Свидетели Иеговы в так называемую эпоху застоя (1964–1982 гг.)
1 На смену импульсивному Никите Хрущёву к власти в СССР пришёл Леонид Брежнев, правивший страной до своей смерти в 1982 г. Период его правления получил позднее название «эпоха застоя». При Брежневе не было ни массовых репрессий, как при Сталине, ни попыток реформ и демократизации, сочетавшихся с полосами кадровых чисток, как при Хрущёве. Брежнев был озабочен сохранением стабильности в советском обществе и поддержанием и укреплением своей личной власти.
2 Период правления Брежнева стал временем наибольшего военного и экономического могущества СССР, который превратился в сверхдержаву. Вместе с тем колоссальные затраты на военные нужды и противостояние США и Западу оказались не под силу советской экономике. У населения было мало стимулов для высокопроизводительного труда. Никто уже не верил, что в ближайшем будущем удастся построить коммунистическое общество. Вера в коммунистическую идеологию падала. Люди начали искать некоммунистические идеалы: одни увлекались восточным мистицизмом и оккультизмом, другие искали истину в христианстве или буддизме. Немало людей прислушивались и к проповеди Свидетелей Иеговы, число которых постепенно увеличивалось. Власти пробовали различные методы борьбы с ними — усиленную идеологическую обработку, административный нажим, провокации с целью оторвать Свидетелей Иеговы от Всемирного управленческого центра.
3 Начало брежневского правления принесло некоторое улучшение положения Свидетелей Иеговы. 30 сентября 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР выпустил Указ (№ 420-VI) «О снятии ограничений по спецпоселению с участников сект „Свидетели Иеговы“, „истинно-православные христиане“, „иннокентьевцы“, „адвентисты-реформисты“ и членов их семей».
4 Согласно этому секретному, не подлежащему опубликованию указу, Свидетели Иеговы освобождались от административного надзора органов охраны общественного порядка. Это подразумевало, что они могут покинуть места ссылки, но не означало, что они могут вернуться туда, где проживали раньше. Указ устанавливал, что возвращение к прежним местам жительства лиц, освобождаемых со спецпоселения, допускается только с разрешения органов власти тех регионов, где они ранее проживали. На практике большинство Свидетелей Иеговы не получили разрешения вернуться в свои родные места (на Украину, в Молдавию и Прибалтику).
5 Указ не предполагал и возврат имущества, конфискованного у Свидетелей Иеговы при выселении и отправке в ссылку.
6 Безусловно, этот указ не реабилитировал полностью Свидетелей Иеговы. В глазах властей они по-прежнему оставались «участниками секты», которые были наказаны Сталиным, возможно, чересчур жёстко, но справедливо, как враги СССР. Им смягчили условия жизни, но не собирались компенсировать ущерб, нанесённый репрессиями.
7 Свидетели Иеговы увидели в этом указе Президиума Верховного Совета СССР возможность расширить территорию для своей проповеди. Сотни семей уехали с этой целью на новые места жительства. Возникли группы по изучению Библии и собрания Свидетелей Иеговы в тех регионах, где прежде их не было. Таким образом, период «застоя» стал для Свидетелей Иеговы в СССР периодом активной работы и значительного численного роста.
8 С середины 60-х до конца 70-х годов власти периодически проводили пропагандистские кампании против Свидетелей Иеговы и преследовали отдельных верующих, которые становились им известными.
9 Для контроля за религиозной жизнью ещё при Сталине был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР. В его функции входило окончательное решение вопроса о регистрации религиозных объединений или снятии их с регистрации, открытии или закрытии молитвенных зданий, о выдаче разрешений священнослужителям различных религий. На практике Совет по делам религий имел мало общего с правительством (Советом Министров) СССР, его деятельность направлялась ЦК КПСС и КГБ.
10 В регионах действовали уполномоченные Совета по делам религий, многие из которых были офицерами КГБ в отставке.
11 18 марта 1966 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах». Нарушением законодательства, говорилось в этом указе, следует считать:
— уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации объединения в органах власти;
— проведение религиозных собраний без разрешения властей;
— проведение специальных детских и юношеских собраний;
— организация литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа.
12 Эти нарушения наказывались штрафом в размере до 50 рублей (по официальному курсу тех лет — около 65 долларов), что составляло средний заработок за две недели.
13 Среди документов тех лет сохранилась квитанция об уплате Свидетелем Иеговы А. К. Комовым «штрафа за веру» в размере 50 рублей. На бланке плохо читается дата и название города, где был уплачен этот штраф. Думаю, сотни Свидетелей Иеговы вынуждены были платить подобные штрафы, так как организация Свидетелей Иеговы действовала без регистрации и любое собрание Свидетелей рассматривалось властями как нарушение законодательства.
14 При Советской власти законы, как правило, выполнялись в тех случаях, когда они были выгодны властям, и игнорировались, если власти считали их для себя неудобными. Так, в СССР были установлены правовые нормы, которые должны были оградить верующих от посягательств на их права. Президиум Верховного Совета Российской Федерации специальным постановлением от 18 марта 1966 г. «О применении статьи 142 Уголовного кодекса РСФСР» разъяснил, что под нарушением законодательства, влекущим уголовную ответственность, в частности, понимается «отказ гражданам в приёме на работу или в учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, лишение граждан установленных законом льгот и преимуществ, а равно иные существенные ограничения прав граждан в зависимости от их отношения к религии».
15 Если понимать это буквально, то никто не имел права уволить верующего за то, что он принадлежит к какой-либо религиозной организации, если же руководитель допускал подобное нарушение закона, то его следовало судить по статье 142 Уголовного кодекса. Но в действительности никто и никогда в СССР не был наказан за увольнение верующих с работы или исключение их из учебных заведений.
16 На практике Свидетели Иеговы не могли получить высшего образования, их не принимали в высшие учебные заведения или исключали из институтов. Не могли они и занимать сколь-либо ответственных должностей. Сохранился примечательный документ — трудовая книжка одной из верующих, которая была уволена 29 марта 1974 г. с должности дежурной по залу для депутатов станции Сухуми Закавказской железной дороги «за участие в реакционной религиозной секте Свидетелей Иеговы».
17 Значительную роль в координации противодействия Свидетелям Иеговы в регионах играли уполномоченные Совета по делам религий. Сохранившиеся в архивах докладные записки этих чиновников в партийные и советские органы свидетельствуют о том, что в 60-е годы Свидетелей Иеговы воспринимали как сравнительно мелкую подпольную организацию, не представляющую значительной угрозы для властей.
18 Например, сохранилась докладная записка уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по автономной республике Коми М. Пунегова. Оценивая выступления местных газет на атеистические темы в 1966 г., он указывает, что в последнее время «ослаблена борьба против иеговизма и ИПХ[5]». Текст этого документа свидетельствует, что для властей республики Коми Свидетели Иеговы не представляли значительного интереса и воспринимались ими как мелкая подпольная организация.
19 В середине 70-х годов к Свидетелям Иеговы уже стали относиться как к серьёзным противникам. Уполномоченные Совета по делам религий докладывают властям, что организация Свидетелей Иеговы увеличивает свою численность и необходимо предпринимать меры по её «нейтрализации».
20 Так, например, уполномоченный Совета по делам религий по Красноярскому краю В. И. Броневич докладывал 5 августа 1976 г. заместителю председателя исполкома краевого Совета депутатов трудящихся М. И. Жаркову: «В настоящее время в Красноярском крае действует 13 объединений Свидетелей Иеговы общей численностью более 370 человек, что больше прошлого года на 76 человек» (то есть за год численность верующих выросла более чем на 20%).
21 В городе Назарово, где группа Свидетелей Иеговы возникла в 1951 г. и до 1968 г. не превышала 20–28 человек, к 1976 г. она выросла до 107 верующих. В городе Абакане группа Свидетелей Иеговы возникла в 1946 г. и к 1967 г. насчитывала 14 человек, а в 1976 — более 100.
22 Большинство руководящих работников в СССР верило, что религия — это пережиток прошлого, который «отомрёт» в ближайшем будущем. Они думали, что верующие — это, как правило, пожилые малограмотные люди. Состав организации Свидетелей Иеговы не соответствовал этому представлению. Ошибочным было и мнение руководителей Красноярского края, что Свидетели Иеговы в их регионе — это в основном те, кто был сослан в Сибирь из Украины и Молдавии.
23 Уполномоченный Совета по делам религий располагал данными о составе общин Свидетелей Иеговы по возрасту, национальности, образованию, социальному положению в городе Назарово (где находился краевой центр организации) Хакасской области и других населённых пунктах. В. Броневич счёл своим долгом проинформировать руководство Красноярского края, что среди Свидетелей Иеговы лица до 40-летнего возраста составляют в Назарово 55,2%, в столице Хакассии городе Абакане — 46,4%. Большинство верующих — местные жители.
24 В документе отмечается активная работа двух человек — Иванова, 1927 г. рождения, приехавшего из Донецкой области и создавшего группу из 12 Свидетелей Иеговы в городе Ачинске, и ссыльного Мовчана в деревне Яркино Богучанского района, организовавшего группу из 21 Свидетеля Иеговы.
25 Докладная записка рекомендует заставить местные власти усилить нажим на общины Свидетелей Иеговы с целью добиться прекращения их организованной деятельности, создавать вокруг них негативное общественное мнение. Вероятно, власти действительно усилили борьбу со Свидетелями Иеговы, в том числе и в Назарово. Это привело к трагическим последствиям.
26 Как докладывал В. И. Броневич 25 августа 1976 г. своему руководству в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, в ночь с 13 на 14 августа 1976 г. житель города Назарово Симанович Фёдор Акимович, 1934 г. рождения, член КПСС, депутат горсовета, слесарь, убил из охотничьего ружья родственников жены, которые были Свидетелями Иеговы. По заявлению Симановича, мотивом совершённого им преступления «является вовлечение его жены и дочери в секту Свидетелей Иеговы». Вероятно, власти перестарались, создавая вокруг Свидетелей Иеговы «негативное общественное мнение», как рекомендовал в своей докладной записке Броневич. «Похороны убитых, — рапортует в Москву уполномоченный, — прошли под контролем местных властей без происшествий».
27 Сохранились воспоминания об этой трагедии Валентины Симанович, жены Фёдора Симановича, совершившего убийство двух женщин — Свидетелей Иеговы. Как свидетельствует Валентина, местные партийные руководители постоянно упрекали её мужа, что он плохо воспитывает свою семью, которая остаётся в плену религиозных пережитков. Он решился на преступление после того, как пришёл с партийного собрания в нетрезвом состоянии.
28 По воспоминаниям Валентины Симанович, работники КГБ в гражданской одежде и местная милиция полностью взяли под свой контроль проведение похорон и даже специально изменили маршрут похоронной процессии, чтобы как можно меньше людей знало об этом убийстве.
29 Во время судебного заседания по делу Фёдора Симановича всех Свидетелей Иеговы удалили из зала. Его приговорили к 10 годам лишения свободы, причём в приговоре ни разу не упоминалось, что убийство было совершено из-за религиозной нетерпимости.
30 После суда произошёл случай, о котором нельзя читать без содрогания. «Когда я с детьми вышла из зала суда, — вспоминает Валентина Симанович, — на улице нас окружила толпа людей, которые бросали в нас комья снега и кричали: вас тоже надо убить». Появившийся милиционер предотвратил расправу, приказав всем разойтись.
31 Эти факты свидетельствуют о том, что клеветнические кампании, направленные на разжигание вражды и ненависти по отношению к Свидетелям Иеговы, в ряде случаев калечили судьбы людей, подталкивали к насилию и даже убийствам.
32 29 мая 1980 г. Совет по делам религий принял постановление «О состоянии и мерах усиления работы по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности секты Свидетелей Иеговы». Реализации этого постановления придавалось большое значение. В тех регионах, где Свидетели Иеговы доставляли беспокойство органам власти, были составлены специальные планы мероприятий на 1980–1982 гг.
33 В частности, план мероприятий по Иркутской области, согласованный уполномоченным Совета по делам религий В. Ф. Коростелёвым с кураторами из обкома КПСС и облисполкома, предусматривал:
— создать при исполкоме областного Совета народных депутатов областную комиссию содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах (подобные комиссии уже функционировали в городах, посёлках и районах);
— всем этим комиссиям изучить состав верующих и членов их семей и представить материалы в партийные и советские органы;
— на предприятиях и учреждениях, где работают Свидетели Иеговы, закрепить за каждым из них партийных и профсоюзных активистов, лучших производственников «в целях систематической работы по отрыву их от секты»;
— членам комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах систематически посещать предприятия и учреждения, где работают Свидетели Иеговы и контролировать, как они себя ведут и какая работа проводится по отрыву их от религиозной организации;
— обобщить положительный опыт Усольского горисполкома по организации контроля по недопущению антиобщественной деятельности Свидетелей Иеговы;
— провести в городах и рабочих посёлках собрания Свидетелей Иеговы, на которых разъяснить им советское законодательство о религиозных культах, необходимость прекращения нелегальной деятельности и возможности их легализации;
— комиссиям содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах установить тесный контакт с органами милиции, МВД, КГБ, усилить бдительность, внимательнее следить за поведением Свидетелей Иеговы, не допуская их нелегальных собраний. Обнаруженные собрания Свидетелей Иеговы пресекать «с последующим обсуждением и наказанием вожаков секты на административных комиссиях райгорисполкомов» (это означало, что собрание должно было быть разогнано милицией, а руководители оштрафованы);
— исполкомам совместно с прокуратурой предупредить руководителей Свидетелей Иеговы о недопустимости нелегальных собраний, «злостных нарушителей привлекать к строгой ответственности» (то есть возбуждать уголовные дела против руководителей общин, которые не испугаются запретов). На собраниях производственных коллективов и в газетах «разоблачать сектантских вожаков»;
— взять на учёт Свидетелей Иеговы, подлежащих в будущем призыву в Советскую Армию, не допускать случаев отказа от воинской службы;
— в лекциях, газетных статьях, передачах радио и телевидения разоблачать «антикоммунистические установки Бруклинского центра». Широко привлекать к выступлениям бывших верующих;
— районным и городским исполкомам местных Советов организовать разностороннюю воспитательную работу с детьми Свидетелей Иеговы в школах, профтехучилищах и техникумах;
— провести трёхдневный семинар лекторов, специализирующихся на критике идеологии Свидетелей Иеговы;
— провести работу по организации регистрации общества Свидетелей Иеговы в посёлке Октябрьский Чунского района.
34 На первый взгляд реализация этого плана должна была сделать жизнь Свидетелей Иеговы в Иркутской области невыносимой. Однако опытный чиновник обратил бы внимание на дату составления плана — 30 сентября 1980 г. Прошло четыре месяца после принятия Советом по делам религий постановления об усилении борьбы со Свидетелями Иеговы, а вместо отчёта о работе, проведённой в Иркутской области, где существовали многочисленные общины Свидетелей Иеговы, уполномоченный Совета по делам религий присылает неконкретный план, в котором только два реальных пункта: проведение семинара лекторов и попытка добиться регистрации общества Свидетелей Иеговы в Чунском районе.
35 Вероятно, уполномоченный Совета по Иркутской области понимал, что борьба со Свидетелями Иеговы не сулит успеха и фактически направил вышестоящему руководству в Москву бюрократическую отписку.
36 Сохранились отчёты о ходе выполнения постановления Совета по делам религий от 29 мая 1980 г. на территориях Краснодарского края (от 12 июня 1981 г., уполномоченный — И. Н. Позднеев) и Одесской области (от 16 февраля 1981 г.).
37 В Краснодарском крае в 1981 г. было 8 собраний Свидетелей Иеговы, в которых насчитывалось около 640 взрослых верующих. Первые из Свидетелей Иеговы прибыли в Краснодарский край в 1966–1968 гг. из мест спецпоселений. Они были выходцами из западных областей Украины и из Молдавии. Ещё до появления постановления Совета по делам религий (1980 г.) в Краснодарском крае были ликвидированы две подпольные типографии Свидетелей Иеговы, а также было проведено несколько собраний общественности, посвящённых критике Свидетелей Иеговы, публиковались критические статьи в местной печати.
38 После получения постановления Совета по делам религий было проведено несколько крупных мероприятий.
39 В городе Краснодаре провели собрание по обсуждению «противоправной миссионерской деятельности вожака иеговистов» А. С. Синцова. На собрании присутствовало 600 человек, в том числе 11 Свидетелей Иеговы, которым слова не дали. В вину А. С. Синцову ставили нежелание голосовать на выборах депутатов в Верховный Совет СССР, заявление, что в СССР преследуются верующие. Выступавшие утверждали, будто бы «иеговисты проповедуют войну».
40 Аналогичное собрание общественности было проведено и в городе Белореченске по обсуждению «антиобщественной деятельности художника городского парка В. К. Вахрушева, занимавшегося распространением иеговистской литературы». По утверждению уполномоченного Совета по делам религий по Краснодарскому краю, Синцов, Вахрушев и другие (Ковун, Черепенко, Никулина, Лукьянчук, Кацен), «подвергшиеся обсуждению на сходах граждан прекратили активную организованную иеговистскую миссионерскую деятельность, часть из них выехала за пределы края». В переводе на обычный язык это означает, что известных властям руководителей общин Свидетелей Иеговы вынудили уехать из Краснодарского края, а на смену им, вероятно, приехали другие, которые властям известны не были.
41 В ряде районов были проведены так называемые Дни атеиста, которые включали организацию лекций и вечеров вопросов и ответов. Присутствовавшие на этих вечерах Свидетели Иеговы задавали вопросы: «Можно ли детей из семей верующих насильно привлекать к участию в школьных мероприятиях?», «Почему нельзя проводить собрания под открытым небом?» и другие. Судя по отчёту, Свидетели Иеговы использовали своё присутствие на вечерах вопросов и ответов для того, чтобы отстоять свои права.
42 Усиление давления властей вынудило Свидетелей Иеговы в Краснодарском крае перейти к практике проведения собраний в небольших группах (по 5–8 человек), чтобы не давать повода милиции для применения санкций. Как о крупном успехе в отчёте уполномоченного по Краснодарскому краю говорится об отходе от религии 8 человек.
43 Властям не удалось добиться «автономной» регистрации общин Свидетелей Иеговы (условием легализации должен был быть отказ от руководства «Бруклинского центра», то есть фактически разрыв с международной организацией Свидетелей Иеговы).
44 Уполномоченный Совета по делам религий отмечал, что многие рядовые верующие пользуются уважением и доверием в рабочих коллективах и у руководителей хозяйств. «Отдельные представители местных органов власти и руководители хозяйств не придают должного внимания воспитательной работе с иеговистами, считая, что поскольку они хорошо работают на производстве, то никакого вреда не приносят», — констатируется в отчёте.
45 Внимательное изучение отчёта уполномоченного по Краснодарскому краю показывает, что краевые власти, получив из Москвы постановление Совета по делам религий от 29 мая 1980 г., организовали нажим на руководителей организации Свидетелей Иеговы, заставив многих из них выехать за пределы края. Ни население, ни руководители хозяйств, в которых работали Свидетели Иеговы, не поддержали эту пропагандистскую кампанию, так как верующие зарекомендовали себя добросовестными тружениками и честными людьми.
46 В Одесской области на 1 ноября 1980 г. властями было выявлено 22 группы Свидетелей Иеговы общей численностью 572 человека. За пять лет число верующих выросло на 168 человек, или на 42%. По оценке уполномоченного Совета по делам религий по Одесской области В. Коновалова, в целом работа со Свидетелями Иеговы велась неудовлетворительно, в 1979–1981 гг. была пресечена только одна попытка проведения собрания Свидетелей Иеговы.
47 Уполномоченный по Одесской области разработал план мероприятий по пресечению и разоблачению противозаконной деятельности Свидетелей Иеговы. Этот план очень похож на тот, который был составлен в Иркутской области. Вновь речь идёт о выявлении и персональном учёте по месту жительства и работы Свидетелей Иеговы, закреплении за каждым из них специальных агитаторов, пресечении нелегальных собраний. Планируется раз в три месяца проводить встречи со Свидетелями Иеговы с целью убедить их отказаться от «Бруклинского центра» и зарегистрировать свои общины в органах власти в качестве автономных.
48 Однако складывается впечатление, что в Одесской области уполномоченный Совета по делам религий тщетно пытался привлечь внимание партийного и советского руководства к необходимости усиления борьбы со Свидетелями Иеговы.
49 Уполномоченный Совета по делам религий по Ставропольскому краю А. П. Белов направил 24 марта 1981 г. отчёт и план мероприятий по продолжению работы по пресечению и разоблачению противозаконной деятельности Свидетелей Иеговы на 1981–1982 гг. Бросается в глаза, что в отличие от своих коллег из Красноярского, Краснодарского краёв и Одесской области уполномоченный по Ставропольскому краю гораздо хуже знает положение дел в организации Свидетелей Иеговы. Ему известно, что их около 2 тысяч человек, но неизвестно ни точное число общин, ни их персональный состав.
50 Оценивая деятельность Свидетелей Иеговы в Ставропольском крае, уполномоченный Совета по делам религий отмечает, что они активизируют свою работу, пользуются любой возможностью для миссионерской деятельности.
51 В мероприятиях по продолжению работы по пресечению и разоблачению противозаконной деятельности Свидетелей Иеговы в Ставропольском крае на 1981–1982 гг. нет почти ничего нового по сравнению с аналогичными планами, разработанными в других регионах. Все те же мероприятия по учёту верующих, выявлению руководителей, пресечению незаконных собраний.
52 Вместе с тем в плане есть и новые нюансы. «В случаях выражения верующими лояльного отношения к нашему социалистическому государству и его законам, — отмечено в пункте 3, — незамедлительно информировать уполномоченного Совета по делам религий и принимать меры к легализации его деятельности». В пункте 4 оговаривается, что нельзя допускать случаев лишения верующих заслуженных моральных и материальных поощрений. Запланировано также «выявить авторитеты иеговистских формирований» с целью «периодически собирать их и разъяснять им политику Советского государства в отношении религии и церкви, законодательства о религиозных культах».
53 По рассказам очевидцев, Свидетели Иеговы, принимавшие участие в подобных встречах с представителями властей, твёрдо стояли на своём: они не согласны на регистрацию ценой разрыва со Всемирным управленческим центром. Эта позиция оказалась весьма мудрой, так как не позволила властям вызвать раскол в организации Свидетелей Иеговы.
54 Эпоха Брежнева завершилась бесславно. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев с 1976 г. был тяжело больным человеком. Утрату дееспособности и падение авторитета пытались компенсировать, концентрируя в руках Брежнева высшие государственные должности и награждая его государственными наградами. К концу своего правления он был не только Генеральным Секретарем ЦК КПСС, но и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Маршалом Советского Союза, Героем Социалистического Труда, трижды Героем Советского Союза, кавалером ордена «Победа», лауреатом Ленинской премии в области литературы, кавалером множества других отечественных и иностранных орденов и медалей.
55 Однако, несмотря на все усилия официальной пропаганды поднять авторитет Леонида Брежнева, он стал предметом насмешек и сотен анекдотов, так как безмерно полюбил почётные звания, ордена и премии, а также утратил способность чётко произносить слова и делал массу ошибок, читая по бумажке доклады и выступления.
56 Брежнев устраивал своё окружение и значительную часть руководства страны, так как стремился к стабильности и позволял тем, кто стоял у власти, безнаказанно обогащаться.
57 Страна постепенно погружалась в пучину экономического кризиса и безнадёжно отставала от развитых стран, которым пыталась противостоять.
58 Некоторые более дальновидные и осведомлённые представители советского руководства задумывались в последние годы правления Брежнева, как можно спасти СССР от краха. Они понимали, что нужны реформы, однако считали, что этапу реформ должно предшествовать наведение элементарного порядка в стране. Порядка, для установления которого больше всего подходил КГБ. Не случайно преемником Брежнева стал Юрий Андропов, который с 1967 г. и до избрания Генеральным секретарём ЦК КПСС был Председателем КГБ СССР.