Житие Ксенофонта Робейского и АД и ВХ
Надпись на гробнице Ксенофонта.
Однажды Ксенофонт и АД увидели на месте Хутыне столп света до небес, потом дым мрачный. Они рассказали об этом своему учителю Варлааму и вместе пошли на то место, где расчистили лес, построили кельи и стали жить. Эти сведения известны только из Жития Ксенофонта. Видение видят Ксенофонт и АД, однако обитель устраивает только Варлаам и Ксенофонт.
Пономарев – это известие недостоверно в том, что касается АД, поскольку Хытунский монастырь был построен до 1193 года, а АД тогда еще и не родился.
В ранней редакции ЖВХ сказано: водим его молитвою прииде из Константина града Антоний сверстник его. Варлаам передает ему монастырь со словами «ваш был прежде помысл о сем святем месте». ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОЗДНЕГО ЖИТИЯ КСЕНОФОНТА ДОСТОВЕРНО.
Почему же упоминается как свидетель раннего видения АД? Пономарев – Ксенофонт ему рассказал об этом позднее, потому что дружил с АД.
Надпись на раке Ксенофонта: когда на Хутыне началась буря и дождь, Кс. Спрятался в устроенную хижину и позвал туда Варлаама. Тот разгневался на него, посадил на плот и отправил плыть по Волхову. Кс. Плыл до устья реки Робейка и там его плот против течения причалил к берегу. Он вышел и стал на том месте чистить лес и строить монастырь. В 1230-ом году Кс основал свой монастырь в честь Николая Угодника.
Пон – Варлаам и его ученики были первыми исихастами. АД назван сверстником Варлаама – в смысле равный ему по должности, дарованиям.
Патриарх Афанасий, к которому едет АД, не известный исторической науке патриарх, который был в междуцарствие между известными патриархами.
Деревянную церковь Варлаам Х создал в 1192 году и ее освятил архиепископ Антоний, а каменный храм он начал строить гораздо позднее и так и не успел завершить это строительство. Это строительство, согласно Житию Константина и КосьмыКосинских, завершил его ученик АД, хотя игуменство его на Хутыне было недолгим. Варлаам построил церковь «до вышнягопрага», то есть до верха дверного проема, а далее ее достривал АД.
В скорописном Житии Варлаама Х. сказано, что ВХ умирая назначает игуменом АД, который еще не вернулся из Царьграда, но уже на подходе, и действительно АД входит в монастырь в то время как ВХ произносит эти слова.
В одной из редакций Жития Варлаама – в то время когда ВХ умирал, в монастырь «прииде из Константина града Антоний сверстник его, рад же быв блаженый о таковом мужи, духовному си брату»
В одной из редакций ЖВХ: «преда в руце его монастырь, рек так: ваш преже был помысл о сем святем месте».
Варлаама похоронил АД, который в одной из редакций ЖАД назван владыкой ошибочно или чтобы передать уважение монахов к преемнику своего почившего настоятеля.
Почему АД уходит с Хутыни? Краткая редакция – из-за многолюдства, но есть версия, что начались крамолы и нестроения в братии.
Пономарев с. 190.
Многие считают, что более поздние жития, обыкновенно более полные, плод фантазии агиографа, недостоверные источники. На самом деле ранние жития короче, птому что многое ясно современникам, которые помнят о том, что и как происходило, позднее же возникает необходимость записывать все гораздо более подробно.
Дымская пустыня
Почему хутынская братия не приняла АД? Его пять лет не было в монастыре. 1238 – 1243 гг. – его путешествие.
С. 204 для АД «надежда оставалась на свою собственную братию, а более всего на пустыню».
Хотя основателем монашества был Антоний Великий, на Руси подражали более не ему, а Савве Освященному.// Синицына. Монашество и монастыри в истории России с. 16.
АД встречался с Александром Невским на погребении ВХ. И поэтому был с ним знаком и надеялся на его помощь в деле устроения монастыря.
Имя святителя Исайя той эпохи не известно исторической науке, но время было монгольское, многие святители погибли, кто-то исполнял должность ВРИО, а в ЖАД не сказано собственно, что это был новгородский архиепископ, сказано, что это был епископ, который тогда находился в Новгороде. Поэтому рассматривать это утверждение как прямое свидетельство недостоверности Жития – неправомерно.
С. 214 Пономарев сетует, что современная наука ушла от традиции изучать Священное Предание, частью которого являются, без сомнения, жития святых, и вслед за западной наукой увлеклась изучением Священного Писания.
С. 215 Пономарев утверждает, что метод изучения Житий святых одного круга, одной духовной семьи весьма продуктивен, и им не следует пренебрегать.