В другом месте Всевышний Аллах сказал: “И это Мой прямой путь, следуйте же ему”. (Сура 6. Скот, 153-й аят).
Что касается слова таклида то он пришло в порицаемых контекстах Корана и сунны, и таклид сильно порицается в исламе, т.е. слепое следование за каким либо человеком без того чтобы узнать его доводы, это сильно порицается в исламе.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих аль-Фаузан в отношении этих его слов сказал: “Под «такълидом» речь идёт о правильном такълиде, а это – иттиба’». Сл. “Шарх шарх ас-Сунна” № 10.
А шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи о его словах сказал: “Речь идёт об иттиба’е. А что касается такълида, то он порицаем. Однако автор (аль-Барбахари) употребил тут слово «такълид». Но если бы он сказал «иттиба’», то было бы лучше”. Сл. “Шарх шарх ас-Сунна” № 15.
Упоминание порицаемого таклида в Коране:
Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». (2:170).
Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?». (5:104).
Всевышний Аллах сказал: «Еще раньше Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) верное руководство, и Мы были осведомлены о нем. Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?» Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении»». (Пророки, 51-54).
Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана (ас-Саури), несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура ан-Нур, аят 63).
А знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение — это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет».
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: «Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал о тех, кто подчиняется ученым в том, в чем они ошиблись: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности...». То есть узнали достоверный хадис, но оставляют его и направляются к мнению факыха, к мнению Суфьяна. Под "Суфьяном" здесь имеется в виду Суфьян ас-Саури - великий имам, набожный и богобоязненный человек, толкователь Корана, знаток хадисов и фикха. О его достоинстве засвидетельствовала вся община. Но вместе с этим, мы не берем его слово, если он противоречит доводу. Да, он оправдан, так как он делает иджтихад (усердно старается найти истину). Однако он не является защищенным от ошибок и может ошибаться. Мы не берем его мнение только из-за того, что это мнение Суфьяна. Именно так мы не берем (слепо) мнение Абу Бакра и Умара, мнение Ахмада, мнение Малика, мнение аш-Шафии, мнение Абу Ханифы. Нет! Мы следуем за доводом из Книги и Сунны. Именно так обязан поступать мусульманин.
Имам Ахмад сказал: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфьяна». То есть они оставляют достоверный хадис и противоречат ему, хватаясь за мнение факыха. Тот, кто намеренно поступает так, будет подвержен смуте. А затем имам Ахмад, да помилует его Аллах, разъяснил, что такое смута (фитна). Он сказал: «Смута (фитна) - это многобожие (ширк)». Ведь этот человек подчиняется ученым в установлении законов, в установлении которых они ошиблись. Это подобно словам Ибн Аббаса: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует...",— вы же говорите: "Абу Бакр и Умар сказали.."».
То же самое касается того, кто подчиняется мнению Суфьяна. Суфьян и другие имамы говорят: «Не берите наши слова, пока вы не узнаете наши доводы». То есть берите из наших слов только то, что соответствует словам посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Если мое мнение противоречит словам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то берите слова посланника Аллаха, а мои слова ударьте об стену!».
Также он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если хадис достоверный, то это - мой мазхаб». То есть из слов ученых берется только то, что соответствует доводу.
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Мусульмане единодушны в том, что если человеку разъяснена какая-либо сунна посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то ему не разрешается оставлять её ради высказывания кого-либо другого».
Все это слова имама аш-Шафии, да помилует его Аллах. Что касается имама Ахмада, то вы слышали его слова: «А знаешь ли ты, что такое смута?! Смута - это многобожие (ширк)». Многобожие в подчинении. Если человек отвергает слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и хватается за мнение человека, противоречащего пророку, то в его сердце может попасть нечто из отклонения. Иначе говоря, его сердце может испортиться, и тогда он погибнет. Да упасет Аллах! Такое поведение становится причиной заблуждения. Того, кто берет слова ученых без доводов из-за того, что они соответствуют его страсти, постигнет отклонение.
Именно поэтому ученые говорят: «Кто будет искать облегчения (в ошибках ученых), тот станет безбожником». Здесь речь идет о словах ученых, противоречащих доводам. Именно такой станет безбожником, то есть, выйдет из религии. Да упасет Аллах! Именно поэтому поэт сказал:
«Знание - это "сказал Аллах", "сказал Его посланник",
"Сказали сподвижники". В этом нет разногласия.
Знание — это не противопоставление глупца
Между посланником и мнением факыха».
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=YwSklXilv0w
[Конец примечания].