О Лице Господа Иисуса Христа.

4.1. Возможность возникновения "мифа" о Христе в иудействе и язычестве.

Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследования у мифологической школ, является вопрос о Лице Господа Иисуса Христа. Как известно, Б. Бауэр, Древс и их последователи утверждают, что евангельского Иисуса Христа никогда не существовало, Его создало народное воображение. Иисус Христос является не более как одним из мифов, порож­денных религиозной фантазией евреев и язычников. Языческая древность эпохи воз­никновения христианства знала множество подобных мифических божеств, которые так же, как и Христос, рождались, умирали и воскресали. Мифичность Христа подтверж­дается и тем, говорят мифологисты, что о Христе ничего не сообщают ни еврейские, ни языческие писатели того времени, и от Него Самого не осталось ни единой строки.

Рассмотрим, насколько обоснованы эти утверждения.

1. Трудно представить себе более неподходящий образ Мессии для иудеев, чем Господь Иисус Христос. Во-первых, Мессия в иудейском сознании — это царь, ни­когда не умирающий, который должен поработить все народы евреям и дать им всю власть и полное материальное благо на земле. Этот миф о Мессии ко времени при­шествия Спасителя стал центральной идеей иудизма и усиленно внедрялся в сознание евреев священниками, раввинами и старейшинами иудейскими. Поэтому и был распят Иисус Христос, как совершенно не соответствующий этой новой антибиблейской идео­логии. Именно по причине глубокого укоренения этого страшного мифа, разлагающего душу еврейского народа, христианство было им отвергнуто и подвергалось в течение всей истории всевозможным преследованиям. Распятый Мессия — Христос — величай­ший соблазн иудеям. Такого мифа они создать не могли.

Во-вторых, Мессия — Иисус Христос, по Евангелию, есть Сын Божий, истинный Бог, равночестный Отцу. Но это учение для узко монотеистической раввинистической религии является прямо оскорбительным. Попытки выразить перед иудеями эту истину, как известно, окончились безрезультатно—Его пытались побить камнями.

В-третьих, Иисус Христос есть Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии. Эта истина о рождении Мессии от непорочной Девы (т.н. партеногенез) в христианстве является основополагающей, на которой строится все догматическое уче­ние Церкви о спасении ("Днесь спасения нашего главизна..." — тропарь Благовещению). Однако для ветхозаветного сознания эта идея противоестественна и совершенно непри­емлема. Поэтому справедливо замечание польского профессора В. Квятковского, когда он пишет: "Все согласны с тем, что идея партеногенеза не могла возникнуть на почве иудейской".

Такого учения в сознании иудейском не могло возникнуть.

2. Столь же невозможно представить себе, чтобы и языческий мир мог породить миф о Спасителе народов в образе еврейского пророка, окончившего свою жизнь по­зорной смерть раба на кресте. Да, язычники мечтали о золотом веке, о его возвраще­нии, но связывали его наступление с гением императора, нового Августа, облеченного властью, славой, богатством, красотой и т.д. Сам идеал спасения в язычестве (как и в иудействе), заключается не в плодах духа, в достижении всевозможных материаль­ных благ, которые должен был дать человечеству царь всей земли. Тот же профессор В. Квятковский пишет: "Идея спасителя в эллинстве, а особенно в культе кесарей, ни­когда не имела нравственного смысла, но обозначала физическое избавление личности, города, государства от земного несчастья, например, от болезни, неурожая, от врага". Нищий же Христос, не только не давший никаких материальных благ, но и Сам повешенный на древе, был действительно безумием для эллинов. Совершенно есте­ственна поэтому была и реакция язычества на проповедь христианства: "Об этом по­слушаем тебя в другое время" (Деян. 17, 32), "Безумствуешь ты, Павел" (Деян. 26, 24), а затем и: "Христиан ко львам".

3. Только для человека совершение незнакомого с древними мифами с так назы­ваемых умирающих и воскресающих богах, как, например, об Осирисе, Адонисе, Аттисе и других богах языческих религий того времени может показаться в сказаниях о них что-то подобное жизни Христа. (Разбор этих мифов приведен в п. 2.3.) Как уже бы­ло показано, эти языческие божества являли собой символы умирающей и воскре­сающей ежегодно, с наступлением осени и весны, природы. Поэтому в сказаниях о них и о их жизни нет никаких исторических фактов. Не известны ни время, ни место жизни их, ни их современники (фараоны, цари и т.д.), ни какие-либо исторические события, связанные и их именами, деятельностью, их времени жизни. Здесь нет ни во­площения с реальным и тем более вечным принятием естества человеческого, ни жерт­венных, добровольных страданий, недействительного, однажды свершившегося Воскре­сения из мертвых. Напротив, эти боги возрождаются и умирают вместе с природой каждый год, их жизнь неумолимо обусловлена жизнью природы, их страдания прину­дительны и для них неожиданны, их смерть поэтому не несет в себе ни малейшего намека на добровольную жертвенность и само их воскресение не имеет ни какой нравственной духовной ценности. Все мифы о так называемых умирающих и воскресающих языческих богах на одно лицо. Все наполнены безнрав­ственной, гнусной атмосферой. Неудивительно поэтому, что христианство от начала своего бытия резко отрицательно смотрело на язычество, как на нечто совершенно чуждое ему, как на свой антипод.

Образ Христа глубоко и принципиально отличен от мифических божеств язы­ческой древности. Воплощения языческих богов носят характер призрачности и времен­ности. Господь Иисус Христос не только Бог, но и истинный Сын Человеческий, имеющий действительное и полноценное человеческое естество, навеки соединенное с Божеством. По наличию в Нем двух природ — Он Богочеловек. Но по единству Лица — Он Сын Божий, равночестный во всем Отцу и Святому Духу. Это христианское учение о наличии двух навеки соединенных реальных природ, Божественной и челове­ческой, во Христе является исключительно единственным во всей истории и филосо­фии. Христос — идеал совершенства и в нравственном отношении. Его жизнь, страда­ния и смерть целеустремленны, осмысленны и носят характер добровольной жертвен­ности. Его рождение, смерть и Воскресение однократны и неповторимы. Его жизнь не связана ни с какими богинями. Наконец, Он то историческое Лицо, о Котором сохра­нилась масса разнообразных свидетельств.


Наши рекомендации