ПОСЛАНИЯ: учиться думать контекстуально
Мы начнем обсуждение различных библейских жанров с Посланий Нового Завета. Одна из причин этого – в том, что они кажутся легкими для толкования. В конце концов, кому нужна особая помощь, чтобы понять, что “все согрешили” (Рим. 3,23), что “возмездие за грех – смерть” (Рим. 6,23) и что “благодатию вы спасены через веру” (Еф. 2,8), или такие повеления, как “поступайте по духу” (Гал. 5,16) и “живите в любви” (Еф. 5,2)?
С другой стороны “легкость” толкования Посланий может быть довольно обманчивой. Особенно на уровне герменевтики. Можно попробовать провести занятия с группой христиан по 1 Коринфянам, и вы увидите, как много трудностей. “Как можно принимать мнение Павла (7,25) за Слово Божие?” спросит кто-нибудь, особенно если лично ему не нравится значение этого мнения. И вопросов много. Как разрыв отношений с братом в пятой главе соотносится с современной церковью, особенно, если он просто может пойти в соседнюю другую церковь? Каков смысл глав 12-14, ясли вы находитесь в поместной церкви, где духовные дары не считаются действующими в ХХ веке? Как нам быть с ясным значением 11,2-16, где сказано, что женщины должны молиться и пророчествовать с покрытыми головами – или с ясным смыслом того, что они должны молиться и пророчествовать в общине, собравшейся для богослужения?
Становится ясно, что Послания не так легко толковать, как думают. Поэтому, из-за их важности для христианской веры и множества герменевтических вопросов, возникающих в связи с ними, мы возьмем их в качестве моделей для экзегетических и герменевтических вопросов, которые мы будем задавать в продолжение всей книги.
Природа посланий
Прежде, чем рассматривать 1 Послание Коринфянам в качестве модели для экзегезы посланий, несколько общих слов обо всех Посланиях (весь Новый Завет кроме четырех Евангелий, Деяний Апостолов и Откровения).
Прежде всего, необходимо отметить, что сами по себе Послания не однородны по составу. Много лет назад Адольф Дайссман, исследуя папирусы, установил различие между Письмами и Посланиями. Первые, “настоящие письма”, как он их назвал, были нелитературные, т.е. не были написаны для всей церкви или потомства, а предназначались лишь тому или тем, кому были адресованы. В отличие от письма, Послание представляло собой художественную литературную форму или образец литературы, рассчитанный на публику. Сам Дайссман рассматривал все Послания Павла, так же как 2 и 3 Иоанна, как “настоящие письма”. Хотя другие ученые и предупреждали, что не следует сводить все письма Нового Завета к той или другой категории – в некоторых случаях это вопрос склонности к тому или другому – различие, все же, существенно. Послания Римлянам и Филимону отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по тому, что одно гораздо более личное, чем другое. И в отличие от всех Посланий Павла, 2 Петра и 1 Иоанна гораздо больше выглядят Посланиями.
Существенность этого различия можно увидеть и в форме древних писем. Точно так же, как существует стандартная форма для наших писем (дата, приветствие, основное содержание, заключение и подпись), некая форма существовала и для их писем. Были найдены тысячи древних писем Нового Завета (ср. с письмом совета в Деян. 15,23-29). Эта форма состоит из шести частей:
1. Имя автора (напр., Павел)
2. Имя получателя (напр., церкви Господней в Коринфе)
3. Приветствие (напр., “Благодать вам и мир от Бога Отца нашего...”)
4. Молитвенное пожелание или благодарение (напр., “непрестанно благодарю Бога моего за вас...”)
5. Основное содержание
6. Заключительное приветствие и прощание (напр., “Благодать Господа Иисуса Христа да будет с вами”.)
Единственный изменяемый элемент в этой форме – это № 4, который в большинстве древних писем принимает форму молитвенного пожелания (почти точно как в 3 Иоан. 2), или вообще пропускается (как в Галатам или 1 Тимофею, Титу), хотя иногда можно обнаружить и благодарение и молитву (как это часто встречается в посланиях Павла). В трех из новозаветных Посланий это благодарение превращается в славословие (2 Кор., Ефес., 1 Пет., ср. с Отк. 1,5-6).
Можно заметить, что те из Посланий Нового Завета, в которых отсутствуют формальные элементы либо 1-3, либо 6, не являются истинными Письмами, хотя по форме они частично эпистолярны. Евреям, например, которое описывалось как на три четверти трактат и на одну – письмо, было в действительности послано группе людей, как явствует из 10,32-34 и 13,1-25. Особенно отметьте форму письма в 13,22-25. И все же главы 1-10 мало похожи на письмо и являются в действительности красноречивой проповедью, в которой доказательство всеобщего превосходства Христа над всем предшествующим пересыпано побуждениями читателей поддерживать в себе веру в Христа (2,1-4; 3,7-19; 5,11-6,20; 10,19-25). Автор и сам называет это “словом увещания” (13,22).
1 Иоанна, в некотором роде, похоже на него, за исключением того, что не имеет ни одного формального элемента письма. Тем не менее ясно, что оно написано для группы людей (см. Напр., 2:7,12-14,19,26) и весьма похоже на основное содержание письма без всех формальных элементов. Суть в том, что это не просто теологический трактат для церкви вообще.
Послания Иакова и 2 Петра адресованы как письма, но в обоих нет ни знакомого заключительного обращения, ни прощания; в обоих нет специфических обращений, так же как и персональных обозначений и заметок автора. Они наиболее близки в Новом Завете к “посланиям”, т.е. трактатам для всей церкви, хотя 2 Петра, кажется, было вызвано теми, кто отрицал Второе Пришествие (3,1-7). Иакова же, с другой стороны, настолько лишено всяческих доказательств, что выглядит более, как собрание заметок для проповеди по разным этическим темам, чем письмо.
Несмотря на это различие типов, есть нечто общее для всех Посланий, и это имеет решающее значение для чтения и толкования их: все они – то, что называется технически окказиональные документы (т.е. документы написанные по определенному поводу) и что все они из первого века. Хотя и вдохновленные Святым Духом и потому принадлежащие всему времени, они впервые были написаны из контекста автора к контексту оригинальных получателей. Именно эти факторы – то, что они окказиональны и что принадлежат к первому веку – делают толкование иногда таким трудным.
Важнее всего, эта окказиональная природа их должна быть воспринята серьезно. Это означает, что они были вызваны какими-то особыми обстоятельствами, либо со стороны читателя, либо автора. Почти все письма Нового Завета были вызваны читателями (Филимону, Иакову и, возможно, Римлянам являются исключениями). Обычно поводом было такое поведение, которое нуждалось в исправлении, или ошибка, или непонимание, которое требовалось разъяснить.
Большинство наших проблем в толковании Посланий возникают именно из-за того факта, что они окказиональны. У нас есть ответы, но мы не всегда знаем, каковы были проблемы и были ли они вообще. Это очень похоже на то, как если бы вы слушали беседу по телефону на одном конце и пытались выяснить, кто на другом конце и что говорит этот невидимый участник. Во многих случаях нам очень важно попытаться услышать “другой конец”, так чтобы мы знали, на что является ответом тот или иной отрывок.
И еще один момент. Окказиональная природа Посланий также означает, что они не являются, в первую очередь, теологическими трактатами; они не являются полными конспектами теологии Павла или Петра. Здесь есть теология, но это всегда “проблемная теология”, написанная для или по насущной проблеме. Это так, даже если это касается Послания к Римлянам, которое является более полным и более систематическим утверждением теологии Павла, чем где бы то ни было в другом месте. Но это лишь часть его теологии, в данном случае это теология, рожденная его особым заданием апостола к язычникам. Именно это — его особая борьба за права язычников на благодать Божию и как это соотносится со всей проблемой “закона”, что и подтверждает факт, что обсуждение придает особую форму Посланию к Римлянам и приводит к использованию термина “оправдание” в качестве первоначальной метафоры спасения. И, вообще, слово “оправдать”, доминирующее в Посланиях к Римлянам (15 раз) и Галатам (8 раз), появляется еще всего лишь дважды во всех других Посланиях Павла (1 Кор. 6,11, Титу 3,7).
Итак, можно возвращаться к Посланиям снова и снова за христианской теологией: они полны ею. Но всегда нужно помнить, что они не были изначально написаны для распространения христианской теологии. Теология здесь всегда служит определенным нуждам. Мы отметим значение этого для герменевтики в следующей главе.
После этих важных предварительных замечаний как же заниматься экзегезой или экзегетическим чтением Посланий? С этого момента мы займемся изучением 1 Послания Коринфянам. Мы знаем, что не каждое Послание будет подобно этому, но почти все вопросы, которые нужно задавать к тому или иному Посланию, поднимаются здесь.
Исторический контекст
Первое, что нужно попытаться сделать с любым посланием – это воссоздать предварительно, но как можно более точно, ту ситуацию, по поводу которой пишет автор свое послание. Что происходило в Коринфе, что заставило Павла написать 1 Послание к Коринфянам? Откуда он узнал об их ситуации? Какие отношения и контакты были у него с коринфянами раньше? Как они отражены в этом письме? Вот вопросы, на которые вы хотите найти ответы. Так что же вы будете делать?
Во-первых, вам нужно проконсультироваться с библейским словарем или введением к комментариям, чтобы как можно больше узнать о Коринфе и коринфянах. Кроме всего прочего, нужно отметить, что по древним стандартам это был относительно молодой город, ему было всего 34 года, когда Павел впервые посетил его. Но из-за своего стратегического расположения для коммерции он рос чрезвычайно быстро. По тем стандартам это был космополитический город, богатый, покровительствующий искусствам, религиозный (по меньшей мере, там было 26 храмов и алтарей), и хорошо известный своей похотливостью. С некоторой долей воображения можно представить, что это было нечто вроде Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Лас-Вегаса — все в одном месте. Следовательно, вряд ли это было послание в приходскую церковь по адресу Rural Corners (дословно “Провинциальный уголок”) в США. Обо всем этом нужно помнить во время чтения и отмечать, как это все влияет на ваше понимание каждой страницы.
Во-вторых, особенно для достижения целей изучения, вам нужно выработать привычку читать все послание за один раз. Вам потребуется для этого около часа, но ничто не может заменить такое упражнение. Именно так вы читаете любое другое письмо. Письмо в Библии – не исключение. Есть вещи, на которые следует обращать внимание во время чтения, но не следует пытаться уловить значение каждого слова или предложения. Сначала нужен общий взгляд.
Нельзя переоценить важность чтения и перечитывания. Разделив письмо на логические части и разделы, вам захочется начать изучение каждого раздела точно таким же образом. Читайте и перечитывайте, и держите глаза открытыми!
Прочитав все письмо, будет полезно записать несколько очень кратких заметок со сносками. Это полезно тем, кто затрудняется все запомнить. Что нужно отметить, когда вы читаете, чтобы получить общее представление? Помните, что цель – прежде всего, раскрыть проблему. Поэтому мы предлагаем четыре типа заметок:
1. то, что вы замечаете относительно самих получателей письма; напр., были ли они евреями или греками, богатыми или рабами, их проблемы, установки и т.д.;
2. отношение и установки Павла;
3. какие-то особенности, упомянутые в письме в связи с определенными событиями;
4. естественное, логическое деление письма.
Если всего этого слишком много для одного раза, и вы теряете ценность прочтения, тогда сначала прочтите, а затем вернитесь обратно и выберите эти пункты. Вот то, что вы, вероятно, заметили, собранное в группы соответственно четырем предложенным категориям:
1. Верующие в Коринфе в большинстве язычники, хотя среди них есть и евреи (см. 6,9-11; 8,10; 12,13), они явно любят мудрость и знания (1,18-2,5; 4,10; 8,1-13, хотя и с иронией в 6,5), они горды и высокомерны (4,18; 5,2.6), даже до того, чтобы судить Павла (4,1-5; 9,1-18), и у них есть много внутренних проблем.
2. Отношение Павла ко всему этому колеблется от укоров (4,8-21; 5,2; 6,1-8) до просьб (4,14-17; 16,10-11) и наставлений (6,18-20; 16,12-14).
3. Что касается причины написания Послания, то Павел, как вы, возможно, заметили, в 1,10-12 говорит, что от домашних Хлоиных ему сделалось известным об их проблемах; в 5,1 также говорится о ”верных слугах”. В 7,1 он говорит: “А о чем вы писали ко мне”, что означает, что он получил письмо от церкви. А, кроме того, заметили ли вы повторение “относительно...”, или “а что до...”, или “о...” в 7,25; 8,1; 16,12? Вероятно, все это — пункты из их письма, которые он рассматривает один за другим. И еще одно: заметили ли вы ”прибытие” Стефана, Фортуната и Ахаика в 16,17? Поскольку к Стефану нужно быть “почтительным” (ст. 16), ясно, что эти люди – лидеры церкви. Возможно, они привезли Павлу письмо в качестве официальной делегации.
Если же вы не заметили этого, не сдавайтесь. Мы проходили все это множество раз, и для нас все это – знакомо. Важно научиться читать с открытыми глазами и замечать такие ключи.
4. А теперь мы подошли к важному вопросу создания рабочего плана письма. Это особенно важно для 1 Коринфянам, так как гораздо легче изучать или читать это письмо по удобным “отрезкам”. Не все письма Павла состоят из такого большого количества отдельных пунктов, но такой рабочий план всегда полезен.
Начать нужно с явных основных делений. В этом случае главный ключ – 7,1. Поскольку здесь Павел впервые упоминает переданные ему сообщения, мы можем заключить, что все, о чем говорится в главах 1-6 – это ответы на то, что было ему сообщено. Вводные фразы и основная суть – вот ключи ко всем другим делениям письма. В первых шести главах их четыре:
проблема разделений в церкви (1,10-4,21),
проблема блудодеяния в церкви (5,1-13),
проблема судов (6,1-11),
проблема блуда (6,12-20).
Мы уже отмечали ключи к разделению глав 7-16 на основе вводной фразы “а теперь о...”. Вопросы, которые не вводятся этой фразой – их три – 11,2-16, 11,17-34, и 15,1-58. Возможно, что вопросы в главе 11 (по крайней мере, 11,17-34) тоже являются сообщениями ему, но включены сюда потому, что все в главах 8-14 связано с поклонением, так или иначе. Трудно сказать, является ли глава 15 ответом на сообщение или письмо. Фраза “как некоторые из вас говорят” в стихе 12 не слишком помогает, так как Павел мог цитировать как сообщение, так и их письмо. Все же остальное Послание можно, в любом случае, легко распланировать:
о поведении в браке (7,1-24),
о девственницах (7,25-40),
о идоложертвенных яствах (8,1-11,1),
покрывание голов женщинами в церкви (11,2-16),
проблема злоупотребления при вечере (11,17-34),
о духовных дарах (12-14),
телесное воскресение верующих (15,1-58),
о сборах (16,1-11),
о возвращении Аполлоса (16,12),
заключительные наставления и приветствия (16,13-24).
Возможно, что следуя за делениями в НМВ, вы не заметили разделения в 7,25 или разделили главы 1-4, 8-10 и 12-14 на более мелкие части. Но заметили ли вы, что последние три – завершенное единое? Например, обратите внимание, как точно глава 13 подходит ко всему спору в 12-14 упоминанием особых духовных даров в стихах 1-2 и 8.
Прежде, чем идти дальше, нужно основательно отметить две вещи:
(1) Единственное место, где Павел еще раз в своих Посланиях рассматривает ряд независимых вопросов, это здесь – в 1 Послании Фессалоникийцам 4-5. В основном же, все другие Полсания состоят из одного длинного утверждения, хотя иногда и имеющего несколько явных частей;
(2) Все это – лишь предварительный план. Мы знаем, что привело к написанию Послания только поверхностно – сообщение и письмо. Но что нам на самом деле хочется узнать, так это истинную природу каждой из проблем в Коринфе, которые и вызвали все эти ответы Павла. Для этого мы потратим оставшееся время только на один вопрос: проблема разделений в церкви в главах 1-4.