Явление Шрилы Гопалы Бхатты Госвами.
Явление Шрилы Гопалы Бхатты Госвами.
Уход Шри Рамачандры Кавираджа.
Подробное описание праздников
Ссылки:
Аудио:
Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж прославляет Ш. Рамачандру Кавираджа и Ш.Гопала Бхатту Госвами. 2016г.:
http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6874-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2016-g.html
2017г.:
http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7379-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-15012017-g.html
Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж о Ш. Гопале Бхатте Госвами и Ш.Рамачандре Кавирадже:
http://sridharmaharaj.ru/63-zhizn-i-otkroveniya-svyatyh-vaishnavov/942-1983-02-01-a-b-o-zhizni-i-nasledii-svyatyh-vajshnavov
Ари Мардан дас. Лекция из базового курса по 1-й ступени вайшнавского образования «6 Госвами Вриндавана»:
http://sampradaya.ru/current/audio/2071-1-stupen-vayshnavskogo-obrazovaniya-slava-shesti-gosvami-vrindavana.htm
Шрила Гопал Бхатта Госвами
Отрывок из «Шри Чайтанья-чаритамриты», Ади-лилы, главы 10
Комментарий Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
ТЕКСТ 105
шри-гопала бхатта эка шакха сарвоттама
рупа-санатана-санге йанра према-алапана
шри-гопала бхатта — Шри Гопала Бхатта; эка — одна; шакха — ветвь; сарвоттама — всех выше; рупа — Рупы; санатана — Санатаны; санге — в обществе; йанра — которого; према — любви к Богу; алапана — обсуждение.
Перевод:
«Шри Гопала Бхатта Госвами, сорок седьмая ветвь, был одной из тех ветвей, что расположены на самом верху того древа. Он постоянно беседовал с Рупой Госвами и Санатаной Госвами о любви к Богу».
КОММЕНТАРИЙ:Шри Гопала Бхатта Госвами был сыном Венкаты Бхатты, обитателя Шри Рангама. Сначала Гопала Бхатта принадлежал к сампрадае Рамануджи, но позже примкнул к Гаудия-сампрадае. В 1433 г. эры Шакабда (1511 г. н. э.), путешествуя по Южной Индии, Господь Чайтанья Махапрабху остановился на четыре месяца чатурмасьи в доме Венкаты Бхатты, который получил таким образом возможность вдоволь служить Господу. Тогда же эта возможность представилась и Гопале Бхатте. Позже Шри Гопала Бхатта Госвами получил духовное посвящение от своего дяди, великого санньяси Прабодхананды Сарасвати. Отцу и матери Гопалы Бхатты Госвами очень повезло, ибо они посвятили всю свою жизнь служению Господу Чайтанье Махапрабху. Это они позволили Гопале Бхатте пойти во Вриндаван, а сами покинули этот мир, думая о Шри Чайтанье Махапрабху. Когда Господу Чайтанье позже сообщили о том, что Гопала Бхатта Госвами пришел во Вриндаван и встретился там со Шри Рупой и Санатаной Госвами, Господь был очень доволен и попросил Шри Рупу и Санатану принять Гопалу Бхатту Госвами как своего младшего брата и заботиться о нем. Из любви к нему Шри Санатана Госвами написал вайшнава-смрити под названием «Хари-бхакти-виласа» и опубликовал эту книгу под именем Гопалы Бхатты Госвами. По указанию Шрилы Рупы и Санатаны, Гопала Бхатта Госвами установил одно из семи главных Божеств Вриндавана, Радха-раману. Севаиты, служители при храме Радха-раманы, принадлежат к Гаудия-сампрадае.
Когда Кришнадас Кавираджа Госвами просил у всех вайшнавов разрешения приступить к работе над «Шри Чайтанья-чаритамритой», Гопала Бхатта Госвами тоже дал ему свое благословение, но при этом попросил, чтобы его имя нигде в книге не упоминалось. Поэтому Кришнадас Кавираджа Госвами упоминает Гопалу Бхатту Госвами только мельком в одном или двух местах «Чайтанья-чаритамриты». Шрила Джива Госвами пишет в самом начале своей «Таттва-сандарбхи»: «Преданный из Южной Индии, происходящий из семьи брахманов, и близкий друг Рупы Госвами и Санатаны Госвами написал книгу, в которой отсутствует хронологический порядок. Поэтому я, ничтожное живое существо, джива, пытаюсь расположить события, описанные в этой книге, в правильной последовательности, обращаясь за справками к таким великим учителям, как Мадхвачарья, Шридхара Свами, Рамануджачарья, а также к другим старшим вайшнавам в парампаре». В начале «Бхагават-сандарбхи» тоже есть аналогичное высказывание Дживы Госвами. Шрила Гопала Бхатта Госвами написал книгу под названием «Сат-крия-сара-дипика», отредактировал «Хари-бхакти-виласу», написал предисловие к «Шат-сандарбхе» и комментарий к «Кришна-карнамрите», а также установил во Вриндаване Божество Радха-раманы. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (184) говорится, что в играх Кришны он был Ананга-манджари. Иногда его называют воплощением Гуна-манджари. Его учениками были Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари.
Источник: http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=529:glava-10-stvol-vetvi-i-pobegi-dreva-chajtani&catid=54&Itemid=214
Джагат-мохини даси
(стр.93-96)
Беседы Вьенкаты и Шри Чайтаньи Махапрабху оказали сильное впечатление на маленького сына Вьенкаты — Гопала Бхатту, который не упускал ни одного случая послушать святого гостя. Шри Чайтанья склонил на Свою сторону не только Вьенкату Бхатту и двух его братьев, но и маленького Гопала. С годами Гопал Бхатта развил глубокое, основанное на писаниях понимание этого вопроса: почему айшварья-форма Господа уступает Его мадхурья-форме.
Как утверждают Веды, жителей Враджа не привлекает величественная форма Кришны, его айшварья-рупа. Она предназначена лишь для тех, кто поклоняется Вишну (Нараяне), как это делают, например, в Шри Рангаме. Достигая совершенства, такие личности после смерти отправляются на бесчисленные планеты Вайкунтхи и с благоговением и почтительностью поклоняются властелину их сердца, ибо предпочитают именно такой способ поклонения.
Однако благоговение и почитание чужды обитателям Враджа, возлюбленным преданным Господа Кришны, которые пребывают в очень близких отношениях с Ним. Нанда Махарадж, мать Яшода, мальчики-пастушки и гопи привязаны к небесному Враджу, где царит мадхурья-рупа, а Кришна предстает нежным сыном, другом и божественным любовником. Жители Враджа забывают о Его абсолютном верховном положении — так велика их близость с Господом — и это лишь усиливает взаимную любовь. Айшварья-рупа не столь возвышенна, ибо в ней проявлены величие и отстраненность Господа, но не Его веселый нрав и всепривлекающие личные качества. Мадхурья-рупа — это любовь, лишенная благоговейного трепета перед величием и всемогуществом Бога.
Когда сезон дождей закончился и Шри Чайтанья собрался продолжить Свое путешествие по Южной Индии, маленький Гопал залился слезами. Чтобы утешить хозяев дома, Господь согласился остаться у них ещё на несколько дней. В ту ночь Гопалу Бхатте приснился сон, больше походивший на духовное видение. Страстно желая увидеть Господа Чайтанью до принятия санньясы, Гопал Бхатта удостоился счастья внутренним взором созерцать все Его игры в Навадвипе и милостью Шри Чайтаньи даже стал участником тогдашних событий. Чайтанья Махапрабху в этом «сне» поведал ему, что в действительности Он неотличим от Шьямасундары Кришны, изначального Господа, и предстал перед Гопалом в облике Кришны с флейтой в руках, а потом снова принял облик Шри Чайтаньи.
Словно сквозь сон Гопал Бхатта услышал слова Шри Чайтаньи, обращенные к нему:
— Ты встретишь двух личностей, подобных драгоценным каменьям, — Рупу и Санатану. Я вложу в них Свой разум, чтобы они распространили Мое учение. Благодаря этим двум ученикам Мои наставления достигнут каждого города и деревни.
Пробудившись, Гопал Бхатта направился прямо к Шри Чайтанье, горя желанием служить Ему, но Шри Чайтанья сказал:
— Оставайся дома и служи родителям. Когда они оставят этот мир, иди во Вриндаван и будь вместе с Рупой и Санатаной. Всегда слушай о славе Кришны и воспевай её!
Шри Чайтанья в Своих странствиях встретил и благословил второго из шести Госвами Вриндавана. Простившись, Он покинул Шри Рангам, но Гопал Бхатта все последующие годы ни на миг не забывал обращенные к нему наставления и духовное «сновидение», в котором Шри Чайтанья так милостиво позволил ему войти в навадвипа-лилу и раскрыл Свою божественную природу.
Несколькими годами позже Гопал Бхатта принял духовным учителем своего дядю Прабодхананду Сарасвати, прославленного ученого, поэта, который после встречи с Чайтаньей Махапрабху стал его искренним последователем. Прабодхананда Сарасвати обучил племянника поэзии, риторике, грамматике санскрита и Веданте. Памятование о Шри Чайтанье вдохновляло Гопала Бхатту на протяжении всей жизни и давало ему силы сокрушать в философских спорах всех противников теистического учения Гаудия-вайшнавов. Глубокие знания, полученные от Прабодхананды Сарасвати, вдохновляющий пример Шри Чайтаньи Махапрабху и Его наставления, которым Гопала Бхатта следовал всю свою жизнь, сделали его широко известным ученым-вайшнавом. Когда слава его стала беспримерной, Госвами решил выполнить наказ, данный Шри Чайтаньей, и отправился во Вриндаван. К этому времени его постаревшие родители — Вьенката и его жена, удачливейшие души во Вселенной, — покинули этот мир, памятуя о лотосных стопах Шри Чайтаньи Махапрабху. Во Вриндаване Гопала Бхатту с большой любовью встретили Рупа и Санатана Госвами.
Шри Чайтанья, пребывая в Джаганнатха Пури, решил узнать, действительно ли знаменитый Гопал Бхатта уже прибыл во Вриндаван. Легенды и слухи распространяются быстро, но Махапрабху хотел удостовериться в них и отправил из Пури письмо Рупе и Санатане во Вриндаван.
Посыльный вскоре вернулся и передал ответное письмо от Рупы и Санатаны, в котором говорилось: «Да, он здесь! Все жители Вриндавана — Локанатх, Бхугарбха, Кашишвар Пандит, Парамананда и Кришнадас получают огромное удовольствие от общения с Гопалом Бхаттой, который рассказывает им о Твоём пребывании в Шри Рангаме и путешествии по Южной Индии. Мы относимся к нему как к родному брату. Сразу по прибытии во Вриндаван он принял отречение от мира». В том же письме Рупа Госвами рассказал об удивительном сне: Божество Говиндадева, которому он поклонялся, попросило, чтобы Гопал Бхатта стал Его пуджари.
Шри Чайтанья с удовольствием поделился содержанием письма с преданными в Пури — Нитьянандой Прабху, Адвайтой Ачарьей, Харидасом Тхакуром и Гададхарой Пандитом. Он стал прославлять замечательные качества Гопала Бхатты и рассказал преданным о четырёх месяцах, проведенных в его семье в Шри Рангаме.
Шри Чайтанья, радуясь, тотчас же отправил посыльного с новым письмом Рупе и Санатане Госвами. Вместе с письмом Он просил передать посылку для Гопала Бхатты — Его набедренную повязку и другие личные вещи, что по традиции считается объектом поклонения. Один из посланных Шри Чайтаньей подарков был особенным — маленькое черное деревянное сиденье двенадцати дюймов высотой и десяти шириной, которым пользовался Сам Махапрабху и которому до сих пор поклоняются в храме Шри Радха-Раман во Вриндаване.
Когда посылка Шри Чайтаньи достигла Вриндавана, все садху, и особенно Рупа и Санатана, почувствовали экстаз. Гопал Бхатта был глубоко благодарен за присланные святыни и хранил их до конца своих дней. Кроме того, письмо содержало особое наставление Гопалу Бхатте: «Избегай привязанности к постоянному месту жительства. Проводи большую часть времени в общении с Рупой и Санатаной Госвами, создавая трансцендентную литературу и вдумчиво изучая ведическое наследие».
Исполняя желание Господа, Гопал Бхатта создал «Сат-крия-сара-дипику», классическое произведение о принципах учения Гаудия-вайшнавов. Затем он отредактировал «Хари-бхакти-виласу» Санатаны Госвами и написал предисловие к «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами, а также комментарий к «Кришна-каранамрите» Билвамангала Тхакура.
Имя Гопала Бхатты, чья жизнь была проповедью наставлений «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-Гиты», прославилось по всей Индии, его стали называть младшим братом Рупы и Санатаны. Авторитет Гопала Бхатты Госвами как учителя бхакти особенно возрос после его путешествия в Непал к реке Гандаки, где он отыскал двенадцать шил (священных камней, которые считаются воплощением Кришны) и привёз их во Вриндаван. Посещение Непала оказалось тяжелым испытанием, потому что путешествия в те времена были только пешими, но Гопал Бхатта был настроен решительно. Однако, вернувшись во Вриндаван, он почувствовал, что не способен поклоняться священным камням, и вновь отправился в Непал на берег реки Гандаки.
Воспевая особые мантры, Гопал Бхатта бережно опустил шилы в воды священной реки, и вдруг камни «выпрыгнули» обратно, прямо ему в руки. Трижды он пытался положить их в реку, но мистическое чудо повторялось. Гопал понял знак Кришны — он должен вернуть шилы во Вриндаван и поклоняться им. Он так и поступил и вскоре прославился на весь Вриндаван как «Госвами, поклоняющийся удивительным шилам». До конца жизни он хранил их в полотняном мешочке на шее.
В 1542 году, через восемь лет после ухода Шри Чайтаньи, Гопал Бхатта почувствовал необходимость поклоняться «своему» Божеству, как это делал Рупа Госвами, поклоняясь Говиндаджи. Потребность эта стала особенно ощутимой после того, как один богатый торговец подарил Гопалу Бхатте драгоценности, украшения и нарядную одежду для Божества. Поскольку шилы имели форму камней, Гопал Бхатта не мог использовать подаренные украшения для поклонения им. Тогда он сложил все дары перед шилами и воззвал к Господу горячей молитвой, прося надлежащих наставлений. Однако в этот вечер Гопал Бхатта их не получил.
Утром следующего дня Госвами обнаружил, что одна из шил, под названием Дамодара, приняла форму несказанно прекрасного Божества Кришны, исполнив тем самым его заветное желание. Рухнув наземь, Госвами от всего сердца вознёс Господу смиренные молитвы и воспел Ему славу. Услышав о чудесном событии, Рупа, Санатана и другие почтенные вайшнавы поспешили к священному месту, где Гопал Бхатта «признавался Господу в любви». В их присутствии Госвами нарек своё Божество Шри Радха-Раманадев. Как объясняют местные предания, Божество получило такое имя — «Кришна, доставляющий наслаждение Радхе» — по той простой причине, что место Его появления находилось недалеко от поляны, где Радха и Кришна наслаждаются танцем раса. Исчезновение Кришны во время танца раса вызвало ещё большую любовь в сердце Шримати Радхарани.
Божеству Радха-Раманадеву по сей день поклоняются во Вриндаване. Хотя высота Шри Радха-Раманадева не превышает двенадцати дюймов, паломники со всех концов Индии идут полюбоваться Его ослепительной красотой. Небольшой размер — это часть Его неповторимого облика. Кроме того, из всех Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раманадев благодаря своей величине до сих пор остался во Вриндаване. Попечители храма решили, что воины-мусульмане, уничтожавшие всех «индуистских идолов», не заметят маленькое Божество, и оказались правы: мусульмане не тронули Радха-Раманадева. Может показаться удивительным, что в храме нет Божества Радхарани, однако слева от Радха-Раманадева лежит небольшая серебряная корона, подтверждающая Ее присутствие.
Несколько лет спустя после явления Радха-Рамана поклонявшийся Ему Гопал Бхатта почувствовал острую тоску по Шри Чайтанье. Помня о том, что некогда он обещал отцу поклоняться Шри Чайтанье Махапрабху, Гопал Бхатта уже не чувствовал удовлетворения, поклоняясь Радха-Раману. Хотя в конечном счете Божество не отличалось от Шри Чайтаньи, Гопал Бхатта считал Его проявлением «Кришны, играющего на свирели».
Стоило подобным чувствам завладеть Гопалом Бхаттой, как Божество предстало перед ним в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Слезы хлынули из глаз Гопала Бхатты, как река Ганга, когда в очередной раз он осознал, что Шри Чайтанья и есть Сам Кришна, принявший образ Радха-Рамана. Откровение это он всегда хранил в сердце и проповедовал окружающим.
Гопал Бхатта Госвами пришёл в этот мир как один из величайших авторитетов-вайшнавов, последователей Господа Чайтаньи. Он стал главным жрецом храма Радха-Раман, сделав это служение миссией своей жизни. Желая превратить заботу о Божестве Радха-Рамана в передаваемую по наследству обязанность своей семьи, Гопал Бхатта столкнулся с серьёзной проблемой, ведь он сохранял целибат всю жизнь! Тогда он обратился с просьбой к своему младшему брату Шри Дамодаре дасу вступить в брак и дать жизнь наследникам этой традиции. Преемственность слуг Божества Радха-Рамана из семьи Гопала Бхатты не прерывается до сих пор.
Гопал Бхатта Госвами — воплощение Ананги Манджари, младшей сестры Радхарани. Постоянная литературная работа и совершенное знание писаний снискали ему славу одного из выдающихся теологов Индии, а любовь и преданность Шри Чайтанье и Радха-Раману возвысили до статуса святого. Сегодня он известен как один из шести Госвами Вриндавана, и почтительные последователи в память о достойной подражания жизни постоянно посещают самадхи Гопала Бхатты в храме Радха-Раманадева.
Приступая к написанию «Шри Чайтанья-чаритамриты», Кришнадас Кавирадж испросил благословений у всех наиболее почитаемых преданных Вриндавана. Среди них был и Шри Гопал Бхатта (1503 — 1578). Однако в обмен на дарованное благословение он попросил Кавираджа Госвами не упоминать его имени в «Чайтанья-чаритамрите». В результате такой скромности имя Гопала Бхатты лишь считанное число раз встречается в этом многотомном произведении.
О.Б.Л. Капур
(стр.195-213)
Шри Гопал Бхатта Госвами
Среди госвами Вриндаваны положение Гопала Бхатты Госвами, который считается инкарнацией Ананги Манджари, уникально в том смысле, что он получил все благословения Махапрабху ещё в юном возрасте - ему было тогда лет десять-двенадцать, когда Махапрабху останавливался в их доме на четыре месяца. Уже в таком возрасте он получил дары Махапрабху - Его общество, Его чаранамрту и Его поучения. Кроме этого, Махапрабху сформировал план всей его будущей жизни, а позже дал ему Свою собственную дор-каупину и возвел его в ранг гуру, предложив ему сесть на асану, на которой восседал Сам.
Удивляет то, что хотя Гопал Бхатта и был таким образом благословлён Махапрабху и был, как мы увидим позднее, автором нескольких наиболее важных работ Вайшнава-сампрадайи, ни в одной из признанных этой сампрадаей работ нельзя найти информации о нём. Кришнадас Кавирадж упоминает его как одного из своих шести шикша-гуру в «Чайтанья-чаритамрите». Но более этого упоминания он ничего не говорит о Гопале Бхатте. Нарахари Чакраварти объясняет это тем, что сам Гопал Бхатта в силу своего смирения запретил ему писать что-либо про себя.
Но другие биографы - Вриндаван Дас, Лочан Дас, Кави-карнапур и Джаянанда также ничего не упоминают о нём. Только Мурари Гупта немного рассказывает о нём в своей Кадаче. Позже Нарахари Чакраварти, Манохар Дас, Ядунандан Дас и Нароттама Дас сказали несколько слов о нём - Нарахари Чакраварти в «Бхакти-ратнакаре», Манохар Дас в «Анурага-валли», Ядунандан Дас в «Карна-нанде» и Нароттам Дас в «Према-виласе».
Гопал Бхатта родился в 1500 году в деревне под названием Белагуди на берегу Кавери рядом со Шри Рангамом в семье дравида-брахманов из сампрадаи Рамануджи. Трое братьев из этой семьи, Трималл Бхатта, Венкат Бхатта и Прабуддх Бхатта, знаменитые своей учёностью, были главными жрецами Шри Ранганатха. Трималл Бхатта был старшим, Венкат Бхатта был средним, а самым младшим был Прабуддх Бхатта. Гопал был сыном Венката Бхатты.
Когда Гопал стал постарше, явственно проявились его экстраординарный интеллект и тяга к знаниям. Венкат Бхатта поручил своему младшему брату Прабуддху Бхатте дать Гопалу надлежащее образование. Под его началом Гопал стал быстро развиваться и вскоре стал сведущ в грамматике, Ньяя-шастре, риторике и т. п. Прабуддх имел пристрастие к адвайта-ваде. Поэтому он хотел обучить Гопала в том же духе. Но Гопал был бхактой с рождения. Это становится очевидным из факта, что однажды, когда он был совсем маленьким, он побывал вместе со своим отцом в Нилачале. Получив даршану Господа Джаганнатха, он почувствовал такой прилив бхавы в себе, что отец, видя такой знак, глубоко уверовал в его необычайную склонность к преданности.
Во Вриндаване
По смерти родителей Гопал Бхатта почувствовал себя свободным от той единственной веревки, что связывала его с миром. Подобно телёнку, отвязавшемуся от колышка и быстро бегущему к корове, он помчался во Вриндавану. Если бы он был волен пойти в Нилачалу, то он бы отправился туда и пал бы к стопам Махапрабху. Но Махапрабху приказал ему идти прямо во Вриндавану. Его приказам следовало повиноваться. Добравшись до Вриндаваны, от пришёл к Рупе и Санатане. Они уже были наслышаны о нём от Махапрабху и с нетерпением ждали его прибытия, так как он должен был помочь им в составлении бхакти-шастр и распространении учения Махапрабху. Они были очень рады встретиться с ним. Его приход во Вриндавану оказался важен не только для Рупы и Санатаны, но и для всего вайшнавского общества Вриндаваны. Важность этого с лёгкостью можно понять из того факта, что весть об этом была немедленно передана с особым посланником Махапрабху. В отсутствие почтового сообщения в те дни информацию из одного места в другое можно было передавать только при помощи курьеров, которым приходилось преодолевать значительные расстояния. Поэтому курьеров посылали только по очень важным случаям.
Махапрабху был очень рад получить эту новость. Он передал её преданным в Нилачале и рассказал им о качествах ума и сердца Гопала Бхатты. Он написал письмо Рупе и Санатане, прося их заботиться о нём как о своём младшем брате. Вместе с письмом он послал Гопалу Бхатте свою дор-каупину, бахирвасу и асану (патту).
Когда Гопал Бхатта узнал об этом, он настолько был охвачен бхавой, что не смог сдержать себя и упал без чувств. Придя в себя, он немедленно стал предлагать поклоны дор-каупине, асане и бахирвасе. Но даже по настоянию Рупы и Санатаны он отказался садиться на асану.
Однако, когда они объяснили ему, что прислав асану, Махапрабху уполномочил и поручил ему давать людям дикшу, сидя на ней, ему пришлось подчиниться.
Ученики Гопала Бхатты
Все Гаудия-госвами были самим воплощением смирения. Они не хотели принимать учеников, потому что считали себя недостойными быть гуру. Рупа, Санатана и Рагхунатх не принимали учеников. Локанатх также поклялся никому не давать дикши, хотя ради Нароттама Даса Тхакура ему и пришлось нарушить свой обет. Рупа и Санатана беспокоились о сохранении шишья-парампары (линии ученической преемственности) сампрадаи. Махапрабху решил дилемму до известной степени, поручив Гопалу Бхатте давать дикшу; Рупа Госвами попытался для исполнения этой задачи приготовить по крайней мере ещё одного человека. Джива Госвами был всё ещё молод. Поэтому он передал ответственность Рагхунатху Бхатте. Он попросил Гопала Бхатту давать посвящение людям с запада Индии, а Рагхунатха Бхатту - людям, приходящим из Гауды.
Гопал Бхатта Госвами дал посвящение многим людям из западных районов. Из его учеников особенно выделялись двое братьев - Дамодар Госвами и Гопинатх Госвами, которых он взял с собой на обратном пути от Гандаки. Гопинатх не женился. Он был великим преданным и отрёшенным человеком. Он служил Гопалу Бхатте и также помогал ему в служении Радхараману. Гопала Бхатта попросил его жениться для того, чтобы право стало наследственным и не попало в чужие руки. Но так как Гопинатх Госвами не был склонен к семейной жизни, он передал право служения Дамодаре Госвами.
Другим знаменитым учеником Гопала Бхатты был Шринивас Ачарья. Согласно распределенным Шри Рупой полномочиям он должен был получить посвящение у Рагхунатха Бхатты. Почему же правило было нарушено? Чтобы понять тайну, стоящую за этим, следует обернуться назад и рассмотреть то, как Махапрабху получил посвящение у Кешава Бхарати. Перед получением от него санньяса-мантры Он сначала прошептал ему на ухо мантру, которую, по Его словам, он получил во сне, и затем Он получил от Кешава Бхарати ту же самую мантру. Так он удержал за собой Свое изначальное положение как ади-гуру, первого и неизменного гуру для всех остальных гуру. Подобно этому, как говорит Гопал Кави, Он сначала уполномочил Гопала Бхатту давать дикшу, послав ему асану, а затем Сам получил от него дикшу в форме Шринивас Ачарьи, который считается Его личным частичным проявлением.
Шринавас Ачарья был искусен в танце, музыке и драме. Такими же искусными были и Нароттам Тхакур и Шьямананд, которые пришли во Вриндавану примерно одновременно со Шринивас Ачарьей. Они вместе ходили по Врадже, пели и играли кришна-лилу. Как раз именно в это время Нараян Бхатта Госвами также пытался основать традицию театрального представления раса-лилы, живущую и по сей день. Вполне возможно, что источником вдохновения для них всех был сам Гопал Бхатта, который, как мы уже видели, согласно заметкам Мурари Гупта и Кави-карнапура, был с детства искусен в танце, музыке и драматическом искусстве.
Уход
Гопал Бхатта Госвами ушел в возрасте 85 лет в 1586 году, ровно 100 лет спустя после явления Махапрабху. Его самадхи стоит рядом с пракатья-стхали Радхарамана в Радхараман Гхера.
Кави-карнапур сказал, что Гопал Бхатта был Анангой Манджари из враджа-лилы. Другие называли его Гуной Манджари:
ананга манджари йасит садйа гопалабхаттаках
бхатта госваминам кечидахух шри гуна манджарим
(«Гаура-ганнодеша-дипика», 184)
Работы
«Хари-бхакти-виласа». Самой важной работой Гопала Бхатты Госвами является «Харри-бхакти-виласа». Это свод вайшнавских ритуалов и обычаев, каждое правило из которого подтверждено цитатой из Пуран, Самхит и Тантр. Она была закончена ранее 1541 года, так как она цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху», которая была написана в 1541 году. Продолжаются споры касательно авторства этой работы - некоторые утверждают, что её автором является Шрила Санатана Госвами. Нами этот спор был разрешён в главе, посвященной Санатане Госвами, где было доказано, что Санатана Госвами составил краткую «Вайшнава смрити», а Гопал Бхатта Госвами расширил её в «Хари-бхакти-виласу».
Некоторые исследователи критикуют работу, указывая, что хотя она и предназначена быть сводом религиозных законов для Гаудия-вайшнавов, она «во многих деталях отклоняется от принятых в этой секте взглядов». Подобная критика основана на неправильном представлении будто бы эта работа была подготовлена как Смрити-грантха для Гаудия-вайшнавов, что не является истинным. Она была предназначена для широкого круга вайшнавов. Именно поэтому эта работа косвенно поддерживает точку зрения, что Гаудия-госвами не пытаются основать отдельную сампрадаю.
«Шат-сандарбха карика». Гопал Бхатта признан как изначальный автор «Шат-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами. Джива сам признаёт это в мангалачарана-шлоке своей работы. Он говорит: "Рупа и Санатана вдохновили меня написать этот труд. Их старый друг, выходец с юга (Дакшинатья Бхатта) уже написал эту книгу, собрав выдержки из старых вайшнавских книг. Эти выдержки были неупорядоченными, я же упорядочил их и объяснил". Баладев Видьябхушан поясняет, что под "старыми вайшнавскими книгами" Джива Госвами подразумевает работы Рамануджачарьи, Мадхвачарьи и Шридхары Свами, и под Дакшинатьей он подразумевает Гопала Бхатту.
«Сат-крия-сара-дипика». Эта работа предназначена восполнить пробелы, имеющиеся в «Хари-бхакти-виласе». Она содержит описание четырнадцати самскар (очистительных ритуалов), таких как упанаяна (церемония священного шнура) и свадьба, о которых не говорится в «Хари-бхакти-виласе».
«Самскара-дипика» - содержит описание ритуала, связанного с веша-крия (вайшнава-санньяса) и поведением домохозяина, санньяси, авадхуты и парамахамсы.
Комментарий на «Кришна-карнамриту». Гопал Бхатта написал прекрасный комментарий на «Кришна-карнамриту», называемый «Кришна-валлабха». Манохар Дас упоминает её в «Анурага-валли», а Нарахари Чакраварти - в «Бхакти-ратнакаре».
Из колофонов и атма-паричая (свидетельства, данного самим автором) явствует, что книга была написана Дравидом Гопалом Бхаттой, сыном Харивамши, а не Гопалом Бхаттой Госвами из Гаудия-сампрадаи. Очень трудно поверить, что перед лицом столь ясного утверждения касательно авторства, и Манохар Дас, и Нарахари Чакраварти припишут работу Гопале Бхатте Госвами. Похоже, что уже после написания «Анурага-валли» и «Бхакти-ратнакары» кто-то добавил к работе колофон и атма-паричаи в силу неясности, внесенной именем Дравид Гопал Бхатта, встречающимся во второй шлоке работы.
Кроме свидетельства «Анурага-валли» и «Бхакти-ратнакары», имеется сильное свидетельство в пользу того, что работа была написана Гопалом Бхаттой Госвами - цитаты из Пуран, приводимые в ней, взяты не непосредственно из Пуран, а из других работ Гаудия-сампрадаи, таких как «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Падьявали» и «Джаганнатха-валлабха натака».
Редакция: Ари Мардан д.
Другие ссылки на ИСККОН
"Господь Чайтанья дал мне все благословения. Это он открыл мне двери во Вриндаване и дал мне доступ к тайне враджа-бхакти. Господь Чайтанья для меня - всё!"
Гопал Бхатта Госвами
Путешествуя по Южной Индии, Господь Чайтанья пришёл в Шри Рангам, где Он танцевал в экстазе перед Божеством Господа Ранганатхи. Этот танец с воздетыми руками и великое сострадание в глазах Шри Гауранги Махапрабху привлекли к санкиртане множество людей. Удержаться было невозможно. Господь Чайтанья затопил весь этот город кришна-премой.
Брахман Венката Бхатта — священник храма Ранганатхи — припал к стопам Господа Чайтаньи и пригласил Его остановиться у него в доме. Когда Господь Чайтанья пришёл, Венката Бхатта омыл Его стопы и обрызгал этой водой головы своих братьев Трималы Пати и Прабходананды Сарасвати и свою голову, а семилетний сын его Гопал Бхатта выпил её. Увидев изумительную форму Чайтаньи Махапрабху, Его величие и сострадание, выпив воду с Его стоп, маленький мальчик упал наземь и плакал, переполненный чувствами. С того дня и до конца его дней его жизнь и душа принадлежали Господу Чайтанье.
Следующие четыре месяца маленький Гопал Бхатта был занят простым незначительным служением Господу Гауранге. Однажды его сердце, как молния, поразила мысль: «Этот мой возлюбленный Господь оставил в Навадвипе прекрасную супругу, сбрил великолепные волосы, снял роскошные одежды и драгоценные украшения и облачился в одежды санньяси». Весь день Гопал Бхатта плакал: «Почему я так неудачлив? Я не родился в Навадвипе, где мог бы видеть своего Господа в образе Верховного Наслаждающегося. Мне досталось видеть, как Он принимает аскезы санньясы. Сердце моё разрывается на части». Всю ночь он не мог заснуть и, забывшись под утро, увидел во сне Господа Чайтанью, Господа Нитьянанду, Адвайту Ачарью и других преданных, которые шли по берегу Ганги в Навадвипе.
Роскошные волосы Господа Чайтаньи развевались на ветру, тело было украшено пышной цветочной гирляндой. Маленький Гопал Бхатта тоже шёл в этой процессии рядом с Господом Чайтаньей. Затем его позвал Господь Нитьянанда и сказал: «Мы раскроем тебе тайну...» Но как только Господь Нитьянанда склонился к его уху, Гопал проснулся. Он тут же побежал в комнату к Господу Чайтанье и со слезами на глазах припал к Его стопам. Гауранга улыбнулся и уже наяву явил перед глазами Гопала Бхатты Свою изумительную форму Шьямасундары, играющего на флейте в лесу Вриндавана. Гопал увидел павлинье перо в Его волосах, гирлянду из лесных цветов, украшающую тело цвета грозового облака. Затем эта форма Нандананданы преобразовалась в прекрасную форму Навадвипачандры — Господа Чайтаньи в Его навадвипа-лиле. Господь Гауранга с воздетыми руками затоплял весь мир звуками Святого Имени! В восторге Гопал Бхатта омывал слезами стопы Гауранги Махапрабху... Подняв голову, он снова увидел Господа Чайтанью в облике санньяси. Господь поднял Гопала, посадил к Себе на колени и омыл его Своими слезами.
Господь Чайтанья сказал Гопалу Бхатте: «Я пошлю тебя во Вриндаван. Там ты встретишь Рупу и Санатану Госвами и будешь им младшим братом. Тогда исполнятся все твои сокровенные желания. А пока оставайся в Шри Рангаме и заботься о своих родителях — они Мои возлюбленные преданные».
Счастье, которое царило в Шри Рангаме эти четыре месяца, невозможно описать человеческими словами. Но ближе к концу Чатурмасьи Венката Бхатта, Тримала Пати, Прабходананда Сарасвати и Гопал Бхатта затосковали: «Очень скоро наш Господь покинет нас. Как мы будем жить? Мы так привязались к Нему, целыми днями напролет воспевая с Ним Святые Имена, ведя хари-катху, вместе получая даршан Господа Ранганатхи и совершая омовения в реке Кавери...». Увы, этот день настал, и Господь Чайтанья ушёл. Семья Венкаты Бхатты находила утешение в том, что день и ночь они вспоминали игры Чайтаньи Махапрабху в Шри Рангаме и обсуждали игры Кришны и Радхи во Вриндаване, вкус к которым пробудил в них Шри Чайтанья.
Гопал Бхатта стал учеником своего дяди Прабходананды Сарасвати. Он с жадностью изучал священные писания в соответствии с учением Шри Чайтаньи Махапрабху. Скоро его ученость превзошла ученость всех пандитов Индии. Перед тем как со Святым Именем на устах покинуть этот мир, родители благословили Гопала Бхатту: «Иди во Вриндаван и служи Господу всем сердцем и душой, как велел тебе Чайтанья Махапрабху».
Гопал Бхатта пешком отправился во Вриндаван. В это время Господь Чайтанья вместе с Гададхарой Пандитом и другими близкими спутниками находился в храме Тота-Гопинатхи. Ему было интересно, где сейчас Гопал Бхатта. Конечно, Господь всезнающий, но ради того, чтобы проявить сладость любовных отношений со Своими преданными, Он делает вид, будто впадает в забытье и не знает, где они находятся и чем занимаются. И вот в тот момент, когда Он подумал о Гопале Бхатте, пришло письмо от Рупы и Санатаны Госвами. Они писали: «Только что во Вриндаван пришел Гопал Бхатта, и мы приняли его как своего брата». Чайтанья Махапрабху был счастлив. В ответ Он послал Гопалу Бхатте во Вриндаван Свою деревянную асану для пуджи и Свою каупину.
Живя во Вриндаване в общении с Рупой и Санатаной Госвами, а позднее — с Дживой Госвами, Рагхунатхой дасом Госвами, Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Локанатхой Госвами, Бхугарбхой Госвами, Гопал Бхатта Госвами стал очень дорог всем им. Госвами Вриндавана приказали Кришнадасу Кавираджу Госвами написать «Чайтанья-чаритамриту». Он полагал себя недостойным чести исполнить этот труд, и единственной своей квалификацией считал благословение вайшнавов. Искренне и глубоко почитая всех преданных, он молил о благословении. Гопал Бхатта Госвами даровал Кришнадасу Кавираджу все свои благословения и попросил не упоминать его в этом произведении. Предполагалось, что «Чайтанья-чаритамрита» будет самым значительным писанием после «Шримад-Бхагаватам», которое будут читать на протяжении многих и многих столетий. Кому бы не хотелось быть упомянутым в таком произведении?! А Гопал Бхатта поставил условие: о нем не должно быть ни слова. Какая удивительная личность!
Однажды Господь Чайтанья явился Гопалу Бхатте Госвами и дал ему благословение совершить паломничество в те места на реке Гандаки, где сейчас находится Непал. Придя на берег этой реки, Гопал Бхатта Госвами зачерпнул воды для омовения и увидел в своей лоте двенадцать шалаграм. Он вернул их в реку, но они снова оказались в его лоте, и это повторилось несколько раз. Тогда Гопал Бхатта Госвами решил, что, скорее всего, Господь хочет, чтобы он взял их с собой во Вриндаван. Он принёс их во В