Организация взаимодействия спасателей с представителями других служб и ведомств

Взаимодействие спасателей (пожарных) с представителями других служб и ведомств в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ заключается в действиях согласованных по:

1. Месту;

2. Времени;

3. Задачам;

4. Способам и срокам выполнения поставленных задач.

Все вышеперечисленные действия планируются и выполняются при четком и точном согласовании между органами управления различных уровней, формирований и служб различного назначения, подчиненности исходя из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Исходя из сложной обстановки, складывающейся при выполнении аварийно-спасательных работ, к ликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем и звеньев ГСЧС, силы и средства гражданской обороны, силы Министерства обороны и иные. По этой причине организация взаимодействия штабов и органов управления всех уровней является одной из самых важных задач.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу, а именно формирования общего назначения и формирования пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны или сил профессиональных аварийно-спасательных служб в мирное время.

Основными организаторами взаимодействия, в зависимости от масштабов разрушений, являются руководители ликвидации ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня или начальники органов управления гражданской обороны (или начальники гражданской обороны) соответствующего уровня.

Службы и ведомства, чьи силы привлекаются к проведению АСДНР или их органы управления на местах, для решения всех вопросов, связанных с их использованием, предоставляют своих уполномоченных представителей.

Непосредственно взаимодействие с привлекаемыми формированиями и службами организуется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям или штабов гражданской обороны непосредственно на месте работ, при постановке задач на выполнение работ, с участием уполномоченного лица - представителя от службы или формирования.

Взаимодействие непосредственно формирований и подразделений, участвующих в выполнении АСДНР, с другими формированиями - участниками работ уточняют их командиры на местах работ.

Содержание вопросов, подлежащих согласованию при организации взаимодействия, определяется исходя из сложившейся обстановки, задач, возложенных на данное формирование или службу в системе ГСЧС и ГО, места и роли формирований служб в выполнении работ.

Исходя из характера обстановки, которая может сложиться в результате ЧС или воздействия противника, а также обязанностей и задач в части ликвидации и локализации, возложенных в системе ГСЧС и ГО на силы ГСЧС и ГО, данные формирования и службы взаимодействуют со спасателями по решению следующих задач:

МЧС (или пожарная аварийно-спасательная служба гражданской обороны на военное время):

обеспечивает разведку, сбор, обработку и передачу информации соответствующим органам управления;

выделяет силы и средства с учетом их дислокации, зон обслуживания и тактико-технических возможностей, для решения задач противопожарного обеспечения;

обеспечивает ввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;

осуществляет спасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий и сооружений;

осуществляет локализацию, тушение пожаров и тления в завалах на участках (объектах) работ, а также обеспечивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).

При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах ввода сил ГСЧС и ГО и участках (объектах) работ командиры противопожарных подразделений службы, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчиняются командиру сил МЧС (или пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны).

Служба обеспечения общественного порядка МВД:

осуществляет сбор, обобщение обстановки в очаге поражения и в прилегающем районе, обеспечивает информацией соответствующие органы управления;

выделяет силы и средства для обеспечения беспрепятственного передвижения сил и средств ГСЧС и ГО при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, при проведении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюдение установленного пропускного режима в зоне поражения; воспрещает противоправные действия, пресекает панику;

осуществляет учет и организует опознание погибших;

осуществляет охрану историко-культурных и материальных ценностей в зоне поражения;

оказывает помощь и содействие людям и формированиям в розыске пропавших;

обеспечивает общественный порядок при оказании гуманитарной помощи;

пресекает попытки мародерства.

Учреждения, подразделения Министерства здравоохранения (или медицинская служба гражданской):

организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблюдение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объектов внешней среды (в том числе и санитарно-эпидемиологическое) в зоне поражения, продовольствия и воды на зараженность отравляющими, ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

осуществляют оценку медицинской обстановки в зоне пожара, информируют соответствующие органы управления;

развертывают в районе размещения сил учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи или медицинской службы гражданской обороны;

осуществляют оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим непосредственно в районе проведения спасательных работ, медицинскую эвакуацию их для дальнейшего лечения в стационарных лечебных учреждениях;

проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия среди личного состава сил ГСЧС, сил ГО и населения в зоне пожара;

осуществляют снабжение сил ГСЧС, сил ГО и населения в зоне ЧС медикаментами;

при необходимости, проводят медицинскую экспертизу погибших.

Наши рекомендации