Общая характеристика времен вождей
Времена судей
Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет.
Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей.
Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств.
Книга Судей
О книге Судей
Суд. 2, 1–4: Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу.
Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).
Силом150 – столица страны, местонахождение скинии.
Гофониил – первый судья Израильский
Дальнейшая история Израиля – уклонение в идолопоклонство и обращение народа к Богу во время постигавших их бедствий.
Союз с хананеями (дружба, брачные связи, идолопоклонство – служение Ваалам151 и Астартам152 (Суд. 2, 10–13).
Суд. 3, 8: Иудеи в руках у месопотамского царя Хусарсафема153.
Суд. 3, 9–11: Избавление народа через судью Гофониила154.
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Аод
Суд. 3, 12: Очередное падение народа израильского.
Восемнадцатилетний плен у царя моавитанского (Суд. 3, 13–14).
Аод155 убивает поработителя Еглона156 (Суд. 3, 15–26).
Освобождение израильтян на восемьдесят лет (Суд. 3, 30).
Судья Самегар157
Суд. 3, 31.
Девора и Варак
Суд. 4, 1–3: Притеснение Хананеями. Очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина158.
Девора159 – судья народа израильского. Женщина – избавительница угнетенных колен. (Суд. 4, 4–5).
Призвание Деворой Варака160. Варак собирает войско (Суд. 4, 6–10).
Войско Варака на горе Фавор, битва с Сисарой161, полная победа над Хананеями (Суд. 4, 12–16).
Суд. 4, 17–22: Иаиль убивает Сисару.
Сыны Израилевы истребляют Иавина (Суд. 4, 23–24).
Песнь Деворы (Суд. 5): “Так да погибнут все враги твои, Господи! любящие Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!”
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Гедеон
Суд. 6, 1: Очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян.
Суд. 6, 6: Вопль Израиля.
Суд. 6, 7–10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедствия народа, как наказание за идолопоклонство.
Особое избрание Гедеона162 (Суд. 6, 11–24), уничиженность Гедеона (Суд. 6, 15).
Разрушение жертвенника Ваалова (Суд. 6, 25–29).
Особое избрание воинов на битву (Суд. 6, 34–35).
Чудесное орошение руна Гедеона (Суд. 6, 36–40).
Прообразовательное значение чуда:
1) руно – народ иудейский, сухая земля – языческий мир, а роса – всеоживляющую благодать Божию (Августин163, Феодорит164 и др.);
2) руно – Дева Мария, роса – Христос, сухая земля – весь греховный мир (Ориген165, блаженный Иероним, канон Богородице).
Суд. 7, 1–8: Уменьшение войска Гедеонова до 300 человек (уменьшил Господь войско, чтобы видели израильтяне чей силой избавлены от зла).
Сорокалетняя спокойная жизнь.
Седьмой судья – Фола166
(Суд. 10, 1–2)
Восьмой судья – Иаир167
(Суд. 10, 3–5)
Девятый судья – Иеффай
Усиление идолопоклонства в спокойные времена при судьях Фоле и Иаире.
Суд. 10, 6: Страшное падение в идолопоклонство и оставление Бога истинного.
Суд. 10, 7–9: Теснение народа израильского с двух сторон.
Суд. 10, 10–16: Израиль взывает к Господу об избавлении. Праведный гнев Господень – милость Божия.
Суд. 11, 1–3: Происхождение Иеффая168 (сын блудницы).
Победа над Аммонитянами.
Суд. 11, 29–40: Обед Иеффая.
Два толкования обета Иеффая: прямое и символическое (предпочтительность символического, так как есть прямой запрет человеческих жертв в законе Моисея и фраза “оплакивала девство свое”).
Десятый судья – Есевон169
(Суд. 12, 8–10)
Одиннадцатый судья – Елон170
(Суд. 12, 11–12)
Двенадцатый судья – Авдон171
(Суд. 12, 13–15)
Тринадцатый судья – Самсон
Суд. 13, 1: Седьмое отпадение Израиля и порабощение Филистимлянами172.
Обещание Божие Маною и его жене о рождении сына (Суд. 13, 2–7: Долгое время бесплодны, обещание от ангела).
Самсон173 – зеркало своего народа: с одной стороны – будучи назореем174, то есть полностью посвященным Богу, он был подобным всему народу Израильскому, который был посвящен Господу; с другой, женившись на филистимлянке, отражал пороки своего народа.
Первое проявление чудесной силы – растерзал молодого льва (Суд. 14, 5–9).
Загадка на брачном пире – предательство жены – месть Самсона (Суд. 14, 10–20).
Филистимляне убивают жену и тестя Самсона (Суд. 15, 1–8).
Жители Иудеи предают Самсона Филистимлянам (Суд. 15, 9–13).
Месть Самсона филистимлянам (Суд. 15, 14–20).
Самсон в Газе175 (Суд. 16, 1–3: Врата города занесены на гору).
Далида176 и Самсон, три попытки Далиды узнать источник силы Самсона. Самсон поддается хитрости Далиды (Суд. 16, 4–17).
Самсон в плену у Филистимлян (Суд. 16, 18–22).
Суд. 16, 23–31: Последняя месть и смерть Самсона (гибель языческого капища).
Причина потери силы Самсоном (о важности исполнения обетов, данных Богу).
История Самсона – олицетворение истории народа Израильского (назорейство, необычная сила, блуд, подъемы и падения, смерть под обломками, подобно освобождению народов земли от языческого идолопоклонства через смерть иудейства).
Сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.