Главные христианские праздники

четвёртая Заповедь предписывает праздновать и другие дни, установленные в честь Господа Иисуса Христа и Его святых угодников.

Следует сказать, что в Ветхом Завете празднование субботы служило основанием для других торжеств, таких как Новомесячие, Праздник труб Пасху, Пятидесятницу, Праздник Кущей, Пурим

В Церкви Христовой самым великим торжеством является Светлое Христово Воскресение или Пасха. Этот Праздников Праздник установлено совершать в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 4 апреля до 8 мая. Следующие по значимости – Великие двунадесятые праздники.

Посты установленные Церковью

Кроме праздничных дней, четвёртая Заповедь учит соблюдать и установленные Церковью посты. Под постом в Ветхом Завете понималось воздержание от пищи, добровольное или по предписанию Закона. Из Священного Писания известно, что пост устанавливался в знак траура (1Цар.31,13), или когда угрожала опасность (2Цар.12,16).

Из Ветхого Завета известно 25 однодневных постов. Например, пост был установлен в дни смерти пророка Моисея, Иисуса Навина.

Православная Церковь смотрит на пост, как на лучшее средство, содействующее подчинению тела духу, а через это – Богу. Соблюдая пост, христианин приносит в жертву Богу самого себя. Господь указывал существо поста прежде всего в печали человека о грехах своих: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9,15).

О важности поста в жизни христианина свидетельствует Священное Писание и учат Святые Отцы. «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17,21), – говорит Спаситель.

По своей продолжительности посты в Православной Церкви бывают однодневными и многодневными.

Важнейшим многодневным постом является Великий Пост. Он состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Святая Четыредесятница начинается за семь недель до Пасхи и установлена в пример Самого Господа Иисуса Христа, который 40 дней и ночей постился перед тем, как выступить на дело общественного служения (Мф.4,1-11). Страстная седмица установлена Церковью в воспоминание последних дней жизни Спасителя. Тот и другой Пост ведут свое начало от времен святых апостолов.

Рождественский пост является вторым по значимости постом в Православной Церкви. Он начинается 28 ноября и называется еще Филипповым, потому что 27 ноября, накануне начала поста, Церковь совершает празднование памяти святого апостола Филиппа. На Соборе, который проходил в 1166 году в Константинополе, было решено всем христианам хранить пост перед величайшим праздником Рождества Христова 40 дней. По словам преподобного Симеона Солунского (+1200): «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись 40 дней и ночей, получил Закон Божий, написанный на каменных скрижалях. Мы же, постясь 40 дней, приемлем живущее Слово, не на скрижалях каменных написанное, но воплотившееся и родившееся от Девы и приобщаемся Его Божественной плоти».

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.

Петров пост установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается он в понедельник через неделю после двунадесятого праздника – Дня Святой Троицы. Завершается пост 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Продолжительность его зависит от дня Пасхи.

в Православной Церкви постными, являются также среда и пятница. В среду в воспоминание о предании Господа Иисуса Христа на страдания, а в пятницу – в память самих страданий и смерти Господа. Еще однодневные посты в сочельник (дни перед Рождеством и Крещением Господа), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), в день Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Если телесные посты имеют определенные Церковью сроки, то пост духовный никогда не должен проходить, как не должно проходить стремление христианина к добрым делам.

Соблюдая пост, следует помнить слова святителя Василия Великого: «Истинный пост – это удаление от зла. «Больную плоть нечего распинать, – учит святитель Герман Константинопольский, – а надо поддерживать».

Пятая заповедь Закона Божия. Тяжесть греха непочтение к родителям. Лица, заступающие место родителей. Иep.35, 6-19; Исх.21,16; Руф.2, 11, 12; Сир. 3,9; Рим. 13, 1, 2; Пс.10,16; Дан. 4,22; Лев. 19,32; 1Тим.5, 1, 2; Рим. 13, 7.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»

С пятой начинаются Заповеди, которые непосредственно касаются нашей любви к ближним. Из всех людей, нас окружающих, ближе всего к нам наши родители. Никто на земле не оказал нам столько милостей, как родившие и воспитавшие нас, через которых мы получили великий дар жизни.

Родители являются как бы представителями Творца на земле.

Почитать родителей – значит:

Священное Писание свидетельствует, что Бог дает особую силу родительскому благословению. Так, Ной благословил Сима и Иафета, и Бог особенно хранил их жизнь.

Вся история человечества так или иначе подтверждает слова премудрого Иисуса сына Сирахова: «Благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир.3,9).

Кроме родителей пятая Заповедь предписывает сыновнее почитание:

1) Пастырей и учителей Церкви.

24. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к под­чиненным. Поведения христианина в случае противозаконных требований со стороны родителей или начальников. Послушание как добродетель, требуемая Пятой заповедью. ЕФ.6,4; 1 Тим.2,1; 1 Тим.4,11,12; 2 Тим.4,2; Тит.2,15, 1 Петр.5,1-3;Кол.4. 1; еф.6,9; Деян. 4,19; Рим. 13,5.

Наши рекомендации