Апологетическая миссия (диалог с неверующими, представителями других религий и представителями раскольнических организаций)
Апологетическая миссия — свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями, а также с раскольниками. Апологетическая миссия направлена также на противостояниепрозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов».
В апологетической миссии необходимо руководствоваться документом, принятым Архиерейским Собором 2000 года «Основные принципы отношения Русской Православной Церквик инославию» (http://www.patriarchia.ru / db / text / 418840.html).
В Московской епархии есть мусульманские общины и несколько мечетей, наиболее распространенными и активными являются общины евангельских христиан-баптистов, секта свидетелей Иеговы и пятидесятников. Также встречаются секты адвентистов седьмого дня, пятидесятников, мормонов, секта сайентологов.
Отношение православных христиан к представителям других религий или инославным не имеет характер противостояния, скорее имеет характер душевной скорби об их заблуждениях. Но любовь к людям не должна приводить к компромиссам в области веры, что не исключает, конечно же, диалога и взаимного уважения.
В отношении защиты веры или диалога необходимо иметь достаточную подготовку, ведь апологет должен подтвердить свою веру не только достаточными знаниями, но и своим примером, плодами. Для этого надо иметь призвание, и далеко не каждому стоит вступать в подобные дискуссии. А плодом для слушающего может стать либо утешение и интерес, либо раздражение и укрепление в противостоянии.
Важно не отталкивать представителей других конфессий, религий и сект, а просвещать их, с любовью наставлять в истинах православной веры и объяснять их заблуждения. Для этих целей возможно проведение бесед-дискуссий с представителями других религий и сект, для чего должны привлекаться клирики и миряне, имеющие богословское образование, владеющие предметом и ведущие активную церковную жизнь. В рамкахантисектантской рабочей группы при Миссионерском отделе собираются и вырабатываются методические и просветительские материалы для проведения таких бесед.
Далеко не всегда диалог с представителями других религий и сект может приносить добрые плоды. Многие люди настолько бывают зациклены на своей идее (а в ряде сект для этого применяются и специальные психологические приемы), что они оказываются неспособными к диалогу и ведению последовательной беседы на заранее согласованную тему. Искусство диалога в современном мире вообще почти утеряно, и это касается не только представителей других религий и сект, но и нас самих. В диалоге нужно уметь слышать человека, уважать его точку зрения, даже если она противоречит нашей, не навязывать своего мнения как единственно верного. Если мы убеждены в истинности Православия, этого недостаточно для того, чтобы наш оппонент с этим согласился и в одночасье отбросил то, что он считал важным и святым в своей жизни. Последовательный диалог в духе мира и взаимоуважения, знание основных положений веры и истории организации тех, с кем мы беседуем, личное благочестие миссионера, — вот залог успешности нашей деятельности.
Иногда прозелитическая деятельность сект, особенно тоталитарного характера, требует жесткого пресечения, для чего могут привлекаться местные власти и правоохранительные органы. Кроме деятельности сект, значительную опасность для духовного здоровья граждан представляют организации или люди, занимающиеся псевдоцелительством и психотренингами. Статьи, посвященные этим направлениям, а также юридическим аспектам противостояния сектам, размещаются на сайте Миссионерского отдела, а также были опубликованы в Вестнике Миссионерского отдела Московской епархии № 7 (http://infomissia.ru / 2013 / 08 / 31 / vestnikmissionerskogo-otdela-moskovskoj-eparxii-7 / ).
Эффективным средством (с точки зрения прекращения прозелитизма) можно признать распространение антисектантских листовок не только в храмах, но и в общественных местах. Одним из перспективных направлений представляется просветительская работав среде национальных диаспор и трудовых мигрантов. Особенно это актуально в Московской области, где их процент достаточно велик. Формы миссии могут быть разные, основные усилия должны быть направлены на просвещение, здесь важно учитывать языковые и национальные особенности. Первым шагом может быть распространение Евангелия и тематических листовок на национальных языках: о переводах Библии можно узнать на сайтах Российского Библейского общества (http://www.biblia.ru) и Института перевода Библии (http://ibt.org.ru / russian / index_ru.htm), на последнем есть электронные версии переводов, программа «Священное Писание» и аудиофрагменты чтения глав Библии на различных языках (в том числе тюркской и иранской языковых групп). Возможна организация встреч и бесед на различные темы; совместно с ФМС России на базе приходов могут быть организованы курсы русского языка и русской культуры для мигрантов.
Особенностью просвещения приезжающих мусульман является то, что общество, откуда они приехали, и куда должны вернуться, глубоко традиционное, и поэтому переход в Православие в большинстве случаев будет означать для них полный разрыв отношений с родственниками и знакомыми, а иногда и грозить смертью. Миссионерский опыт просвещения татар, башкир, алтайцев и других народностей, где сильны религиозные традиции, говорит о том, что для новообращенных нужно создавать условия отдельного проживания и создания отдельных общин, что с одной стороны, требует значительных усилий, с другой — выводит наши усилия в этом направлении из теоретической плоскости в практическую.
В пику этому можно привести мысль протодиакона Андрея Кураева, который говорит о том, что просвещение уже крещеных должно быть приоритетной задачей в современной Русской Православной Церкви: «Мне кажется, что нам это дело (проповедь среди кавказских народов) сейчас не под силу. Нам бы, дай Бог, сначала своих вернуть. Апостол Павел пишет, что «кто не печется о домашних, тот хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Прием в Православную Церковь из других конфессий и религий В соответствии с правилами Православной Церкви, воссоединение человека с Церковью производится по благословению епархиального архиерея. Согласно существующему порядку, в Московской епархии для получения благословения на присоединение человека к Православной Церкви, ему необходимо подать в Епархиальное управление прошение (Приложение 1) на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу, и после получения благословения совершить чин воссоединения (Приложение 2).
В форме прошения предусмотрено место для письменного ходатайства настоятеля храма, свидетельствующее об искренности и достаточной подготовленности просителя.