Явление Шри Виграхи Шри Радхарамана
Махапрабху попросил Гопала Бхатту поклоняться шалаграму и сказал, что он увидит Радхарамана в шалаграме.
Согласно Гопалу Кави Махапрабху попросил Гопала Бхатту во сне пойти к истоку реки Гандаки в Гималаи и первому шалаграму, что он найдёт там, поклоняться как Радхараману. Также, согласно нему, Махапрабху в форме черепахи (курмакрити), которую он принял в Нилачале в состоянии интенсивной вирахи, лично явился в Гандаки в форме шалаграма, которую Гопалу Бхатте было сказано взять себе и поклоняться.
Гопал Бхатта шёл к истоку Гандаки через Сахаранапур. В Девабанде он встретился со Шри Мадхавом Прасадом Шармой, владельцем этого местечка. Мадхава, судя по сиянию его тела и бхакти-бхаве смог понять, что Гопал – маха-пуруша. Он пригласил его к себе в дом и служил ему со всем подобающим уважением. Гопал Бхатта дал посвящение двум его сыновьям - Дамодару и Гопинатху.
Из Девабанда он пошёл к истоку Гандаки через леса Непала. После омовения в реке, как только он опустил руку, чтобы зачерпнуть воды для предложения солнцу, в его руке оказался шалаграм-шила. Он крепко прижал шилу к сердцу. Он набрал из реки ещё шил разных размеров и вернулся во Вриндавану. Он построил небольшой кутир на раса-стхали (место, где происходила раса-лила) рядом с Нидхуваной, в котором он жил и совершал бхаджану.
Он проводил большую часть своего времени в любовном служении шалаграму. Он держал шалаграма в питари (ящичек, сделанный из прутьев), подвешивал питари к ветке баньянового дерева и качал шалаграма. Он верил, что в один прекрасный день слова Махапрабху сбудутся и шалаграм проявит Себя как Радхараман. В своём воображении он рисовал себе виграху Радхарамана, чьё лицо напоминало лицо Говинда Джи Рупы Госвами, грудь напоминала грудь Гопинатха Мадху Пандита, а стопы напоминали стопы Мадана Мохана Санатаны Госвами. Так он пытался видеть троих в одном.
Как-то раз во Вриндавану приехал богатый человек и подарил дорогие одежды и украшения виграхам из всех храмов Вриндаваны. От этого Гопал Бхатта ещё сильнее захотел, чтобы шалаграм проявил Себя как Радхараман. Он начал мечтать, что если бы у его шалаграма были руки и ноги, то он так же смог бы украшать Его, как пуджари в других храмах украшают свои виграхи одеждами и украшениями, подаренными этим богатым человеком. Шалаграм услышал эту безмолвную молитву. В пурниму месяца Ваишакха в 1542 году, когда он утром открыл питари, чтобы провести обычную службу шалаграму, он с необычайным изумлением увидел, что тот же самый шалаграм, Которого он первым нашёл в Гандаки, явился как Радхараман. Шри Виграха Радхарамана была точь-в-точь такой, какой он её себе представлял.
Радхараман неописуемо красив. Гопал Бхатта искусно украсил его цветами и сделал Его ещё более красивым. Он смотрел на Его красоту и не мог оторвать от Него глаз. Слёзы текли по его щекам, и он смотрел до тех пор, пока не потерял внешнее сознание. Он знал, что Радхараман - это ни кто иной, как Шри Гауранга. Поэтому, когда Гопал поклонялся Ему, он часто вспоминал надия-нагара-рупу, которую Тот показал ему, когда Гопал был ещё мальчиком, и ему опять захотелось увидеть Его в этом облике. Гауранге Махапрабху, уже без остатка посвятившему себя Гопалу в силу его любви, ничего не оставалось сделать, как исполнить это его желание. Поэтому однажды Он явился ему в той форме из виграхи Радхарамана.
Когда-то Махапрабху заверил Рупу Госвами, что Он лично придёт во Вриндавану, чтобы проверить, насколько хорошо он выполнил работу, порученную ему, а теперь Он выполнил Свое обещание, явившись во Вриндавану в форме Радхарамана. Это подтверждается словами гаура хало радхарамане - "Гаура стал Радхараманом", которые однажды изошли из уст Рамадаса Бабаджи во время одного из его боговдохновенных киртан.
Мы не видим рядом со Шри Радхараманом виграху Шри Радхи. Это, видимо, также подтверждает общее убеждение в том, что Шри Гауранга явился как Радхараман, так как виграха Гауранги является объединенной виграхой Радхи и Кришны.
То, как Гопал Бхатта наслаждался расой и мадхурьей трансцендентной Вриндаваны описано Набхом Джи в Чаппайа 94 в Бхактамале. Прийа дас в своём комментарии на «Чаппая» говорит:
"Прекрасное мурти Радхарамана, вышедшее из шалаграма, было сокровищем сердца Гопала Бхатты. Он был постоянно занят служением Ему и его служение было широко известно. Он сполна наслаждался расой и мадхурьей Вриндаваны. Кому бы ни довелось отведать его прасада, становился подобным ему".
Ученики Гопала Бхатты
Все Гаудия-госвами были самим воплощением смирения. Они не хотели принимать учеников, потому что считали себя недостойными быть гуру. Рупа, Санатана и Рагхунатх не принимали учеников. Локанатх также поклялся никому не давать дикши, хотя ради Нароттама Даса Тхакура ему и пришлось нарушить свой обет. Рупа и Санатана беспокоились о сохранении шишья-парампары (линии ученической преемственности) сампрадаи. Махапрабху решил дилемму до известной степени, поручив Гопалу Бхатте давать дикшу; Рупа Госвами попытался для исполнения этой задачи приготовить по крайней мере ещё одного человека. Джива Госвами был всё ещё молод. Поэтому он передал ответственность Рагхунатху Бхатте. Он попросил Гопала Бхатту давать посвящение людям с запада Индии, а Рагхунатха Бхатту - людям, приходящим из Гауды.
Гопал Бхатта Госвами дал посвящение многим людям из западных районов. Из его учеников особенно выделялись двое братьев - Дамодар Госвами и Гопинатх Госвами, которых он взял с собой на обратном пути от Гандаки. Гопинатх не женился. Он был великим преданным и отрёшенным человеком. Он служил Гопалу Бхатте и также помогал ему в служении Радхараману. Гопала Бхатта попросил его жениться для того, чтобы право стало наследственным и не попало в чужие руки. Но так как Гопинатх Госвами не был склонен к семейной жизни, он передал право служения Дамодаре Госвами.
Другим знаменитым учеником Гопала Бхатты был Шринивас Ачарья. Согласно распределенным Шри Рупой полномочиям он должен был получить посвящение у Рагхунатха Бхатты. Почему же правило было нарушено? Чтобы понять тайну, стоящую за этим, следует обернуться назад и рассмотреть то, как Махапрабху получил посвящение у Кешава Бхарати. Перед получением от него санньяса-мантры Он сначала прошептал ему на ухо мантру, которую, по Его словам, он получил во сне, и затем Он получил от Кешава Бхарати ту же самую мантру. Так он удержал за собой Свое изначальное положение как ади-гуру, первого и неизменного гуру для всех остальных гуру. Подобно этому, как говорит Гопал Кави, Он сначала уполномочил Гопала Бхатту давать дикшу, послав ему асану, а затем Сам получил от него дикшу в форме Шринивас Ачарьи, который считается Его личным частичным проявлением.
Шринавас Ачарья был искусен в танце, музыке и драме. Такими же искусными были и Нароттам Тхакур и Шьямананд, которые пришли во Вриндавану примерно одновременно со Шринивас Ачарьей. Они вместе ходили по Врадже, пели и играли кришна-лилу. Как раз именно в это время Нараян Бхатта Госвами также пытался основать традицию театрального представления раса-лилы, живущую и по сей день. Вполне возможно, что источником вдохновения для них всех был сам Гопал Бхатта, который, как мы уже видели, согласно заметкам Мурари Гупта и Кави-карнапура, был с детства искусен в танце, музыке и драматическом искусстве.
Уход
Гопал Бхатта Госвами ушел в возрасте 85 лет в 1586 году, ровно 100 лет спустя после явления Махапрабху. Его самадхи стоит рядом с пракатья-стхали Радхарамана в Радхараман Гхера.
Кави-карнапур сказал, что Гопал Бхатта был Анангой Манджари из враджа-лилы. Другие называли его Гуной Манджари:
ананга манджари йасит садйа гопалабхаттаках
бхатта госваминам кечидахух шри гуна манджарим
(«Гаура-ганнодеша-дипика», 184)
Работы
«Хари-бхакти-виласа». Самой важной работой Гопала Бхатты Госвами является «Харри-бхакти-виласа». Это свод вайшнавских ритуалов и обычаев, каждое правило из которого подтверждено цитатой из Пуран, Самхит и Тантр. Она была закончена ранее 1541 года, так как она цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху», которая была написана в 1541 году. Продолжаются споры касательно авторства этой работы - некоторые утверждают, что её автором является Шрила Санатана Госвами. Нами этот спор был разрешён в главе, посвященной Санатане Госвами, где было доказано, что Санатана Госвами составил краткую «Вайшнава смрити», а Гопал Бхатта Госвами расширил её в «Хари-бхакти-виласу».
Некоторые исследователи критикуют работу, указывая, что хотя она и предназначена быть сводом религиозных законов для Гаудия-вайшнавов, она «во многих деталях отклоняется от принятых в этой секте взглядов». Подобная критика основана на неправильном представлении будто бы эта работа была подготовлена как Смрити-грантха для Гаудия-вайшнавов, что не является истинным. Она была предназначена для широкого круга вайшнавов. Именно поэтому эта работа косвенно поддерживает точку зрения, что Гаудия-госвами не пытаются основать отдельную сампрадаю.
«Шат-сандарбха карика». Гопал Бхатта признан как изначальный автор «Шат-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами. Джива сам признаёт это в мангалачарана-шлоке своей работы. Он говорит: "Рупа и Санатана вдохновили меня написать этот труд. Их старый друг, выходец с юга (Дакшинатья Бхатта) уже написал эту книгу, собрав выдержки из старых вайшнавских книг. Эти выдержки были неупорядоченными, я же упорядочил их и объяснил". Баладев Видьябхушан поясняет, что под "старыми вайшнавскими книгами" Джива Госвами подразумевает работы Рамануджачарьи, Мадхвачарьи и Шридхары Свами, и под Дакшинатьей он подразумевает Гопала Бхатту.
«Сат-крия-сара-дипика». Эта работа предназначена восполнить пробелы, имеющиеся в «Хари-бхакти-виласе». Она содержит описание четырнадцати самскар (очистительных ритуалов), таких как упанаяна (церемония священного шнура) и свадьба, о которых не говорится в «Хари-бхакти-виласе».
«Самскара-дипика» - содержит описание ритуала, связанного с веша-крия (вайшнава-санньяса) и поведением домохозяина, санньяси, авадхуты и парамахамсы.
Комментарий на «Кришна-карнамриту». Гопал Бхатта написал прекрасный комментарий на «Кришна-карнамриту», называемый «Кришна-валлабха». Манохар Дас упоминает её в «Анурага-валли», а Нарахари Чакраварти - в «Бхакти-ратнакаре».
Из колофонов и атма-паричая (свидетельства, данного самим автором) явствует, что книга была написана Дравидом Гопалом Бхаттой, сыном Харивамши, а не Гопалом Бхаттой Госвами из Гаудия-сампрадаи. Очень трудно поверить, что перед лицом столь ясного утверждения касательно авторства, и Манохар Дас, и Нарахари Чакраварти припишут работу Гопале Бхатте Госвами. Похоже, что уже после написания «Анурага-валли» и «Бхакти-ратнакары» кто-то добавил к работе колофон и атма-паричаи в силу неясности, внесенной именем Дравид Гопал Бхатта, встречающимся во второй шлоке работы.
Кроме свидетельства «Анурага-валли» и «Бхакти-ратнакары», имеется сильное свидетельство в пользу того, что работа была написана Гопалом Бхаттой Госвами - цитаты из Пуран, приводимые в ней, взяты не непосредственно из Пуран, а из других работ Гаудия-сампрадаи, таких как «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Падьявали» и «Джаганнатха-валлабха натака».
Редакция: Ари Мардан д.
Другие ссылки на ИСККОН
"Господь Чайтанья дал мне все благословения. Это он открыл мне двери во Вриндаване и дал мне доступ к тайне враджа-бхакти. Господь Чайтанья для меня - всё!"
Гопал Бхатта Госвами
Путешествуя по Южной Индии, Господь Чайтанья пришёл в Шри Рангам, где Он танцевал в экстазе перед Божеством Господа Ранганатхи. Этот танец с воздетыми руками и великое сострадание в глазах Шри Гауранги Махапрабху привлекли к санкиртане множество людей. Удержаться было невозможно. Господь Чайтанья затопил весь этот город кришна-премой.
Брахман Венката Бхатта — священник храма Ранганатхи — припал к стопам Господа Чайтаньи и пригласил Его остановиться у него в доме. Когда Господь Чайтанья пришёл, Венката Бхатта омыл Его стопы и обрызгал этой водой головы своих братьев Трималы Пати и Прабходананды Сарасвати и свою голову, а семилетний сын его Гопал Бхатта выпил её. Увидев изумительную форму Чайтаньи Махапрабху, Его величие и сострадание, выпив воду с Его стоп, маленький мальчик упал наземь и плакал, переполненный чувствами. С того дня и до конца его дней его жизнь и душа принадлежали Господу Чайтанье.
Следующие четыре месяца маленький Гопал Бхатта был занят простым незначительным служением Господу Гауранге. Однажды его сердце, как молния, поразила мысль: «Этот мой возлюбленный Господь оставил в Навадвипе прекрасную супругу, сбрил великолепные волосы, снял роскошные одежды и драгоценные украшения и облачился в одежды санньяси». Весь день Гопал Бхатта плакал: «Почему я так неудачлив? Я не родился в Навадвипе, где мог бы видеть своего Господа в образе Верховного Наслаждающегося. Мне досталось видеть, как Он принимает аскезы санньясы. Сердце моё разрывается на части». Всю ночь он не мог заснуть и, забывшись под утро, увидел во сне Господа Чайтанью, Господа Нитьянанду, Адвайту Ачарью и других преданных, которые шли по берегу Ганги в Навадвипе.
Роскошные волосы Господа Чайтаньи развевались на ветру, тело было украшено пышной цветочной гирляндой. Маленький Гопал Бхатта тоже шёл в этой процессии рядом с Господом Чайтаньей. Затем его позвал Господь Нитьянанда и сказал: «Мы раскроем тебе тайну...» Но как только Господь Нитьянанда склонился к его уху, Гопал проснулся. Он тут же побежал в комнату к Господу Чайтанье и со слезами на глазах припал к Его стопам. Гауранга улыбнулся и уже наяву явил перед глазами Гопала Бхатты Свою изумительную форму Шьямасундары, играющего на флейте в лесу Вриндавана. Гопал увидел павлинье перо в Его волосах, гирлянду из лесных цветов, украшающую тело цвета грозового облака. Затем эта форма Нандананданы преобразовалась в прекрасную форму Навадвипачандры — Господа Чайтаньи в Его навадвипа-лиле. Господь Гауранга с воздетыми руками затоплял весь мир звуками Святого Имени! В восторге Гопал Бхатта омывал слезами стопы Гауранги Махапрабху... Подняв голову, он снова увидел Господа Чайтанью в облике санньяси. Господь поднял Гопала, посадил к Себе на колени и омыл его Своими слезами.
Господь Чайтанья сказал Гопалу Бхатте: «Я пошлю тебя во Вриндаван. Там ты встретишь Рупу и Санатану Госвами и будешь им младшим братом. Тогда исполнятся все твои сокровенные желания. А пока оставайся в Шри Рангаме и заботься о своих родителях — они Мои возлюбленные преданные».
Счастье, которое царило в Шри Рангаме эти четыре месяца, невозможно описать человеческими словами. Но ближе к концу Чатурмасьи Венката Бхатта, Тримала Пати, Прабходананда Сарасвати и Гопал Бхатта затосковали: «Очень скоро наш Господь покинет нас. Как мы будем жить? Мы так привязались к Нему, целыми днями напролет воспевая с Ним Святые Имена, ведя хари-катху, вместе получая даршан Господа Ранганатхи и совершая омовения в реке Кавери...». Увы, этот день настал, и Господь Чайтанья ушёл. Семья Венкаты Бхатты находила утешение в том, что день и ночь они вспоминали игры Чайтаньи Махапрабху в Шри Рангаме и обсуждали игры Кришны и Радхи во Вриндаване, вкус к которым пробудил в них Шри Чайтанья.
Гопал Бхатта стал учеником своего дяди Прабходананды Сарасвати. Он с жадностью изучал священные писания в соответствии с учением Шри Чайтаньи Махапрабху. Скоро его ученость превзошла ученость всех пандитов Индии. Перед тем как со Святым Именем на устах покинуть этот мир, родители благословили Гопала Бхатту: «Иди во Вриндаван и служи Господу всем сердцем и душой, как велел тебе Чайтанья Махапрабху».
Гопал Бхатта пешком отправился во Вриндаван. В это время Господь Чайтанья вместе с Гададхарой Пандитом и другими близкими спутниками находился в храме Тота-Гопинатхи. Ему было интересно, где сейчас Гопал Бхатта. Конечно, Господь всезнающий, но ради того, чтобы проявить сладость любовных отношений со Своими преданными, Он делает вид, будто впадает в забытье и не знает, где они находятся и чем занимаются. И вот в тот момент, когда Он подумал о Гопале Бхатте, пришло письмо от Рупы и Санатаны Госвами. Они писали: «Только что во Вриндаван пришел Гопал Бхатта, и мы приняли его как своего брата». Чайтанья Махапрабху был счастлив. В ответ Он послал Гопалу Бхатте во Вриндаван Свою деревянную асану для пуджи и Свою каупину.
Живя во Вриндаване в общении с Рупой и Санатаной Госвами, а позднее — с Дживой Госвами, Рагхунатхой дасом Госвами, Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Локанатхой Госвами, Бхугарбхой Госвами, Гопал Бхатта Госвами стал очень дорог всем им. Госвами Вриндавана приказали Кришнадасу Кавираджу Госвами написать «Чайтанья-чаритамриту». Он полагал себя недостойным чести исполнить этот труд, и единственной своей квалификацией считал благословение вайшнавов. Искренне и глубоко почитая всех преданных, он молил о благословении. Гопал Бхатта Госвами даровал Кришнадасу Кавираджу все свои благословения и попросил не упоминать его в этом произведении. Предполагалось, что «Чайтанья-чаритамрита» будет самым значительным писанием после «Шримад-Бхагаватам», которое будут читать на протяжении многих и многих столетий. Кому бы не хотелось быть упомянутым в таком произведении?! А Гопал Бхатта поставил условие: о нем не должно быть ни слова. Какая удивительная личность!
Однажды Господь Чайтанья явился Гопалу Бхатте Госвами и дал ему благословение совершить паломничество в те места на реке Гандаки, где сейчас находится Непал. Придя на берег этой реки, Гопал Бхатта Госвами зачерпнул воды для омовения и увидел в своей лоте двенадцать шалаграм. Он вернул их в реку, но они снова оказались в его лоте, и это повторилось несколько раз. Тогда Гопал Бхатта Госвами решил, что, скорее всего, Господь хочет, чтобы он взял их с собой во Вриндаван. Он принёс их во Вриндаван и поклонялся им.
Однажды один богатый купец, придя во Вриндаван, сделал роскошные подарки всем Божествам, которым поклонялись Госвами, и предложил подарки также Гопалу Бхатте Госвами. Но только немногое из того, что принёс купец, можно было предложить шалаграма-шиле. Тогда Сам Кришна проявился в сердце Гопала Бхатты Госвами и пробудил в нем желание поклоняться Ему в форме Божества. В день Нрисимха-чатурдаши Гопал Бхатта Госвами вознес молитву: «О Господь, если Ты мог явиться из каменной колонны, то почему бы Тебе не явиться из одной из моих шалаграма-шил?» Гопалу Бхатте Госвами очень хотелось совершать сокровенное служение форме Господа, изогнутой в трёх местах. Господу тоже очень хотелось принимать его служение, и поэтому Он проявился в одной из шалаграма-шил, Дамодаре, именно в этой форме. Каждая часть тела Божества поражала совершенной красотой. Увидев это самопроявленное Божество Кришны, все Госвами были изумлены.
Известно, что Мадана-Мохан, Радха-Говинда и Радха-Гопинатх, олицетворяющие самбандху, абхидею и прайоджану, представляют соответственно стопы, лицо и торс Кришны, но все Госвами пришли к мнению, что стопы Мадана-Мохана, лицо Говинды и торс Гопинатха во всей полноте и все вместе проявились в этом Божестве, которое пришло к Гопалу Бхатте Госвами. В сокровенном месте леса Нидхуван, где Господь Кришна очень трепетно служил Шримати Радхарани, Гопал Бхатта Госвами назвал Божество Шри Радха-Раманом.
Он поклонялся Божеству и, чувствуя боль в сердце, молился: «Кто я такой, чтобы поклоняться изогнутой в трёх местах форме Радха-Рамана? Это Господь Чайтанья дал мне все благословения. Это Он открыл мне двери во Вриндаван и дал доступ к тайне враджа-бхакти. Это Он даровал мне общение с Рупой, Санатаной и Рагхунатхой дасом Госвами. Господь Чайтанья для меня — всё! Он приказал мне служить моему отцу, пока тот не оставит тело. А отец перед уходом дал мне наставление служить всем сердцем и душой Господу Чайтанье. Как же мне поклоняться Кришне?!» Радха-Раман смотрел на Гопала Бхатту Госвами... Господь знает, что на сердце у Его преданных, и поэтому Гопал Бхатта Госвами, глядя на прекрасную форму Радха-Рамана, увидел в ней облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья с улыбкой и слезами любви на глазах смотрел на Гопала Бхатту Госвами и воспевал Святые Имена. Затем удивительный даршан закончился. Радха-Раман снова принял Свой облик и исполнил все желания Гопала Бхатты Госвами.
Прежде чем вернуться в вечные игры Кришны на Голоке, Гопал Бхатта Госвами установил очень высокий стандарт поклонения Божеству и передал это своим ученикам. Потомки этих учеников до сих пор поклоняются Радха-Раману. Шрила Прабхупада говорил, что стандарту поклонения нужно учиться у госвами Радха-Рамана.
Редакция: Ари Мардан д.
Шри Рамачандра Кавирадж