Говорит имам Аль Барбахари: «И также знай почет к ансаров и то завещание которое оставил посланник Аллаха относительно них».
Как пришло это у Анаса ибн Малика у имама Бухари и Муслима то, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: “признак веры это то, что человек любит ансаров, а признак лицемерия это то, что он ненавидит ансаров”. И другой хадис -“я оставляю вам завещание, хорошо относится к ансарам”.
Говорит имам Аль Барбахари: «Не забывай семейство пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и знай, их почет и их карамат, а также соседей пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) в Медине, знай их почет также».
Соседи имеется в виду которые не ансары и не мухаджиры, а персы и другие люди которые не относились к ансарам, все кто жил в Медине, ты должен уважать их и почитать их, из акыды ахлю сунна.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Говорит Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби: “Ненависть к арабам может быть по нескольким причинам. Если человек проявляет к ним ненависть из-за их происхождения, значимости и положения среди людей, то он является грешником поскольку это Аллах избрал их из Своих творений, как это упоминается в хадисе. Каким образом можно проявлять ненависть к тем, кого избрал Аллах?! Если же он проявляет ненависть к ним из-за конкретных скверных деяний, то это по причине религии, поскольку любовь и ненависть проявляются по причине деяний людских, а не происхождения. В комментарии к суре «аль-Джуму’а» и других местах уже упоминалось о достоинствах иностранцев. Но каким образом кто-то может проявлять обобщённо ненависть к арабам, как нации, если из их числа Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и Коран на их языке?!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 13/223.
Известный представитель шафиитского мазхаба – Ибн Хаджар аль-Хайтами, живший пятьсот лет назад, в своём труде, посвящённом достоинствам арабов, писал: “Воистину, множество групп из числа иностранцев и упрямых людей сделали своим свойством проявление ненависти к арабам. Они впали в это губительное состояние по причине своего невежества о причинах, из-за которых Аллах выделил их среди людей, даровав им то, чего нет у других”. См. “Маблягъуль-араб фи фахр аль-‘араб” 19.
Всевышний Аллах сказал:«Аллах лучше знает, кому доверить Свое Послание» (аль-Ан’ам 6: 124).
Шейх аль-Альбани, который не был арабом, говорил: “Когда Всевышний и Всемогущий Аллах пожелал избрать Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) из арабской общины, говорящего на ясном арабском языке, этот выбор не был случайным! Он не избрал для этого общину иудеев, и не избрал для этого африканцев, однако Его выбор пал, если так можно выразиться, именно на арабов. Ведь как сказал Аллах: «Неужели не знает Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный, Сведущий?» (аль-Мульк 67: 14). Аллах знает, что Он сотворил и знает, что арабы, несмотря на заблуждения, которые были у них во времена язычества, самые подходящие для принятия призыва, его понимания и передачи его другим народам”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 55.
Уасиля ибн аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Всемогущий Аллах избрал племя кинанитов из числа потомков Исма’иля, и избрал курайшитов из числа кинанитов, и избрал род бану Хашим из числа курайшитов, и избрал меня из числа хашимитов»”. Муслим 2276.
Этот хадис ясно указывает на то, что арабы имеют превосходство над прочими народами. И хадисов с таким же смыслом очень много.
Также со слов аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда он передал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) слова некоторых глав курайшитов, которые плохо отзывались о его происхождении, он взошёл на минбар и сказал: «Кто я?» Люди ответили: “Ты – Посланник Аллаха”.Он сказал: «Я – Мухаммад, сын ‘АбдуЛлаха, внук ‘Абдуль-Мутталиба. Воистину, Аллах создал творения и сделал меня в числе наилучших из творений. Он разделил их на две группы (арабы и не арабы), и вывел меня из наилучшей из них. Он создал племена и вывел меня из наилучшего племени, сделал для них дома (семьи) и вывел меня из наилучшей. И я лучше них сущностью и происхождением». Ахмад 1/210, ат-Тирмизи 3607, аль-Байхакъи в “ад-Даляиль ан-нубууа” 1/167. Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Мар’и аль-Карми, Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Масбук аз-захаб” 29, “Тахридж аль-Муснад” 1788.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот хадис прямо указывает на превосходство арабов над другими”. См. “Икътида сырат аль-мустакым” 1/376.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах создал Свои творения, Он послал Джибриля, который разделил людей на две группы. Он разделил арабов на две группы и не арабов на две группы, и избранные Аллахом были среди арабов. Затем Аллах разделил арабов на группы, разделил йеменцев, мудар и курайшитов, и избранные Аллахом оказались среди курайшитов. Затем Он вывел меня из числа наилучших». ат-Табарани в “аль-Аусат” 4/480. Хафиз аль-‘Иракъи и Ибн Хаджар аль-Хайтами назвали хадис хорошим. См. “Махаджа аль-къураб иля махабба аль-‘араб” 76, “Маблягъуль-араб фи фахр аль-‘араб” 22.
После получения смертельной раны, умирая ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) в числе прочих завещаний халифу, который будет после него, сказал: “Я завещаю ему относиться к бедуинам по благому, воистину, они – основа арабов и помощники Ислама”. аль-Бухари 3700.
Славный сподвижник Посланника (мир ему и благословение Аллаха) – Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), который был персом, говорил: “О арабы, мы отдаём вам преимущество по причине достоинства Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был из арабов”.ат-Табарани в “аль-Кабир” 6/260 и в “аль-Аусат” 191. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков версии «аль-Кабир» надёжными, а шейхуль-Ислям Ибн Таймия назвал версию аль-Баззара достоверной. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/275, “аль-Икътида” 1/397.
Му’ауия ибн Аби Суфьян (да будет доволен им Аллах) во время своей проповеди говорил: “О арабы! Клянусь Аллахом, если вы не будете следовать тому, с чем пришёл ваш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), то другие люди помимо вас тем более этого не будут делать!” Ахмад 4/102, ат-Таялиси 2754, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 69. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Зыляль аль-Джанна фи тахридж ас-Сунна” 69, “Тахридж аль-Муснад” 16979.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Поистине, то, на чём ахлю-с-Сунна уаль-джама’а убеждением выражается в том, что арабская нация лучше, чем все иностранцы, включая евреев, ассирийцев, римлян, персов и прочих. И что курайшиты лучшие из арабов, а бану Хашим лучшие из курашйитов, и что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лучший из бану Хашим. И он является наилучшим из творений сущностью и происхождением”. См. “аль-Икътида” 1/382.
Говоря о том, какими благими качествами обладали арабы во времена язычества несмотря на то, что они не имели знания о единобожии, как их благонравие, честность, щедрость, храбрость и т.п., имам Мар’и аль-Карми сказал: “Когда же Аллах послал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с верным руководством, подобного которому Он не устанавливал на земле ранее, арабы приняли это руководство, несмотря на упорное сопротивление (в начале). И эта религия стала причиной их исправления в том, что касается традиций времён невежества, которые затмили их сердца, отклонив их от врожденного качества единобожия (фитра). Когда же арабы приняли это верное руководство, то сошла эта ржавчина с их сердец и осветились они светом веры и прямым руководством от Аллаха. Они взяли это великое руководство посредством прекрасного врождённого свойства, и объединилось в них совершенство посредством силы, которая была заложена в них, и прямого руководства, которое было им ниспослано. После этого были выделены курайшиты из числа всех арабов, ведь именно среди них устанавливается пророческий халифат и иные положения, касающиеся исключительно их. Затем были выделены Бану Хашим тем, что им запрещалась милостыня и доля с трофеев, а также прочие положения, которыми выделил их Всевышний Аллах согласно степени их достоинства”. См. “Масбук аз-захаб фи фадль аль-‘араб” 28.
А Абу Мансур ас-Са’аляби говорил: “Кого Аллах направил к Исламу, раскрыл его сердце для веры и сделал его искренним в этом, тот является убеждённым в том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является лучшим из пророков; Ислам – лучшей из религий; арабы – лучшими из общин; а арабский язык – лучшим из языков”. См. “Фикъх аль-люгъа” 15.
Абу Надра рассказывал: “Поведал мне тот, кто слышал проповедь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Мине во время Хаджа, в которой он сказал: «О люди! Поистине, Ваш Господь один, и ваш праотец один. И нет превосходство у араба над не арабом, и не араба над арабом. Как и нет превосходства белого человека, над чёрным, и чёрного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности! Довёл я это до вас это?» Люди сказали: «Довёл, посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Пусть же присутствующие известят об этом отсутствующих»”. Ахмад 5/411, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/100. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-Иктида” 1/69, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2700.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день покорения Мекки Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с речью, и сказал: «О люди! Поистине, Аллах удалил от вас высокомерие времён невежества и гордость своими отцами. Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почитаемый Аллахом, и несчастный грешник, униженный Аллахом. Все люди – сыны Адама, а Аллах сотворил его из земли». После чего он прочитал аят: «О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (аль-Худжурат 49: 13)”. ат-Тирмизи 3270, аль-Байхакъи 2/87. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал: «Я видел (во сне) большое стадо овец чёрного цвета, к которым присоединилось большое стадо овец белого цвета». Его спросили: “И как ты это истолковал, о Посланник Аллаха?” Он сказал: «Иностранцы будут исповедовать вместе с вами вашу религию, и родниться с вами». Его спросили: “О Посланник Аллаха, иностранцы?” Он сказал: «Даже если бы вера была возле созвездия плеяды, то достигли бы её люди из числа иностранцев. Какие же они счастливые!» аль-Хаким 4/395. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1018.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия в отношении этого хадиса сказал: “И правдивость этого подтвердилась в среде последователей сподвижников и тех, кто был после. Проявилось это в детях свободных и рабов из числа персов, как аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, ‘Икрима – вольноотпущенник Ибн ‘Аббаса и др. Среди них были выдающиеся люди верой, религией и знанием, так, что они стали превосходить множество арабов. Также и в других нациях из числа иностранцев, как эфиопы, римляне, турки и прочие не сосчитать опередивших своей верой и религиозностью, что общеизвестно среди учёных. Истинное достоинство – это следование тому, что ниспослал Аллах Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) из веры и знания, следуя этому внешне и внутренне. И каждый, кто укрепился в этом сильнее, является лучше. Достоинства определяются по похвальным именам из Корана и Сунны, как «ислам», «иман», «благочестие», «богобоязненность», «знание», «праведные дела», «искренность» и т.п., а не просто по причине того, что человек является арабом или иностранцем или чёрным или белым”. См. “аль-Икътида” 145.
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направлял его в Йемен, он вышел вместе с ним, давая ему наставления. Му’аз был в седле, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шёл рядом. Когда же они расставались, он сказал: «О Му’аз, вероятно после этого года ты меня уже не застанешь (в живых), и вероятно будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы». Тогда Му’аз стал плакать из-за расставания с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся в сторону Медины и сказал: «Воистину, члены моей семьи считают, что они ближе всех ко мне, но это не так. Воистину, мои приближённые среди вас – это богобоязненные, кто бы они ни были и где бы они ни были. О Аллах, я не позволяю им приводить в негодность то, что я привёл в порядок! Но, клянусь Аллахом, группа из моей общины станет колебаться в религии (отходить от неё) подобно тому, как опрокидывается посуда в несущем её потоке». Ибн Хиббан 646, ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/121, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 212. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/287, “Та’ликъат аль-хисан ‘аля Сахих Ибн Хиббан” 646.
Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Упоминание сообщения указывающего на то, что приближёнными избранного Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются богобоязненные, а не его родственники, если они из числа грешников”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 2/100.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Нет в Книге Аллаха ни одного аята, в котором кто-то расхваливался бы за его происхождение, как и никто не заслуживал порицания за его происхождение. Однако хвалится вера и богобоязненность, как порицается неверие, нечестие и ослушание”. См. “Маджму’уль-фатауа” 9/241.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Шариат пришёл с равенством между мусульманами в большинстве положений, а истинное превосходство между ними проявляется в богобоязненности. И не принесёт пользы благородное происхождение, если сам человек не из числа богобоязненных, тогда как самый низкий своим происхождением получает превосходство из-за богобоязненности, как сказал Всевышний Аллах: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат 49: 13)”. См. “Фатхуль-Бари” 13/604.
Всё сказанное ясно и однозначно указывает на то, что основной критерий в достоинстве и превосходстве человека – это его религиозность, богобоязненность и праведность, а не происхождение.
Однако нет противоречия между текстами предыдущей главы, в которых говорится о превосходстве арабов и этими текстами, в которых говорится о превосходстве именно по причине веры и богобоязненности. И учёные весьма просто поясняли, каким образом совмещаются и понимаются эти тексты:
Говорит шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Превосходство в общем, не подразумевает превосходство каждой личности по отдельности, поскольку среди не арабов было много творений, которые были лучше множества арабов; как и среди не курайшитов из числа мухаджиров и ансаров было много тех, кто превосходил множество курайшитов; как и среди курайшитов не из рода бану Хашим были те, кто был лучше, чем множество представителей бану Хашим”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/29.
Говорит аль-Мар’и аль-Карми: “Знай, что арабы в общем как нация лучше, чем иностранцы подобно тому, как мужской род лучше, чем женский. Однако, что касается отдельных представителей и личностей, то ведь среди женщин есть такие, которые лучше тысячи мужчин, как Марьям, Фатыма, ‘Аиша. Как и среди не арабов есть такие, кто лучше тысячи арабов, как Сухайб ар-Руми, Сальман аль-Фариси, Биляль аль-Хабаши. И мы можем сказать, что является правильным, что один из них, как например, Биляль, лучше, чем Джа’фар ас-Садыкъ и Муса Казым и Абу Ханифа и Малик и Ахмад”. См. “Масбук аз-захаб” 16.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кого станут задерживать его деяния, родословная его не поможет ему двигаться быстрее». Муслим 2699.
Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам, с ним был и Абу ‘Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а ‘Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу ‘Убайда сказал: “О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении”. На это ‘Умар рассержено сказал: “О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!” аль-Хаким 1/61, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/47, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 8196. Шейх аль-Альбани и учёные Постоянного комитета подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 2893, “Фатауа аль-Ляджна” 26/46.
Сказал известный мухаддис аль-‘Аджлюни: “О любви к арабам передаётся множество сообщений, по причине чего хадис этой главы достигает уровня хорошего (хасан). И группа учёных писала отдельные труды на эту тему, среди которых хафиз аль-‘Иракъи, а также наш товарищ аль-Камиль ас-Сайд Мустафа аль-Бакри”. См. “Кашф аль-хафа” 1/70.
Мула ‘Али аль-Къари обсуждая один недостоверный хадис данной главы, сказал: “Но он подкрепляется множеством подобных хадисов, которые чуть не стали мутауатиром по смыслу (передающиеся множеством путей)”. Затем он упомянул много версий хадисов про опасность ненависти к арабам и сказал: “Минимум, что можно сказать касательно положения этих иснадов, что они являются хорошими, а сам хадис (этой главы) является хорошим (хасан) в силу существования усиливающих свидетельств”. См. “Миркъат аль-мафатих” 11/145.
Шейх Мухаммад Рашид Рида сказал: “Со слов Анаса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любовь к арабам – это иман, а ненависть к ним – куфр». Этот иснад слабый, но его подкрепляют и усиливают другие хадисы этой главы, которые уже упоминались ранее и имеют такой же смысл. Например, хадис: «Никто не проявляет ненависти к арабам, кроме лицемера». Его приводит ‘Абдуллах ибн Ахмад в «аз-Зауаид» со слов ‘Али. Также хадис: «Верующий не будет ненавидеть арабов». Его привёл ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара. Также и хадис: «Тот, кто возлюбил арабов, то это по причине его любви ко мне».Этот хадис привёл Абу аш-Шейх от Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы указывают на то, что те люди, которые известны своей ненавистью ко всем арабам, относятся к лицемерам, которые ненавистны Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджалля аль-Манар” 16/900.
Таким образом, хадис: «Любовь к арабам – это иман, а ненависть к ним – лицемерие» аль-Хаким 4/87, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/146, имеет основу и усиливается множеством других подобных хадисов. И даже упомянутые в начале четыре хадиса на данную тему не содержат в себе каких-то серьёзных недостатков, которые мешали бы им достичь уровня хорошего (хасан), так как причина слабости этих хадисов: плохая память, прерванный иснад и т.п., а не ложь или частая путаница передатчиков.
В отношении хадиса «Любовь к арабам – это иман, а ненависть к ним – лицемерие», ‘Абду-р-Рауф аль-Мунауи сказал: “Если человек ненавидит арабов, то это признак лицемерия по той причине, что эту религию распространили именно они, они оберегали её при помощи своих мечей и своего усердия. И в основном причина того, кто проявляет ненависть к арабам именно в этом (распространение и сохранение ими религии), что является неверием”. См. “Файдуль-Къадир” 3/370.
Имам ас-Сан’ани сказал в отношении этого хадиса: “Любовь к арабам является признаком веры по той причине, что из их числа был Посланник (мир ему и благословение Аллаха) и на их языке был ниспослан Коран.
А ненависть к ним из числа качеств лицемеров, потому что лицемеры во время Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ненавидели арабов из-за того, что он был из их числа, а также, потому что его ближайшие сподвижники из числа мухаджиров были арабами”. См. “ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-сагъир” 5/317.
Более того, имам Харб аль-Кирмани – ученик имама Ахмада, включил вопрос превосходства арабов как рода, обязанности проявления любви к ним и недопустимости проявления к ним ненависти в труд касательно вероубеждения ахлю-с-Сунна и опирался на упомянутый хадис. Так, он сказал: “И мы признаём права арабов, их достоинства и опережение, и любим их исходя из хадиса Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Любовь к арабам – это проявление веры, а ненависть к ним – лицемерие». И мы не говорим так, как говорит шу’убия и подлые рабы из числа потакающих им, которые не любят арабов. Воистину, их слова являются нововведением и противоречием (пути саляфов)!” См. “Китаб ас-Сунна мин Масаиль Харб” 57.
Говорит далее сам Харб аль-Кирмани, поясняя термин «аш-Шу’убия»: “Шу’убия – это приверженцы нововведений и заблуждений, которые говорят: «Арабы и иностранцы для нас равнозначны». Они не признают прав и достоинств арабов, не любят их, а напротив, проявляют к ним ненависть. Они таят в себе злобу, зависть и ненависть в отношении арабов. Это скверное мнение внёс один человек из Ирака, за кем последовала небольшая группа. Но он был казнён”. См. “Китаб ас-Сунна мин Масаиль Харб” 69.
Поясняя значение слова «аш-Шу’уб» Ибн Манзур сказал: “аш-Шу’уб – секта, которая не отдаёт предпочтение арабам над не арабами. А аш-шу’уби – это тот, кто принижает положение арабов, не считая их лучше других”. См. “Лисан аль-‘араб” 8/85.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Нет никаких сомнений в том, что у семейства Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) есть права на исламскую общину, и никто не разделяет с ними этого положения, по причине чего они заслуживают увеличение проявления к ним любви и дружбы, чего не заслуживают в такой степени другие. Как и курайшиты заслуживают проявления к ним такой любви и дружбы, чего не заслуживают в такой степени не курайшиты. Как и нация арабов заслуживает проявления к ним такой любви и дружбы, чего не заслуживают в такой степени прочие сына Адама. Это является мазхабом большинства учёных, и на это указывают шариатские тексты.
Но сказала группа людей, что нет никакого преимущества между этими нациями, и это мнение группы из числа «ахлюль-калям», как Къады Абу Бакр ибн ат-Тайиб и др., о чём упоминал Къады Абу Я’ля в «аль-Му’тамад». На это мнение говорят: «мазхаб шу’убия», и это является слабым мнением, из числа мнений приверженцев нововведений!” См. “Минхадж ас-Сунна” 4/600.
Что касается упомянутых слов имама Харба аль-Кирмани, то их цитировали после него шейхуль-Ислям Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим и Мар’и аль-Карми. А Ибн Таймия сказал: “Упомянул Абу Мухаммад Харб ибн Халяф аль-Кирмани – сторонник имама Ахмада в своём послании о Сунне, в котором он сказал: «Это является мазхабом имамов знания, сторонников асара и ахлю-с-Сунна, которые являются известными, и за кем следуют. Я застал на этих убеждениях учёных из Ирака, Хиджаза, Шама и других стран. И тот, кто пойдёт в противоречие тому мазхабу, который упоминается в нём или будет упрекать что-то из этого или порицать говорящего это, тот является приверженцем нововведений, вышедшим из аль-джама’а, отклонившимся от манхаджа Сунны и пути истины. И это является мазхабом Ахмада, Исхакъа ибн Рахауайха, аль-Хумайди, Са’ида ибн Мансура и других из числа тех, с кем мы сидели и от кого переняли знание!»”
После этого шейхуль-Ислям процитировал его слова, которые уже упоминались: “И мы признаём права арабов, их достоинства и опережение, и любим их исходя из хадиса Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Любовь к арабам – это проявление веры, а ненависть к ним – лицемерие». И мы не говорим так, как говорит шу’убия (националистическая секта) и подлые рабы из числа потакающих им, которые не любят арабов. Воистину, их слова являются нововведением и противоречием (пути саляфов)!”, - после чего Ибн Таймия сказал: “И группа людей заявила, что нет у арабской нации превосходства над иностранцами. Их именуют «аш-шу’убия» по причине их принадлежности к нации и народу, которые являются противоположностью племенам, как говорится: «Племя – для арабов, а нация – для иностранцев». И среди людей есть такие, кто некоторых иностранцев ставит выше арабов. В основном, подобные слова не исходят, кроме как от лицемерия либо в убеждении, либо в делах, которые являются следствием страсти и сомнений. По этой причине в хадисе сказано: «Любовь к арабам – это иман, а ненависть к ним – лицемерие»”. См. “аль-Икътида” 1/384-385.
Как мы видим, упомянутое является убеждением ахлю-с-Сунна со времён саляфов, чему не противоречил никто, кроме отклонившихся людей из числа приверженцев нововведений.
Также Ибн Таймия говорил: “Ненависть к арабам, в общем, и вражда к ним – является куфром или же причиной куфра. А хадис указывает на то, что они лучше других и что любовь к ним является причиной усиления имана. Ведь если бы запретность проявления к ним ненависти была подобна проявлению ненависти к прочим группам, то это не было бы названо отдалением от религии!” См. “аль-Икътида” 1/381.
[Конец примечания].
13 О появлении джахмитов, и тех кто остался на Сунне и порицании таклида (слепого следования без довода).
Говорит имам Аль Барбахари: «И знай да помилует тебя Аллах, то, что обладатели знания не переставали опровергать идеологию джахмитов, пока не наступило правление бану фулян (Ма’муна), и начали всякие джахили разговаривать об общих вопросах мусульман,(имеет в виду Ибн Аби Дуада и ему подобных),и начали опровергать хадисы посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), и заменили хадисы аналогией и своими мнениями, и обвинили в неверии тех которые противоречили им, и последовали за ними в их мнениях разные джахили и мугаффаль (это тот который не может отличить истину от лжи),а также последовали за ними те которые не обладают знаниями, так что стали неверующими что сами этого не заметили, и погибла община мусульман с разных сторон, и стали неверующими с разных сторон, многие стали безбожниками, и заблудились и разошлись, и появилась разрозненность и нововведения».
Здесь не имеется в виду, что имам аль Барбахари выносит такфир обществу мусульман, но имеется в виду, что многие люди заблудились и попали под эти идеи джахмитов и попали в вещи, которые являются неверием, однако обвинение в неверии какого-то конкретного человека это другой вопрос.
Говорит имам Аль Барбахари: «И исключением остались только те, кто остались твердо стоять на словах посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его приказах, а также на деяниях сподвижников. И те которые сказали что сподвижники не ошиблись в этих вопросах,(т.е. последовали за сподвижниками).И ахлю Сунна не перешла границы которые были установлены сподвижниками, и хватило им того что хватило сподвижникам. И не захотели отходить от прямого их(сподвижников)пути и их мазхаба. И спаслись только те которые знали, что сподвижники были на правильном Исламе и на правильной вере и отдыхать остался тот который слепо последовал за сподвижниками, и знал что религия это и есть слепое следование, - слепое следование за сподвижниками».
Неправильно употреблять слово таклид (слепое следование без довода), что касается ахлю сунна то, они делают иттиба - следуют за посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и за сподвижниками в соответствии с доводами из Корана и Сунны.
А что касается таклида, то ахлю сунна не делает таклид. И шейх Мукбиль часто повторял то, что тот, кто следует слепо за кем либо, не является саляфитом.
Как сказал Всевышний Аллах: “Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа” (Сура аль-А‘раф (сура «Ограды») аят 3).