служить не могут. В Абсолютной субстанции Спинозы Бог и мир представляют единое нераздельное целое. В нём всё связано законом железной необходимости и нет места порывам свободной воли.
Любовь к Богу у Спинозы, как и у стоиков, представляет лишь добровольное подчинение неизбежности. Подобную же картину рисует и деизм, по которому мир представляется идеально устроенными часами, строго размеренный ход которых не нуждается во вмешательстве Верховного Мастера.
Основные истины религии
Что относится к общеобязательным истинам религии?
Первой из них является исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала - Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).
По христианскому учению, "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4, 8), Он наш Отец (Мф. 6, 8-9), "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28). Бог есть то изначальное Бытие и Сознание, благодаря Которому существуют все формы материального и духовного бытия и сознания во всем их многообразии, познанные и не познанные человеком. Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим, в частности, христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иных мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует, а является лишь плодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.
Второй важнейшей истиной религии является убеждение в том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть не просто существо биологически высшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способной вступать в общение, единение с Богом, с духовным миром. По христианскому учению, человек есть образ Божий.
Возможность и необходимость духовного единения человека с Богом предполагает в религии веру в Откровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии. В христианстве такая жизнь называется верой, под которой подразумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый духовно-нравственный характер всего строя жизни верующего.
Эта истина религии неразрывно связана с более или менее развитым в отдельных религиях учением о посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим большее - учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной лишь души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особенно ответственный характер и полноценный смысл. "Человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!" - этим утверждением христианское учение особенно резко контрастирует с атеистическим: "Человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечная смерть!"
Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается подлинное лицо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждого человека, его духовная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовного совершенства и вечной жизни, или же предпочитает веру в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которым одинаково бессмысленны все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь.
Выбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать. Ибо, как справедливо писал один из замечательных русских мыслителей XIX века И. В. Киреевский, "человек - это его вера". И хотя веры - две, истина - одна, и об этом не может забыть ни один мыслящий человек.
К существенным признакам религии относится также вера в бытие мира сверхъестественного [3], ангелов и демонов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (своими честными, или, напротив, безнравственными поступками), человек в большой степени определяет свою жизнь. Все религии признают реальность влияния мира духовного на деятельность и судьбу человека. Поэтому в высшей степени опасно оказаться единодуховным с силами зла. Последствия этого, временные и вечные, страшны для человека.
Очевидным элементом любой религии является культ, то есть совокупность всех ее внешних богослужебно-обрядовых форм, действий и правил.
Есть еще целый ряд элементов, присущих каждой религии (ее догматическое и нравственное учение, аскетические принципы, правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными основными.
Сущность религии
О внутренней стороне религии говорить много труднее, чем внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: "Было очень весело", или: "У меня тяжело на душе". Но что стоит за этими словами - другому человеку никогда точно не узнать - внутренний мир глубоко индивидуален и по существу непередаваем. Также и в религии. Для действительно, а не номинально, верующего она открывает особый духовный мир, Бога и такое бесконечно богатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать его невозможно. Крупный русский мыслитель, а позднее богослов С.Н. Булгаков (†1944) в таких словах выразил эту мысль: "Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом". Однако "религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... но тем, что... ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай... - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование" [4].
О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцелений и познания того, как пишет великий святой - преп. Исаак Сирин, что выше человека (духовного мира), равно ему (души других людей) и ниже его (природного мира), о множестве других необычайных дарований можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древнего пророка Исаии: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2, 9).
Но все подобные свидетельства останутся бессильными, если сам человек не прикоснется к миру таинственной Божественной жизни. Не имея живой связи с Богом, не изучив аскетического опыта святых отцов, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе искаженный или упрощенный ее образ.