Приготовление священнослужителей
Начиная с XI в. молитвы, читаемые священнослужителями при входе в храм, включались в евхологии, то есть своды молитв, необходимых священнику в ходе разных богослужений. С течением времени они увеличивались в числе и разнообразии форм. Позже (но, видимо, не ранее XIV в.) появились молитвы, которые следует читать перед иконами Христа Вседержителя и Богоматери на иконостасе, а также при входе в алтарь. Омовение рук, которое в неархиерейской литургии теперь производилось не после Великого входа, как раньше, а в составе подготовительных обрядов службы, тоже сопровождалось молитвами и псалмами. Поначалу эти элементы службы могли не быть обязательными для всех. Они, по сути, лишь оформляли естественное благочестие священнослужителей, но само их включение в текст литургии подчеркивало все больше проявлявшийся в них клерикальный оттенок.
В XII в. впервые появляются молитвы, сопровождающие облачение священнослужителей. Вскоре для каждого предмета одеяния стала существовать своя молитва. Облачения духовенства первоначально ничем не отличались от светских, но с VI в. мiряне перестали их носить, и они постепенно стали отличать клир. Нижний хитон стал стихарем, верхний — ризой, или фелонью, которые начиная с XI в. обильно украшают крестами и называют полиставрием. В более поздний византийский период священнослужители ввели в обиход и другие, ранее — светские предметы одежды. Патриархи стали носить имперский саккос, по виду не очень отличающийся от западного далматика, и поручи. Это переняли архиепископы, а после падения Константинополя — и все епископы вообще. Поручи стали носить и священники, а потом и диаконы. Точно так же имперская митра стала общепринятым головным убором епископов в храме. Православная церковь сохранила кое-какие внешние атрибуты Византийской империи и после того, как та исчезла,— в облаченном для службы епископе жил облик византийского императора. Молитвы при облачении отражали символическое значение, которое стали придавать каждому предмету.
Проскомидия
Проскомидия в Диатаксисе почти такая же, как теперь. Единственное достойное внимания отличие состоит в том, что диакон, «как и священник», вырезает из просфоры частицы и помещает их на дискос за самого себя и за всех живых и умерших, которых хочет помянуть. Это последний рудимент той роли, которую когда-то исполнял диакон в приготовлении даров.
К этому времени символика рождества, разработанная Николаем Андидским, породила и соответствующие ритуалы. Когда дискос уже соответствующим образом подготовлен, на него ставят звездообразную раму («звездицу»), чтобы поддерживать покровец. Священник кадит ее и, ставя на дискос, говорит: «И звезда пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Теперь уже не только в толковании, но и в тексте Проскомидии символизируются не только страдания и смерть, но и рождение Христа.
Филофей предписывает кадить престол, алтарь и неф, когда приготовят дары. Первое упоминание о совершаемом диаконом предварительном каждении как составной части литургии появляется в XII в., хотя эпизодически это делалось и много раньше, судя по описанию сирийского обряда, оставленному Дионисием Ареопагитом в конце V в. Окаждая престол, диакон произносит тропарь «Во гробе плотски» — текст, попавший в это место службы через символическую ассоциацию престола с гробницей Христа.
Малый вход
К XIV в. книгу Евангелия постоянно хранили на престоле. Тем самым то, что теперь называли Малым входом, сделалось чисто символической процессией, которая начиналась и заканчивалась в одном и том же месте — в алтаре. И лишь на архиерейской литургии еще сохранялось нечто от ее истоков — входа епископа в храм.
Песнь, сопровождающая вход, «Придите, поклонимся и припадем ко Христу»,— это остаток былого третьего антифона, который тоже служил песнопением входа. В XI в. его первоначальный рефрен «Единородный Сын» переместился во второй антифон. Вдобавок стали петь дополнительные тропари, чтобы упомянуть и другие аспекты праздника или другие литургические воспоминания. В XII в. пели два или три тропаря, в XIII — ровно три. После XIV в. число тропарей все возрастало.
Каждение
Герман говорит о каждении после своего комментария на аллилуарий, не уточняя, когда и что кадили. Первоначально оно, несомненно, совершалось над книгой Евангелия, понимаемой как символ Христа, живого Слова Божьего. К XI в. в дополнение к Евангелию кадили иногда и престол; круг постепенно расширялся, включая в себя священнослужителей, потом алтарь и жертвенник и, наконец, иконостас и всех собравшихся. Из-за этого, а также из-за того, что диакону предписывалось читать все больше молитв перед чтением Евангелия, кадить во время аллилуария просто не успевали. Тогда стали кадить во время первого Чтения. Филофей говорит, что делать это можно. Каждение, совершавшееся во время Чтения, имело тенденцию отвлекать внимание от одного из важных элементов службы на второстепенный.
Великий вход
Между XI и XIV вв. в Великом входе произошло несколько заслуживающих внимание перемен.
Во-первых, в процесии теперь неизменно принимали участие священники. Конечно, если диаконов не было или был только один, священнику по необходимости приходилось помогать при внесении даров и всего необходимого для службы; но уже в X в. они иногда делали это даже при наличии диаконов. Со временем в шествии стали участвовать все священнослужители, кроме епископа, даже если им нечего было нести; впрочем, число предметов, связанных с Великим входом, обеспечивало ношу если не всем, то многим — рипиды, копие, лжица, покровцы дискоса и чаши, воздух, не говоря уже о хлебе на дискосе и о чаше с вином и водою. Может быть, торжественность, с которой проходил Великий вход, как раз и привлекла священников и послужила, хотя бы отчасти, тому, что диаконы лишились одной из присущих им функций.
Великий вход настолько превосходил блеском и торжественностью все остальное в литургии, что становится понятно, почему он мог ее представлять в иконографии. Несмотря на предостережения патриарха Евфимия, народ по-прежнему встречал Великий вход с такой ревностью, что это едва не преступало границ благочестия. Люди клали перед дарами земные поклоны, простирались ниц перед процессией, чтобы священники через них переступали, просили прикоснуться к ним священными сосудами. Николай Кавасила счел необходимым напомнить, что дары, собственно говоря, еще не освящены.
Кроме того, во время шествия произносились различные поминовения. Филофей предписывает одно общее: «Всех нас да помянет Господь Бог наш во Царствии своем». Его произносили тихо, не прерывая пения Херувимской. Священник тем самым отвечал на просьбы людей помолиться о них — для них это был один из способов участия в литургии. Проходя по храму, он мог произнести это несколько раз. Поначалу поминовение было неформальным, вроде того, с каким священнослужители обращались друг к другу при входе в алтарь.
Самое раннее упоминание этого обычая восходит к XII или XIII вв. К середине XIV в. особого поминовения удостаивались император и патриарх, если они присутствовали на литургии. Однако их поминали и в других случаях, только неслышно, как и других лиц и целые церковные или светские чины по мере прибавления все новых и новых. К XV в. и общее поминовение, и поминовения важных лиц, присутствующих на службе, стали произносить вслух, причем после Великого входа. И только потом произносимых вслух поминовений накопилось столько, что ими стали прерывать Херувимскую песнь, расколовшуюся из-за этого на две части.
Третье изменение коснулось возложения даров на престол. Прежде это делал, судя по всему, тот же, кто нес дискос и чашу. В XIII в. священник начал принимать их от принесшего их диакона и ставить на престол сам. На архиерейской литургии это делал епископ. Так еще одна литургическая функция перешла от низших чинов церковной иерархии к высшим.
Кроме того, интерпретация этого практически необходимого действия как символа погребения Христа породила к XIV в. и соответствующий текст. Филофей предписывает священникам произносить в этот момент тропарь «Благообразный Иосиф». Первоначально его пели в крестном ходе с плащаницей (символизирующем погребение Христа), который с XIV в. проводится в конце утрени Великой субботы. По всей видимости, именно оттуда он перекочевал в литургию. Позже к нему добавились и другие тропари, повествующие о смерти, погребении и воскресении Христа и взятые из песнопений Страстной пятницы, Великой субботы и пасхальной недели.
Много разных текстов было введено в разные моменты Великого входа, например — Псалом 50, Символ веры, Молитва Господня, Трисвятое. Не все они сохранились в чинопоследовании навсегда, но все, как и большинство прибавлений к тексту литургии на этой стадии ее становления, были связаны исключительно с благочестием священнослужителей и ни в коей мере не задевали чина, доступного собравшимся.
Анафора и причащение
Один из камней преткновения между православными и католиками — вопрос о том, в какой момент происходит освящение евхаристических даров. Западная традиция веками привязывала его к повествованию об установлении евхаристии, а позже — конкретно к установленным словам Христа; восточная все больше и больше связывала его с призыванием Святого Духа. Поскольку дело дошло до раздоров, каждая из сторон стремилась как можно тверже отстаивать свою позицию. У православных это привело к сдвигу акцента в сторону эпиклесиса. Филофей предписывает диакону слегка склонить голову и, указав своим орарем на дискос, сказать: «Благослови, владыко, святой хлеб». Священник осеняет хлеб крестом и говорит: «И сотвори этот хлеб драгоценным Телом Христа Твоего». Когда подобное благословение произнесено над чашей, диакон говорит «аминь, аминь» и кладет три поклона. В некоторых церквах священники перед литургическим эпиклесисом стали произносить молитвенное призывание Святого Духа, которое во время Великого поста читается в составе Третьего часа.
Причащение клира описано у Филофея в больших подробностях и включает разнообразные молитвы. Диатаксис признает, что причащающихся мiрян может и не быть. Сколько бы ни считали идеалом частое причащение, мiряне уже давно причащались раз или два раза в год, а со временем даже в монашеских кругах это стало событием, с которым поздравляли.
Толкование литургии
Византийская традиция толкования литургии достигла апогея в трудах двух авторов, каждый из которых завязал, наконец, узелок на одной из двух нитей, из которых эта традиция и была свита. В Толковании на божественную литургию богослов-мiрянин XIV в. Николай Кавасила придерживается восходящей к антиохийской школе интерпретации обряда как символического представления исторической жизни Иисуса Христа. Но, в отличие от Николая Андидского, он применяет этот принцип осторожно и с умеренностью, настаивая на том, что основополагающее значение имеет не это, а молитвы, чтения и действия, составляющие службу. Превыше всего он убежден, что воспоминание Христа в евхаристии сакраментально по сущности, а центральный смысл литургии состоит в причастии. Можно не сомневаться, что Толкование Кавасилы — обдуманный и целенаправленный протест против безудержного символизма, свойственного Николаю Андидскому.
В следующем веке монах Симеон, ставший в 1416/17 гг. архиепископом Фессалоникийским (Солунским) и умерший в 1429 г., написал два трактата — Толкование церкви и литургии и О священной литургии. Труд Кавасилы он, по всей видимости, прочел, но под его влияние не подпал. Он считал себя последним учеником Дионисия Ареопагита и писал в русле александрийской традиции, представителем которой был Максим Исповедник.