Миссионерское служение русских монастырей
История распространения христианства на русском Севере — это история основания и распространил иноческих обителей.
Развивающаяся монашеская жизнь не могла не найти своего приложения в распространении веры Христовой, а в некоторые периоды русской истории она имела даже решающее значение в деле евангельской проповеди.
Какие же аспекты служения монастырей и монашества в целом можно выделить по отношению их к Православной Миссии?
Прежде всего, это сам факт создания такой общины людей, стремящихся воплотить в своей жизни высокий евангельский идеал, живущих по совершенно иным законам. Это было наглядное для всех, практическое приложение Евангелия к жизни. Подвижник, как правило, отрекался от мира, ревнуя о своем спасении, о духовном совершенстве, о стяжании благодати Божией, не думая поначалу о том, чтобы быть полезным обществу или Церкви, но потом он становился подобным ключу живой воды, который мог напоить множество людей. Более того, часто, тяготясь большим монастырем, монахи уходили дальше в глушь, чтобы там предаться уединению, но постепенно к ним присоединялись ученики, потом вокруг селились люди, и монастырь снова вырастал. Значительной волной распространения монастырей был период времени самого преподобного Сергия Радонежского и его учеников — в это время возникло великое множество монастырей, особенно на севере.
Уже как следствие, как проявление всего этого, можно отметить такие привлекательные моменты монашества, как глубокая укорененность в церковном укладе, уставное богослужебное, проповедь, духовничество и широкую благотворительность монастырей. В Древней Руси, например, лишь монахи могли исповедовать верующих.
Особое значение имел тот факт, что монастыри издревле были центрами духовного просвещения, или, по крайней мере, центрами книжности. Древняя русская письменность, которая вся в большей или меньшей степени имела религиозно-нравственную направленность, вышла именно из монастырской среды.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ПОВОЛЖЬЕ В XVI‑XVIII ВЕКАХ
Первыми провозвестниками христианства среди инородцев Поволжья были святые Казанские Первосвятители — архиепископ Гурий и егосоработники — святые Герман и Варсонофий. В ведении архиепископа находились г. Казань, Свияжск, Василь и вся Вятская земля. Главными пунктами миссионерской деятельности служили Спасо-Преображенский монастырь в Казани под руководством архимандрита Варсонофия и Успенский в Свияжске, где настоятелем был архимандрит Герман. Такому распределению поля миссионерских действий соответствовало и административное деление края: Казань была центром луговой половины, а Свияжск — горной.
Особую заботу святитель Гурий проявлял об обучении православной вере детей. Святитель привлекал сердца многих неверных ко Христу и своим милосердным отношением к бедным. Казанский святитель отличался необыкновенным самопожертвованием и готов был переносить все трудности, стоящие на пути христианской проповеди в его епархии. Своей святой жизнью, мудрым словом, кротостью в обхождении он многих обращал ко Господу.
В июле 1555 г. архимандрит Герман прибыл в г.Свияжск и сразу занялся устройством здесь монастыря. Количество братии в Свияжской обители постоянно увеличивалось, и она сделалась центром духовного оглашения верою, просвещения святым крещением и утверждением в Православии. Впоследствии этот монастырь был преобразован в миссионерский.
Деятельность первых проповедников христианства в Казанском крае была преимущественно обращена на татар-мусульман, как на самое многочисленное и сильное племя, населявшее эти земли.
С XVII в. появляются царские указы (1628, 1654 и 1681 годов), повелевающие представлять новокрещенным различные льготы. В качестве поощрения им дарились деньги, наделы земли, обеспечивался выход из-под власти некрещенного хозяина и т. п. До XVII в. все распоряжения правительства и летописные сообщения свидетельствуют о распространении христианства только среди татар, ничего не говоря об обращении других народов, населявших Казанский край. Петр I, отправляя митрополита Тихона (1699-1724) на Казанскую кафедру, призывал его просвещать святым крещением черемисский народ, проживающий на территории Казанской епархии, «обнадеживая его великою государя милостию и льготными годы». Указы о новых льготах новокрещенным последовали в 1713 и 1720-22 годах. Благодаря активной деятельности помощников Казанского митрополита — соборного ключаря Феодора и иеромонаха Алексия Раифского было обращено за двадцать лет несколько тысяч черемис. В 1707 г. митрополит Тихон создал для их детей инородческую школу, в которой обучалось 20 мальчиков; в 1724 г. подобная школа для детей церковнослужителей и инородческих детей разных народностей была учреждена при архиерейском доме. Впоследствии эта школа переросла в духовную семинарию.
Среди чувашских поселений митрополит Тихон в миссионерско-просветительских целях основал Успенский Болгарский монастырь и Ильинскую пустынь, а среди черемисских — возобновил основанный в 1625 г. Космодемьянский Спасо-Юнгинский монастырь.
Митрополит Сильвестр (1725-1731) энергично продолжал дело своего предшественника в области школьного образования. Он поддерживал славянолатинскую школу, основанную митрополитом Тихоном. Одних выпускников этой школы он рукополагал в инородческие новокрещенские приходы, других — брал с собой в качестве переводчиков в миссионерские походы, результатом которых стало обращение 811 человек.
В сентябре 1740 г. указом Анны Ивановны последовало образование новой миссии — «Конторы новокрещенских дел», которая ведала миссионерской деятельностью в Казанской, Астраханской, Нижегородской и Воронежской губерниях.
Новокрещенская контора, снабженная хорошей и подробной инструкцией и внешними средствами, вела активную миссионерскую-деятельность среди иноверцев, открывала школы для местного населения. За время её существования до закрытия в 1764 г, было крещено более четырехсот тысяч иноверцев. Однако качество значительно уступало количественным результатам. Многие инородцы, принимая крещение, оставались со своими прежними верованиями и привычками. Такое средство распространения христианства, как дарование новокрещенным различных льгот, не имело высокой нравственной ценности и не приводило к глубокой мировоззренческой переориентации и нравственному возрождению.
В целом успехи русских миссионеров в Поволжье были незначительны. Если и происходило обращение тысяч неверных ко Христу, то это было следствием личного подвига отдельных выдающихся проповедников, организация же систематической миссионерской деятельности была не на высоком уровне. Однако русские миссионеры, следуя традиции Православной Церкви, распространяли христианство в Казанском крае только мирными средствами.
МИССИОНЕРСТВО В СИБИРИ В XVII‑XVIII ВВ
Успешные походы Ермака в начале 80-х годов XVI в. открыли для русских людей сибирские земли. До начала XVIII в. под словом Сибирь понималась Западная Сибирь. Христианство там появилось лишь с приходом русских: первые пришельцы были и первыми православными христианами. Они селились среди сибирских инородцев небольшими группами при военной и политической поддержке государства. Первой заботой русских людей в этой нехристианской стране было строительство храмов и монастырей. Архиепископ Герасим (1640-1650) учредил несколько монастырских школ, готовивших и кандидатов в священнослужители. При архиепископе Симеоне (1651-1664) по Сибири насчитывалось уже белого духовенства до 1500 человек и монашествующих до 100 человек. Первый Сибирский митрополит Корнилий основал в Иркутске в 1672 г. Вознесенский мужской монастырь, сделавшийся колыбелью духовного покорения дальневосточной окраины, благодаря вышедшим из него многим знаменитым миссионерам. При митрополите Павле (1678-1692) Православие продвинулось за Иркутск, в пределы Забайкалья. Ещё в 20-х годах XVIII в., когда была открыта Сибирская епархия, владычество русское простиралось только от Урала до Енисея, за 40 лет русское господство утвердилось на низовьях Лены и в верховьях Амура, а при митрополите Павле оно было уже на пороге Камчатки. Его епархия простиралась в длину на 10 тысяч верст.
Этот удивительный успех русского владычества был во многом обязан нравственной силе духовенства, воодушевлявшего русских людей.
В период с 1711 по 1715 годы Сибирской епархией управлял митрополит Иоанн Максимович. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск в августе 1711 года. Своей ревностной заботой об умножении образованного духовенства в Сибири он явился продолжателем дела митрополита Филофея. Для Тобольской школы владыка Иоанн выписал ученых монахов из Киева и Чернигова и употреблял на нее свои доходы. Он обогатил духовенство многими замечательными духовнонравственными сочинениями («Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею», «Феатрон, поучительный царем, князем и владыкам», «Богородице Дево», «Богомыслие в пользу правоверных») и этим вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Ему же принадлежит важная роль послания первой православной миссии в Пекин. Иоанн Максимович начал борьбу с мусульманской пропагандой в Западной Сибири.
Святитель Иннокентий управлял Иркутской епархией с 1727 по 1731 гг. Когда святитель заступил на кафедру, то нашёл в большом неустройстве «мунгальскую» школу. Она предназначалась для изучения китайского и монгольского языков, чтобы удобнее действовать в распространении веры среди этих народов. Однако школа не имела переводчика, и Святитель вызвал на эту должность Ивана Постникова из Селинска. В 1730 г. в школе было 35 учеников.
Одним из своих главных дел святитель Иннокентий считал просвещение учением Христовым окружающих Иркутск и населяющих Забайкалье бурят. Эти миссионерские труды его были сопряжены с огромными трудностями. Постоянно не хватало проповедников и материальных средств. Но Святитель неустанно знакомил бурят с христианской верой, и многих обращал в Православие. Главным местом крещения бурят был Вознесенский монастырь, и они крестились там целыми семьями.
В 1804 г. он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью.
В преемники святителя Иннокентия был хиротонисан в ноябре 1732 года префект Московской славяногреко-латинской Академии Иннокентий Нерунович. Им было крещено множество тунгусов. Епархия его простиралась от Саянских гор до вод Тихого и Ледовитого океанов. Он предпринимал по ней частые поездки и всюду призывал инородцев к принятию христианства. Дважды совершил путешествие в Якутскую область; крестив там до 100 язычников, он дальнейшее развитие проповеди поручил архимандриту Нафанаилу. По требованию Святейшего Синода он отправился в 1746 г. в Петербург, но на пути заболел и умер.
С 1753 г. Иркутской епархией управлял епископ Софроний Кристалевский. Это был настолько благодатный человек, что сами люди, без различия веры и племени, шли к нему тысячами и умножали собой церковную семью. Он рассылал во все концы епархии увещание к миссионерской деятельности духовенства, что заметно оживило состояние миссии в Сибири. Скончался Святитель 30 марта 1771 года.