Говорит имам Аль Барбахари: «И ислам стал странным (чуждым) среди людей. И приверженцы сунны стали странными (чуждыми) среди людей в своих же городах, в своих же домах».
Раньше они были великими, раньше признавались людьми, а сейчас суннит ходит и все на него смотрят как на белую ворону. Это все еще было во времена имама аль Барбахари, не говоря уже о наших временах. Более того сегодня в наши времена вещи известные, явные, понятные всем из религии, сегодня стали вещами порицаемыми, если ты их делаешь тебя порицают, более того иногда тебя порицают те кто себя называет саляфитами еще, не просто люди. Т.е. настолько сегодня религия стала странной, редкой среди людей, редкой, тяжелой для того чтобы ее придерживаться.
[Примечание от редактора стенограммы]:
В пример можно привести фото и видео изображения живых существ, когда ты говоришь это харам, вот хадисы вот слова ученых об этом. На тебя те, кто считают себя салафитами смотрят как на пещерного человека. Смотрят как на такого, кто хочет у них отнять кусок хлеба.
Сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам):
«Ислам начался чуждым, и потом снова станет чуждым в той же степени как и начинался. Так Туба же чуждым!». Передал имам Муслим в "Сахихе".
Сказал имам Мухаммад Ибн Хусейн аль-Аджурри (ум. 360 г.х.) в шархе этого хадиса:
«Если скажет кто-то: что значат слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Начался Ислам отчужденным, и затем снова станет таким же, как и начался"?
То будет сказано ему: люди до того, как был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придерживались разных религий – были иудеями, христианами, огнепоклонниками, поклонялись идолам.
И когда был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, те кто приняли Ислам из каждой группы людей – были странными в своем месте проживания, странными в своём племени, скрывались со своим Исламом, отчуждались от них их семьи и потомство, и подвергали их унижениям и презрению, и терпели от них отчуждение, терпели обиды - до тех пор, пока не возвеличил Аллах, Благороден Он и Велик, Ислам, и унизились люди лжи.
Поэтому был Ислам в его начале странным, отчужденным, и в этом – смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "И снова станет таким же, как и начался".
Смысл этого, а Аллах знает лучше – что заблуждения и страсти распространятся, и заблудятся по этой причине многие люди, и останутся люди истины, стоящие на Исламском Шариате, странными и отчужденными среди людей.
Разве ты не слышал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Разделится моя Умма на 73 группы, все они в Огне, кроме одной". И было сказано ему: "Кто они – эта спасшаяся группа?"Он сказал: "Те, кто на том, на чем я, и мои сподвижники", и также слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Приказывайте к одобряемому, и запрещайте порицаемое, до тех пор, пока не увидите жадность, которой подчиняются, и страсти, за которыми следуют, и прелести этого мира, которые ставятся выше религии, и любование каждого обладателя мнений своими мнениями. И увидите что-то, что у вас нет сил изменить, – то вы должны хранить себя. И опасайтесь их общей массы, и истинно, впереди будут дни терпения, в которые терпение (на Сунне и религии) будет подобно держанию раскаленных углей в руках".
И это – одно из качеств чуждого, терпящего, стоящего на своей религии, чтобы защититься от страстей, вводящих в заблуждение
И чуждые в наши дни – те, кто следует за Сунной, и проявляет терпение в этом, и остерегается нововведений, и терпит, сторонясь их, и следует по стопам предшественников из числа имамов мусульман, и понимает свое время, и его сильную испорченность».
Источник: "Аль-Гураба лиль Аджурри", 4-20.
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали: «Униженность верующего в последние времена - по причине его отчужденности среди людей порока и нечестия - которые следуют за шубухатами (сомнениями) и плотскими страстями. Все они ненавидят его (верующего), и причиняют ему обиды по причине того, что его путь отличается от их пути. И его цель отличается от их целей, и он отстраняется от того на чем они». Источник: "Кашф аль курба", 5.
Вопрос: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Начался ислам чуждым …» и до конца хадиса, мы ждём комментарий этого хадиса и разъяснения его достоверности?
Ответ шейха ибн База:
«Этот хадис достоверный, привел его Муслим в своём сборнике достоверных хадисов, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Начался ислам чуждым и снова станет чуждым, так же как и начался, и туба для чуждых!».
Этот хадис является достоверным, пришёл от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и добавили, учёные хадиса, в другом риваяте этого сообщения следующее: сказали: О, посланник Аллаха, кто такие чуждые? Он сказал: «Те, которые исправляют, когда портят люди», в другой версии: «Те, которые исправляют то, в моей сунне, что испортили люди»,в другой версии: «Они чужие (посторонние) из племён», в другой версии: «Они праведные люди и малочисленные среди плохих многочисленных людей». Смысл в том, что чуждые — это те люди, которые правильно выполняют постановления религии, и то, что рай и помощь для них. Для тех, которые исправляют то, что портят люди, когда меняют положения религии и скрывают (правильные) дела. И уменьшилось число людей, совершающих благо, которые непоколебимо стоят на истине, и правильно выполняют постулаты религии Аллаха. Они уединяют Аллаха в поклонении, и искренни перед Ним. Правильно выстаивают молитвы, выплачивают закят, держат пост, совершают хадж и другие дела религии. Они и являются чуждыми. И они являются теми, о которых сказал Всевышний Аллах, и о делах: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного»» Сура «Разъяснены» аяты 30-32. Смысл слов «о чём вы попросите», т.е. то, что потребуете.
Ислам начался с малого количества чуждых в Мекке, лишь малое количество уверовавших было в это время. И большое количество людей враждовали и противодействовали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и причиняли страдания и обижали его, да благословит его Аллах и приветствует. Они также причиняли страдания его сподвижникам. И ислам оставался чуждым даже тогда, когда увеличилось количество мусульман в Медине и в других городах. Затем люди стали входить в религию Аллаха толпами, после того как Аллах открыл Мекку своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Начало ислама было чуждым среди людей, потому что многие не верили (в поклонение) Одному Аллаху. Люди придавали Аллаху сотоварищей в поклонении, поклонялись идолам, пророкам, праведникам, деревьям, камням и т.п. Затем Аллах повёл тех, кто последовал пути Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, и вошли в религию Аллаха, и стали искренне поклоняться Одному Аллаху. Оставили поклонение идолам, духам, пророкам, праведникам и стали искренне поклоняться Аллаху. Поклонялись Одному Аллаху. Совершали молитву Одному Аллаху, делали земные поклоны Одному Аллаху, и обращались с мольбами и испрашиванием о помощи, и просьбами об исцелении к Одному Аллаху, Пречист Он и Превысок. Не просят у обитателей могил и не требуют от них помощи, и не обращаются к ним за помощью. Так же не обращаются за поддержкой к идолам и деревьям и камням. Так же не обращаются к звёздам, к джиннам и ангелам. Поклоняются лишь Одному Аллаху, Пречист Он и Превысок. Они и есть чуждые.
Таким же образом и в конце времён, эти люди уверенно стоят на постулатах религии Аллаха. В то время, как люди отдалились от (истинной) религии Аллаха, в то время как люди не верят в Истину, в то время как люди распространили ослушания и зло, эти чуждые стоят на подчинении Аллаху, и на Его религии. Именно для них уготован рай и помощь, для них благополучный конец в этой жизни и следующей».
Источник: «Фатауа нурун ‘аля-ддарб», первая часть. http://www.ibnbaz.org.sa/mat/4724
[Конец примечания].
8 Порядок появления заблудших течений:
Сначала появились хауариджи, они появились еще во времена пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) а это их лидер Зуль Хувейсера, который сказал пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам: “будь справедлив”, во время разделения трофеев. Потом они усиливались, усиливались, так что достигли своего пика во время Усмана, так что убили его, и во время Али, так что Али пришлось с ними сражаться.
Также во времена жизни последних оставшихся в живых сподвижников, как например Ибн Умара, появились кадариты.
В борьбе с кадаритами появились джибриты, то есть для того чтобы опровергнуть мазхаб кадаритов, появились джабриты, которые перегнули палку в другую сторону.
Также появились му’тазилиты, это уже позже. Что касается времен Али, то вместе с хауариджами появились рафидиты и батыниты. То есть вместе с хауариджами во времена Али уже были рафидиты, они сказали, что ты Али божество, и Али отдал приказ сжечь этих людей, и спалил их на костре. И там же появились батыниты - это те, которые говорят, что в Коране есть скрытые смыслы и внешние смыслы Корана не принимаются и по нему действовать неправильно.
Сначала появились му’тазилиты, потом только появились джахмиты, и джахмиты хуже в своих убеждениях, чем му’тазилиты.
Потом джахмиты и му’тазилиты ослабли, т.е. сунна взяла вверх, потом во время Ма’муна вновь му’тазилиты взяли вверх и начали говорить о сотворенности Корана, му’тазилиты и джахмиты.
И во время третьего века появился тасавуф, т.е. суфисты, суфистов не было первые два века, они появились в конце третьего века. И после них появились асхабу рраи, т.е. ханафиты. Ханафиты не имеется в виду здесь что они заблудшие, имеется в виду то что они внесли в фикх неправильные основы. Когда ставили свои мнения и свою аналогию перед контекстами Шариата. Более того большинство асхабу рраи, большинство ханафитов были либо ашаритами, либо му’тазилитами, либо матуридитами, и многие из них поддержали правителя в том что Коран сотворен.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знай, что после того, как земля впала в мрак, и между людьми и светом пророчества прошло время, люди разделились во лжи на группы и партии. Собрать и сосчитать эти группы не может никто, кроме Того, Кто их создал! Люди лишились света пророчества и начали руководствоваться своим разумом.
И они подобны тем, о ком сказал Всевышний Аллах в хадисе аль-къудси: "Поистине, Я создал Своих рабов единобожниками (ханифами), но пришли к ним шайтаны, дабы отвести их от религии. Они стали запрещать то, что Я дозволил для них, и стали приказывать им придавать Мне в сотоварищи то, относительно чего Я не ниспослал никакого доказательства". А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах посмотрел на всех жителей земли и возненавидел их: арабов и неарабов, кроме некоторых людей Писания".[Муслим, 2865].
Получается, что Всевышний Аллах ненавидит всех последователей своего разума, а спаслись от Его ненависти только те, кто продолжает держаться за откровение (уахйю). Их разумы не принесли никакой пользы, так как, потеряв свет пророчества, они начали поклоняться идолам, крестам, огню, планетам, солнцу, луне. Они приобрели только замешательство и сомнения, колдовство, отрицание Создателя, неверие и так далее. Итогом этого стало то, что их возненавидел Господь и отвернулся от них. А затем Всевышний Аллах вернул солнце посланничества, сделав его в этой темноте светочем! Это милость Всевышнего Аллаха, как для умов людей, так и для их сердец, как для их земной жизни, так и для вечной. Люди никогда не смогут отблагодарить Его за эту милость. И тогда люди увидели посредством света пророчества то, что не могли увидеть своими умами. Они смогли разглядеть при свете посланничества то, что не могли увидеть сквозь призму своих взглядов. Как сказал Всевышний Аллах: «Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» [Сура аль-Бакара, аят 257].
А также: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального» [Сура Ибрахим, аят 1].
А также: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» [Сура аш-Шура, аят 52].
А также: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» [Сура аль-Ан‘ам, аят 122].
Первые поколения шли, освещенные светом, и не могли потушить этот свет ветра страстей. Мраки личных мнений не могли затуманить этот свет. Они заповедали следующим поколениям не расставаться с этим светом. Они заповедали им не отходить от их дороги. И уже в конце жизни сподвижников появились приверженцы нововведений (хариджиты, къадариты, мурджииты), которые отделились от света. Они не отделились от него полностью, они по-прежнему возвеличивали шариатские тексты, брали их в качестве доводов, они не ставили свои умы выше этих текстов. Однако они ошиблись в понимании этих текстов. Они посчитали, что если последуют за пониманием сподвижников, то станут слепыми последователями (мукъалидами). И сподвижники, заставшие это время, стали открыто порицать их, отреклись от них, стали предостерегать от их пути сильным предостережением. Они не давали им салям, и не сидели с ними в собраниях. Слова этих сподвижников известны и приводятся в книгах по сунне. Их настолько много, что здесь не получится всего упомянуть.
Затем, в конце эпохи таби‘инов, увеличилось число джахмитов и они были первыми, кто противопоставил откровению своё мнение. Но их было очень мало, они были унижены и их порицали ученые. Первым их шейхом был аль-Джа‘д ибн Дирхам, который получил небольшую популярность среди людей, став учителем Маруана ибн Мухаммада. Поэтому Маруана называли Маруаном аль-Джа‘ди. Именно по причине его Всевышний Аллах забрал у омейядов (бану Умейа) власть и правление, разбросав их по разным странам. И всё это по причине этого "шейха", отрицавшего атрибуты Всевышнего Аллаха! Когда эти убеждения получили известность, правитель Ирака Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри повелел привести аль-Джа‘да ибн Дирхама к себе, а затем схватил его. И вот, обращаясь к людям во время хутбы, в день праздника Жертвоприношения, он закончил её словами: "О люди! Приносите жертвы и пусть Аллах их примет. Что же касается меня, то я принесу в жертву аль-Джа‘да ибн Дирхама! Ведь, он заявил, что Аллах не говорил с Мусой и не взял Ибрахима возлюбленным (халилем). Всевышний Аллах превыше того, о чем говорит аль-Джа‘д". Затем он спустился с минбара и зарезал аль-Джа‘да.
Вскоре, эта ересь угасла и стала подобной выброшенным камням. Люди стали единым джама‘атом. Все говорили, что Всевышний Аллах над небесами, над Своим Троном, отделен от творений. Говорили, что Он описан атрибутами совершенства, качествами величия. Все говорили, что Он беседовал со Своим рабом Мусой (мир ему) и открылся горе, после чего она превратилась в прах.
Так продолжалось вплоть до начала третьего столетия, после чего халифом стал ‘Абдуллах аль-Маъмун. Он любил разные науки, а его собрания были переполнены представителями разных философских воззрений. Его одолела любовь к рационализму, то есть главенству разума. Он приказал перевести на арабский язык греческие книги. К нему стали приезжать переводчики с разных стран, и начали переводить эти книги на арабский язык. Люди увлеклись этими книгами, особенно это касалось этого правителя. В его собраниях преобладали представители джахмитов, несмотря на то, что его отец (Харун ар-Рашид) изгонял их, сажал в тюрьмы и казнил. Джахмиты начали заполнять уши и сердце аль-Маъмуна своей ересью, а он принял их ересь, посчитав её прекрасной. Он стал призывать к этому людей и стал наказывать, если они ослушались. Но аль-Маъмун прожил недолго, а после него халифом стал аль-Му‘тасым. Именно он приказывал бить имама Ахмада ибн Ханбаля. аль-Му‘тасым продолжил призыв к этой ересь после аль-Маъмуна. А джахмиты внушили ему то, что он занимается очищением Господа от уподобления (тамсиля, ташбиха, таджсима). Они преобладали в его собраниях, из их числа назначались судьи и наместники на разных территориях. Но даже они еще не отважились отменить шариатские контексты и поставить во главу доводы разума. Ведь, у Ислама тогда еще была сила, была распространена наука "хадис", на земле руководили имамы сунны. Джахмиты начали приближаться к этому, начали поговаривать об этом. Они переманивали людей на свою сторону посредством устрашения или поощрения. Среди людей нашлись и такие, кто слепо внял их призыву. Также были и те, кому пришлось подчиниться, однако сердца их спокойно стояли на вере.
Но Всевышний Аллах укрепил сердца людей, которые оказывали поддержку Его религии. Их сердца оказались крепче, чем скалы, и тверже, чем железо! Они поднялись, чтобы поддержать религию, и Всевышний Аллах сделал их имамами, за которыми следовали верующие. Они терпели и были убеждены в аятах Всевышнего Аллаха. И именно посредством терпения и убежденности, человек становится имамом в религии. Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [Сура ас-Саджда, аят 24].
Они терпели со стороны джахмитов сильные обиды, но не оставили сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Затем Всевышний Аллах, по милости Своей, потушил эту смуту, а призыв джахмитов угас. Всевышний Аллах помог сунне великой помощью и дал победу сторонникам сунны. Призыв к сунне вновь поднялся на минбары. К сунне начали призывать во всех городах и поселениях. В это время было написано неисчислимое количество книг по сунне, число которых знает только Аллах.
Затем закончился этот период и ушли его представители. Они оставили потомков, которые призывали к Книге Аллаха и сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) на основании знания. Так продолжалось до тех пор, пока не пришли те, сопротивляться которым не было сил. Это — самые настоящие войска Иблиса, которые противопоставили свои умы и мнения тому, с чем пришли посланники. Это были къарамиты, батыниты и атеисты, которые призывали к тому, чтобы отдать верховенство разуму. Они стали утверждать, что дело посланников противоречит разуму! Они стали распространять эти взгляды словом и делом. Они причиняли Исламу и его сторонникам огромный вред, разбивали армии халифа, убивали паломников и уже добрались до Мекки. Они даже извлекли Черный камень (хаджару-ль-асуад) с его места. Основа их пути заключается в том, что они заявили, что то, о чем сообщили посланники, противоречит разуму! А если разум противоречит контекстам, то, по их мнению, нужно отдать предпочтение разуму.
Именно в их время, неверующие завладели многими исламскими странами на востоке и на западе. И уже столп религии чуть было не пошатнулся, если бы ни обещание Всевышнего Аллаха, что Он будет хранить эту религию до тех пор, пока не унаследует землю и тех, кто на ней. Вскоре призыв этих рационалистов затих на востоке и усилился на западе. Они захватили многие исламские страны на западе халифата, вплоть до того, что захватили Египет и обосновались в Каире. Они провозгласили свой призыв открыто, ничего не боясь. В их времена были написаны такие послания, как «Ихуану-с-Суфа», «аль-Ишарат», «аш-Шафа», книги ибн Сины (Авиценны).
Была заброшена сунна, книги по ней, асары. Люди держались за сунну только втайне. Люди, читавшие сунну, помнившие о ней, писавшие о ней, находились в величайшей опасности, так как идеология заблудших заключалась в том, что они предпочли разум откровению. Они завладели западными землями халифата, Египтом, Шамом, Хиджазом, ненадолго завладели Ираком. Ахлю-с-сунна жили среди них, подобно тому, как неверующие (зиммии) живут среди мусульман. Более того, у неверующих (зиммиев) хотя бы была безопасность и их не трогали. Ахлю-с-сунна даже не мечтали о тех правах, которые имели неверующие в исламском государстве. Сколько голов ученых срубили эти заблудшие! Сколько погибло в тюрьмах наследников пророков! Сколько сунны они погубили! Сколько нововведений они распространили!
Так продолжалось до тех пор, пока Всевышний Аллах не спас Свою религию посредством Нуру-д-Дина и его племянника Саляху-д-Дина. Исламская община вылечилась от той болезни, в которой находилась. Всевышний Аллах спас посредством Своих рабов и Своих воинов Бейт уль-Макъдис от крестоносцев. Помощники Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) начали помогать религии. Вновь возвысилось слова Исляма и слово Сунны, а глашатай произнес: "О, помощники Аллаха, не уклоняйтесь от джихада, ведь это большая провизия для Судного дня".
Некоторое время люди стали жить в этом благе до тех пор, пока мрак не окутал восток халифата. Этот мрак стал затмевать свет пророчества и свет откровения. Люди стали отдавать предпочтение своему разуму и своему мнению. Появилась философия, логика и то, что с ними связано. Тогда Всевышний Аллах послал Своих рабов, обладателей великой силы, которые прошлись по странам, бесчинствуя в селах и городах, и Ислам чуть было не исчёз.
Лидером и ученым этой группы (философов), к которому они обращались, которого они считали шейхом всех шейхов, был помощник неверия и многобожия ат-Туси. Не было никого в его время, кто так же, как и он противопоставлял бы откровению разум. Он стремился полностью уничтожить знание об откровениях и провозгласил призыв философов. Он поставил догмы философии вместо сур и аятов.
Он предал наказанию мечом ученых Ислама, людей Корана и Сунны. Не пощадил никого из них, кроме немногих, надеясь уничтожить исламский призыв. Он передал исламские учебные заведения колдунам, астрологам, философам, атеистам. Он пожелал уничтожить азан и сделать так, чтобы мусульмане молились в сторону северного полюса. И помешал ему только Всевышний Аллах, Который взял на Себя охрану религии.
Основа всякой беды в мире исходит из противопоставления контекстов разуму, как об этом сказал Мухаммад аш-Шахристани. Основа беды в предпочтении своей страсти перед шари‘атом. И люди, вплоть до сегодняшнего дня, пожинают скверные плоды этого противопоставления. И только Аллаху мы жалуемся и только у Него просим о помощи!
Потом Всевышний Аллах посмотрел на Своих рабов и оказал помощь Своей Книге и Своей религии, послав первое войско, которое атаковало этих философов с помощью меча и копья, и второе войско, которое атаковало с помощью знания и довода. Выдвинулись наиболее выдающиеся из них в начале восьмого века по хиджре. Всевышний Аллах дал в помощь Своей религии шейх уль-Исляма Абу-ль-‘Аббаса ибн Теймию (пусть Аллах почтит его душу). Он боролся против них на протяжении всей своей жизни при помощи руки, сердца и языка. Он раскрыл людям их заблуждение, разъяснил людям их обман, противопоставил им доводы здорового разума и достоверные доводы шари‘ата. Он указал им на то, что их слова на самом деле противоречат разуму. У них не было ни откровения, ни разума. Он уничтожил их в их собственной норе, он обстрелял этих людей их собственными стрелами. Он разъяснил им то, что доводы разума на самом деле подтверждают то, о чем говорили пророки. Об этом можно прочитать в его книгах» Источник: «ас-Сауа‘икъ аль-Мурсаля», 3/1068.
Говорит шейх АбдуЛлах аль Убайлян:
А когда наступил 12-ый век по хиджре, Всевышний Аллах послал для этой общины имама аль-муджадида Мухаммада ибн ‘Абд уль-Уаххаба ат-Тамими,который призывал к тому, к чему призывали пророки. Особенно он сконцентрировался на следующих вопросах:
Во-первых, единобожие Всевышнего Аллаха в поклонении Ему. Он написал большое количество посланий и книг на эту тему. Его дети, внуки, ученики расширили этот призыв. Некоторые из них написали толкования к книгам шейха в вопросах единобожия.
Во-вторых, он запрещал выдуманные виды тауассуля, подтверждая те виды тауассуля, которые узаконены в шари‘ате.
В-третьих, он запрещал выезжать в путешествие для поклонения Аллаху куда-либо, кроме трех мечетей. Конечно же, к этому запрету не относятся путешествия для требования знаний, для торговли, для посещения живых людей.
В-четвертых, он запрещал возводить строения на могилах, ставить на них светильники, собираться около них. И на это всё указывает достоверная сунна и предания, дошедшие до нас от саляфов.
В-пятых, он призывал к очищению Аллаха от недостатков путем веры в Его имена и атрибуты, как об этом говорится в аятах и хадисах. Он призывал к утверждению имен и атрибутов без уподобления (ташбих и тамсиль) и без отрицания (та‘тыль).
В-шестых, он порицал нововведения (бид‘а) в поклонении, в манхадже и в призыве.
В-седьмых, он стремился приблизить знание к людям. Он обучал людей, писал послания, которые обращены к простонародью, разъяснял им единобожие и многобожие. Он раскрывал заблуждения тех, кто противоречит единобожию. Его призыв не был посвящен только избранным людям. Он (да смилуется над ним Аллах) был имамом также и для простых людей.
Всевышний Аллах поддержал его посредством правителя Мухаммада ибн Са‘уда (да смилуется над ним Аллах), который ответил на этот призыв и полюбил шейха. Шейх продолжал свое дело, исправляя положение общины, а Мухаммад ибн Са‘уд нес свой меч, направленный против тех, кто возражал истине. Дело шейха одержало победу, и распространился призыв. Плодом его призыва стало возникновение исламского, саляфитского государства в центре аравийского полуострова. Это государство стало приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого. Вновь было возрождено правление на основе шари‘ата Всевышнего Аллаха. В современном мире нет ни одного исламского государства, которое шло бы по такому же манхаджу. Если бы не Всевышний Аллах, а затем это государство, то многие аспекты единобожия исчезли бы из земель мусульман.
Источник книга: «Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления».
[Конец примечания].