Вопрос о происхождении христианства

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.

МЕТОД МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ.

ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, КАК ОДНО ИЗ ОБЪЯСНЕНИЙ СХОДСТВА МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ЯЗЫЧЕСКИМИ РЕЛИГИЯМИ.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ЯЗЫЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ.

ЯЗЫЧЕСТВО КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРАОТКРОВЕНИЕ.

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЯЗЫЧЕСТВОМ И ХРИСТИАНСТВОМ.

НАТУРАЛИЗМ ЯЗЫЧЕСТВА И СВЕРХЕСТЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСТВА. ВОПРОС ОБ ЭЛЕМЕНТАХ НАТУРАЛИЗМА В ХРИСТИАНСТВЕ.

НАТУРАЛИЗМ ЯЗЫЧЕСТВА И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСТВА.

МИФОТВОРЧЕСТВО В ЯЗЫЧЕСКИХ РЕЛИГИИ. ИСТОРИЧНОСТЬ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ.

ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ХРИСТИАНСТВА И БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ ЯЗЫЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ.

О Лице Господа Иисуса Христа.

4.1. Возможность возникновения "мифа" о Христе в иудействе и язычестве.

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.

4.3. "Женское божество" в языческих религиях и попытки отыскать таковое в христианстве

О Боге.

I. Возможности человеческого познания.

II. Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.

БОГ — ЛЮБОВЬ

Священное Писание о Боге:

Смысл понятия "наказание Божие"

III. Православное учение о Боге-Троице и языческие триады

Бог -Троица

IV. Логос -Христос и дохристианские представления о Логосе

Древнегреческие учения о Логосе.

Стоицизм.

ФИЛОН Александрийский (ок. 49г.), иудей.

О Боговоплощении.

Инкарнации и аватары. Метемпсихоз.

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.

Спасение в язычестве и христианстве.

Православное учение о Спасении.

Понятие греха.

Первородный грех.

Человеческая природа Иисуса Христа.

Жертва Христова.

СУЩЕСТВО ЖЕРТВЫ СПАСИТЕЛЯ.

IV. Усвоение человеком Жертвы Христовой.

Церковь.

Христианские таинства.

ЕВХАРИСТИЯ

Крещение.

Священство.

Священное Писание. Его Богодухновенность.

Священное Предание и предания.

Церковь и другие религии.

Духовность и псевдодуховность.

Истинность христианства.

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического
Объяснения Христианства

Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что хрис­тианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а представляет людям естественный продукт предшествующего развития человеческой мысли и по своему происхождению находится в прямой зависимости не только от иудейской ветхозаветной религии, но и от религий языческих. Христианство, с этой точки зрения, является простым продолжением язычества, и все его содержание без остатка может быть сведено к заимствованиям из языческой мифологии. Не только личность Христа низводится до степени легендарной, мифической личности, но и само христианство объявляется результатом массового мифотворческого процесса. Христианство представляет собой плод синкретизма — смешения различных древних религий, — откуда оно заимствовало свои обряды, свое учение и самый образ самого Христа. Христианство есть, таким образом, чистое мифотворчество, не более, как своеобразное сочетание религиозных идей, мифоло­гических элементов той эпохи.

В качестве основания для такого утверждения указывается на то, что между основными догматами христианства и верованиями язычников будто бы существует значительное сход­ство. Так, христианство говорит о воплощении Бога, — о том же говорят и другие религии. Христианство учит об искуплении, — и в других религиях можно найти веру в искупление. Воскресение Христово — один из главнейших догматов христианства, — и языческая мифоло­гия знает богов умирающих и воскресающих.

Идея мифологического толкования христианства является новой в исторической науке. В конце XVIII столетия французские "просветители" Вольней и Дюпюи впервые попытались разрешить христианство в систему мифов. Шарль Франсуа Дюпюи (†1809), которого совре­менные мифологи считают своим родоначальником, выпустил огромный ( в виде трех то­мов) труд под заглавием: "Происхождение всех культов или всеобщая религия" (1794), в котором утверждал, что "существо, освященное под именем Христа, — это солнце... Хрис­тиане — это лишь почитатели солнца", а что " " христианская религия, подобно прочим рели­гиям, основана на почитании солнца, сохранила те же обряды, те же догматы, те же мисте­рии, какие были у других религий”. Константин Франсуа Вольней в 1791 году издал свои "Руины или размышления о переворотах государств", где доказывал, что христиане свое уче­ние заимствовали у буддистов, что Христос есть "перелицованный Будда", и что Евангелия в сущности являются лишь " книгами персидских митраистов и сирийских ессеев, которые са­ми являются лишь видоизмененными буддистами". Идеи Вольнея и Дюпюи рано проникли в Германию, но там отрицательная критическая мысль направилась несколько по иному руслу. Давид Штраус (†1874), Бруно Бауэр (†1882) и другие немецкие исследователи XIX столетия критически изучают новозаветную священную письменность, также объявляя ее собранием легенд и сказок, но для объяснения ее происхождения языческую мифологию привлекают весьма редко. Собственно продолжателями "просветителей" Дюпюи и Вольнея в Германии в XIX веке были иудейский ренегат Норк, писавший и под фамилией Корн, и Рудольф Зейдель. Первый в 60-х годах выпустил ряд книг о мифологии и христианстве (по теории Норка, источниками христианства были культ Митры и персидская религия), — а второй в своей книге "Будда — Легенда и жизнь Иисуса" (1897) утверждал, что Христос есть об­раз и подобие Будды. Идеи мифологического объяснения христианства нашли себе почву и в Англии. В 1887 году появилось анонимное сочинение "Древняя Матерь", где евангельские повествования о смерти Спасителя сравнивались с мифом о Дионисе. Особенно много писал в этом в этом направлении Джон Робертсон (†1933). По Робертсону, вся евангельская исто­рия — не что иное, как обработка языческих мифов об умирающем и воскресающем боге; из языческих элементов, смешанных с иудейскими, соткано и учение Спасителя; каждому пунк­ту христианского вероучения и каждому почти факту евангельской истории Робертсон пыта­ется найти параллель в языческой мифологии.

В XX столетии вышло чрезвычайно большое количество работ на различных языках с попытками дать мифологическое истолкование христианства, в 1904 году итальянец Эмилио Босси, под псевдонимом Милезбо, напечатал книгу "Иисус никогда не существовал", в которой доказывал, что Христос — солнечное, мифическое божество, аналогичное Кришне, Будде, Адонису. В 1906 году выступил американец (по специальности математик) Вильям Бенграмен Смит с работами: "Дохристианский Иисус" и "Ecce Deus". В Голландии профессор философии Болланд в ряде трудов выводит христианство из Александрии, из слияния там в одно целое греческой философии и иудейского эллинизма. Одновременно с этим выхо­дят работы так называемых " панвавилонистов" — Фритр. Делича, Иенсена, Гункеля, Иеремиаса, Винклера и др. — ассириологов, которые задаются целью найти следы вавилонских мифов в библейской религии и, в частности, в христианстве.

"Крупным событием в истории мифологической школы" является выступление профессо­ра философии в Карлсруэ Артура Древса с первым томом его книги "Миф о Христе", по­явившемся около Пасхи 1909 года. Книга Древса вызвала большое возбуждение в проте­стантских кругах Германии, хотя по существу Древсом ничего не было сказано нового, " кроме разве только ошибок". Своей известностью Древс обязан германскому "Союзу мо­нистов”, который взял идеи Древса под свою опеку, сделал их предметом страстной агита­ции и бросил их в толпу как "последнее слово" исторической науки. 31 января и 1 февраля 1910 года в Берлине происходил диспут по поводу книги Древса с участием автора и вид­нейших представителей немецкой богословской и исторической науки Как на диспуте, так и в обширной литературе, которая появилась вокруг "Мифа о Христе", научно Древс был совершенно уничтожен, и немецкое общественное мнение более не возвращалось к его иде­ям. Тем не менее, свою писательскую деятельность по вопросам истории возникновения христианства Древс продолжал. В 1911 году он выпустил вторую часть своего "Мифа...", в которой пытался опровергнуть возражения своих противников. В 1921 году Древс печатает новую книгу под заглавием: "Евангелие Марка, как свидетельство против историчности Иисуса". В 1923 году выходит книга "Звездное небо в поэзии и религии древних народов и христианства", где Древс для объяснения возникновения христианства пользуется, кроме мифологического, еще астральным методом, т.е утверждает, что евангельские сказания представляют описание "движения солнца" (Христос — "солнечный герой") и "положения его в разное время по отношению к неподвижным звездам". В 1924 году выходит новая ра­бота Древса "Возникновение христианства из гностицизма". Помимо этих основных трудов Древс пишет популярные работы: "Легенда о Петре", "Миф о Деве Марии", "Жил ли Хрис­тос", "Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем". Две последние работы Древс писал поспециальному заказу нашего общества "Атеист". Во всех работах Древс стоит на определенно мифологической точке зрения.

Идеи Дюпри, Робертсона и Древса оказали сильное влияние на польского писателя — бел­летриста Андрея Немоевского (†1919). В своей книге "Бог Иисус" Немоевский, по примеру своих учителей, отрицает историческое бытие Христа, а об евангельских повествованиях утверждает, что они частью заимствованы из языческих мифов, а частью вычитаны с звезд­ного глобуса. При этом, метод астральный у Немоевского является преобладающим до того, что вызвал осуждение со стороны самого Древса.

В нашей антирелигиозной литературе идеи мифологического объяснения христианства получили в свое время широкую популярность. Советские мифологи, вслед за западными, считают Христа личностью легендарной, мифической, а Евангелия — собраниями мифов.

Позднее для объяснения возникновения "мифов" некоторые привлекают не только мифы языческих религий, пользуясь и методом астральным, но в добавление к этому, обращают еще внимание на социальную среду, в которой возникла наша религия, на социально — экономические условия жизни современного появлению христианства общества, т.е. иначе го­воря, пытаются сочетать метод мифологический с методом диалектико-материалестическим.

Справедлив ли, однако, основной тезис мифологической школы о синкретическом харак­тере христианства? Представляет ли на самом деле наша религия продукт естественного религиозно — исторического развития человечества? Имеются ли научные основания говорить о причинной генетической-зависимости или связи христианства с религиями языческими?

Наши рекомендации