Смуты в управлении митрополией.

Под влиянием гетмана Выговского нареченным митрополитом был выбран Дионисий Балабан, епископ Луцкий. Избрание совер­шилось в соответствии со старыми традициями без обращения в Москву, чем московское правительство было недовольно. Диони­сий напомнил, что Киевская митрополия принадлежит константи­нопольскому патриарху. Тем не менее,, в Москве Дионисия счи­тали преданным России человеком. Однако вскоре Выговский пе­решел на сторону поляков, а вместе с ним и митрополит Диони­сий, покинувший Киев в 1658 году. Они составили договор с поляками, в котором интересы Православия терпели ущерб. Но уже в 1659 году казаки отошли от Выговского и во главе с Юрием Хмельницким вернулись в русское подданство. Дионисий уже не мог вернуться на кафедру, и блюстителем митрополии был назначен черниговский епископ Лазарь Барановым. Тем не ме­нее, Дионисий не отказался от своих прав и управлял епархия­ми, находившимися в пределах Польши. В 1860 году Юрий Хмель­ницкий изменил и перешел на сторону Польши. В этих условиях Москва искала церковного деятеля, который мог бы умело со­действовать московской политике. Лазарь Баранович был отс­транен как слишком непрактичный. На место блюстителя митро­полии послан Мефодий Филимонов, епископ Мстиславский. Мефодий, в миру - протопоп Максим из города Нежина, поставлен во епископа в Москве митрополитом Питиримом. Таким образом, Москва начинает сама ставить епископов в Киевскую митропо­лию, ссылаясь на сложные политические обстоятельства. Узнав об этом, митрополит Дионисий Балабан рукоположил на ту же Мстиславскую кафедру своего ставленника - Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Всем была показана сомнительная законность Мефодия.

Наконец, патриарх Константинопольский, усмотрев в дейс­твиях Москвы вмешательство в свою церковную область, предал Мефодия анафеме. Однако по просьбе царя эта анафема вскоре была снята. В этой ситуации авторитет митрополита Дионисия продолжал стоять высоко и к нему с почтением относился и признавал его даже такой московский епископ, как Лазарь Ба­ранович. Дионисий совершил прославление мощей св. Иова. Почаевского. В 1683 году митрополит Дионисий Балабан скончался.

После измены Юрия Хмельницкого и смерти митрополита Ди­онисия и притом, что Мефодий был скомпрометирован, наступило безвластие. Из Москвы был прислан воевода Гагин, собравший раду, на которой был избран гетман Брюховецкий, находившийся в хороших отношениях с Мефодием. На польской стороне право­бережья Днепра был свой гетман Павел Тетеря. Вместо умершего митрополита Дионисия б польской части митрополии духовенство избрало сразу двух кандидатов Антония Винницкого и Иосифа Тукальского, епископа Мстиславского, причем оба кандидата были утверждены королем. Но вскоре митрополит Иосиф был об­винен в измене и посажен в тюрьму. Антоний Винницкий не стал вступать в управление митрополией, и блюстителем был признан Львовский епископ Афанасий. В 1668 году гетманом на польской стороне стал Дорошенко, а митрополитом с 1687 года утвердился Иосиф Тукальский, выпущенный из тюрьмы.

На левой стороне Днепра церковь возглавлял Мефодий; после снятия с него анафемы местное духовенство признало его блюстительство. Но с гетманом Брюховецким у него началась вражда. Брюховецкий вообще плохо относился к духовенству. Позволял разорять церковные имения, не обращая внимания на жалобы. Дело дошло до того, что, в конце концов, его имя пе­рестали поминать за богослужением.

Брюховецкий предлагал, чтобы Москва прислала в Киев своего митрополита, и это производило волнение в духовенстве, часть которого по-прежнему не желала подчинения Москве.

Митрополит Иосиф пытался добиться своего признания в Москве и за него хлопотал влиятельный архимандрит Печерский Иннокентий Гизель, как "о муже зело во учениях и подвигах из древних лет честне и знаеме". Иосиф и гетмана Дорошенко пы­тался уговорить подчиниться московскому царю, но безуспешно. Однако Москва не доверяла Иосифу и не приняла его. Пребывая в Литве, Иосиф активно защищал Православие и пользовался большим уважением у духовенства и народа по обе стороны Днепра.

Тем временем Мефодий, войдя во вкус независимой иерархи­ческой власти, вскоре перешел на сторону польской партии, несмотря на то, что всем своим значением обязан, был Москве. Когда гетман Брюховецкий стал хлопотать о присылке настояще­го митрополита из Москвы, Мефодий вместе с Иннокентием Гизелем, печерским архимандритом и другими лицами из монашеству­ющего духовенства решительно объявили, что все они запрутся в своих монастырях и разве их за ноги оттуда выволокут, тог­да только в Киеве будет Московский митрополит.

Противомосковской партии много помогало распространив­шееся тогда в Малороссии недовольство Москвой за Андрусовский мир ( 1667 г. ), по которому Россия уступила Польше все свои завоевания в Литве, Белоруссии и всю заднепровскую Ма­лороссию, оставив за собой только один Киев, и то на два го­да. Гетман Заднепровья Дорошенко поддался Турции, надеясь освободиться от польской неволи с ее помощью, как прежде Хмельницкий освободился с помощью Москвы. Турецкая партия усилилась и на восточной стороне, так как прошел слух, что царь и остальную Украину хочет отдать под унию королю. К этой партии пристали и Мефодий с Брюховецким, потому что До­рошенко посулил им за это: первому независимую митрополию, а последнему гетманство на обеих сторонах Днепра. Но лишь только Брюховецкий изменил, променяв царя на султана, как Дорошенко убил его, желая сам остаться гетманом на обеих сторонах. Обманул он и Мефодия, которого митрополит Иосиф Ту­кальский лишил сана и приговорил к заточению. Мефодий бежал в Москву, но и здесь подвергся заточению в монастыре за из­мену,

Москва, занятая делом патриарха Никона и старообрядчес­ким расколом, не могла уделить достаточного внимания Киевс­кой митрополии. Положение изменилось, когда патриархом стал Иоаким Савелов (1674 г.). Было очевидно, что беспорядки мож­но прекратить только подчинением митрополии Московскому пат­риарху. Иоаким энергично принялся за дело.

На восточной стороне Днепра не хотели признать Иосифа. Всеми церковными делами снова управлял здесь вместо Мефодия старший из епископов Лазарь Баранович Черниговский. Со смертью Иосифа (+1676 г.) церковное управление перешло в ру­ки Лазаря уже на обеих сторонах Днепра. В 1686 году Россия заключила с Польшей вечный мир, удержав за собою всю восточную (левобережную) Малороссию и Киев; в других областях, ставшихся за Польшей (Правобережная Украина с Волынью, Подолией и Галицией; Белоруссия), поляки обязались дать правос­лавным свободу веры и возвратить епархии: Луцкую, Львовскую, Перемышльскую и Могилевскую. Теперь пора было, наконец, приступить и к избранию общего митрополита. Первым кандида­том был Лазарь Баран'ович, но он был сторонником только поли­тического, а не церковного союза с Россией и не хотел ехать на составление в Москву. Поэтому, обойдя его, патриарх Иоаким в 1686 году поставил в митрополиты Луцкого епископа Гедеона Четвертин с кого.

Константинопольский патриарх Дионисий, после соборного совещания с другими патриархами, в 1687 году сам согласился признать зависимость Киевской митрополии от Московского пат­риархата. Этим важным актом окончательно прекращено было разделение Православной Русской Церкви, продолжавшееся более двух столетий. Киевская митрополия была признана первою и старейшею между русскими митрополиями, и ее иерарху предос­тавлены были особые преимущества чести. Ему дано право но­сить две панагии, митру с крестом, в пределах его епархии ему преподносится крест.

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви, т. 6, изд. 2. - СПб.,1887., т. 10, СПб., 1879: т.12, СПб., 1883

2. Голубинский Е. Е., проф. История Русской Церкви. - СПб., 1900.

3. Голубинский Е. Е., проф. История канонизации святых в Русской Церкви. - М, 1878.

4. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. - М., 1889.

5. Доброклонский А. Руководство по русской церковной истории, изд. 5. - Казань, 1888.

6. Карташов А.. Очерки по истории Русской Церкви. - Париж, 1955.

7. Покровский И. Русские епархии ХVI-ХIХ вв. - 1916.

8. Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. Маши­нопись,

9. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Париж, 1937.

10. Жукович П.Н. Лекции по истории Западно-Русской Церкви. - СПб., 1900.

11. Коялович И. Литовская церковная уния. - СПб., 1859.

12. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской. - М., 1854 (без авт., )

13. Осос П., прот. Значение Острожского княжества в защите Православия на Волыни. - Загорск, 1986. Машинопись.

14. Смирнов П., свящ. Иоаким, патриарх Московский - М., 1881.

15. Шляпкин И.А. Святитель Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709). - СПб, 1891.

16. Карамзин Н.М. История государства Российского, книга 2, т. 5-9.

17. Кантерев Н.Ф. Характер отношений России к Православному Вос­току в 16 и 17 столетиях. - СПб., 1914.

18. Ключевский В.О. Курс русской истории. - СПб., 1914.

19. Любавский М. К. Очерк истории литовско-русского государства до Люблинской унии включительно. - М., 1910.

20. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 4-6.

Наши рекомендации