Конфуций в даосских притчах жуток.

"... Конфуций, бывший на пути в Вэй, увидел его в отдале­нии. Обернувшись к ученикам, он сказал: "С этим стариком стоит поговорить".

Почему в сто лет заниматься унизительной работой — и все же петь! "Подойдите и спросите, в чем причина его счастья, почему он счастлив, почему он поет?" Чтобы можно было вывести закон, от­крыть тактику, с помощью которой можно стать счастливым.

"Надо кому-нибудь пойти и выяснить, что он может ска­зать".

Пойти вызвался Цу-кань (один из первых учеников Конфу­ция). На краю межи он дождался Лин-лея. Глядя ему в ли­цо, он вздохнул: "Неужели ты ни о чем не жалеешь? И все же ты поешь, подбирая зерна".

"Неужели ты ни о чем не жалеешь?" — на взгляд ученика Конфуция этому человеку нечему радоваться. Ему бы плакать, это было бы логично. Ему бы сетовать и причитать по логике вещей. Столет­ний старик, ожидающий смерти, подбирает зерна — чего же боль­ше, чтобы чувствовать себя несчастным? Но он распевает, ему бы быть глубоко несчастным, это было бы логично.

Это нелогично, но даосы нелогичны. И я хотел бы, чтобы вы стали не­логичны; только нелогичным людям везет на счастье, логичные не бывают счастливы, не могут быть счастливы, они с самого на­чала пошли не в ту сторону. Все имеет причину, думают они, и счастье должно иметь причину, но в этом их коренная ошибка. Для счастья не нужно никакой другой причины, кроме понима­ния. Для счастья понимание — не причина, понимание только вы­свобождает его; оно в вас. Понимание просто снимает покров — и вот он здесь; тот, кого вы любите, — в вас, его нужно только вы­свободить. Снятие покрова — не причина, "причину" нужно созда­вать. Снятие покрова означает, что оно уже здесь, но вы были слишком глупы, чтобы высвободить его.

Этот конфуцианский подход к жизни надо понять, потому что многие из нас оказались бы в компании Конфуция. Конфуцианцы — весь логичный, интеллектуальный Запад. Конфуцианский подход ос­нован на мысли, что истину можно изучить, все дело в том, что­бы изучить; если вы учитесь хорошо, вы узнаете, что такое исти­на. Нет, даосы говорят, что истину надо пережить, прожить, изу­чить нельзя. Истина должна быть испытана на себе, нельзя уз­нать ее, узнавая о ней все больше и больше. Чтобы достичь исти­ны, вам предстоит пройти через не-знание, вам предстоит дочи­ста отмыть свое сознание. Все узнанное становится препятствием. Надо снова стать несведущим, снова стать непонимающим, надо отбросить всю чепуху, которую вы тащите с собой, называя ее знанием. Не зная ничего, вы полагаете, будто что-то знаете, и в этом будто все дело. Вас спрашивают: "Знаете ли вы Бога?" "Да", — говорите вы. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что го­ворите? Вы что, в самом деле знаете? Но делая вид, что знаете, кого вы обманываете?

Здоровенный верзила вваливается в бар (мне очень нравится этот анекдот) и рявкает:

— Есть здесь Донован?" Молчание. Снова рявкает: "Есть здесь Донован?"

Минута молчания, затем вперед протискивается человечек:

— Это я.

Ударом в челюсть верзила швыряет его через стойку, снова сбивает с ног, пинает ногами, завязывает узлом, вышвыривает на улицу и уходит. Через четверть часа человечек приходит в себя и говорит:

— Щенок! Как я его одурачил, ведь я же — не Донован.

Кого вы дурачите? Вы дурачите только себя и больше никого. Хоро­шенько выясните, что вы знаете и чего — не знаете. П.Д. Успенский в одной из важнейших своих книг "Третий орган" пишет: "Прежде всего, ищущему надо решить, что он знает и чего он не знает — это, прежде всего. Как только это решено, все становится ясно". Знаете ли вы Бога? Знаете ли вы себя? Знаете ли вы, что такое любовь? Знаете ли вы, что такое жизнь? Но человек про­должает делать вид, что знает; знать, что не знаешь, очень мучи­тельно; знание, что ты ничего не знаешь, бьет по "я". "Я" притво­ряется. "Я" — величайший притворщик на свете, он строит важную мину: "Да, как же, конечно, знаю". Есть такие вот знатоки, гово­рящие: "Бога нет", и есть знатоки, говорящие: "Бог есть", но оба они знатоки. Что до их знания, то теист и атеист стоят друг дру­га. Пройдите по Индии, спросите любого и вам ответят: "Да, Бог есть". Спросите в России, и вам ответят: "Бога нет"; но и те и дру­гие "знают", в этом все дело.

Верующий и неверующий — не полярности, они не враги, они партне­ры в одной игре, оба делают вид, что знают. Настоящий человек понимания не будет делать вид, что знает; тогда возможно од­нажды узнать. Начните в неведении, и тогда вам, может быть, по­счастливится узнать. Начните со знания и можете быть уверены, - вам не узнать никогда.

Наши рекомендации