Почему Жертва была необходима?

По той причине, что никто, ни один праведник и святой не мог исцелить не только человеческой природы в целом, но даже в самом себе, чтобы стать родоначальником нового человечества. Писание говорит: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт.2;17). Смерть, таким образом, являясь следствием греха прародителей и знаком его действия в единой для всех природе каждого человека, независимо от степени его личной святости, неумолимо царствует над всеми. Она же свидетельствует и о том, что даже самая праведная, исполненнная покаяния, жизнь сама по себе не исцеляет существа человека. Св. Афанасий Великий так и пишет: "... покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи"(О воплощении Бога Слова. Твор. 4.2. 1902. С.195-204). ["Естественное" у него означает тленное, смертное, т.е. поврежденное (Там же. §7)].

Но попытаемся прежде выяснить вопрос:

КОМУ же прнесена ЖЕРТВА КРЕСТНАЯ?

Константинопольский собор 1156г. осудил мнение, что Жертва принесена только Отцу и подтвердил учение св. Григория Богосло­ва о Христе, что "Он был Жертва, но и Архиерей, Жрец, но и Бог" (Песнь таинственная о Сыне. Т.4.М.1844.С.220), и преп. Симеона Н.Б., что "Христос при­нес Себя плотию в жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа Святого..." (Т.1.М.1892.С.24). Это — авторитетные суждения о том, что Жертва Христова была актом любви Триипостасного Бога к человеку, была совершена для че­ловека, для его освящения, обожения, усыновления (а не для т.н. удовлетворения Правды разгневанного Бога-Отца или, тем более, для выкупа у дьявола).

Об этом ярко говорит св. Григорий Богослов: "Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления... А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у него мы были в плену. А, во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Из сего видно, чтоприемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас ... Таковы дела Христовы" (Соч. Т.1. Изд.Сойкина. СП6.1912. С.676).

Преп. Максим Исповедник прямо отвечает: "Он же при первом испытании [путем] искушений... оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе приписывая победу и преподнося как Благий, все достигнутое Им тем, ради кого Он стал Человеком" (Максим Исп. Твор. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. "Мартис". 1993. Вопрос 21. С.61).

СУЩЕСТВО ЖЕРТВЫ СПАСИТЕЛЯ.

В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление, оправдание, избавление, усыновление, освящение, при­мирение, освобождение, обожение и др. При этом, Православие предпочитает термин "спасение", католичество же и протестантизм в связи со спецификой своего понимания более употребляют (соответственно) термины "искупление" и "оправдание". [По поводу юридического истолкования Жертвы Христовой проф. В.Несмелов писал: "Ведь ни один здравомыслящий человек... никогда не допустит, что будто ради справедливого прощения своего обидчика он сам должен перенести то наказание, какое по закону следовало бы перенести его обидчику, и что будто лишь после этого наказания он может с правдою и любовью простить своего обидчика"-В.Несмелов. Наука о человеке.Т.2. Казань. 1906. С.53. См. также суждение Е.Трубецкого. Смысл жизни. Берлин. 1922. С. 198].

Интересно отметить, что слово "Искупитель" присутствует только в Ветхом Завете, но его совсем нет в Новом. В Евангелии лишь дважды встречается слово "искупление" (Мф.20;28 и Мрк.10;45). Неоднократно оно употреблено в посланиях, и причина этого вполне очевидна. Послания обращены к христианам из иудеев и язычников, сознание которых было полностью пропитано юридическим, "законническим" пониманием религии. Поэтому, чтобы сделать как-то более понятной тайну пришествия Христова, апостолы нередко пользуются привычными для них терминами. Но наряду с ними они постоянно употребляют и другие, новые слова (см. выше) для более глубокого раскрытия существа Жертвы Христовой, объясняя, насколько возможно, подлинный смысл Креста.

Так, например, апостол Павел пишет:

"Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которго все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их СОВЕРШИЛ (греч. тэлиосэ) через страдания"(Евр.2;10).

"Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и СОВЕРШИВШИСЬ (греч. телеофис)сделался для всех послушных Ему выновником [причиной] спасения вечного"(Евр. 5;8-9).

Употребляемое Апостолом греч. слово (телео) означает: доводить до конца, за­канчивать, доводить до совершенства, осуществлять. (Телиос: законченный, полный, окончательный, совершенный, лучший, высший. Например: "Твердая же пища свойственна СОВЕРШЕННЫМ (телион), у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла — Евр.5,14. Ибо закон ничего не довел до СОВЕРШЕНСТВА (этэлиосэн)" — Евр. 7; 9).

Апостол, говоря "совершил, совершившись", утверждает следующее. Во-первых, что страдания "совершили" Христа-Человека, указывая тем самым на их необходимость для нашего спасения. Во-вторых, что через страдания Он соделал совершенной воспринятую Им человеческую природу (Здесь, естественно, имеется в виду, что страдания сделали Его совершенным не в ду­ховно-нравственном смысле, в котором Он и был совершенным, но в смысле консти­тутивном, то есть относящимся к состоянию Его человеческой природы). В этом — центральный смысл Жертвы Христовой, ее абсолютная уникальность, прин­ципиально отличающая ее от всего, что сделали или могли сделать все праведники, пророки, святые..., ибо только она открыла дверь к полному СОВЕРШЕНИЮ человека.

Так понимали Жертву Христову и отцы Церкви:

1. Св. Григорий Палама: "Но естество, которое от нас, ради нас прияв, Он новосоделал...; соединившись с ним по Ипостаси, Он Сам СОВЕРШИЛ" (Григорий Палама. Беседы. 4.3. М.1993.С.208).

2. Григорий Богослов: "Христос, Который страданиями приобрел славу" (Твор.ТЛ.СПб. 1912.).

3. Св. Григорий Богослов: "Главное одно — мое СОВЕРШЕНИЕ, воссозда­ние и возвращение к первому Адаму" (Твор.Ч.З.Слово38. М. 1889. С.205).

4. Св. Ириней Лионский: "...и человека восстановляя в Себе Самом... Слово стало человеком,все восстановляя в Себе" (Пять книг против ересей. Кн.3,16,6).

5. Св. Василий Вел.: "Ибо это главное в спасительном домостроительстве во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и истребив лукавое рассечение, востановить первобытное един­ство".

6. Св. Афанасий Вел.: "Поелику естество человеческое, претерпев измене­ние, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался чело­веком, чтобы в Себе Самом исправив сие. внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие"(Твор. Ч.4.М.1854. С.17.).

7. Св. Кирилл Александрийский: "А кроме того еще, благополезно возбуж­дались во Христе человеческие состояния..., чтобы побежденные силою Слова, прекращались, с преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как начатке, природа человека возводи­лась в обновление жизни. В Нем и сверхприродное приобрели мы, почему и Вторым Адамом назван в Божественных Писаниях"/1Кор.ХУ,45/ (Твор. 4.14. Сергиев Посад.1909. С.85).

8. Св. Иоанн Дамаскин: "Он, потому что уделил нам лучшее, и мы не со­хранили, принимает худшее — разумею наше естество — для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по одобию" (Точное излож. прав. веры.Кн.4.Гл.4.С.201).

9. Св. Максим Исповедник: "...чтобы совершенно истощив в Себе пагуб­ный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить [его] в естестве [человеческом] и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти" (Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. "Мартис".1993. Вопрос 21.С.61).

10. Преп. Максим Исповедник: "Он был не просто человек, но Бог, воче­ловечившийся для того, чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков. и соделать его общником Божиего естества"(Т.2,183).

11. Он же: "Ради любви Сам Создатель естества облачился в наше ес­тество, непреложно соединив его с Собою по Ипостаси, дабы остановить распыление этого естества и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием, порожденным греховной волей" (Творения. Кн. 1 .М. 1993. С. 151).

12. Св. Никита Сmuфат: "Слово Божие ... быв совершенным человеком кроме греха как совершенный Бог, сие (человеческое естество — А. О.) воссоздав, обожило... И так возобновив в Себе всего человека, соделал его но­вым из ветхого... Таким образом Слово священнодействовало в Себе наше воссоздание" (Славян. Доброт. Т.2.С.79).

13. Св. Григорий Палама: "...так ныне при воссоздании нашего естества во Христе..." (Беседа на Богоявление. Григорий Палама. Беседы.Ч.З. М.1993. С.201).

14. Св. Григорий Палама: "... облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное естество соделал новым в Себе, воприяв его от девственных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его..." (Там же. С.208).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Творения (указанных и других) святых отцов.

2. Бургов Алексей, свящ. Православно-догматическое учение о первородном гре­хе. Киев. 1904.

3. Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. //Богословский Вестник. 1915.

Сентябрь.

4. Катанский. А.Л. Догматическое учение Церкви о таинствах в первые три века христианства.

СПб. 1876.

5. Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского. СПб.1902.См.с.121.

6. Православная богословская энциклопедия. "Грех". Т.IV. Петроград. 1903. С.773.

7. Светлов П., свящ. Недостатки западного богословия в учении об искуплении.

Сергиев Посад. 1893.

8. Сергий (Страгородский), епископ. Православное учение о спасении. Изд.З-е. СПб. 1903.

9. Тарасий (Курганский), иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. Монреаль. 1979.

Наши рекомендации