Кто говорит: «что произношение Корана сотворено», тот нововведенец, а кто останавливается в том вопросе джахмит.

Говорит имам Аль Барбахари: «И знай, тот, кто скажет, что произношение Корана сотворено, тот нововведенец, а кто будет молчать, и не будет говорить сотворено или нет, то он джахмит, так сказал имам Ахмад».

Сначала джахмиты сказали: «что Коран сотворен», потом когда ахлю сунна набросились на них со всех сторон и написали на них опровержения, они начали молчать, говорили мы не знаем сотворен Коран или не сотворен. Этим имам Ахмад тоже такфир сделал. Как ты не знаешь сотворен Коран или нет, ты должен утверждать что Коран не сотворен, если же ты будешь говорить я не знаю Коран сотворен или нет то ты кафир. Это слова имама Ахмада.

Затем джахмиты новую хитрость придумали, начали говорить что «произношение Корана сотворено» и это слово муджмаль - т.е. не несет какого то конкретного смысла, потому что произношение в арабском языке можно понять то что произносят и получится что Коран сотворен, а можно понять само произношение, само произношение сотворено, т.е когда человек произносит какие то буквы его произношение сотворено, но то, что произносит (Коран) это не сотворено. И это слово, произношение, можно понять и так и так, поэтому имам Ахмад сказал, кто говорит это слово тот джахмит, не сказал что он кафир, но он сказал, что он джахмит, и любого кто говорил эти слова, имам Ахмад выводи из сунны и говорил этот человек мубтади’а, приверженец нововведений.

Это указывает на то, что ты должен беречься этих непонятных фраз, которые можно понять и так и так, и должен порицать это и предостерегать мусульман, чтобы они не произносили этих непонятных фраз, из которых можно понять нововведение.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Передал Имам Ал-Лялякаи:

Рассказал нам Яхья ибн Хальф аль Макъраъ, сказал: «Я был у Имама Малика ибн Анаса, и сказал ему один человек: «О Абу АбдуЛлах, что ты скажешь о человеке, который говорит: «Коран Сотворен»?

Сказал Малик ибн Анас: «Убейте этого, он кафир»

Тогда тот сказал: «О Абу АбдуЛлах, я ведь не говорю это, а просто говорю тебе: «Один человек сказал это»

Сказал Малик ибн Анас: «Я слышал это только от тебя»

Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 494.

Передал Имам Ал-Лялякаи: От АбдиЛлях ибн Нафи’а Ассоъигъ: «Я сказал Малику ибн Анасу: «Есть в Ираке люди, которые говорят: «Коран сотворён»

И выдернул Имам свою руку из моей руки, и не разговаривал со мной все полуденное, послеполуденное и вечернее время, затем, когда приблизилось последнее время ‘Иша, сказал: «О АбдуЛлах ибн Нафи’, откуда тебе эти слова? Неужели ты нашел в моем сердце какой то куфр? Ведь кто говорит это, тот убивается, и не требуют с него покаяния!»

Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 496.

Передал Имам Ал-Лялякаи: «Сказал Малик ибн Анас: «Кто сказал, что Коран сотворен, тот заключается в тюрьму, пока не станет от него известна тауба». Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 497.

Передал Имам Ал-Лялякаи: Сказали Убейди Ллях ибн Саляму: «Что скажешь о человеке, который говорит: «Коран сотворен»?

Он сказал: «Этого человека обучают, и ему нужно сказать: «Это куфр», и он либо кается, либо убивается». Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 509.

Передал Имам Ал-Лялякаи: Сказал Убейди Ллях ибн Салям:«Кто говорит: «Коран сотворён, тот хуже, чем тот, кто говорит: «Аллах – третий из троицы (Всевышний Аллах далёк от подобного), ведь те люди утверждают смысл, а эти – нет.

Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 510.

Передал Имам Ал-Лялякаи: От Харуна Ибн Муса Аль Фаруий, что он был спрошен о том, кто остановился касательно вопроса сотворенности Корана, и сказал: «Кто остановился касательно Корана, сомневаясь, тот кафир, а кто остановился не сомневаясь, тот нововведенец»

Источник: «Шарх Усуль Аль И’тикъод» № 510.

Сказал имам ахли-Сунна аль-Лялякаи аш-Шафии (ум. 418 г.х.):

«Глава об упоминании аятов Всевышнего Аллаха, и хадисов Посланника Аллаха, и сподвижников и табиинов, о том, что Коран - говорил им Всевышний Аллах аляль хакыка (то есть на самом деле, а не метафорически), и что Он ниспослал Коран Мухаммаду, мир ему, и приказал ему увещевать им, и призывать людей к нему, и что это - Коран аляль хакыка, читаемый в мечетях, записанный в мусхафах, хранимый в грудях людей, а не передача, и не выражение смысла Корана, и что это - один Коран, не сотворенный, однако это качество из качеств Сущности Аллаха, он не прекращал говорить им. И кто скажет что-то иное - тот заблудший заблуждающий кафир и нововведенец, противоречащий мазхабам ахли-Сунна уаль джамаа». Источник: "Шарх усуль аль-и'тикод", 2/364

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.х.):

«Тот же, кто утверждает, что эта Книга – не Кор’ан, а что это слова сотворенного, и что Коран – это смысл в сущности Аллаха, и что он не бывает ниспосланным, и не читается, и не слышится, и не декламируется, и не приносит пользы, и у него нет ни начала, ни конца, и нет джуз’ов и частей, и он не является ни сурами, ни аятами, ни буквами, ни словами – тот зиндык, опровергающий Господа Миров, и Его правдивого доверенного Посланника, противоречащий всем мусульманам, сбивающий с прямого пути!». Источник: «Ар-Рисаля филь Кур’ан уа калямиЛлях», 3.

Сказал имам Ибн Хани ан Найсабури: «Я спросил имама Ахмада про того, что говорит: «Мое чтение Корана сотворено, и он сказал: «Это слова Джахма. С теми из них кто спорит, не следует общаться и говорить. А джахмиты являются кафирами». Источник: «Ответы имама Ахмада», Ибн Хани, 1864.

Сказал имам аль Халляль: «Сказал мне Ханбаль Ибн Исхак: «Я слышал как Ахмад сказал: «Что же останется, если сказать, что наше чтение Корана сотворено? Как же будет действительна молитва? Ведь молитва не будет действительна чтением сотворенного!» Источник: «Ас-Сунна» аль Халляль, 7/78.

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Я слышал, как мой отец сказал: «Кто говорит, что его чтение Корана сотворено, тот является джахмитом». Источник: «Ас-Сунна», 165.

Имам Ахмад, когда отвечая на вопрос, о том, в чем состоит разница между словесным изложением (ляфз) и самим излагаемым (махкий), он сказал: «Сам Коран, как бы он ни был использован, хоть в словах людей, хоть в их физических действиях, не является сотворенным, однако сотворенными являются сами эти действия». (См. «Сияр А’лям ан-Нубаля» 11/291).

Имам Ахмад сказал: «Раб Аллаха направляется к своему Господу посредством Корана в пяти образах, и все они не являются сотворенными: посредством запоминания сердцем, посредством чтения вслух языком, посредством слушанием ушами, посредством чтением про себя взглядом, посредством записывания рукой. При этом сердце человека сотворено, а запомненный им Коран – нет, чтение сотворено, а зачитанный им Коран – нет, взгляд сотворен, а прочитанный им Коран – нет». См. у Ибн аль-Джаузи в «Аль-Манакыб»/435 и у Ибн аль-Кайима в «Мухтасар ас-Сауа’ик аль-Мурсаля»/426

[Конец примечания].

Наши рекомендации