Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств лица, принимаемого решение, влияющих на процесс принятия решений. К данным факторам относятся:

1. Психические процессы. Данные процессы имеют специфическое проявление в деятельности людей и «отвечают» за выполнение определенных функций. Психические процессы делятся на познавательные, волевые и эмоциональные. К более важным, в процессе принятия управленческих решений, относятся познавательные процессы. К ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение, внимание. Так же можно выделить такую группу, как мотивационные процессы, которые определяют направленность, интересы личности и влияют на формирование целей деятельности человека.

2. Психические состояния. Принятие решений зависит не только от уровня развития психических процессов, но и от того в каком психическом состоянии находится человек. Психическое состояние – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психическое состояние оказывает влияние на качество.

3. Психические свойства.Так же на принятие решений существенное влияние оказывают ситуационные факторы, это конкретные обстоятельства, в которых принимается управленческое решение. К группе относятся факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, выбор и реализацию альтернатив.

К внешней среде организации относятся две составляющие, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений – это макроокружение и непосредственное окружение (деловая среда) организации.

Макроокружение включает факторы, которые опосредованно влияют на организацию. Это такие факторы, как:

-экономические условия. К ним относится общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. Изменение экономических условий влияет на платежеспособность потребителей, уровень цен, инвестиционную политику, а, следовательно, и на прибыль организации.

- политика. Она оказывает сильное влияние на деловую активность организации. Руководитель организации, принимая важные управленческие решения, должен иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация.

- право. При принятии управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организации.

- социокультурные факторы. К таким факторам относятся структура общества, демографические характеристики, моральные нормы, стиль жизни и другие социальные процессы, оказывающие влияние на деятельность организации.

- технологические факторы. Они неизбежно влияют на принятие важных управленческих решений, которые связаны с развитием организации, разработкой новых видов товаров, внедрений новых технологий управления. Руководители должны отлеживать изменения на рынке новых технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ.

- природно-географические факторы. Данные факторы играют большую роль в процессах принятия решений связанных с размещением предприятия, технологиями производства, качеством продукции, способами доставки товаров, так как данные решения связаны с большими затратами ресурсов и требуют тщательного анализа природных условий, в которых действует организация.

Деловая среда включает внешние факторы, оказывающие на организацию наиболее сильно и непосредственное влияние. К ним относятся потребителей продукции и услуг, поставщиков материальных и природных ресурсов, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Данная ситуация характеризуется набором внутренних факторов, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации.

Таким образом, управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, так как от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, и эффективность работы организации.

Наши рекомендации