Хочу еще поговорить о сомнении.

Я нашел много людей, сомневающихся в себе с 16 лет и до 33, и мне пришлось беседовать по поводу сомнения. И так это сомнение доходит до такой глубины в забытье, что представляется в конце концов, что даже недостоин в Храм ходить, Святыя Тайны принимать и на иконы, то есть на лик Божий взирать. Тут такая глубина, что и разобраться совсем невозможно.

Нужно всегда себя проверять, только в меру, а не до крайностей.

В Святых Житиях сказано: нужно себя везде и повсюду проверять и исследовать. Действительно нужно всегда себя проверять, я с этим согласен, только в середину точки зрения, а не до крайностей. От крайностей человек помышляет, например, что в нем нет Любви Истинной.

Я люблю не от сердца а вижу у человека недостаток в чем ни будь и жалею, а любовь далеко от меня отстоит, я недостоин любить и Бог не дал мне любви, как брат, например, любит. Что же получается? А выходит, что на Бога приносят хулу, что Он не дал любви. После этого отражается, что человек считает себя действительно недостойным.

Не нужно думать о себе, что во мне любви нет, а просить наипаче Всевышнего, чтобы научил

В таком случае не нужно думать о себе, что во мне любви нет, а просить наипаче Всевышнего, чтобы Он наказал любовь истинную и научил. Так научит! Можно и помышлять иногда что не отбери у меня, Господи любовь чистую и люблю довольно и пускай она любовь во мне торжествует во Славу Христа и уповать на Высшие Силы. А больше добиваться любви до крайности нельзя! А какую Бог дал такая пусть и будет!

Нельзя никому советовать, что "люби более”, человек любит искренней душою

И так нельзя никому советовать, что "люби более” на все надо присматриваться строго потому что человек любит искренней душою, а враг хитрый по этому поводу и представит картину: "ты еще не учился любить недостоин грешник, любят не так, а ты люби одного Бога, ходи с поникшей головой, не радуйся!" Нет, Бог веселый от рая не отказал, а наипаче их возлюбил, но только веселиться нужно во Господа.

Если начинаем постовать и молиться недели, не спрося ни у какого, то получается самомнение

Вот еще враг хитрый задает такие фразы и научает: "пустынники молились и постились и Сам Господь 40-дневный пост нес, а ты, что за человек за молитвенник и за постник, попостуй и соединись с Господом". Вот мы и начинаем постовать и молиться недели, не спрося ни у какого Старца, а сами от себя. Что же получится? Получится самомнение и в глазах картина, что из подвижников подвижник и будет видение и голос от иконы и потом что же? Враг так сумеет подойти с божественной стороны, что и срисовать никак невозможно.

С большого поста разстраиваются нервы и часто становятся ненормальными

С большого поста, от физической усталости заболевает спина и нервы разстраиваются и не хочет человек разговаривать ни с кем. Все кажутся в очах его из грешников, нередко голова кружится, от слабости падают на пол и часто становятся ненормальными.

Вот где нас добил враг, где нам ставил сети: в посте, в молитве доспел нас чудотворцами и явилась у нас на все прелесть. Тут-то мы забыли и дни и часы и Евангельское слово отстоит далеко от нас.

Молится надо немного, а побольше помышлять "помяни мя Господи во Царствии Твоем"

Нужно брать пример самый легкий, с животных с лошадей. Посмотри: если на сытой лошади поедешь, она убьет; на голодной - устанет; держись середины, тогда не убьет, не пристанет, а раз добежит до станка. Так и молится надо немного, а думать побольше, наипаче в Великий Пост помышлять "помяни мя Господи во Царствии Твоем".

Духом удаляться будто как в пустыню, а наипаче Иисусову молитву творить

Духом удаляться будто как в пустыню. Наипаче Иисусову молитву творить: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Куда идешь или едешь, как это сохранишь в себе, будешь ты у Бога схимник и иеросхимонах. Иеросхимонах заставлен молиться, а ты сделаешь это по своей воле и Святые Тайны примешь дважды в великое говение.

Не нужно выказывать себя, а вести серединку тем более молиться лучше

Так и в Храме нужно стоять, когда придет радость молиться. Если же леность придет, ударять себя в грудь, обзывать, оболгать сердце ленивым; а вообще стыдиться не нужно в Храме, потому что дом молитвы. Ведь какой-нибудь торговец если бы стал лениться отвешивать товар, не убыл бы из корзины и не прибыл бы в карман. Не остаться бы и нам, то есть не выйти бы нам с дырявым мешком, в котором не сохранилось чего положено было. И не нужно выказывать себя, а вести серединку тем более молиться лучше.

Наши рекомендации