И ныне, предпразднства, глас тот же
Киприана:
Вот, приблизилось время спасения нашего,/ готовься, пещера:/ Дева приближается, чтобы родить./ Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись,/ ибо из тебя воссиял Господь наш./ Услышьте, горы, и холмы,/ и окрестности Иудеи,/ ибо грядет Христос,/ чтобы человека, которого создал, спасти,/ как Человеколюбец.
Если же 18 или 19 декабря:
И ныне, Богородичен:
О, чудо новое, высшее всех древних чудес!/ Ибо кто знал матерь, без мужа родившую,/ и во объятиях носившую все творение Объемлющего?/ Божий замысел – это зачатие./ Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая,/ и материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/ не переставай молиться о почитающих Тебя,/ дабы Он умилостивился и спас души наши.
На благословении хлебов, если служится всенощное бдение:
Богородица Дева, радуйся: (дважды)
И отцам, тропарь, глас 2:
Велики веры свершения!/ Во источнике пламени, как на воде отдохновения,/ святые три отрока радовались./ И пророк Даниил львов пасущим как овец явился./ Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!
Если же 24 декабря:
На благословении хлебов тропарь отцам: Велики веры свершения: дважды
И тропарь предпразднства, глас 4:
Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/ как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/ носящая во чреве Зачатого без семени./ Настало время родить,/ и не было нигде места для ночлега;/ но, как чертог приятный,/ пещера Царице была показана./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить/ прежде падший Свой образ.
Единожды, и чтение.
НА УТРЕНИ
На Бог Господь тропарь воскресный дважды.
Слава: отцам. И ныне: Богородичен 2 гласа (18 и 19 декабря).
Если 24 декабря
тропарь предпразднства, глас 4:
Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/ как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/ носящая во чреве Зачатого без семени./ Настало время родить,/ и не было нигде места для ночлега;/ но, как чертог приятный,/ пещера Царице была показана./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить/ прежде падший Свой образ.
Если же 20 по 23 декабря
тропарь предпразднства, глас 4:
Готовься, Вифлеем:/ открылся для всех Эдем./ Украшайся, Ефрафа,/ ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы./ И подлинно явилось Ее чрево духовным раем,/ в котором – божественная Отрасль./ От нее вкусив, мы живы будем,/ и смерти, как Адам, не подвергнемся./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.
И обычные кафизмы, и седальны воскресные с Богородичнами их, и чтение в Евангелии толковом.
Если же 24 декабря, поем следующие седальны:
По 1 кафизме седален, глас 4
Подобен: Поражен был Иосиф:
Через отцов Ты, Боже, предвозвестил таинственно/ тайну грядущего явления Бога на земле –/ предвечного Сына Твоего от Девы;/ через Авраама, Исаака и Иакова, Иуду и прочих,/ Иессея, и Давида, и всех пророков/ Духом предвещая в Вифлееме являющегося Христа,/ всех, живущих в мире к спасению призывающего.
Слава, и ныне: повторяем то же.
По 2 кафизме седален, глас 8
Подобен: Премудрости:
Праздник будем праздновать, верные,/ отцов Божественных радостно:/ Адама и Авеля почитая, Сифа и Еноса прославляя,/ Еноха, Ноя, Сима с Иафетом воспоем,/ Авраама, прежде закона верою просиявшего,/ и Божественного Исаака, Иакова и Иуду,/ Левия и целомудренного Иосифа восхвалим и с верою возгласим:/ «Богоносные праотцы, молите Христа Бога/ грехов отпущение даровать/ празднующим с любовию святую память вашу!»
Слава, и ныне: И повторяем то же.
После Непорочных тропари их, Ипакои гласа и седальны отцам.
Седальны отцам, глас 8
Подобен: Премудрости:
Авраама и Исаака с Иаковом все восхвалим в песнях,/ Давида кроткого, Иисуса и двенадцать патриархов/ вместе с тремя юношами, угасившими огненное пламя силою духовною,/ «Радуйтесь», – возглашая к ним, –/ «доблестно обличившие заблуждение царя безумного,/ и Христа молите согрешений прощение даровать/ празднующим с любовью святую память вашу!» (дважды)
Слава, и ныне, иной,
глас и подобен тот же:
Из недр Отеческих Ты сошел/ и несказанным умалением принял свойственную нам нищету,/ превыше естества, Человеколюбец;/ в пещеру вселиться благоволил, Господи,/ и как младенец сосцами питаешься, Создатель и Господь./ Потому, звездою направляемые, волхвы дары Тебе приносят,/ как Владыке всего творения,/ пастухи же и Ангелы удивляются, взывая:/ «Слава в вышних Богу, на землю грядущему/ родиться как человек!»
Если же 18 или 19 декабря, Богородичен следующий:
Благодарственную похвалу должным образом,/ как вдовица известная две лепты,/ приношу Тебе, Владычица, за все дары Твои:/ ибо Ты явилась покровом и вместе – помощью,/ от напастей и скорбей всегда меня освобождая./ Потому, как из среды горящей печи,/ от преследующих меня избавившись,/ я от сердца взываю к Тебе:/ «Богородица, помоги мне, моля Христа Бога/ согрешений прощение мне даровать;/ ибо Тебя имею я надеждой, раб Твой!»