Часть 1. Главные православные праздники.
1. Наш храм украшен прекрасными фресками, выполненными мастерами из Палеха.
Палехская иконопись – особое искусство написания икон. Для него характерны мягкие плавные линии, гармоничная цветовая гамма, образы с «просветленными» ликами, наполненные внутренним светом. Такой стиль сформировался в 18 веке, и сохранился среди мастеров по сей день. Секрет палехского иконописания передается из поколения в поколение.
Обратите внимание на роспись купольного свода: сюжеты каких праздников там можно увидеть?
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
(За каждый правильный ответ – по 2 балла)
2. Что общего у всех этих праздников, кроме Воскресения Христова? Как они называются?
__________________________________________________
3 балла
3. Каких двунадесятых праздников нет на купольной росписи?
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
(За каждый правильный ответ – по 2 балла)
4. В предыдущем ответе обведите или подчеркните тот праздник, изображение которого, по традиции, всегда можно увидеть на Царских Вратах в любом храме.
(2 балла)
5. Найдите в росписи храма сюжет еще одного праздника из числа 12. Как называется праздник? ____________________________________
2 балла
6. А где в храме всегда можно увидеть иконы всех 12 праздников?
_______________________________________________________
3 балла
7. Вставьте пропуски в тексте.
В 13 веке начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Князь Александр был глубоко верующим православным христианином. Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами: “Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: “Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших, чтоб ты послушал учение их о законе Божьем”.
Вдохновляемый верой Христовой, он чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. Отказ от веры был для него равносилен отказу от себя.
Князь Александр, подумав, отписал посольству:
“От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и ____________ Господня, от ________________ Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и словес ваших неслушаем».
(2 балла за правильно вписанное слово)
8. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, “николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа”, и его подвиг кротости, терпения “паче мужества” и “непобедимого смирения”.
Угрозы с западных рубежей Руси святой князь Александр не раз отражал в воинских сражениях. А с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс. Князь Александр не раз ездил к татарскому хану, кланялся и унижался, вымаливая милость и пощаду к русскому народу.
“Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану), чтобы отмолить людей своих от этой беды”
Древние летописи передают нам картину приема ханом Батыем князя Александра. У хана был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды. Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. Он склонил перед татарским правителем свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.
Благодаря своей кротости и верности Богу святой Александр освободил Русь от обязанности поставлять воинов для татарских набегов.
В 1263 году, исполняя свой долг пред Богом и очередной раз спасая Русь от татар, Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. На обратном пути из Орды он смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года.
Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября, при огромном стечении народа, похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!»
Вы получите еще 5 баллов, если правильно напишете дату Престольного праздника нашего храма (не стесняйтесь уточнить у сотрудников храма!) __________________________________________
9. Житие рассказывает о чуде, случившемся при погребении святого Александра: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, “будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего”.
Каким образом дата Престольного праздника связана с 23 ноября (днем погребения св. князя Александра)?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 баллов
10. Двунадесятые праздники всегда отмечаются в Церкви не один день, а целый период, включающий предпразднство (дни перед праздником), сам праздник и попразднство (после праздника). Все эти дни в церковных службах читаются тексты и поются песнопения, посвященные событию праздника. На какой период какого праздника приходится Престол в нашем храме?
_______________________________________________________
5 баллов