Учение в притчах о Царстве Божием

Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь ино­гда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слу­шателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.

В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множе­ство народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.

Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Цар­стве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот по­чему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказатель­ная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.

Так на Иисусе Христе исполнились слова Давида, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произ­несу гадания из древности» (Пс. 77, 2).

12. 1. Притча о сеятеле

Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20; Лк. 8, 5-15

Царство Божие созидается прежде всего в человеческой ду­ше. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангель­ская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное вос­приятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, по­гоня за временными идеалами, окаменение сердец - все это пре­пятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.

Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель се­ять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного бы­ло земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Ког­да же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шесть­десят, иное же в тридцать».

В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель ¾ Христос. Почва, на которую падает семя, ¾ души чело­веческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.

Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следую­щим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не ра­зумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменис­тых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда на­станет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посе­янное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бес­плодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной при­носит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

12. 2. Притча о зерне горчичном

Мф. 13, 31-32; Мк. 4, 30-33

Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно прибли­жающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с мало­го, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.

«Царство Небесное, ¾ говорит Господь, ¾ подобно зерну гор­чичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» ¾ души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.

12. 3. Притча о закваске

Мф. 13, 33

«Царство Небесное, ¾ продолжает Господь, ¾ подобно заквас­ке, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».

Эта притча Господня по внешней своей форме настолько про­ста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каж­дой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь оз­начает Слово Божие, а тесто – душа человеческая.

Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце челове­ка, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преобра­жая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный про­цесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, кото­рые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи, вследст­вие своей живой природы, совершенно изменяют муку и воду и превращают их в хлебное тесто.

12. 4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину

Мф. 13, 44-46

Царствие Божие есть самое великое духовное сокровище, драгоценней которого нет ничего на свете. Все ценности, все иде­алы человечества – ничто в сравнении с Царством Божиим. Для его приобретения не нужно жалеть никаких земных сокро­вищ. Необходимо употребить все свои силы, таланты, чтобы толь­ко достигнуть Царства, обещанного нам Богом. Борьба за него есть самая священная борьба.

Его надо искать, как скрытый на поле клад. Когда человек неожиданно находит сокровище, его сердце наполняется такой радостью, о которой даже опасно говорить вслух, так как ее могут отнять. Лучше тогда продать все имение свое и купить поле с кла­дом, чтобы найденное сокровище оставалось бесспорным.

Царство Божие искать надо так, как ищет купец драгоцен­ную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Когда купец находит такую жемчужи­ну, он продает все свои сокровища, чтобы только приобрести ее.

Под жемчугом в этой притче можно понимать различные уче­ния и идеалы человечества. Купец – это человек, ищущий ценных для жизни идей. Быть может, он нашел их много, но когда услышал слово о Царстве Небесном, понял, что все человеческие учения, кото­рые он с такой жаждой искал и усваивал раньше, ¾ ничто в сравнении с Божественным Евангельским откровением.

12. 5. Притча о пшенице и плевелах

Мф. 13, 24-30; 36-43

Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каж­дый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пше­ницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые заглушают рост хлебного злака. Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Когда... люди спали, ¾ сказал Христос, ¾ пришел враг его (Сея-теля) и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень и пока-зался плод, тогда явились и плеве­лы». Рабы хозяина хотели удалить эти сорняки из пшеницы, но домовладыка сказал им: «Чтобы не выдергали вы вместе с пле­ве-лами и пшеницу, оставьте расти и то, и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и сожги­те их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духов­но усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по пове­лению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века.

Такими и многими другими притчами Христос поучал народ в Капернауме на берегу озера.

Укрощение бури

Мф. 8, 23-27; Мк. 4, 35-41; Лк. 8, 22-25

Окончив проповедь, Господь с апостолами сел в лодку и на­правился через все озеро в Гадаринскую землю.

Была ночь. Утомленный долгой проповедью, Христос уснул на корме. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода за­ливала лодку, и бывшие рыбаки, выбившись из сил, пришли в от­чаяние. Они бросили весла, разбудили Христа и начали Его умо­лять: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас, по­гибаем...» В ответ они услышали спокойные слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные? Неужели вы думаете, что Мессия пришел для того, чтобы погибнуть вместе с вами в водах Галилейского озера?». Затем Господь стал на корму лодки и вла­стным голосом, который был сильнее бури, запретил ветру и ска­зал морю: «Умолкни, перестань!» По слову Христа волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина.

Это было первое испытание веры апостолов – и они оказались маловерными. Подобно этому Господь испытывает и всех христи­ан, плывущих по «бурному житейскому морю» на корабле Церк­ви Христовой.

Итак, после укрощения грозных стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка благополучно пристала к восточному скалистому и пустынному берегу страны Гадаринской.

Наши рекомендации