И если человек прожил жизнь, наполняя каждый момент и каждый ее период красотой, любовью, радостью, то, естественно, его смерть будет высочайшим пиком устремления его жизни.
Последнее прикосновение... его смерть не будет безобразной, как это случается каждый день. Если смерть безобразна, это значит, что вся ваша жизнь потеряна. Смерть должна быть мирным принятием, радостным входом в неведомое, теплым прощанием со старыми друзьями, старым миром. В этом не должно быть никакой трагедии.
Один мастер дзен, Лин Чи, умирал. Тысячи учеников собрались, чтобы послушать последнюю проповедь, но Лин Чи просто лежал - радостный, улыбающийся, и не произносил ни единого слова. Один его старый друг, мастер своего собственного пути, видя, что он умирает и не произносит ни слова, напомнил об этом Лин Чи.
Он не был учеником Лин Чи. Вот почему он смог сказать ему: "Лин Чи, ты забыл, что ты должен сказать последние слова? Я всегда говорил, что у тебя плохая память. Ты же умираешь... ты забыл?"
Лин Чи сказал: "Просто послушай". А по крыше, крича, бегали белки. Он сказал: "Как Прекрасно", и умер.
В тот момент, когда он сказал: "Просто послушай..." была абсолютная тишина.
Все подумали, что он собирается сказать что-то великое, но только две белки дрались, пищали, бегали по крыше... Он улыбнулся и умер...
И все-таки он дал последнее напутствие: не считайте вещи маленькими или большими, повседневными и важными. Все важно. В этот момент смерть Лин Чи так же важна, как и две бегающие белки,- нет разницы. Для существования все равноценно. Это была вся его философия, учение всей его жизни: нет ничего великого и нет ничего малого, и значение происходящего зависит только от вас.
Начните с медитации, и все будет расти в вас - тишина, спокойствие, блаженство, чувствительность. И что бы ни приходило через медитацию, старайтесь внести это в жизнь.
Но начать вы должны с невинности. Так что, прежде всего, отбросьте весь траур, который вы носите. А все носят так много траура - удивительно, для чего? Просто потому, что люди говорили вам, что есть великие идеи, принципы... Вы не были разумны по отношению к самим себе. Будьте теперь разумнее.
Жизнь очень проста, она - радостный танец. И вся земля может быть полна радости и танца, но есть люди, которые в своих собственных интересах всерьез проповедуют, что никто не должен наслаждаться жизнью, что никто не должен улыбаться, что жизнь - это грех, что она наказание. Как можете вы радоваться, когда атмосфера насыщена этими проповедями? Вам всегда твердили, что жизнь - наказание, что вы страдаете из-за того, что делали что-то не так, что это вид тюрьмы, куда вы ввергнуты, чтобы страдать.
Я говорю вам: жизнь не тюрьма, она не наказание. Это награда, и она дана только тем, кто заработал ее, кто ее заслужил. Сейчас у вас есть право радоваться; и грехом будет, если вы не радуетесь. Сделайте жизнь немного более счастливой, немного более красивой, немного более ароматной.
ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ
- Бхагван, я был привлечен в Вашу коммуну в Америке как магнитом - просто зная, где-то внутри моего существа, что нет другого места на этой планете, чтобы испытать жизнь в ее полноте. Я никогда не читал Ваших книг о поиске истины, осознавания или о росте сознания. Я удивляюсь, что я так пришел к Вам, хотя я даже не чувствую жажды или, по крайней мере, не испытываю эту жажду.
Жизнь - это мистерия, и не всегда можно найти объяснение тому, для чего и почему что-то происходит с вами. Прежде всего, почему вы здесь? Нечего ответить на это. Почему любовь возникает в вас внезапно, не давая вам предварительного извещения? На это не существует рационального ответа. Почему цветок розы красив? Вы не можете этого объяснить.
Вы говорите: "Я был привлечен в Вашу коммуну как магнитом, не понимая, почему я там?" Никто не понимает этого. Вы думаете, все эти люди понимают, почему они здесь? Вы думаете, я знаю, почему я здесь? Самое большее, что можно сказать, что я здесь из-за вас, и вы здесь из-за меня. Но это ничего не объясняет.
"Просто зная где-то внутри моего существа, что нет другого места на этой планете, чтобы испытать жизнь в ее полноте". Это больше, чем нужно - быть притянутым, примагниченным.
Каждый стремится всем сердцем прожить жизнь полно, но общество не позволяет вам этого, культура препятствует вам, религия контролирует вас, семья подрезает ваши крылья. Вас окружают люди, чьи корыстные интересы состоят в том, чтобы не давать вам жить тотально. Удивительно, почему они так заинтересованы в том, чтобы люди не жили тотально: да потому что весь механизм эксплуатации человека зависит от этого.
Человек, живущий тотально, не будет пить спиртное или употреблять любой другой вид наркотиков. Естественно, люди, которые зарабатывают миллионы долларов на алкоголе и наркотиках, не могут позволить вам жить тотально. Жить тотально это так радостно, что вы не захотите разрушать вашу радость спиртным. Алкоголь нужен несчастным, озабоченным людям, людям, которые хотят каким-то образом забыть свои проблемы, заботы - по крайней мере, на несколько часов. Алкоголь не может ничего изменить, но даже отдых, хотя бы на несколько часов, кажется совершенно необходимым для миллионов людей.
Если человек живет полно; то каждый его Момент так насыщен, что вы даже не взглянете на очередь перед кинотеатрами. Кто захочет смотреть на то, как другой занимается любовью, когда вы можете это сами. Почему вы должны идти в кино, когда ваша собственная жизнь - это такая мистерия, такой громадный зов к открытиям... Кого заинтересуют третьесортные киноистории?
Человек, живущий тотально, становится нечестолюбивым. Он так счастлив прямо сейчас, что не может вообразить возможность большего. Обычное безумие человеческого разума, желание большего и большего - вот причины, почему вы не живете тотально.
До настоящего времени человечество подчинялось этому запрету жить тотально, ему воздвигали всевозможные препятствия, потому что тотальный Человек расстроит многие политические интересы в мире. Тотальный человек - наиболее опасный человек для экономических интересов. Вы не можете заставить его пойти в армию, убивать людей и быть убитым. Вся структура общества взорвется.
Может быть, вы никогда и не задумывались об этом: великий человек может существовать только благодаря тому, что миллионы людей ничтожны; иначе кто вспоминал бы Гаутаму Будду? Если есть миллион Будд, миллионы Махавир, миллионы таких людей, как Иисус Христос, то кто станет обращать внимание на этих людей? Эти несколько человек стали великими потому, что миллионам не было позволено жить тотально. Кто будет ходить в церковь, в храмы, в синагоги, если люди не страдают?.. Кто захочет быть там? Кто будет беспокоиться о Боге, о небесах и аде? Человеку, который живет каждый момент с такой интенсивностью, что его собственная жизнь становится раем, что жизнь сама становится божественной, не нужно боготворить мертвые статуи, мертвые писания, гнилые идеологии, тупые предрассудки.