Смуты в управлении митрополией.
Под влиянием гетмана Выговского нареченным митрополитом был выбран Дионисий Балабан, епископ Луцкий. Избрание совершилось в соответствии со старыми традициями без обращения в Москву, чем московское правительство было недовольно. Дионисий напомнил, что Киевская митрополия принадлежит константинопольскому патриарху. Тем не менее,, в Москве Дионисия считали преданным России человеком. Однако вскоре Выговский перешел на сторону поляков, а вместе с ним и митрополит Дионисий, покинувший Киев в 1658 году. Они составили договор с поляками, в котором интересы Православия терпели ущерб. Но уже в 1659 году казаки отошли от Выговского и во главе с Юрием Хмельницким вернулись в русское подданство. Дионисий уже не мог вернуться на кафедру, и блюстителем митрополии был назначен черниговский епископ Лазарь Барановым. Тем не менее, Дионисий не отказался от своих прав и управлял епархиями, находившимися в пределах Польши. В 1860 году Юрий Хмельницкий изменил и перешел на сторону Польши. В этих условиях Москва искала церковного деятеля, который мог бы умело содействовать московской политике. Лазарь Баранович был отстранен как слишком непрактичный. На место блюстителя митрополии послан Мефодий Филимонов, епископ Мстиславский. Мефодий, в миру - протопоп Максим из города Нежина, поставлен во епископа в Москве митрополитом Питиримом. Таким образом, Москва начинает сама ставить епископов в Киевскую митрополию, ссылаясь на сложные политические обстоятельства. Узнав об этом, митрополит Дионисий Балабан рукоположил на ту же Мстиславскую кафедру своего ставленника - Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Всем была показана сомнительная законность Мефодия.
Наконец, патриарх Константинопольский, усмотрев в действиях Москвы вмешательство в свою церковную область, предал Мефодия анафеме. Однако по просьбе царя эта анафема вскоре была снята. В этой ситуации авторитет митрополита Дионисия продолжал стоять высоко и к нему с почтением относился и признавал его даже такой московский епископ, как Лазарь Баранович. Дионисий совершил прославление мощей св. Иова. Почаевского. В 1683 году митрополит Дионисий Балабан скончался.
После измены Юрия Хмельницкого и смерти митрополита Дионисия и притом, что Мефодий был скомпрометирован, наступило безвластие. Из Москвы был прислан воевода Гагин, собравший раду, на которой был избран гетман Брюховецкий, находившийся в хороших отношениях с Мефодием. На польской стороне правобережья Днепра был свой гетман Павел Тетеря. Вместо умершего митрополита Дионисия б польской части митрополии духовенство избрало сразу двух кандидатов Антония Винницкого и Иосифа Тукальского, епископа Мстиславского, причем оба кандидата были утверждены королем. Но вскоре митрополит Иосиф был обвинен в измене и посажен в тюрьму. Антоний Винницкий не стал вступать в управление митрополией, и блюстителем был признан Львовский епископ Афанасий. В 1668 году гетманом на польской стороне стал Дорошенко, а митрополитом с 1687 года утвердился Иосиф Тукальский, выпущенный из тюрьмы.
На левой стороне Днепра церковь возглавлял Мефодий; после снятия с него анафемы местное духовенство признало его блюстительство. Но с гетманом Брюховецким у него началась вражда. Брюховецкий вообще плохо относился к духовенству. Позволял разорять церковные имения, не обращая внимания на жалобы. Дело дошло до того, что, в конце концов, его имя перестали поминать за богослужением.
Брюховецкий предлагал, чтобы Москва прислала в Киев своего митрополита, и это производило волнение в духовенстве, часть которого по-прежнему не желала подчинения Москве.
Митрополит Иосиф пытался добиться своего признания в Москве и за него хлопотал влиятельный архимандрит Печерский Иннокентий Гизель, как "о муже зело во учениях и подвигах из древних лет честне и знаеме". Иосиф и гетмана Дорошенко пытался уговорить подчиниться московскому царю, но безуспешно. Однако Москва не доверяла Иосифу и не приняла его. Пребывая в Литве, Иосиф активно защищал Православие и пользовался большим уважением у духовенства и народа по обе стороны Днепра.
Тем временем Мефодий, войдя во вкус независимой иерархической власти, вскоре перешел на сторону польской партии, несмотря на то, что всем своим значением обязан, был Москве. Когда гетман Брюховецкий стал хлопотать о присылке настоящего митрополита из Москвы, Мефодий вместе с Иннокентием Гизелем, печерским архимандритом и другими лицами из монашествующего духовенства решительно объявили, что все они запрутся в своих монастырях и разве их за ноги оттуда выволокут, тогда только в Киеве будет Московский митрополит.
Противомосковской партии много помогало распространившееся тогда в Малороссии недовольство Москвой за Андрусовский мир ( 1667 г. ), по которому Россия уступила Польше все свои завоевания в Литве, Белоруссии и всю заднепровскую Малороссию, оставив за собой только один Киев, и то на два года. Гетман Заднепровья Дорошенко поддался Турции, надеясь освободиться от польской неволи с ее помощью, как прежде Хмельницкий освободился с помощью Москвы. Турецкая партия усилилась и на восточной стороне, так как прошел слух, что царь и остальную Украину хочет отдать под унию королю. К этой партии пристали и Мефодий с Брюховецким, потому что Дорошенко посулил им за это: первому независимую митрополию, а последнему гетманство на обеих сторонах Днепра. Но лишь только Брюховецкий изменил, променяв царя на султана, как Дорошенко убил его, желая сам остаться гетманом на обеих сторонах. Обманул он и Мефодия, которого митрополит Иосиф Тукальский лишил сана и приговорил к заточению. Мефодий бежал в Москву, но и здесь подвергся заточению в монастыре за измену,
Москва, занятая делом патриарха Никона и старообрядческим расколом, не могла уделить достаточного внимания Киевской митрополии. Положение изменилось, когда патриархом стал Иоаким Савелов (1674 г.). Было очевидно, что беспорядки можно прекратить только подчинением митрополии Московскому патриарху. Иоаким энергично принялся за дело.
На восточной стороне Днепра не хотели признать Иосифа. Всеми церковными делами снова управлял здесь вместо Мефодия старший из епископов Лазарь Баранович Черниговский. Со смертью Иосифа (+1676 г.) церковное управление перешло в руки Лазаря уже на обеих сторонах Днепра. В 1686 году Россия заключила с Польшей вечный мир, удержав за собою всю восточную (левобережную) Малороссию и Киев; в других областях, ставшихся за Польшей (Правобережная Украина с Волынью, Подолией и Галицией; Белоруссия), поляки обязались дать православным свободу веры и возвратить епархии: Луцкую, Львовскую, Перемышльскую и Могилевскую. Теперь пора было, наконец, приступить и к избранию общего митрополита. Первым кандидатом был Лазарь Баран'ович, но он был сторонником только политического, а не церковного союза с Россией и не хотел ехать на составление в Москву. Поэтому, обойдя его, патриарх Иоаким в 1686 году поставил в митрополиты Луцкого епископа Гедеона Четвертин с кого.
Константинопольский патриарх Дионисий, после соборного совещания с другими патриархами, в 1687 году сам согласился признать зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата. Этим важным актом окончательно прекращено было разделение Православной Русской Церкви, продолжавшееся более двух столетий. Киевская митрополия была признана первою и старейшею между русскими митрополиями, и ее иерарху предоставлены были особые преимущества чести. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом, в пределах его епархии ему преподносится крест.
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви, т. 6, изд. 2. - СПб.,1887., т. 10, СПб., 1879: т.12, СПб., 1883
2. Голубинский Е. Е., проф. История Русской Церкви. - СПб., 1900.
3. Голубинский Е. Е., проф. История канонизации святых в Русской Церкви. - М, 1878.
4. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. - М., 1889.
5. Доброклонский А. Руководство по русской церковной истории, изд. 5. - Казань, 1888.
6. Карташов А.. Очерки по истории Русской Церкви. - Париж, 1955.
7. Покровский И. Русские епархии ХVI-ХIХ вв. - 1916.
8. Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. Машинопись,
9. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Париж, 1937.
10. Жукович П.Н. Лекции по истории Западно-Русской Церкви. - СПб., 1900.
11. Коялович И. Литовская церковная уния. - СПб., 1859.
12. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской. - М., 1854 (без авт., )
13. Осос П., прот. Значение Острожского княжества в защите Православия на Волыни. - Загорск, 1986. Машинопись.
14. Смирнов П., свящ. Иоаким, патриарх Московский - М., 1881.
15. Шляпкин И.А. Святитель Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709). - СПб, 1891.
16. Карамзин Н.М. История государства Российского, книга 2, т. 5-9.
17. Кантерев Н.Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в 16 и 17 столетиях. - СПб., 1914.
18. Ключевский В.О. Курс русской истории. - СПб., 1914.
19. Любавский М. К. Очерк истории литовско-русского государства до Люблинской унии включительно. - М., 1910.
20. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 4-6.