Периодизация истории Западно-русской митрополии
Историю Западно-русской митрополии следует изучать по периодам, взяв за основную схему, предложенную митрополитом Макарием (Булгаковым). Согласно этой схеме, время от момента разделения до Брестской унии подразделяется на четыре периода. Время от заключения унии до воссоединения с Московским патриархатом мы предлагаем подразделить на три периода. Итого, семь периодов, образующих семь основных тем нашего курса: 1) Борьба Православия с латинством и неудачные попытки унии (1458-1503); 2) Спокойное состояние Православия, лишь изредка нарушающееся борьбою с латинством, без активных попыток к унии (1503-1555); 3) Борьба Православия с иезуитами и протестантством и новые усиленные попытки к унии (1555-1589); 4) Введение унии (1589-596); 5) Гонение на Православие и борьба за восстановление православной иерархии (1596-1620); 6) Борьба за признание законности Православия в Польском государстве и укрепление Православия при Петре Могиле (1620-1627); 7) Борьба за воссоединение с Московским патриархатом (1627-1686).
Как видно из схемы, основным содержанием истории западно-русской митрополии была непрерывная борьба за выживание Православия, что было следствием активного проникновения католицизма.
Сравнительное положение Православия и католичества
В Литовской Руси
(В основу дальнейшего изложения положены в основном материалы митр. Макария (Булгакова). См. митр. Макарий История Русской Церкви., т. X, СПб., 1879, т. XII, СПб., 1883).
Государи Литвы всегда исповедовали римскую веру. И православию здесь суждено было выдерживать непрерывную борьбу с католицизмом.
Литовское великое княжество состояло преимущественно из русских областей. Во всех этих древних русских областях существовала вера православная и существовала уже целые века, следовательно успела укорениться глубоко и прочно, ее исповедывали как простой народ, так и все дворянство и князья - потомки удельных русских князей, здесь некогда княживших и в коренной Литве Православная Церковь имела немало последователей не только в низших слоях общества, но и между знатными княжескими родами, происходившими от детей вел. князей литовских Гедимина и Ольгерда. В самой Вильне, столице Литвы, еще к концу XV века целая половина жителей были православные, хотя преимущественно из русских поселенцев. И литовская православная митрополия заключала в себе при начале периода девять епархий и епархий древних. Что же представляла собою тогда в литовском великом княжестве церковь латинская? Это была церковь очень юная и очень немноголюдная. Утвердилась она здесь только к концу XIV и в начале XV века при Ягелле и Витовте. Учреждались одна за другою и латинские епархии: в Киеве (1350), Галиче или Львове (1361-1375), Вильне (1388), Перемышле (1390), на Жмуди (1417), в Луцке (1428); но учреждались более с целью пропаганды, чем по многочисленности паствы. Киевская, например, епархия считала у себя даже в половине XV века только семь костелов, а жмудская в половине XVI века только 34 костела. Во всем же Великом княжестве Литовском около половины XVI века, по свидетельству самих латинских писателей было до 700 парохий, или приходских костелов, тогда как православных церквей (например) в одном лишь новгородском воеводстве было более 650 и во владениях одного князя К. К. Острожского более 600, по свидетельству латинских же писателей. А перед введением унии в Литве по свидетельству тогдашних членов Львовского братства, по всей литовской Православной митрополии числилось восемь епархиальных архиереев и "попов русских 11 тыс.", следовательно, немногим менее и церквей.
Православные епископы и митрополит пользовались в Литве только церковною властью и значением, но вовсе не допускались к участию в гражданских делах и государственных; латинские иерархи, напротив, особенно виленский, были ближайшими советниками великого князя и короля, заседали в сенате и оказывали сильнейшее давление на решение вопросов правительственных. Как ни многочисленно было сравнительно православное монашество в Литве, оно не подготовляло и в достаточном числе не выделяло из среды своей лиц, которые бы посвящали себя исключительно делу проповеди на защиту православия, на борьбу за него; напротив, латинское монашество в Литве преимущественно из орденов, имевших целью поддержание и распространение католицизма; довольно поименовать здесь одних иезуитов. Но самая главная сила католиков в Литве, дававшая им решительный перевес над православными, заключалась в государе.
Литовские государи по отношению к Православной Церкви действовали двулично. С одной стороны, они ясно видели, что их великое княжество есть не столько литовское, сколько русское. Русские православные составляли в нем громадное большинство населения, русская народность и язык имели преобладающее значение. На русском языке говорили сами литовцы в своих сношениях с русскими. На нем, преимущественно, совершались акты и договоры, общественные и государственные, писались просьбы гражданами, давались грамоты и привилегии королям, обнародовались законы. На русском языке были составлены и изданы даже литовские Статуты, и только на нем одном происходило судопроизводство во всех владениях Литвы. В среде русского и литовско-православного населения находились многие знатные фамилии из прежних князей, господствовавших б крае; некоторые из них состояли в довольно близком родстве с самими великими князьями Литвы, другие владели огромными имениями, целыми почти уделами и содержали собственные дружины; из этой среды не раз являлись именитые государственные сановники и славные воины, оказывавшие великие услуги всему отечеству.
Из всех православных князей вел. кн. Литовского самые близкие великому князю-королю по родству были князья Олельковичи-Слуцкие, а самые богатые едва ли не князья Острожские. При К. К. Острожском княжество. Острожское заключало в себе 35 городков и местечек и 671 селение кроме тех, которые розданы были во владение церквам, монастырям и архиереям и занимало значительную часть нынешней волынской и некоторые части киевской и подольской губерний. Ежегодные доходы князя простирались до 10 миллионов польских злотых (ок. 1800000 серебр. рублей). При дворе его служил маршалом один из знатных панов, получавший по 70 тыс. злотых жалования и находилось в качестве придворных членов до 2 тыс. других панов русских и польских (бояр и шляхты). И во всем этом княжестве, имевшем более 800 православных церквей, находилось два костела и два ксендза даже в начале XVII века.
К тому же православные русские литовского государства имели за собою еще русских московского государства и, в случаях нужды, могли находить для себя не только нравственную, но и физическую опору в православном московском государе. Очень понятно, что литовско-польские короли не могли относиться к своим подданным православной веры, по крайней мере, наружно без должного внимания и справедливости. И вот, мы видим, что все эти государи, при самом вступлении своем на престоле изрекали клятвенное обещание сохранять права и привилегии всех своих подданных не только римской веры, но и русской, (как уже тогда называли в Литве православную веру в отличие от латинской); все подтверждали и ограждали и церковные и имущественные права русских митрополита, епископов и прочего духовенства; давали жалованные грамоты русским церквам и монастырям на построение или восстановление и обновление их, на их земли и вотчины, прежние и новые, на охранение их от обид и притеснений, так что при рассматривании одних этих грамот можно подумать, будто Православная Церковь в Литовском государстве пользовалась совершенным покровительством правительства. Но, с другой стороны, литовские государи позволяли себе по отношению к ней и совсем иного рода действия. Сами они были католики... и как государи они не могли благоприятствовать православной вере в среде своих русских подданных; потому что она постоянно влекла их к Москве, тогда как литовским государям, напротив, желательно было всячески отклонить их от Москвы и сблизить с прочими своими подданными. С этой-то преимущественно целью еще Ольгерд и Витовт пытались дать своим русским подданным особого первосвятителя и совершенно отделить их от московской митрополии. Нечего потому удивляться, если литовские государи, дававшие столько льготных грамот православным своим подданным и православному духовенству, издавали также и враждебные им постановления и, по временам, то лишали православных права занимать высшие должности в государстве, то запрещали им строить и даже возобновлять свои церкви, то отнимали у них церкви и отдавали латинянам, то стесняли православных в торжественном отправлении их праздников и священнослужителей, то уничижали самую веру православную, называя ее даже в официальных бумагах схизмою, а православные храмы синагогами, то допускали открытое насилие православных для привлечения их к покорности папе.
Ничем, однако же столько короли не наносили вреда православию в своем государстве, как злоупотреблением усвоенного ими себе права "патронатства" по отношению к Православной Церкви и, в частности, права "подавания" архиерейских в ней кафедр, монастырей и церквей. В литовских епархиях еще до отделения их от московской митрополии избрание епископов совершалось уже не так, как в московской митрополии, не собором иерархов по изволению великого князя, а самим королем при участии князей, бояр, священников и всего люда той епархии, для которой избирался архипастырь. Мало-помалу участие местного духовенства и мирян в избрании епархиальных архиереев почти прекратилось и назначение последних перешло в исключительную власть литовско-польских королей, которые допускали при этом ходатайства только своих сенаторов и других знатных лиц и вообще дворянства. Пользуясь таким важным правом, короли иноверцы раздавали архиерейские кафедры, большею частью, не духовным лицам, способным к святительскому служению, а светским, искавшим только захватить в свои руки архиерейские имения и раздавали иногда в виде награды за какие-либо заслуги, военные или гражданские, иногда по ходатайству сильных особ, нередко прямо за деньги. Случалось, что еще при жизни престарелого епископа король предоставлял его епархию какому-либо шляхтичу, который по смерти епископа тотчас и вступал в управление ею и управлял несколько лет, вовсе не принимая на себя священнического сана и только называясь нареченным епископом. Случалось, что король давал право на какую-либо архиерейскую кафедру разом двум светским лицам, которые потом и вели из-за нее открытую борьбу.., Точно также поступали литовские государи с православными монастырями и церквами, находившимися под их непосредственным патронатством. Большею частью они предоставляли настоятельство в этих монастырях не монахам, но мирянам, которые иногда обязывались вступить в монашество, иногда и не обязывались и, продолжая жить в мире, правили монастырями чрез свих как бы наместников-иноков, сами же властно распоряжались монастырскими вотчинами. А очень нередко короли отдавали как свои монастыри, так и церкви со всеми их имениями прямо в арендное содержание на несколько лет или в пожизненное владение то духовным, то мирским людям, даже латинского исповедания. Примеру короля следовали князья, бояре и вообще паны, имевшие под своим патронатством православные монастыри и церкви. Некоторые из этих патронов - между ними были и иноверцы вместо того, чтобы заботиться о своих монастырях и церквах, об их устройстве и благосостоянии и подсоблять им, сами только пользовались их имениями или отдавали эти имения в аренду другим и доводили их до совершенного разорения. Они предоставляли себе в то же время право по совершенному произволу принимать и удалять приходских священников и монашествующих к крайнему стеснению епархиальной власти. Такой порядок, вернее, беспорядок в раздаче архиерейских кафедр и управлении монастырями и церквами продолжался в литовской православной митрополии в течение всего периода и имел самые гибельные для нее последствия. Это была страшная внутренняя язва, которая незаметно подтачивала самые главные силы Церкви и неизбежно вела к ее расслаблению и изнеможению. У Церкви отнята была даже возможность иметь достойных архипастырей и духовных вождей и борцов, которые бы ревностно и мужественно отстаивали ее православие и права; ей давали таких святителей, которые преследовали преимущественно собственные интересы и из-за личных выгод способны были пожертвовать всем. К этим-то злоупотреблением своей власти назначать православных архиереев и распоряжаться православными монастырями, этим-то постепенным ослаблением и обессиливанием Православной Церкви литовские государи несравненно более, нежели другими мерами, подготовили в своем государстве для латинян победу.
Право "патронатства" и, в частности, право "подаванья" основывалось на владельческом праве. Литовские государи признавали себя верховными владельцами и государями всех земель Великого княжества Литовского, следовательно, и всех находившихся в нем земель и имений церковных, которые принадлежали кафедрам православных архиереев, православным монастырям и церквам. На этом основании литовские государи усвояли себе право подавать или раздавать по своему усмотрению архиерейские кафедры, монастыри и церкви и считаться их патронами, почему и называли себя "верховными подателями столиц (столов-кафедр) духовных и всех хлебов духовных", также "верховными подавцами и оборонцами церквей Божиих" и т.д. Впрочем, по отношению к монастырям и церквам право подавания было ограничено: они пользовались этим правом по отношению только, во-первых, к тем монастырям и церквам, которые находились в их собственных королевских имениях и, во-вторых, к тем, которые находились вообще на государственной территории. По примеру своего государя и все прочие землевладельцы, как светсткие, так и духовные, усвояли себе право патронатства и подавания по отношению ко всем тем монастырям и церквам, которые находились в их имениях. Наконец, король нередко жаловал право патронатства и подаванья по отношению к монастырям и церквам, находившимся в его собственном государственном распоряжении, не только частным лицам, светским и духовным, но и целым обществам того или другого города и церковным братствам.
Начало разделения
Ученик Исидора Григорий Болгарин был рукоположен в митрополиты униатским константинопольским патриархом Григорием Маммой в Риме в 1458 году и был принят королем Казимиром. Как складывались его отношения с православным духовенством и народом в Литовской Руси известно мало. В 1484 году один из литовских епископов, Евфимий брянский (или черниговский) покинул свою епископию и Литву и "прибежал" в Москву, где получил Суздальскую епархию.- Но до 1464 года он, очевидно, признавал Григория, как остальные епископы. Опорой Православия были, прежде всего, православные князья, сознававшие свое достаточно независимое положение, и среди них киевский' князь Симеон Олелькович, скончавшийся в 1471 году.
Даже при номинальном признании Григория со стороны епископата и клира уния не имела никакой опоры в народе. Через 10 лет после прибытия Григория (т. е. в 1468 году) король Казимир написал к папе Павлу II, что в Литве и соединенных с нею русских областях обитает "великое множество еретиков и схизматиков", т.е. православных и что "число их со дня на день возрастает".
Таким образом, пропаганда унии в этот момент терпела полную неудачу. Не помогли и бернардинские монахи, присылавшиеся в Литовскую Русь папой для пропаганды унии. Дело кончилось тем, что сам митрополит Григорий покаялся и вернулся в Православие. Это произошло в 1470 году. Константинопольский патриарх Дионисий I принял Григория и признал его митрополитом всея Руси. Возвращение Григория, будучи отрадным событием, вызвало новые осложнения в отношениях между Москвой и патриархом. Не признавая автокефалии Русской Церкви, патриарх надеялся через Григория восстановить свою власть над Русской Церковью. В ответ Москва отвергла не только Григория, но и патриарха. В 1472 году митрополит Григорий скончался.
После смерти митр. Григория положение с возглавлением и управлением Церкви в Литовской Руси осталось неопределенным. Казимир не хотел, конечно, возвращать управление митрополиту, находящемуся в Москве, но и насаждать унию насильственными методами он не мог и к папе не обращался. Управление митрополией было передано нареченному митрополиту. Мисаилу, епископу Смоленскому. Мисаил происходил из рода князей Друцких-Соколинских (по другим сведениям, из рода Поструцких). В 1456 году Иисаил приезжал в Москву за иконой Божией Матери Смоленской. Поэтому он был известен митрополиту св. Ионе, который хвалил его за стояние в Православии, однако, потом Мисаил признал Григория. Его наречение в митрополиты состоялось не раньше 1475 года. Возможно, оно было задержано королем. Мисаил обладал личным благочестием: так, он соорудил монастырь во имя Св. Троицы, на который истратил часть своего наследства. Однако, став нареченным митрополитом, попал под давление католиков и короля, которые желали восстановления унии. То, что такое давление было, видно из некоторых действий короля. Так, еще в 1471 году, после смерти православного князя, киевского наместника Симеона Олельковича, Казимир назначил католика литовца Гаштольда, не взирая на протесты киевлян. В 1476 году Мисаил направляет к папе Сикету IV "епистолию", подписанную из духовных лиц только им и двумя архимандритами, из чего следует, что Церковь его не поддерживала в этом предприятии, а лично Мисаил вряд ли был расположен к унии. В "епистолии" говорится о притеснениях от латинян, что и объясняет появление самого послания с его прошениями об унии. Однако, нет никаких сведений о том, что папа ответил Мисаилу. Во всяком случае, воссоединения Мисаила с Римом не произошло. Вместе с,тем, Мисаил не получил и благословения константинопольского патриарха Рафаила. Мисаил так и остался только нареченным митрополитом до своей кончины в 1480 году.
Со смертью Мисаила неурядицы на кафедре Литовской митрополии возобновились. Константинопольский патриарх Рафаил рукоположил в митрополиты тверского выходца Спиридона-Савву около 1480 года. Получив сан, Спиридон отправился в Литву. Однако, Казимир написал к папе Павлу II, что в Литве и соединенных с нею русских областях обитает "великое множество еретиков и схизматиков", т.е. православных и что "число их со дня на день возрастает".
Таким образом, пропаганда унии в этот момент терпела полную неудачу. Не помогли и бернардинские монахи, присылавшиеся в Литовскую Русь папой для пропаганды унии. Дело кончилось тем, что сам митрополит Григорий покаялся и вернулся в Православие. Это произошло в 1470 году. Константинопольский патриарх Дионисий I принял Григория и признал его митрополитом всея Руси. Возвращение Григория, будучи отрадным событием, вызвало новые осложнения в отношениях между Москвой и патриархом. Не признавая автокефалии Русской Церкви, патриарх надеялся через Григория восстановить свою власть над Русской Церковью. В ответ Москва отвергла не только Григория, но и патриарха. В 1472 году митрополит Григорий скончался.
После смерти митр. Григория положение с возглавлением и управлением Церкви в Литовской Руси осталось неопределенным. Казимир не хотел, конечно, возвращать управление митрополиту, находящемуся в Москве, но и насаждать унию насильственными методами он не мог и к папе не обращался. Управление митрополией было передано нареченному митрополиту. Мисаилу, епископу Смоленскому. Мисаил происходил из рода князей Друцких-Соколинских (по другим сведениям, из рода Поструцких). В 1456 году Иисаил приезжал в Москву за иконой Божией Матери Смоленской. Поэтому он был известен митрополиту св. Ионе, который хвалил его за стояние в Православии, однако, потом Мисаил признал Григория. Его наречение в митрополиты состоялось не раньше 1475 года. Возможно, оно было задержано королем. Мисаил обладал личным благочестием: так, он соорудил монастырь во имя Св. Троицы, на который истратил часть своего наследства. Однако, став нареченным митрополитом, попал под давление католиков и короля, которые желали восстановления унии. То, что такое давление было, видно из некоторых действий короля. Так, еще в 1471 году, после смерти православного князя, киевского наместника Симеона Олельковича, Казимир назначил католика литовца Гаштольда, не взирая на протесты киевлян. В 1476 году Мисаил направляет к папе Сикету IV "епистолию", подписанную из духовных лиц только им и двумя архимандритами, из чего следует, что Церковь его не поддерживала в этом предприятии, а лично Мисаил вряд ли был расположен к унии. В "епистолии" говорится о притеснениях от латинян, что и объясняет появление самого послания с его прошениями об унии. Однако, нет никаких сведений о том, что папа ответил Мисаилу. Во всяком случае, воссоединения Мисаила с Римом не произошло. Вместе с тем Мисаил не получил и благословения константинопольского патриарха Рафаила. Мисаил так и остался только нареченным митрополитом до своей кончины в 1480 году.
Со смертью Мисаила неурядицы на кафедре Литовской митрополии возобновились. Константинопольский патриарх Рафаил рукоположил в митрополиты тверского выходца Спиридона-Савву около 1480 года. Получив сан, Спиридон отправился в Литву. Однако,Казимир написал к папе Павлу II, что в Литве и соединенных с нею русских областях обитает "великое множество еретиков и схизматиков", т.е. православных и что "число их со дня на день возрастает".
Со смертью Мисаила неурядицы на кафедре Литовской митрополии возобновились. Константинопольский патриарх Рафаил рукоположил в митрополиты тверского выходца Спиридона-Савву около 1480 года. Получив сан, Спиридон отправился в Литву. Однако, король Казимир не был расположен принимать митрополита, навязанного ему Константинополем. Казимир арестовывает Спиридона и держит его в тюрьме до 1482 года. Спиридон написал послание великому князю Ивану III в Москву, но не получил поддержки. Тем не менее, когда ему удалось освободиться из тюрьмы, Спиридон направляется в Москву. Но в Москве был король Казимир. Он не был расположен, принимать митрополита, навязанного ему Константинополем. Казимир арестовывает Спиридона и держит его в тюрьме до 1482 года. Спиридон написал послание великому князю Ивану III в Москву, но не получил поддержки. Тем не менее, когда ему удалось освободиться из тюрьмы, Спиридон направляется в Москву. Но в Москве был
а письменно дать обязательство: "Нам его дочери (т.е. Елены) не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон". Елену отправили в Литву с подробной инструкцией на будущее, в которой, в частности, говорилось: "В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь, если захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то можно посмотреть один раз или дважды". Во всех городах, через которые Елена проезжала, она должна была заезжать в соборные церкви и служить молебны. От Александра Иван требовал, чтобы он "велел бы нашей дочери поставить церковь нашего греческого закона на переходах у своего двора, у ее хором, чтобы ей было близко в церковь ходить..." Но уже сразу по прибытии Елены в Вильно начались недоразумения.. Предполагалось, что в венчании будет участвовать наравне с католическим епископом и митрополит Макарий с православным духовенством. На деле только один священник, сопровождавший Елену., участвовал в богослужении, т.е. читал молитвы. Александр сразу же отказался строить для Елены придворную церковь, предложив ей ходить в городской храм. Он ссылался на то, что законом запрещено увеличивать в Литве количество православных церквей. В окружении Елены были придворные почти исключительно католического вероисповедания. Между тем, папа Александр VI освободил великого князя Литовского от обещаний, данных им Ивану III в отношении Елены, и требовал обратить ее в католичество.
Положение стало еще более сложным, когда умер митрополит Макарий и в митрополиты был возведен епископ смоленский Иосиф Болгаринович в 1498 году. Этот епископ издавна пользовался благожелательным отношением великого князя литовского, и, став нареченным митрополитом, сразу же стал действовать в пользу унии. В Москву сообщали: "посылали-де в. к. Александр к своей в. к. Елене отметника православныя веры Иосифа, владыку смоленского, да бискупа виленского и чернецов бернардинов, чтобы приступила к римскому закону, да и к князьям русским посылал и к виленским горожанам, и ко всей Руси, которые держат - греческий закон, и нудят их приступить к закону римскому". В другом доношении говорилось: "Здесь у нас... произошла великая смута между латинянами и нашим христианством. В нашего владыку смоленского дьявол вселилсяи вместе с Сапегою отметником... они восстали на Православную веру. Великий князь неволил государыню нашу, в. к. Елену в проклятую латинскую веру ... Да и все наше православное христианство хотят окрестить, оттого наша Русь с Литвой б сильной вражде". Вследствии преследований ряд православных князей со своими землями передались Ивану III. Тем временем Иосифу удалось получить благословение цареградского патриарха (в 1500 году), и сразу после этого он просит папу римского принять его в унию. Не отвечая Иосифу прямо, папа в посланиях к в. к. Александру одобряет его усилия по обращению русских. В отношении Елены он требует от нее перейти в католичество, а в случае отказа удалить. Еще в одном послании папа предлагает пригрозить Елене церковным судом. Одновременно в Литве основывались католические монастыри, а епископ виленский получил так называемое "право светского меча". Католики усиливали и литературное давление: краковский каноник. Иоанн Сакран составил "Записку о заблуждениях русских в вере и обрядах", написанную в резко враждебном духе и наполненную искаженными представлениями о Православии. Эта "Записка" многократно издавалась на разных языках и оказала значительное влияние на отношение к Православию в Европе.
Скоро, однако, планы католиков разрушились. Узнав о притеснениях дочери, Иван III написал дочери, чтобы она пострадала до крови и до смерти, но не изменяла вере. Елена и не собиралась переходить в католичество, а Александр не стремился выполнить все приказы папы в отношении своей жены. Тем не менее, отношения двух великих князей дошли до полного разрыва, и Иван III объявил в 1500 году войну своему зятю. Литовские войска были быстро разгромлены. В 1501 году внезапно скончался митрополит Иосиф Болгаринович, являющийся опорой католиков в деле унии. В 1503 году было заключено перемирие и надолго прекратились все попытки насильственного обращения Литовской Руси в католичество.
Из событий церковной жизни этого времени следует отметить основание знаменитого Супрасльского монастыря на землях православного магната Ходкевича около 1500 года.
Как мы видим, в данный период Православие в Литовской Руси имело достаточно внутренней силы, чтобы успешно защищать его от нападения врагов, даже находясь в неблагоприятных условиях. Кроме того, оно пользовалось мощной поддержкой извне. Но уже и в этот период намечается будущий упадок высшей иерархии: некоторые митрополиты готовы были склониться к унии. Полоцкий епископ Лука имел жену и сына, которые жили неподалеку от Полоцка. В московской митрополии такое явное нарушение правил Церкви было бы совершенно невозможно.