Основные факторы, оказывающие влияющие на процесс храмоздательства в Твери в XIII – XVIII веках

Впервые топоним «Тверь» встречается в Лаврентьевской летописи под 1209 год 1. Но косвенные упоминания о городе встречаются в летописных источниках гораздо раньше. Так, в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной им в 1134-1135 годах церкви во имя Иоанна Предтечи в Опоках, идет речь о тверском госте. Дата основания Твери плохо прослеживается по летописным источникам.

В 1934 году в Твери проводились раскопки, которые показали, что «город» с крепостными сооружениями располагался в XII веке на мысу, образованном при слиянии Волги и Тьмаки. До этого, в XI веке, на этом месте существовало неукрепленное поселение сельского типа, в котором изготовляли металл.

Существуют гипотеза о «Новгородской Твери», раннем поселении, основанном новгородскими купцами в Затверечье 2. Этой гипотезы придерживался руководитель раскопок 1934 года Н.П. Милонов, и один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Н.Н. Воронин.

Известный советский историк В.А. Кучкин, выдвинул предположение об основании Твери в 1130-1140-х годах ростово-суздальскими князьями. По мнению автора первого труда по истории России В.Н. Татищева, укрепление в устье Тьмаки построил в 1181 году владимирский князь Всеволод Юрьевич 3.

Не установлена и точная дата основания Тверского княжества. В.С. Борзаковский пишет, что Тверь могла быть выделена в особый удел в 1241 году. В этот год Переяславский князь Ярослав Всеволодович, став великим князем Владимирским, отдал хорошо укрепленный Переяславль Залесский, своему именитому сыну Александру Ярославичу (Невскому). Тогда же он мог наделить уделами и остальных своих сыновей.

Выделить уделы своим сыновьям, Ярослав Всеволодович мог и в 1245 году, перед поездкой в Орду. Русские князья, отправляясь на поклон к монгольским ханам, готовились к худшему, многие из них не возвращались из таких поездок домой живыми. Так случилось и с Ярославом Всеволодовичем. В 1246 году, на Русь из Орды, привезли тело великого князя. Его брат и приемник на великокняжеском престоле Святослав Всеволодович, согласно воле умершего, в 1247 году, утвердил своих племянников на их уделах. Предпоследнему сыну покойного великого князя, Ярославу Ярославичу, досталась небольшая крепость Тверь, которая и стала столицей нового удела. В исторической науке 1247 год принято считать наиболее вероятной датой образования Тверского княжества 4.

По мнению В.А. Кучкина, первым тверским князем в 1247 -1252 гг. мог быть Александр Невский. Это предположение основано на том факте, что самая ранняя запись, где тверским князем назван Ярослав, относится только к 1255 году 5.

На момент образования Тверского княжества, Тверской край был полностью христианским. В Твери уже существовала деревянная церковь Козьмы и Дамиана. Знаток древнерусской архитектуры Н.Н. Воронин предполагает, что церковь Козьмы и Дамиана была построена «еще новгородскими основателями Твери» 6.

В 1271году, в последний год своей жизни, князь Ярослав Ярославич, положил начало самостоятельной епископской кафедре в Твери. В состав новой епархии вошли города: Ржев, Зубцов, Кашин, Вертязин (нынешняя Городня), Опоки, Холм 7.

При патриархе Иове и Тверском епископе Феодорите, 26 января 1583 года в Твери была учреждена архиепископия 8.

Во второй половине XIII века в Северо-Восточной Руси заявили о себе два молодых растущих княжества - Тверское и Московское. Им было суждено стать центрами формирования нового русского государства.

Расположенная в месте слияния крупных судоходных рек – Тверцы и Волги, Тверь вела обширную торговлю, брала с купцов высокие пошлины за проезд по своей территории и быстро богатела. В конце XIII, начале XIV веков, не было на Руси княжества, сильнее Тверского. Особенно возвысилась Тверь после монголо-татарского похода хана Дюденя (1293 г.) когда, в очередной раз разрушенными, оказались многие русские города, в том числе и Москва. В уцелевшей от разгрома Твери, собралось множество беженцев. Избыток людских ресурсов позволил князю Михаилу Ярославичу не только вести обширное строительство внутри Твери, но и заложить в 1297 году новую крепость Городеск, впоследствии получившую название Старица.

Несмотря на столь благоприятное начало судьба Твери складывалась трудно. Страшным бедствием для древнего города были пожары. Печальную периодичность тверских пожаров отмечают в своих исследованиях Д.И. Карманов, В.С. Борзаковский, и краеведы Е.Д. и А.Д. Виноградовы. При пожаре 1266 года выгорел весь город, уцелела только одна церковь. Горел город в 1295 году. При пожаре 1318 года выгорело до половины Твери и 6 церквей 9. В 1413 году выгорели: кремль, княжеский дворец и 20 церквей 10.

В первой половине XVI века территория кремля была уже тесна для растущего города. В условиях тесноты и скученности пожар, вспыхнувший в июле 1537 года, быстро погасить не удалось. Сгорел Спасо – Преображенский собор со всеми образами и священными сосудами, облачением и книгами, сгорело множество домов и храмов в кремле. С большим трудом удалось вызволить из горящего архиерейского дома епископа Акакия. Свидетельство об этом бедствии сохранилось в воспоминаниях преподобного Максима Грека, пребывавшего, на тот час, в заточении в Отроч монастыре 11.

Пожары вносили важные коррективы в планировку города и существенно влияли на процесс храмоздательства в Твери.

12 мая 1763 года в городе вспыхнул самый страшный, за всю историю города, пожар. Пламенем было уничтожено 852 из 900 домов существовавших в городе. Сгорело немало церквей, была уничтожена практически вся застройка кремля. Бедствие, постигшее город, явилось настолько ужасающим, что 19 мая Екатерина II объявила Сенату именной указ, в котором повелевалось «погоревшим в Твери жителям …учинить к вспоможению всевозможные способы» 12.

Опустошительный пожар 1763 года повлек за собой коренные изменения в планировке города. Тверь, четвертый город в мире, после Версаля, Рима и Петербурга, была отстроена по регулярному плану. При перестройке Твери архитекторы постарались максимально сохранить уцелевшие старинные здания и церкви 13.

Но не только пожары наносили ощутимый урон городу. В истории Твери существует несколько периодов, когда, претерпев страшные разрушения, Тверь вновь поднималась, находя в себе силы для дальнейшего развития. И каждый раз горестную судьбу города разделяли святые храмы. Они первыми принимали на себя удары завоевателей, первыми поднимались из руин и пепла, аккумулируя божественную энергию надежды и любви, укрепляли народ в вере и давали силы, для возрождения. Из пепла возрождался практически новый город, с вновь построенными церквами и монастырями.

В августе 1327 года в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. Причиной народного выступления послужило прибытие в город татарского посольства под руководством Шевкала (Чол–хана), двоюродного брата хана Узбека. Спровоцировало восстание не столько наглое и жестокое поведение татар, тверичи с этим как-то мирились. Главной причиной народного гнева послужил слух, прошедший по городу о том, что Шевкал хочет прогнать с княжеского престола Александра Михайловича, сам стать тверским князем, а тверичей обратить в ислам. Подобный слух имел под собой довольно твердую почву. Хан Узбек не любил гордых и независимых тверских князей. Еще первый тверской князь Ярослав Ярославич, выказывал непокорность монголо-татарам тем, что последним из русских князей, прибыл в Орду за ярлыком на Тверское княжение. Были еще свежими в памяти народа воспоминания о гибели в Орде в 1318 году Михаила Ярославича и о казни в 1326 году Дмитрия Михайловича Грозные Очи. Сам факт, что посольством руководил не обычный сборщик дани - баскак, а приближенное лицо и родственник хана, говорил о далеко идущих планах посольства. Князя Александра Михайловича и его семью татары выгнали из дворца и сами в нем поселились.

Восстание вспыхнуло ранним утром 15 августа в праздник Успения Божией Матери и имело тяжелые последствия для Твери. Московский князь Иван Калита привел в Тверское княжество многотысячный отряд ордынцев. С Калитою соединилась рать Александра Васильевича Суздальского. Объединенный отряд русских и татар, зимой 1237-1238 гг. разорил все Тверское княжество, особенно пострадала Тверь 14. После этих событий, основательно подорвавших силы города, Тверь была отброшена в своем развитии на полвека и уже не могла на равных соперничать с Москвой. Колокол Спасо - Преображенского собора, который набатом звучал во время восстания, Иван Калита увез в Москву 15. Историки предполагают, что в Москву были угнаны и мастера каменного дела, впоследствии возводившие московские храмы.

Страшному разгрому Тверь подверглась в 1569 году. Направляясь в Великий Новгород, с карательной экспедицией, Иван Грозный начал погромы с Тверских земель. После Государева погрома Тверь опустела на долгие годы 16. Чтобы вернуть город к нормальной жизни в 1588-1589 гг., после смерти Ивана Грозного, правительству пришлось создавать специальную программу «посадского строения». Эта программа предусматривала переселение крестьян, и ремесленников с окраин Твери, из дворцовых сел Новоторжского уезда: Вышкова, Константиновского, Климова и др. на пустующие участки разоренного города 17.

В Смутное время Тверской край оказался в гуще военных

событий. В 1606 году в тверских окрестностях появились повстанческие отряды Ивана Болотникова. Тверскому архиепископу Феоктисту удалось предотвратить присоединение крестьян и посадских людей к бунтовщикам. В этом же году к Твери подошли отряды, самозванца Лжедмитрия I. Владыка Феоктист организовал оборону города и не позволили врагам захватить Тверь. Весной 1608 года архиепископ Феоктист попал в плен к самозванцу Лжедмитрию II. Его отвезли во вражеский лагерь, подвергли бесчестию и пыткам. В 1609 году владыке удалось бежать из плена, но враги настигли его в пути и убили. Интервенты пребывали в Твери с 1606 по 1618 год, до заключения с Польшей Деулинского перемирия и за этот период основательно разрушили город, разграбили и сожгли многие храмы и монастыри.

В писцовой книге Потапа Нарбекова говорится, что в 1626 году в Твери осталось только 150 мужчин, способных выполнять государственные повинности, остальные не могли «нести тягло». Записи в писцовых книгах тех лет гласят: «У Петра Федорова поместье и вотчины «пусты». Поместье запустело с «литовского разорения», а вотчина запустела от мора и лесом поросла. Поместье Потапа Иванова, сына Хомякова «все пусто, запустело от зяблого году», а у Захария Иванова «..от мору и от опричнины, и от хлебного недорода, а досталь того поместья запустело от литовской войны» 18.

В Смутное время были сожжены и уничтожены церкви: Вознесенская, Богоявленская, Зачатия Богоотец Иоакима и Анны, Симеона Столпника, Козьмы и Дамиана, Леонтия Святого, Священномученика Автонома, Варвары Святой. Уцелевшие храмы были разграблены и опустошены. После Смутного времени в городе действующей оставалась только Троицкая церковь в Затьмачье (Белая Троица). Захватчики разорили и сожгли тверские монастыри: Федоровский, Марфин монастырь, Крестовоздвиженский, Никитский, Григорьевский, монастырь «Святых отец иже в Никеи», Спасский. Многие, из разрушенных церквей и монастырей, больше не возобновлялись.

По сведениям тверского священника и краеведа М.В. Владиславлева до Смутного времени в Твери насчитывалось 25 000 жителей 19. В 1685 году (по письменным книгам Иллариона Шишкова) в Твери жило 4582 жителя мужского пола 20.

Разоренный город постепенно залечивал свои раны, численность населения Твери увеличивалась очень медленно. В конце XVIII века, по утверждению тверского историка и краеведа Д. И. Карманова, в Твери проживало 10 000 жителей.

В Тверских посадах было церквей:

в Загородском посаде каменных церквей – 8, деревянных – 2;

в Заволжском посаде каменных храмов - 4; деревянных -1;

в Затверецком посаде каменных храмов -2, деревянных -5;в Затьмацком посаде каменных церквей - 4, деревянных- 2.

В городе существовало три монастыря: девичий Христорождественский монастырь и два мужских: Трехсвятский и Отроч Успенский 21.

1 Борзаковский В.С.1994 С. 22

2 Клюг Э. 1994 С. 47-49

3Борзаковский В.С.1994 С. 73, 74.

4 Клюг Э. 1994 С.49

5Финкельштейн В.Б.1996 С.25.

6Салимов А.М. С. 18

7Михня С.Б.2008 С.24

8Карманов Д.И.1893 С. 120

9 Борзаковский В.С.1994 С.27,28

10Виноградовы Е.А., А.Д. 2002 С. 24-30

11 Виноградовы Е.А., А.Д. 2002 С.54.

12Михня С.Б. 2005 С. 32.

13Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Тверская область часть 1 М. Наука 2002 С. 186,187

14 Борзаковский В.С.1994 С.127, 128.

15Воробьев В.М.1996 С.48, 49.

16 Виноградовы Е.А., А.Д. 2002 С.57,58.

17 Салимов А.М.1994С.138.

18Виноградовы Е.А., А.Д. 2002 С.111-113.

19Владиславлев С.72-118.

20 Финкельштейн В.Б.1996 С. 152

21Карманов Д.И.1893 С. 111-113

Наши рекомендации