Религия как объект научного исследования.
Религия как феномен культуры.Проблема определения религии. Различные определения религии, начиная от эпохи античности до наших дней; примеры дефиниций религии. Методы изучения религии. Компаративизм, классификация религий, объективность, эволюционизм, историзм, генетический метод, понимание (эмпатия), интерпретация, редукционизм.
Классификация определений религии.
Субстанциональные (сущностные) определения религии.Функциональные определения религии.Феноменологические определения религии.Антропологические определения религии. Определения религии сточки зрения ее структуры. Поиски общего во всех религиях: Х. Смит, М. Ганди, К. Армстронг, Н. Смарт. Концепция С. Протеро.
Античная философия религии.
Происхождение философии религии в древней Греции, его причины. Олимпийская мифология: философское обоснование и критика. Платон:от философии религии к религиозной философии. Герменевтическая и конструктивная философия религии. Сочинения о богах. Аллегорическая интерпретация мифологии. Эвгемерическая интерпретация религии. Антропоморфизирующая и психологическая теории генезиса религии.Демифологизация образов богов.Представления об атрибутах божества.Проблема доказательств бытия Бога. Истоки космологического, онтологического, телеологического и исторического доказательств бытия Бога в античной философии. Критика теологии Эпикуром. Античный атеизм, его специфика.
Становление компаративного религиоведения (XVIII в.).
Исторические корни возникновения компаративного религиоведения: средневековый взгляд на нехристианские религии, крестовые походы, эпоха Возрождения, Великие географические открытия. Начало сравнительного религиоведения: труды Ж.Ф. Лафито, Н. Фрере, Ш. Дюпюи, Ш. де Броса. Языкознание и этнология как предпосылки для появления компаративного религиоведения. Компаративное религиоведение в России XVIII в.
Философия Просвещения и наука о религии. Понятие «естественная религия».
Основные черты философии Просвещения. Первоначальная концепция естественной религии: Ж. Боден, Г. Чербери. Концепция естественной религии Лейбница. Деизм. Различные интерпретации деизма. Деизм и естественная религия: проблема тождества и разграничения понятий. Теории естественной религии Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Д. Юм.
Основные идеи сочинения Д. Юма «Естественная история религии».
Основные тезисы работы Д. Юма. Концепция автора о политеизме как изначальной форме религии и ее обоснование. «Общие принципы политеизма», согласно Д. Юму. Генезис религии. Характеристика античного политеизма, сравнение его с атеизмом.Происхождение теизма из политеизма. Противоречивость взглядов английского философа.
Становление отечественного религиоведения (XVIII в.).
Этнографические экспедиции XVIII в. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева о мифологии славян. М.И. Попов, М.Д. Чулков, А.С. Кайсаров, Г.А. Глинка – первые отечественные историки религии. П.М. Строев. Диссертация Д.С. Аничкова и ее значение для развития отечественного религиоведения.
Методология классического религиоведения (конец 19 – начало 20 вв.).
Ф.М. Мюллер и сравнительный метод изучения религий. Значение компаративного метода. Компаративная теология. Классификация религий. Метод объективности исследования. Проблема объективности науки о религии в трудах М. Вебера. Метод эволюционизма: работы г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера. Эволюционизм в социологии, психологии и философии религии. Метод историзма. Доминирование исторического метода во второй половине XIX – начале XX вв. Религиоведение как история религии. Историко-критический метод, его содержание. Ф.К. Баур и Тюбингенская школа. Немецкая религиозно-историческая школа. Метод редукционизма. Апостериоризм: Ф.М. Мюллер, К.П. Тиле. Метод каузального анализа.Генетический метод. Формирование религиоведческой парадигмы.
Сравнительно-историческое языкознание и натурическая школа в религиоведении (М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, А. А. Потебня).
Лингвистическая концепция возникновения мифологии М. Мюллера. Мифологическое направление в российской фольклористике. А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». Концепция мифа А.А. Потебни.